Дети без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 06:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность и практическое значение выбранной темы моей курсовой работы не вызывает сомнения, так как проблемы воспитания детей всегда привлекали внимание общественности. Современная система защиты прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства и воспитания детей - сирот.

Оглавление

Введение стр.3
Глава 1. Общая характеристика правовых форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Понятие и субъекты права на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей стр.5
1.2 Правовые формы воспитания: общая характеристика стр.9
1.3 Место правовых норм, регулирующих правовые формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в системе семейного законодательства стр.11
Глава 2. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
2.1 Усыновление (удочерение) детей стр.15
2.2 Опека и попечительство над детьми стр. 23
Заключение стр. 27
Список использованных источников и литературы стр. 28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 79.60 Кб (Скачать)

К таким заболеваниям, в частности, отнесены:

туберкулез, заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации, злокачественные онкологические заболевания; наркомания, алкоголизм, психические заболевания и др.;

лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям; лица, имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.

Важным является также положение СК РФ, запрещающее усыновление одного ребенка двумя и более лицами, не состоящими в браке. Речь идет, о том числе и о родственниках ребенка, о проживающих совместно друзьях и подругах, а также любых семьях, не основанных на браке. Иными словами, усыновить одного и того же ребенка могут только супруги. И это правильно, поскольку в противном случае возникшее двусмысленное, неопределенное положение ребенка, вопреки его интересам, обязательно сыграло бы отрицательную роль, доставив ребенку нравственные страдания.

При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения интересов усыновляемого и всех вышеназванных требований и запретов.

Устанавливая запреты на усыновление, адресованные усыновителям, СК РФ вместе с тем предусматривает необходимость соблюдения, как правило, разницы в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком - не менее шестнадцати лет (п. 1 ст. 128 СК РФ). Очевидно, что законодатель исходит из предположений, что родители и дети не могут быть ровесниками, что с шестнадцати лет возникает брачная дееспособность. Кроме того, требуемая разница в возрасте необходима, чтобы усыновители смогли должным образом осуществлять свои права и обязанности по воспитанию и образованию детей. Однако суд при установлении усыновления по объективным ли, субъективным ли уважительным причинам (например, когда ребенок знает усыновителя именно как своего родителя), всегда совпадающим с интересами ребенка, вправе сократить названный срок. Если ребенок усыновляется отчимом или мачехой, наличие разницы в возрасте между усыновителем и усыновляемым не требуется.

Нетрудно заметить, что, предъявляемые к усыновлению требования практически все обращены к усыновителям. Что же касается самих усыновляемых детей, необходимо отметить, что закон не содержит каких-либо ограничений в отношении усыновления больных детей, т.е. состояние их здоровья, наличие отклонений от нормы в физическом и умственном развитии, дурных привычек и прочее не мешают усыновлению. Однако лицо, усыновляющее ребенка, должно знать и о состоянии здоровья, и обо всем, что касается личности ребенка, подлежащего усыновлению. Поэтому ребенок до усыновления проходит обследование экспертной медицинской комиссией, которая дает заключение о состоянии его здоровья, а также о физическом и умственном развитии.

Преимущество при усыновлении отдается гражданам РФ. Согласно действующему семейному законодательству, усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников (п. 4 ст. 124 СК РФ). В целом это положение соответствует Конвенции о правах ребенка. В ст. 21 Конвенции указано, что усыновление в другую страну должно рассматриваться в качестве альтернативного и допускаться только в случае, если ребенку в его стране не может быть обеспечен надлежащий уход и воспитание. Однако в Конвенции говорится об усыновлении в другую страну, а не об усыновлении иностранными гражданами. Если иностранные граждане постоянно проживают на территории России, они не должны подвергаться дискриминации. И внутреннее, и внешнее законодательство однозначно предрешило вопрос о том, что усыновление в другую страну меньше отвечает интересам ребенка, чем помещение на воспитание в любой форме в его собственной стране. Это заключение основано на том, что при переселении в страну усыновителя ребенок может столкнуться со значительными адаптационными трудностями: преодолением языкового и культурного барьера. Тем не менее, думается, что этот подход представляется спорным, поскольку при усыновлении грудного ребенка никаких проблем с адаптацией не бывает, и, кроме того, большое значение имеют личности усыновителей, те условия, которые они могут предоставить ребенку, и тому подобные обстоятельства.

Дети могут быть переданы на усыновление гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами территории РФ, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о таких детях в Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, с соблюдением всех требований законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 269 ГПК РФ дела об усыновлении ребенка гражданами РФ подсудны районным судам по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка. Если же усыновители - граждане РФ, постоянно проживающие за пределами, иностранные граждане или лица без гражданства, то дела этой категории рассматриваются по месту жительства (нахождения) ребенка, но уже не районными судами, а судами субъектов РФ. Таким образом, при сохранении территориальной подсудности в зависимости от гражданства и места жительства усыновителя изменяется родовая подсудность.

Если иностранный гражданин или лицо без гражданства, желающее усыновить ребенка, проживает на территории РФ либо состоит в браке с гражданином РФ и желает совместно с ним усыновить ребенка, то согласно п. 1 Постановления, действует общее правило, что обращаться следует в суд субъекта РФ. Никаких исключений для таких ситуаций не установлено. Разъяснение подтверждается положениями части 3 п. 1 ст. 165 СК РФ.

Указание в заявлении сведений о родителях усыновляемого необходимо, поскольку согласно ст. 129 СК РФ, по общему правилу, требуется их согласие на усыновление, а при необходимости, они могут быть привлечены к участию в судебном заседании (ст. 273 ГПК РФ). Кроме того, согласно п. 3 ст. 137 СК РФ при усыновлении ребенка одним лицом личные неимущественные и имущественные права и обязанности могут быть сохранены по желанию матери, если усыновитель - мужчина, или по желанию отца, если усыновитель - женщина.

Что касается информации о братьях и сестрах, то она также важна, поскольку усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей (п. 3 ст. 124 СК РФ). Причем, как указывается в п. 13 Постановления, это правило распространяется как на полнородных, так и на неполнородных братьев и сестер.

Усыновление братьев и сестер разными лицами допустимо, если дети не знают о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, находятся в разных детских учреждениях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья. Наличие одного из указанных обстоятельств не означает предрешенности вопроса о раздельном усыновлении: суд во всех случаях должен всесторонне исследовать обоснованность раздельного усыновления и его соответствие интересам детей.

Как уже отмечалось, рассмотрение дела об усыновлении предполагает сбор значительного числа документов, на основании которых решается вопрос об усыновлении. Существенную роль здесь играет орган опеки и попечительства. На него в процессе подготовки дела к судебному разбирательству суд возлагает обязанность подготовить заключение об обоснованности усыновления и его соответствии интересам ребенка (п. 1 ст. 272 ГПК РФ). К данному акту должны быть приложены документы, перечисленные в п. 2 ст. 272 ГПК РФ. В ст. 272 ГПК РФ речь идет только о документах, обязанность получения и представления которых лежит на органе опеки и попечительства. Обстоятельства, которые обязаны документально подтвердить заявители, указаны в ст. 271 ГПК РФ. Причем, если ст. 271 ГПК РФ не предусматривает истребования иных документов от заявителя, то от органа опеки и попечительства суд может требовать иные документы, если это необходимо для рассмотрения дела по существу. Например, если согласие родителей на усыновление не требуется, орган опеки и попечительства должен представить документы, подтверждающие наличие указанных в ст. 130 СК РФ обстоятельств.

Ни законодательство, ни Верховный Суд РФ не определяют, в течение какого срока должно быть подготовлено заключение органа опеки и попечительства. Срок для представления заключения должен установить суд, исходя из предусмотренного законодательством двухмесячного срока рассмотрения гражданских дел, который исчисляется с момента подачи заявления. При установлении срока для подготовки заключения можно руководствоваться тем, что при постановке гражданина на учет в качестве желающего усыновить ребенка, заключение о его возможности быть усыновителем должно быть подготовлено в течение 15 дней со дня подачи заявления (п. 9 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275. Если требуется обследование условий жизни усыновителей по делу об усыновлении (удочерении), суд вправе приостановить производство по делу (ст. 216 ГПК РФ).

Поскольку большинство из предусмотренных законодательством документов оформляется по строго определенным правилам, судам предписывается проверять соответствие этих документов предъявляемым требованиям, наличие на них подписей уполномоченных лиц и печатей, а также то, что документ выдан компетентным органом или лицом (п. 5 Постановления). Так, требования к заключению органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления установлены Приказом Минобразования РФ "Об утверждении типовых форм документов по учету кандидатов в усыновители, оформлению усыновления и осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях".

В Постановлении обращено внимание судов на то, что состояние здоровья ребенка должно подтверждаться не справкой медицинского учреждения или врача, а заключением экспертной медицинской комиссии, созданной в установленном порядке. Требования к заключению эксперта и его форма утверждены Приказом Минздравмедпрома РФ № 369, Министерством образования РФ "О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью". По строго определенной форме составляется также заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями. Она утверждена Приказом Министерства здравоохранения РФ "О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями".

Как и в Постановлении 1997 г., разъясняется недопустимость объединения просьбы об усыновлении с требованиями о защите имущественных прав ребенка. Так как усыновитель приобретает права законного представителя ребенка лишь в случае удовлетворения просьбы об усыновлении и только после вступления в силу решения суда, до этого момента он не вправе обращаться в суд за защитой имущественных прав ребенка.

Допускается рассмотрение в одном процессе просьбы об усыновлении двух или более детей, независимо от того, являются ли дети по отношению друг к другу братьями или сестрами. Возможность объединения в одном заявлении просьбы об усыновлении двух или более детей определяется в соответствии со ст. 151 ГПК РФ. В данном случае основанием объединения является то, что просьбы заявляются одним лицом. Если суд признает, что раздельное рассмотрение вопросов об усыновлении двух и более детей будет способствовать более правильному рассмотрению и разрешению дела, он вправе рассмотреть их раздельно.

Заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и его соответствии интересам ребенка требуется во всех случаях без исключения, в том числе, и тогда, когда усыновление осуществляется отчимом или мачехой. Данное пояснение подтверждается ст. 125 СК РФ и ст. 272 ГПК РФ, не устанавливающими никаких исключений для усыновления ребенка мачехой или отчимом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Опека и попечительство над детьми

Опека и попечительство в семейном праве - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 123 СК РФ; п. 1 ст. 35 ГК РФ; ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Основными задачами органов опеки и попечительства в Республике Татарстан являются:

- обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, нуждающихся в социальной защите, осуществление контроля за их содержанием, воспитанием и образованием;

- обеспечение оптимальных условий для жизни совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья нуждаются в опеке и попечительстве;

- защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, а также совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности;

- иные задачи, возложенные на органы опеки и попечительства законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан.

К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или признаны недееспособными. Отсутствие родительского попечения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей (в связи с командировкой, отбыванием наказания в местах заключения и т.п.), уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов (в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений) и иными причинами.

Институт опеки и попечительства основан на нормах не только семейного, но и гражданского права, а также административного права, т.е. по своей сути является комплексным. В ГК РФ нормы об опеке и попечительстве входят в состав различных институтов: дееспособность граждан, представительство, сделки, обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. Кроме того, в ГК РФ содержатся общие положения об установлении и прекращении опеки и попечительства над гражданами. В СК РФ нормы об опеке и попечительстве образуют самостоятельную главу (институт семейного права) и регламентируют опеку и попечительство как форму устройства и семейного воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. В СК РФ соответственно определяются права и обязанности опекунов (попечителей) и права несовершеннолетних детей, находящихся под опекой (попечительством).

Информация о работе Дети без попечения родителей