Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:39, дипломная работа
Цель исследования в выпускной квалификационной работе состоит в обосновании роли бюджета в финансировании социальной сферы и разработке предложений по усилению роли государственного бюджета в финансировании социальной сферы.
Многие из этих изменений ухудшили положение наемных работников. Поэтому регулирование трудовых отношений становится одним из приоритетов социальной политики.
Одной из основных проблем социальной сферы в г. Пыть-Ях является низкий уровень доходов населения, которая обусловлена следующими факторами:
Демографическая
ситуация в г. Пыть-Ях характеризуется
отрицательной динамикой
В последние годы в г. Пыть-Ях происходит не только убыль населения, но и деформация его возрастной структуры. Повышается уровень жителей, достигших пенсионного возраста. В результате теряется трудовой потенциал, если не изменить тенденцию в миграционных процессах, то после 2015 года трудовые ресурсы города будут сокращаться.
На рынке труда города сохраняется дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по квалификационному, территориальному и гендорному составу.
В жилищно-коммунальном хозяйстве основными проблемами являются: рост стоимости коммунальных услуг, высокий уровень износа жилищной и коммунальной инфраструктуры и высокий процент ветхого жилья в общем жилом фонде.
Проблемы в области здравоохранения обусловлены недостаточным уровнем развития системы профилактики заболеваний, несбалансированностью объемов государственных гарантий бесплатной медицинской помощи с имеющимися финансовыми ресурсами, недостаточным ростом добровольного медицинского страхования.
Ключевой
проблемой в образовании и
науке является низкий уровень коммерциализации
научно-исследовательских
Одной из острых проблем является также неудовлетворенный спрос граждан на обеспечение дошкольным образованием.
В
соответствии с данными социологических
опросов населения решение
По результатам ранжирования была построена матрица «Острота проблемы – Влияние на реализацию стратегических целей развития г. Пыть-Ях» с определением места каждой из проблем в одном из трех сегментов. Наиболее значимые проблемы расположены в зоне первого уровня приоритетности. В их числе определены:
Рисунок 11 - Матрица «Острота проблемы - Влияние на реализацию стратегических целей развития города Пыть-Ях
Таким
образом, ключевые действия органов
власти в среднесрочной перспективе
должны быть направлены на решение
данного комплекса проблем
3.2 Направления
совершенствования управления
Состояние
здоровья населения свидетельствует
о росте социального
ХМАО-Югра относится к территориям с преимущественно добывающей специализацией и поэтому он в наибольшей степени вовлечен в перераспределительные процессы на макроуровне. По сравнению со средними показателями по России, с ближайшими субъектами РФ Сибири и Урала среднедушевой доход в округе один из самых высоких в стране. Однако здесь резко выражены социальные контрасты, имеется значительный слой населения, практически лишенный доступа к региональным ресурсам. Это ведет к росту социальной напряженности и общей нестабильности социальной ситуации. Большое внимание здесь должно быть сосредоточено на снижении разрыва в доходах между отдельными социальными слоями.
Общая социальная проблема ХМАО-Югры, как и других северных субъектов Федерации, – перенаселенность и наличие потенциальной угрозы резкого роста безработицы по мере рационализации экономической политики на уровне вертикально интегрированных компаний (что прежде всего выражается в ликвидации непрофильных и вспомогательных подразделений, переходе на малолюдные технологии и т.д.).
На
территории округа решение данной проблемы
осуществляется в рамках Федеральной
целевой программы «
Оценку
процесса и возможных путей социально-
Актуальными
для округа и города являются процесс
имущественного расслоения на бедных
и богатых, а также отсутствие
модели устойчивого развития. «Концепция
перехода Российской Федерации к
устойчивому развитию»
1. продолжительность жизни человека (ожидаемую при рождении и фактическую);
2. состояние здоровья человека;
3. отклонение состояния окружающей среды от нормативов;
4. уровень знаний или образовательных навыков;
5. доход, измеряемый валовым внутренним продуктом на душу населения;
6. уровень занятости и степень реализации прав человека.
Исходя из указанных показателей качества жизни, рассмотрим оценку социальной сферы Сибири, данную в ФЦП «Сибирь».
Серьезной проблемой в сфере труда города является резкое снижение мотивации к профессиональной, качественной и эффективной работе. Это обусловлено, во-первых, тем, что разрушена связь зарплаты с результатами труда, квалификацией работников и уровнем их профессионализма, что привело к тотальному падению престижа массовых профессий в материальном производстве в глазах молодежи. Во-вторых, вследствие необоснованной дифференциации заработной платы по категориям работников и сферам занятости. В-третьих, почти полностью отсутствуют моральные стимулы к труду.
Важным
блоком инфраструктуры рынка труда,
реализующим функции
Условия повышения уровня жизни населения и важнейшие задачи региональной и муниципальной социальной политики должны включать в себя:
регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных районов страны;
осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и естественного прироста населения в регионах России …».
В долгосрочной перспективе главным направлением региональной и муниципальной политики в сфере занятости является создание новых рабочих мест в развивающихся отраслях, в потребительской сфере, а также в организациях рыночной инфраструктуры - государственную поддержку сохранения самобытной культуры малочисленных народов, условия их языка, традиций и среды обитания».
Как известно, в основе социально-экономических процессов находится человек, его понимание, умение и активное отношение к жизни, которые во многом определяют направленность этих процессов, поэтому главной задачей в проведении социальной политики следует считать создание условий, направленных на повышение мотивации населения к:
профессиональной, качественной и эффективной работе;
повышению престижа работы в материальном производстве;
постоянному проживанию на территории автономного округа.
Причины снижения мотивации населения к работе во многом определяют пути решения этой задачи. Сегодня в значительной мере можно считать, что есть все предпосылки для создания благоприятных условий для постоянного проживания в округе преобладающей части населения.
Продолжительность проживания граждан на территории округа позволяет, с некоторой условностью, разделить население на три характерные группы по их отношению к самой территории проживания:
малочисленные народы севера;
пришлое население, продолжительно проживающее в округе и чья деятельность изначально не была связана с развитием здесь нефтегазодобывающего комплекса;
пришлое
население различной
Деятельность первых двух групп в своей основе связана с использованием возобновляемых ресурсов и изначально предопределяется условиями устойчивого их проживания на этой территории. Деятельность третьей группы связана с использованием не возобновляемых природных ресурсов и во многом определена эффективностью их добычи. Не возобновляемость используемого ресурса и локальная концентрация населения в крупных городах в значительной мере формирует условия временного проживания данного населения на этой территории (отсюда и у этой группы мотивация – свободные финансовые средства перевести в средства потребления либо направить их в развитие других территорий). Усложнение социально-экономической системы ХМАО, формирование экономического и правового механизма, стимулирующего закрепление населения, повышение уровня образования и культуры должно активизировать усилия населения, направленные на стабилизацию и последующее развитие округа.
Создание
условий для активного
Показателем социального благополучия является качество жизни. К классическому определению понятия «качество жизни» применительно к населению округа и города необходимы коррективы, так как наряду с условиями жизнеобеспечения, условиями жизнеспособности общества, оно должно включать характерные для представителей новой популяции критерии биологической, физиологической и психологической состоятельности индивидуума или групп людей. Эти параметры фактически становятся лимитирующими эффективность производительных сил и их воспроизводства. Оценка производственных и биологических возможностей человека, таким образом, является важнейшим направлением в разработке и реализации таких планов.