Финансирование социальной сферы, разработка предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы (на

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования в выпускной квалификационной работе состоит в обосновании роли бюджета в финансировании социальной сферы и разработке предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.58 Мб (Скачать)

    Многие  из этих изменений ухудшили положение наемных работников. Поэтому регулирование трудовых отношений становится одним из приоритетов социальной политики.

    Одной из основных проблем социальной сферы  в г. Пыть-Ях является низкий уровень  доходов населения, которая обусловлена следующими факторами:

  • значительная часть трудоспособного населения, особенно занятых в социальной сфере, имеет уровень доходов ниже прожиточного минимума;
  • существенные диспропорции в уровне оплаты труда между различными секторами экономики и муниципальными образованиями округа.

    Демографическая ситуация в г. Пыть-Ях характеризуется  отрицательной динамикой естественного  прироста населения (за счет превышения уровня смертности населения над  рождаемостью и отъездом граждан  на постоянное жительство в другие регионы РФ), частично компенсируемой миграционным потоком со стран ближнего зарубежья.

    В последние годы в г. Пыть-Ях происходит не только убыль населения, но и деформация его возрастной структуры. Повышается уровень жителей, достигших пенсионного  возраста. В результате теряется трудовой потенциал, если не изменить тенденцию в миграционных процессах, то после 2015 года трудовые ресурсы города будут сокращаться.

    На  рынке труда города сохраняется  дисбаланс спроса и предложения  рабочей силы по квалификационному, территориальному и гендорному составу.

    В жилищно-коммунальном хозяйстве основными  проблемами являются: рост стоимости  коммунальных услуг, высокий уровень  износа жилищной и коммунальной инфраструктуры и высокий процент ветхого  жилья в общем жилом фонде.

    Проблемы в области здравоохранения обусловлены недостаточным уровнем развития системы профилактики заболеваний, несбалансированностью объемов государственных гарантий бесплатной медицинской помощи с имеющимися финансовыми ресурсами, недостаточным ростом добровольного медицинского страхования.

    Ключевой  проблемой в образовании и  науке является низкий уровень коммерциализации научно-исследовательских разработок и их выхода на российский и международный  рынки.

    Одной из острых проблем является  также  неудовлетворенный спрос граждан на обеспечение дошкольным образованием.

    В соответствии с данными социологических  опросов населения решение проблемы занятости детей в свободное  время является одной из главных  задач.

    По  результатам ранжирования была построена  матрица «Острота проблемы – Влияние на реализацию стратегических целей развития  г. Пыть-Ях» с определением места каждой из проблем в одном из трех сегментов. Наиболее значимые проблемы расположены в зоне первого уровня приоритетности. В их числе определены:

  • низкий уровень доходов населения;
  • ограниченный доступ к капиталу;
  • инфраструктурные ограничения развития  г. Пыть-Ях;
  • тенденции сокращения кадров на рынке труда;
  • недостаточный уровень развития инновационной инфраструктуры;
  • отраслевые и территориальные диспропорции.
 

    

 
 

    Рисунок  11 - Матрица «Острота проблемы - Влияние  на реализацию стратегических целей  развития города Пыть-Ях

     

    Таким образом, ключевые действия органов  власти в среднесрочной перспективе  должны быть направлены на решение  данного комплекса проблем  
 

3.2 Направления  совершенствования управления социальной  сферой ХМАО-Югра 

    Состояние здоровья населения свидетельствует  о росте социального неблагополучия. Отмечается рост заболеваемости алкоголизмом и наркоманией. Одним из ведущих факторов, негативно влияющих на здоровье населения, является ухудшение качества и структуры питания. Эти показатели не отвечают медицинским нормам, а в ряде случаев питание не соответствует перечню продуктов минимальной продовольственной корзины.

    ХМАО-Югра относится к территориям с преимущественно добывающей специализацией и поэтому он в наибольшей степени вовлечен в перераспределительные процессы на макроуровне. По сравнению со средними показателями по России, с ближайшими субъектами РФ Сибири и Урала среднедушевой доход в округе один из самых высоких в стране. Однако здесь резко выражены социальные контрасты, имеется значительный слой населения, практически лишенный доступа к региональным ресурсам. Это ведет к росту социальной напряженности и общей нестабильности социальной ситуации. Большое внимание здесь должно быть сосредоточено на снижении разрыва в доходах между отдельными социальными слоями.

    Общая социальная проблема ХМАО-Югры, как  и других северных субъектов Федерации, – перенаселенность и наличие  потенциальной угрозы резкого роста безработицы по мере рационализации экономической политики на уровне вертикально интегрированных компаний (что прежде всего выражается в ликвидации непрофильных и вспомогательных подразделений, переходе на малолюдные технологии и т.д.).

    На  территории округа решение данной проблемы осуществляется в рамках Федеральной  целевой программы «Строительство на территории Российской Федерации  жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и  приравненных к ним местностей», которая является составной частью Государственной целевой программы «Жилище». Основная цель программы – регулирование миграционных потоков из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, оказание государственной поддержки мигрантам. Способ реализации программы – организация жилищного строительства в районах с благоприятными природными и социально-экономическими условиями.

    Оценку  процесса и возможных путей социально-экономического развития округа  и города Пыть-Ях целесообразно выполнить с учетом анализа ситуаций в мире, России и Сибири.

    Актуальными для округа и города являются процесс  имущественного расслоения на бедных и богатых, а также отсутствие модели устойчивого развития. «Концепция перехода Российской Федерации к  устойчивому развитию» определяет следующие основные показатели качества жизни:

1. продолжительность жизни человека (ожидаемую при рождении и фактическую);

2. состояние здоровья человека;

3. отклонение состояния окружающей среды от нормативов;

4. уровень знаний или образовательных навыков;

5. доход, измеряемый валовым внутренним продуктом на душу населения;

6. уровень занятости и степень реализации прав человека.

    Исходя  из указанных показателей качества жизни, рассмотрим оценку социальной сферы  Сибири, данную в ФЦП «Сибирь».

    Серьезной проблемой в сфере труда города является резкое снижение мотивации к профессиональной, качественной и эффективной работе. Это обусловлено, во-первых, тем, что разрушена связь зарплаты с результатами труда, квалификацией работников и уровнем их профессионализма, что привело к тотальному падению престижа массовых профессий в материальном производстве в глазах молодежи. Во-вторых, вследствие необоснованной дифференциации заработной платы по категориям работников и сферам занятости. В-третьих, почти полностью отсутствуют моральные стимулы к труду.

    Важным  блоком инфраструктуры рынка труда, реализующим функции формирования конкурентоспособных трудовых ресурсов и способствующим поддержанию качественной сбалансированности спроса и предложения  рабочей силы, является система подготовки и переподготовки кадров. Ее деятельность во многом определяет уровень эффективности активных мер по реализации политики занятости и выхода экономики из кризиса.

    Условия повышения уровня жизни населения  и важнейшие задачи региональной и муниципальной социальной политики должны включать в себя:

    регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание  оттока населения из северных и восточных  районов страны;

    осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и естественного прироста населения в регионах России …».

    В долгосрочной перспективе главным  направлением региональной и муниципальной  политики в сфере занятости является создание новых рабочих мест в развивающихся отраслях, в потребительской сфере, а также в организациях рыночной инфраструктуры - государственную поддержку сохранения самобытной культуры малочисленных народов, условия их языка, традиций и среды обитания».

    Как известно, в основе социально-экономических  процессов находится человек, его  понимание, умение и активное отношение  к жизни, которые во многом определяют направленность этих процессов, поэтому  главной задачей в проведении социальной политики следует считать создание условий, направленных на повышение мотивации населения к:

    профессиональной, качественной  и эффективной работе;

    повышению престижа работы в материальном производстве;

    постоянному проживанию на территории автономного  округа.

    Причины снижения мотивации населения к работе во многом определяют  пути решения этой задачи. Сегодня в значительной мере можно считать, что есть все предпосылки для создания благоприятных условий для постоянного проживания в округе преобладающей части населения.

    Продолжительность проживания граждан на территории округа позволяет, с некоторой условностью, разделить население на три характерные  группы по их отношению к самой  территории проживания:

    малочисленные народы севера;

    пришлое население, продолжительно проживающее в округе и чья деятельность изначально не была связана с развитием здесь нефтегазодобывающего комплекса;

    пришлое население различной национальности (по переписи 1989 года более 20-ти национальностей) изначально, преимущественно, прибывших  в округ на относительно ограниченный период времени в связи с развитием здесь нефтегазового комплекса и возможностями реализации здесь своих профессиональных качеств или временного заработка.

    Деятельность  первых двух групп в своей основе связана с использованием возобновляемых ресурсов и изначально предопределяется условиями устойчивого их проживания на этой территории. Деятельность третьей группы связана с использованием не возобновляемых природных ресурсов и во многом определена эффективностью их добычи. Не возобновляемость используемого ресурса и локальная концентрация населения в крупных городах в значительной мере формирует условия временного проживания данного населения на этой территории (отсюда и у этой группы мотивация – свободные финансовые средства перевести в средства потребления либо направить их в развитие других территорий). Усложнение социально-экономической системы ХМАО, формирование экономического и правового механизма, стимулирующего закрепление населения, повышение уровня образования и культуры должно активизировать усилия населения, направленные на стабилизацию и последующее развитие округа.

    Создание  условий для активного отношения  населения к работе (в первую очередь  в сфере материального производства, культуры и образования) будет способствовать развитию производительных сил ХМАО-Югры, а условий, способствующих закреплению населения на территории округа, его устойчивому развитию.

    Показателем социального благополучия является качество жизни. К классическому  определению понятия «качество  жизни» применительно к населению округа и города необходимы коррективы, так как  наряду с условиями жизнеобеспечения, условиями жизнеспособности общества, оно должно включать характерные для представителей новой популяции критерии биологической, физиологической и психологической состоятельности индивидуума или групп людей. Эти параметры фактически становятся лимитирующими эффективность производительных сил и их воспроизводства. Оценка производственных и биологических возможностей человека, таким образом, является важнейшим направлением в разработке и реализации таких планов.

Информация о работе Финансирование социальной сферы, разработка предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы (на