Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 06:09, курсовая работа
Актуальность и практическое значение выбранной темы моей курсовой работы не вызывает сомнения, так как проблемы воспитания детей всегда привлекали внимание общественности. Современная система защиты прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства и воспитания детей - сирот.
Введение стр.3
Глава 1. Общая характеристика правовых форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Понятие и субъекты права на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей стр.5
1.2 Правовые формы воспитания: общая характеристика стр.9
1.3 Место правовых норм, регулирующих правовые формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в системе семейного законодательства стр.11
Глава 2. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
2.1 Усыновление (удочерение) детей стр.15
2.2 Опека и попечительство над детьми стр. 23
Заключение стр. 27
Список использованных источников и литературы стр. 28
Вопрос об основаниях и порядке установления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, важен для защиты их личных неимущественных и имущественных прав и интересов. Как следует из содержания п. 1 ст. 145 СК РФ, основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным причинам родительского попечения. Опека и попечительство над детьми преследуют две основные цели:
а) воспитание, образование, содержание детей, оставшихся без попечения родителей;
б) защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 145 СК РФ; п. 1 ст. 31 ГК РФ).
Семейным и гражданским законодательством установлено, что опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет (п. 2 ст. 145 СК РФ; п. 1 ст. 32 ГК РФ), а попечительство - над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (п. 2 ст. 145 СК РФ; п. 1 ст. 33 ГК РФ). Ранее, до введения в действие части первой ГК РФ (т.е. до 1 января 1995 г.), опека устанавливалась над несовершеннолетними, не достигшими возраста пятнадцати лет, а попечительство - над несовершеннолетними в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет.
Разграничение понятий опеки и попечительства не имеет существенного значения в сфере воспитания и образования подопечных детей, но важно в сфере защиты опекунами (попечителями) их личных неимущественных и имущественных прав и интересов, что во многом определяется различиями в содержании дееспособности несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати и от четырнадцати до восемнадцати лет. В гражданско-правовой сфере опека и попечительство рассматриваются как способы восполнения дееспособности граждан (частичной или неполной). Как известно, малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать только весьма ограниченный круг сделок: мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; а также сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Все остальные сделки за несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет и утративших попечение родителей, совершают от их имени их опекуны как законные представители (п. 2 ст. 28 ГК РФ). Благодаря опекуну ребенок, оставшийся без попечения родителей, может стать участником любого гражданского правоотношения.
Несовершеннолетние подопечные в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет обладают гораздо большим объемом гражданской дееспособности, чем малолетние. Они вправе самостоятельно совершать те же сделки, что и несовершеннолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет, а кроме того, они могут без согласия попечителей: распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведений науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; а также в соответствии с законодательством вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Для совершения других сделок подопечному в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет требуется письменное согласие законного представителя - попечителя (п. 1, 2 ст. 26 ГК РФ). Таким образом, попечитель призван оказывать содействие несовершеннолетнему подопечному в реализации его прав в гражданско-правовой сфере.
Согласно п. 3 ст. 145 СК РФ установление и прекращение опеки или попечительства над детьми определяются ГК и в соответствии с п. 1 ст. 35 ГК РФ относятся к компетенции органа опеки и попечительства по месту жительства детей, нуждающихся в опеке и попечительстве.
Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, не входящие в систему органов государственной власти.
Орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка путем вынесения соответствующего решения назначает опекуна или попечителя ребенку в течение месяца с момента, когда ему стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над ним. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств (например, ребенок уже проживает в семье кандидата в опекуны, попечители) опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства также и по месту жительства опекуна (попечителя). Если ребенку, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде (п. 1 ст. 35 ГК РФ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, любой ребёнок имеет потребность в семье. К сожалению, не все дети могут эту потребность удовлетворить, так как находятся в социальных учреждениях для размещения детей, оставшихся без попечения родителей. Наше государство обеспечивает социальную защиту ребёнка, лишенного семейной среды. В настоящее время предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление, опека (попечительство) и приёмная семья.
В последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. В 2005 г. их общее количество составило более 700 тысяч. Причем лишь небольшое число этих детей (по некоторым данным, не более десяти процентов) остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого социального сиротства, т.е. являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в России крайне важное значение.
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ст. 20 Конвенции о правах ребенка). В России задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи. Федеральной целевой программой "Дети-сироты" на 1998-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ, было предусмотрено комплексное осуществление на федеральном уровне системы мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.
Список литературы.