Финансирование социальной сферы, разработка предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы (на

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования в выпускной квалификационной работе состоит в обосновании роли бюджета в финансировании социальной сферы и разработке предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.58 Мб (Скачать)

- альтернативный источник финансирования, не «урезающий» статьи соответствующего регионального или местного бюджета.

    Таким образом, при разработке видов национальных проектов необходимо учитывать два  взаимосвязанных аспекта:

- возможности финансового обеспечения проекта;

- наличие той или иной социальной проблемы, требующей решения на федеральном уровне.

    На  настоящем этапе развития экономики  страны реализация национальных проектов должна совпадать с целями и задачами целевых программ государства. Целевая  программа представляет собой систему увязанных между собой мероприятий, направленных на достижение единой цели и решения общей проблемы. В свою очередь, национальный проект представляет собой четко сформированные долгосрочные цели в той или иной области, развитие которой определяется в качестве национального приоритета, под которое выделяется финансирование. Таким образом, целесообразным было бы объединение этих двух направлений финансирования, что позволило бы унифицировать финансовые потоки, обеспечить качественный контроль за их использованием.

    Необходимо  проанализировать основные итоги реализации национальных проектов, имеющих социальную направленность[18, С.49].

    Проект  «Образование». Актуальность реализации данного проекта несомненна, так  как при выделении средств  на образование отслеживается динамика увеличения расходов бюджета с 2,8% ВВП до 4% с 2000 по 2005 годы, на образовательную сферу из федерального бюджета в 2007 году было выделено 121 млрд. рублей, 2009 году- 160 млрд. рублей, 2010 году свыше 200 млрд. рублей, однако это остается недостаточным для повышения качества образования и, как следствие этой проблемы, остается дефицит педагогических кадров, низкий уровень оснащенности материально-технической базы образовательных учреждений, качества подготовки специалистов - выпускников высших учебных заведений, а также отток молодых перспективных и талантливых деятелей науки за границу [35]. В развитых странах на финансирование образования выделяется не менее 5,3-5,5% ВВП, а в таких странах, как Япония, Китай, Южная Корея, отчисления составляют от 15 до 25% ВВП.

    В рамках приоритетного национального  проекта «Образование» в 2010 году, финансирование включенных в него мероприятий  увеличено почти на 60% и составляет более 48,8 млрд. рублей по сравнению  с 2009-м, в котором затраты по проекту  составили 29,3 млрд. руб.

    В соответствии с национальным проектом в сфере образования необходимо осуществить следующее:

- стимулировать образовательные учреждения, активно внедряющих инновационные образовательные программы;

- повышать уровень информатизации образования;

- расширять возможности получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву;

- сформировать  национальные университеты  бизнес-школы;

- ввести дополнительное вознаграждение учителей за классное руководство, в том числе учителей начальных классов;

- ежегодно поощрять лучших учителей.

    Проект  «Здоровье». Также в рамках национальных проектов предполагается решение проблемы предоставления качественных услуг  в сфере здравоохранения. В Конституции  РФ и в Законе «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (по состоянию на 28 сентября 2010 г.) государство гарантирует охрану здоровья граждан.

    В настоящее время в стране существует государственная система здравоохранения  и параллельно с ней - частная практика.

    Государство, исходя из основных принципов охраны здоровья, гарантирует лишь определенный минимально необходимый набор бесплатных медицинских услуг, таких как  лечение распространенных болезней, травм, отравлений, оказание иной неотложной помощи, медицинская профилактика важнейших заболеваний, проведение противоэпидемических мероприятий, принятие мер по охране материнства и детства и другие мероприятия.

    Для привлечения органов государственного управления, работодателей и граждан к оплате медицинских услуг в 1991 г. была создана система обязательного медицинского страхования.

    Таким образом, в настоящий момент в  Российской Федерации сформировались три канала финансирования системы  здравоохранения, два из которых  государственные (муниципальные):

- государственная бюджетная система здравоохранения;

- государственная   система   обязательного   медицинского страхования;

- негосударственная (частная) медицина.

    Однако  следует отметить, что частная  медицина не является общедоступной, следовательно, ее существование не дает решения проблем предоставления населению страны качественных услуг,  поэтому массовое пользование услугами здравоохранения обеспечивается первыми двумя каналами финансирования.

    Расходы на здравоохранение тоже проходят положительную динамику, так, например, в 2005 году расходы в сфере здравоохранения составили около 391,5 млрд. рублей, 2010 г. – 840 млрд. рублей (в данные расходы не включены средства граждан на финансирование платных услуг и приобретение фармакологических изделий). Однако на поверхности остается проблема должного качества (больше всего это коснулось малообеспеченных категорий граждан). Происходит увеличение расходов населения на медицинские услуги (с 2005 года по 2010 год расходы граждан на платные медицинские слуги возросли с 27,5 до 87 млрд. рублей). Все это связано со снижением качества бесплатной медицинской помощи.

    Реформирование  здравоохранения направлено на повышение  качества медицинских услуг и  создание системы медицинского страхования, которая была бы социально эффективна. Данная цель может быть реализована в том числе и посредством реализации национального проекта «Здоровье».

    Проектом  предусматривается возможность  участия ведомственных медицинских  организаций в выполнении государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, в случае отсутствия на территории муниципального образования (городского округа) муниципальных учреждений здравоохранения либо учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации, при условии размещения в указанных ведомственных учреждениях здравоохранения в установленном законодательством порядке муниципального заказа.

    Приоритетный  национальный проект «Здоровье» стоит  на первом месте по объемам финансирования. На его реализацию из средств федерального бюджета в 2008 году было направлено 91,2 млрд. рублей, а в 2010 году финансирование увеличено на 44%, по сравнению с 2009 годом и составляет 131,3 млрд. рублей, также в 2010 году было проведено существенное увеличение финансирования национального проекта «Здоровье» по всем направлениям.

    Проект  «Доступное и комфортное жилье - гражданам  России».

    В Российской Федерации проблема доступности  жилья актуальна уже много  лет, при этом данная проблема, как подтверждают аналитические данные и результаты проводимых исследований, связана с демографической проблемой России, которая также требует своего решения, так как изменяется возрастная структура населения России (растет доля пенсионеров), отмечается неблагоприятное соотношение рождаемости и смертности.

    Следует отметить, что в рамках национального  проекта учитываются различные  аспекты проблемы:

- улучшение жилищных условий инвалидов и ветеранов;

- обеспечение доступным жильем молодых семей;

- либерализация условий ипотечного кредитования.

    Финансовое  обеспечение реализации проекта  составило в 2009 г. почти 34 млрд. руб., а в 2010 г. - более 50 млрд. руб.[35].

    Несомненно, что национальные проекты позволяют  улучшать качество социальных услуг, предоставляемых населению Российской Федерации, однако,  необходимо создать эффективный механизм экономико-организационной работы по реализации национальных проектов России и внедрить их в действующие программы  социально-экономического развития субъектов РФ и муниципалитетов, обеспечив корреляцию объемов финансирования в рамках проекта и бюджетного финансирования того или иного направления, повысив ответственность за эффективное использование бюджетных средств региональными и местными органами власти.

    Реализация  национальных проектов в определенном виде считается прямым источником финансирования, закрепленным за субъектами РФ и муниципальными образованиями. Однако успех национальных проектов возможен лишь в том случае, если сформулированы условия, обеспечивающие эффективность расходования бюджетных ассигнований местными бюджетами. Необходимо осуществлять мониторинг и контроль над целевым использованием бюджетных средств, средств, выделяемых на реализацию национальных проектов, являющихся приоритетными. При этом контроль за эффективностью использования бюджетных средств надо производить в предварительной, текущей и итоговой форме. При организации системы контроля также целесообразно обеспечить работу принципа гласности и внедрить систему отчетов о проделанной работе перед вышестоящим руководством как элемент оперативной работы.

    Для успешной реализации национальных проектов необходимо определить направления  деятельности каждого конкретного  уровня (федерального, регионального, местного).

    К основным задачам федерального уровня можно отнести:

- организационно-управленческое обеспечение     национальных проектов;

- совершенствование законодательной базы;

- организацию финансирования за счет средств федерального бюджета.

    К задачам регионального уровня можно  отнести:

- административно-организационное обеспечение программ;

- обеспечения участия в софинансировании.

    Муниципалитетам необходимо создавать условия по привлечению средств частных  инвесторов в различные сферы  деятельности.

    Однозначно, что реализацией национальных проектов невозможно решить все проблемы социальной сферы РФ, хотя бы потому, что не все отрасли охватываются рамками проектов. Важным является и политика бюджетного финансового обеспечения других отраслей социальной сферы.

    Так политика Российской Федерации в области науки, культуры, искусства и средств массовой информации ставит целью обеспечить доступность для граждан культурной деятельности и культурных ценностей, создавать условия для привлечения средств финансирования научной, культурной сферы и средств массовой информации.

    В развитых странах инвестиции в науку  осуществляются в основном за счет государственного бюджета, так как  научные достижения определяют духовное, социальное и экономическое развитие общества. Стимулирование развития научно-технического прогресса внедрение инноваций должно обеспечить конкурентоспособность страны на мировом рынке.

    Основные  цели и задачи государства в области  науки реализуются в рамках научно-технической  политики.

    Основными целями на настоящий момент являются развитие научного потенциала и его эффективное использование, увеличение вклада науки в развитие экономики государства, реализация важнейших социальных задач, упрочение взаимосвязи науки и образования и другие. В связи с этим поставлены основные задачи:

- создание условий для фундаментальных научных исследований ведущих научных школ;

- повышение престижности научного труда и уровня жизни ученых и специалистов;

- реформирование науки путем совершенствования принципов управления, финансирования и организации научных исследований;

- развитие системы подготовки квалифицированных научных кадров;

- формирование условий для конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности;

Информация о работе Финансирование социальной сферы, разработка предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы (на