Наряду
с повышенными относительно других
регионов пенсиями введены различные
пособия, уделяется большое внимание инвалидам,
сиротам, пожилым людям, многодетным семьям,
одиноким матерям. Количество объектов
и сооружений социально-бытовой инфраструктуры
постоянно увеличивается. Концептуально
важным является сохранение и повышение
результативности такой деятельности
администрации различного уровня и систем.
В системе социальной защиты наиболее
значимым является создание центров, связанных
с предупреждением и ликвидацией нищеты,
безработицы, наркомании и пьянства.
Для
учащихся образовательных учреждений
с помощью системы социальной
защиты центры города должны разработать
соответствующие нормативы. Сведения
о росте и развитии человека должны
стать основой планирования снабжения
населения и социальных учреждений
одеждой, обувью, мебелью с учетом принятых
в России пяти росто-возрастных групп.
Социальные
мероприятия концептуального значения
должны разрабатываться исходя из сквозного
принципа воспитания жителя города как
патриота своей земли сознательно
вкладывающего свои знания и опыт в производительный
процесс. Разумеется, интересы молодежи
и детей охватывают не только время, связанное
с образованием и трудом, но и время, отданное
на самовоспитание и общение с другими
членами общества. Поэтому важным является
выполнение специальных организационных
мероприятий и создание форм коммуникаций
и общения людей. В этом отношении системы
образования, здравоохранения и социальной
защиты представляют собой неразрывное
целое со специальными структурами по
делам молодежи, детей и подростков при
администрации города.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Федеральный
бюджет формируется исходя из стратегических
задач и ориентиров бюджетной
политики, содержащихся в Бюджетном
послании Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации.
Основными
приоритетами бюджетной политики, как
указывается в Послании, должны стать
меры, направленные на финансовое обеспечение
крупных программ и проектов, имеющих
государственное значение, включая
реализацию приоритетных национальных
проектов.
Необходимо
найти концептуальное и нормативное
обеспечение бюджетного процесса, гарантировать
достаточность бюджетных ресурсов
для динамичного развития социальных
отраслей. Также необходимо определить
потребность в ресурсах по социальным
отраслям и обосновать соотношение между
долями федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации и муниципальных
бюджетов, а также требуемых трансфертов.
Концептуальное
обоснование стратегического развития
социальных отраслей возможно после
разработки прогноза соотношения расходов
государства, финансовых ресурсов государственных
внебюджетных фондов и бюджетов домохозяйств
для реализации четко определенных социальных
целей, достижение которых в среднесрочной
перспективе создаст условия для преодоления
системных недостатков в жизнедеятельности
населения.
Таким
образом, можно утверждать, что в
Российской Федерации кроме недостаточности
обеспечения финансовыми ресурсами
социальных отраслей в целом существует
значительная дифференциация их по разным
субъектам Российской Федерации. Кроме
того, такая же дифференциация сохраняется
и на уровне отдельных муниципальных образований
в самих субъектах Российской Федерации.
Поэтому
актуальной является проблема общего
увеличения финансовых ресурсов для
обеспечения социального развития населения
Российской Федерации и выравнивания
уровня его во всех муниципальных образованиях.
На
современном этапе развития местного
самоуправления ключевой проблемой
является укрепление финансовой базы
муниципальных образований, которые
сегодня не располагают реальными возможностями
обеспечить реализацию своих полномочий
в полном объеме. Доходы местных бюджетов
не соответствуют потребностям органов
местного самоуправления для необходимых
капитальных вложений, развития и модернизации
объектов жилищно-коммунального хозяйства,
финансирования объектов муниципального
образования, здравоохранения и других
объектов инфраструктуры.
На
сегодня доходы местных бюджетов
позволяют лишь обеспечить выплату
заработной платы муниципальным
служащим и оплату коммунальных услуг,
удельный вес которых в доходах местных
бюджетов составляет в среднем в Российской
Федерации около 60%.
В
ходе анализа состояния социальной
сферы г. Пыть-Ях определено, что
сокращение негативных тенденций путем
государственного регулирования осуществляется,
в первую очередь, через совершенствование
действующего законодательства, проведение
мероприятий по модернизации социальных
отраслей, повышение эффективности мониторинга
бюджетного сектора в социальных отраслях
в соответствии с приоритетными задачами.
В этой связи была продолжена работа:
1. привлечения
инвестиций в отрасли социальной сферы
и расширения источников финансирования
текущей деятельности этих организаций;
2. усиления
конкуренции между организациями за получателя
социальных услуг;
3. повышения
качества предоставляемых услуг населению.
Концентрация
финансовых ресурсов на решении наиболее
значимых проблем в социальных отраслях,
связанных с преодолением проблем
функционирования социальных отраслей
осуществлялась в рамках реализации
национальных проектов в сфере образования
и здравоохранения, а также ряда социальных
отраслевых целевых программ.
Для
практической реализации бюджетной
цели по финансированию социальных отраслей
необходимо принять в законодательном
порядке государственные минимальные
социальные стандарты, которые обеспечат
основные социальные гарантии граждан
и конкретизируют задачи бюджетного процесса
на федеральном, региональном и местном
уровнях. Принятие таких общероссийских
и региональных стандартов приведет в
конечном счете к совершенствованию бюджетно-финансовой
работы всей вертикали органов государственной
власти и местного самоуправления, а также
к повышению их ответственности в данной
сфере деятельности.
Учитывая
состояние инфраструктур, экологическую
обстановку и уровень жизни населения,
цель социально-экономического развития
города Пыть-Ях и ХМАО-Югры в целом может
быть достигнута только за счет новых
видов деятельности, прогрессивных технологий
и эффективных форм управления. Это потребует
инвестиций для развития производительных
сил, которые, в свою очередь, должны обеспечиваться
соответствующим экономическим и правовым
механизмом. Тогда в структуре управления
округа и города появляются достаточно
четкие частные цели и задачи, направленные
на достижение главной цели и формирующие,
в свою очередь, механизм обратной связи
целенаправленного развития производительных
сил.
Мероприятия
по повышению отдельных видов
социальных выплат, денежного довольствия
и пенсий военнослужащих и приравненных
к ним лиц, заработной платы работников
бюджетных учреждений будут иметь большое
социальное и политическое значение.
Нужно
закрепить положительные тенденции
в демографическом развитии города.
Повысить мотивацию к активной трудовой
деятельности. Улучшить материальное
положение ветеранов и других граждан,
получающих государственную социальную
помощь.
Система
социального обслуживания населения
на территории муниципального образования
город Пыть-Ях представлена следующими
Учреждениями социального обслуживания
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры:
«Комплексный центр социального обслуживания
населения «Гелиос», «Центр социальной
помощи семье и детям «Гера», «Реабилитационный
центр для детей и подростков с ограниченными
возможностями «Журавушка».
Деятельность
данных Учреждений направлена на удовлетворение
потребности общества в оказании семьям
и отдельным гражданам, попавшим в трудную
жизненную ситуацию, помощи в реализации
законных прав и интересов, повышении
качества жизни граждан, содействие в
улучшении их социального и материального
положения, обеспечение социальной адаптации
к жизни в обществе, семье, к обучению и
труду.
Неотъемлемой
задачей, стоящей перед специалистами
системы социального обслуживания
г. Пыть-Яха, является качественное предоставление
социальных услуг, постоянное повышение
качества социального обслуживания, а
также внедрение новых технологий, что
невозможно без штата высококвалифицированных
специалистов и без постоянного профессионального
роста работников. В течение года специалисты
учреждений повышали свою квалификацию,
принимали участие в семинарах, конференциях
и т.д.
Расходы,
формируемые в рамках программ, в
основном производятся за счет средств,
передаваемых от вышестоящего бюджета
в виде субсидии, носящие инвестиционный
характер.
Бюджетная
политика муниципального образования
г. Пыть-Ях в области расходов направлена
на сохранение социальной направленности
бюджета, на максимально возможное обеспечение
расходных обязательств городского округа
с соблюдением качества и условий предоставления
социальных услуг, создание условий и
стимулов для обеспечения достойной жизни
жителей города, содействие социальному
и экономическому развитию города при
безусловном учете критериев эффективности
и результативности бюджетных расходов.
В
целях повышения качества и уровня
жизни населения, а также совершенствования
финансирования социальной сферы, обеспечивающей
выбор обоснованных приоритетов бюджетной
политики, прозрачность, подотчетность
и результативность бюджетных расходов,
представляется целесообразным рассмотреть
предложения по следующим направлениям.
В
отрасли доходов населения - рассмотреть
возможность законодательного регулирования
заработной платы на основе поэтапного
повышения МРОТ.
В
отрасли здравоохранения – наметить
меры поэтапного повышения бюджетного
обеспечения здравоохранения и увеличения
его в среднесрочной перспективе.
В
отрасли образования - наметить меры
поэтапного повышения бюджетного обеспечения
здравоохранения.
В
области межбюджетных отношений:
1. Разработать
пакет предложений по повышению сбалансированности
бюджетов субъектов Российской Федерации
путем создания высокоэффективной системы
целевых и местных налогов;
2. Принять
меры по совершенствованию методики распределения
межбюджетных трансфертов, направленной
на повышение заинтересованности органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления
в увеличении темпов поступлений доходов
в бюджеты всех уровней;
3. Принять
закон о государственных минимальных
социальных стандартах, позволяющий установить
унифицированные долгосрочные нормативы
выделения депрессивным регионам финансовой
помощи из федерального бюджета.
В
социальном страховании - вернуть платежам
по единому социальному налогу страховую
форму и сформировать на этой основе
систему правил обязательного социального
страхования (пенсионного, социального,
медицинского, по безработице).
В
совершенствовании бюджетного процесса
- усилить социальную направленность
и прозрачность бюджета. Обеспечить
возможность аргументированной
социальной (по группам населения) экспертизы
расходов бюджета. Она серьезно ограничена
на базе их классификации (функциональной,
ведомственной и экономической, а также
наличием данных только по проекту федерального
бюджета). С этой целью важно дать в приложениях
к бюджету показатели социальной классификации
расходов бюджетов. Эта классификация
формировала бы расходы по социальным
адресам конечных получателей государственных
средств.
Такая
«социальная» группировка расходов
бюджетов всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации позволила
бы повысить прозрачность главного финансового
документа страны, усилить адресность
бюджетного процесса, обоснованность
принятия решений. В конечном счете это
способствовало бы повышению эффективности
управления социальной сферой.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Российская
Федерация. Конституция (1993). Конституция
Российской Федерации [Текст]: офиц. текст.
– М.: Маркетинг, 2001. – 39, [1] с. – ISBN 5-94462-025-0.
- Российская
Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской
Федерации [Текст]: [федер. закон: принят
Гос. Думой 17 июля. 1998 г.: по состоянию на
06 апреля 2011 г.]. – Собрание законодательства
РФ.- 2011.-11 апреля. № 34.- ст. 2041.
- Российская
Федерация. Законы. Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации [Текст]: федер.
закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ
[по состоянию на 27 декабря 2009 г. // Российская
газета. –
2009 .- 29 декабря.
– С. 11.
- Российская
Федерация. Законы. Об основах социального
обслуживания населения [Текст]: федер.
закон: [Принят Гос. Думой 15 ноября 1995 года:
по состоянию на 23 июля 2008 г.]. - Собрание
законодательства РФ. -1995. -11 декабря.- №
50.- ст. 4872.
- Российская
Федерация. Законы. Основы законодательства
Российской Федерации об охране здоровья
граждан [Текст]: [по состоянию на 28 сентября
2010 г.]. - Собрание законодательства РФ.
-2010. -4 октября.- № 40.- ст. 4969.
- Российская
Федерация. Законы. О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях
[Текст]: федер. закон: [Принят Гос. Думой
7 июля 1995 года: по состоянию на 23 декабря
2010 г.]. - Собрание законодательства РФ.
– 2010. – 27 декабря. - № 48.- ст. 6998.
- Российская
Федерация. Законы. О ветеранах [Текст]:
федер. закон: [Принят Гос. Думой 16 декабря
1994 года: по состоянию на 9 декабря 2010 г.].
- Собрание законодательства РФ. -2010. -13
декабря.- № 50.- ст. 6609.
- Российская
Федерация. Законы. О социальном обслуживании
граждан пожилого возраста и инвалидов»
[Текст]: федер. закон: [Принят Гос. Думой
17 мая 1995 года: по состоянию на 22 августа
2008 г.]. - Собрание законодательства РФ.
-1995. -07 августа.- № 32.- ст. 3198.
- Российская
Федерация. Законы. О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей [Текст]:
федер. закон: [Принят Гос. Думой 26 апреля
1995 года: по состоянию на 7 марта 2011 г.].
- Собрание законодательства РФ. -2011. -14
марта.- № 11.- ст. 1496.
- Положение
о бюджетном процессе в муниципальном
образовании городской округ город Пыть-Ях
[Текст]: утвержденным решением Думы
от 27.11.2007 №230.
- Постановление
Правительства ХМАО – Югры «Об утверждении
административного регламента по обеспечению
детей до трех лет молочными продуктами
и их смесями» [Текст]: от 27.12.2004 года №
482-п (в ред. от 13.08.2009).
- Кремлев,
Н.Д. Уровень жизни населения: статистика
и методы использования [Текст]: Учебное
пособие / Н.Д. Кремлев. - Курган: изд-во
КГУ, 2009. - 400 с. - ISBN 5-230-10656.
- Крутякова,
Ю.А. Государственные и муниципальные
финансы [Текст]: Учеб. Пособие / Ю.А. Крутякова.
– М.: Издательство РИОР, 2009. – 544 с.- ISBN
5-482-00396-5/5-482-00777-4
- Курс социально-экономической
статистики [Текст]: Учебник для вузов
/ Под ред. Проф. М.Г. Назарова. - М.: Финстатинформ,
2010. – 771 с. - ISBN: 5-238-00149-5.
- Курс экономики
[Текст]: Учебник для вузов / Под ред. Ранзберга
Б.А. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,
2009. – 619 с. - ISBN 978-5-9776-0192-4.
- Курс экономической
теории [Текст]: Учебник / Под ред. Проф.
Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. -
Киров.: Издательство АСА, 2010. – 628 с. - ISBN
5-16-000842-Х.
- Левашов,
В.И. Социальная политика доходов и заработной
платы [Текст] / В.И. Левашов. - М.: Центр экономики
и маркетинга, 2010. – 101 с. ISBN 5-202-00112-6
- Политика
доходов и заработной платы [Текст]: Учебник
/ Под ред. П.В. Савченко, Ю.П. Кокина. - М.:
Экономистъ, 2010.-456 с. - ISBN 5-7975-0223-2.
- Политика
доходов и качество жизни населения [Текст]:
Учебник для ВУЗов / Под ред. Н.А. Горелова.
- СПб.: Питер, 2009. – 357 с. - ISBN 5-230-10656.
- Протас, В.Ф.
Макроэкономика: структурно-логические
схемы [Текст]: Учебное пособие для вузов/
В.Ф. Протас. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010.-
418 с. - ISBN 5-93196-091-0.
- Чубарова,
Т.В, Шестакова, Е.Е. Реформы здравоохранения
в России и зарубежных странах: направления
и перспективы [Текст] / Т.В Чубарова, Е.Е.Шестакова.
- М.: Эпикон, 2010. – с. 297. ISBN 5-2782-004722-Х
- Современная
экономика. Общедоступный курс [Текст]:
Под ред. Мамедова О.Ю. - Ростов н/Д.: изд-во
"Феникс", 2008. - 269 с. ISBN 5-7900-222-Х
- Социальная
политика. Толковый словарь [Текст]: Под
ред. Н.А. Волгина.-М.: Экзамен, 2008.- 688 с. -
ISBN 5-902358-56-6.
- Социальная
статистика [Текст]: Учебник / Под ред. Чл.кор.РАН
И.И. Елисеевой. Изд. 3-е издание, перераб.
и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009.- 511
с. - ISBN 3-93196-091-5.
- Юрьева, Т.В.
Социальная экономика [Текст] / Т.В. Юрьева.-М.:
Дрофа, 2009.-308 с.- ISBN 5-230-10656.
- Бачурин,
А.Д. Экономическая и социальная политика
государства по улучшению условий жизни
[Текст] / А.Д. Бачурин // Экономист. -2009.
-№ 12. - С. 23-27
- Бойков, В.К.,
Шишкин, С.Е. Расходы населения на медицинскую
помощь и лекарственные средства [Текст]
/ В.К.Бойков, С.Е. Шишкин //Вопросы экономики.-
2010.- № 10.- С. 35-43.
- Важенин,
С.Г. Социальная инфраструктура народохозяйственного
комплекса [Текст] / С.Г. Важенин // Финансы
и кредит.-2010.-№5.-С.23-38.
- Воробьева
Е.С. Социальная программа [Текст] /Е.С.
Воробьева // Экономика и жизнь.-2010.-№2.-
С. 37-49.
- Гольц, Г.А.
Инфраструктура и общество: принципы стратегии
опережающего развития России [Текст]
/ Г.А. Гольц // Экономическая наука современной
России. – 2009. - № 2. – С. 9-15.
- Гонтмахтнр,
Е.Т. Социальная политика в России: эволюция
90-х и новый старт [Текст] / Е.Т. Гонтмахтнр
//Pro et contra - 2008. - Т.6.- №3.- С. 7-22.
- Дмитриев,
М.А. Политика социальных расходов в современной
России [Текст] / М.А. Дмитриев // Экономист.
- 2010.- № 10.-С. 18-29.
- Дубова, М.Д.
Роль единого социального налога в реализации
социальной политики государства [Текст]
/ М.Д. Дубова //Финансы. -2009. - № 12. - С. 44-45.
- Ефимов, С.Б.
Оптимизация расходной бюджетной политики
государства в социальной сфере [Текст]
/ С.Б. Ефимов // Финансы и кредит. – 2009. -
№ 1. – С. 49 – 57.
- Жеребин,
В.М., Романов, А.Н. Уровень жизни населения
[Текст] / В.М. Жеребин, А.Н. Романов //
Экономист. - 2010.- № 8.-С. 23-31.
- Ильяшенко,
А.Н. Семья как приоритет социальной политики
государства: Междунар.-правовые и конституц.
Основы [Текст] / А.Н. Ильяшенко //Конституционное
и муниципальное право. -2009. -№ 2. - С. 18-22
- Коробов,
С.Е. Социальная функция государств с рыночной
экономикой [Текст] / С.Е. Коробов //Государственная
власть и местное самоуправление. -2010.
-№ 1. - С. 10-16.
- Ливадный,
А.П. Медицинское обслуживание сельского
населения: проблемы, задачи, перспективы
[Текст] / А.П. Ливадный //Экономика сельского
хозяйства. - 2009.- № 9.-С.25-33.
- Макошина,
В.В. Социально-экономические условия
развития рынка труда [Текст] / В.В. Макошина
// Профессионал. – 2010. - № 3. – С. 5 – 6.
- Мониторинг
уровня жизни населения Российской федерации
[Текст]. Бюллетень №2 //ФНПР.- Академия
труда и социальных отношений, 2010. – С.
9-19.
- Мухетдинова,
Н.Т Формирование социальной сферы [Текст]
/ Н.Т. Мухетдинова // Экономист. - 2010. - №2.
- с. 3-10.
- Мухетдинова,
Н.Т. Новые механизмы финансирования социальных
расходов [Текст] / Н.Т. Мухетдинова // Экономист.
-2009. -№ 2. - С. 69-78.
- Никитин,
А.М. Функции современного Российского
государства в экономике и социальной
политике [Текст] / А.М. Никитин //Закон и
право. -2010. -№ 5. - С. 16-18
- Осадчая,
И.Р. Экономический рост, распределение
доходов и политика государства [Текст]
/ И.Р. Осадчая // Наука и жизнь. – 2010. - №
2. – С. 24-29.
- Плотицина,
Л.А. Социальная политика - объективная
необходимость и условие дальнейшего
развития [Текст] / Л.А. Плотицина //Финансы
и кредит.-2009.-№11.-С.32-34.
- Протасова,
О.А. Проблемы социальной политики [Текст]
/ О.А. Протасова // Свободная мысль-ХХ.-2010.-№5.-С.41-47.
- Путин, В.В.
Главная задача бюджета – социальная
[Текст] / В.В. Путин // Российская газета.
– 2009 .- 7 сентября. – С 8.
- Ржаницына,
Л.Е. Социальная тактика на современном
этапе [Текст] / Л.Е. Ржаницына // Экономист.
-2010.- №8. -С. 59-67.
- Роик, В.Д
Размышления по поводу бюджетных проектировок
на 2011 год: [О динамике расходов федерального
бюджета на социальную сферу в России]
[Текст] / В.Д. Роик // Человек и труд. -2010.
-№ 12. - С. 46-50.
- Роик, В.Д.
Социальная составляющая проекта федерального
бюджета на 2010 год: вырастет ли благосостояние
россиян [Текст] / В.Д. Роик //Российский
экономический журнал. -2009. -№ 12.- С.21-29.
- Рынок труда
и доходы населения [Текст]: Под ред. Н.А.
Волгина. - М.: Информационно - издательский
дом "Филинъ", 2008. – 367 с.
- Серов, К.Н.
Социально-экономическая политика государства
и политический режим: некоторые проблемы
взаимосвязи [Текст] / К.Н Серов. // Юридический
мир. – 2010. - № 4. – С. 50-53.
- Синельников
А.Г. Социальная инфраструктура: вопросы
теории и практики [Текст] / А.Г. Синельников
//Финансы и кредит.-2010.-№2.-С.29-33.
- Соболева,
И.Д. Социальная политика как фактор устойчивого
развития [Текст] / И.Д. Соболева //Проблемы
теории и практики управления, 2009.-№3.-С.67-73.
- Солодов,
А.Л. Амортизация как инструмент социально-экономической
политики государства [Текст] / А.Л.
Солодов // Общество и экономика. – 2009.
– № 2. – С. 129 – 137.
- Сошин П.Д.
Социальная инфраструктура и ее финансирование
[Текст] /П.Д. Сошин // Экономика. –2009.- №
7.- С. 41-48.
- Трунин, С.Н.
Финансово-экономические проблемы социальной
политики в современной России [Текст]
/ С.Н. Трунин // Финансы и кредит. – 2010. -
№ 32. – С. 21-38.
- Феоктистов,
Д.В. Методология оценки уровня и качества
жизни населения [Текст] / Д.В.Феоктистов
//Налоги, инвестиции, капитал. - 2002.
- №3. – С. 11-19.
- Основные
направления социально-экономической
политики Правительства Российской Федерации
на долгосрочную перспективу (проект)
[Электронный ресурс]// http://www.nisse.ru/analitics.html?id=gref_program