Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 23:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. О проблемах детей-сирот в целом, и проблемах адаптации выпускников интернатных учреждений в частности, сегодня говорится много и на разных уровнях.
В силу своих индивидуальных особенностей выпускники детских домов, даже окончив профессиональное училище, не могут самостоятельно устроиться и удержаться на работе, теряют жилье, становясь жертвами махинаций, не могут создать полноценную семью.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…….…3
Глава 1. Теоретические аспекты постинтернатного сопровождения детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………….…5
Сущность постинтернатного сопровождения детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………………………….5
Характерные особенности выпускников детского дома………………….10
Условия постинтернатного сопровождения…………………………….…17
Выводы по 1 главе………………………………………………………..….…..22
Глава 2. Методические аспекты постинтернатного сопровождения детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………….23
2.1 Выявление проблем детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………………....23
2.2 Опыт работы по постинтернатному сопровождению детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………………….…..26
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………....32

Файлы: 1 файл

курсовая по сопровождению.doc

— 160.50 Кб (Скачать)


Министерство науки  и образования РФ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Соликамский государственный  педагогический институт»

 

 

Кафедра истории и  педагогики

 

Курсовая работа

 

 

Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка341 группы

  педагогического  факультета 

специальность: социальная педагогика

 

Научный руководитель:

 

                                        кпн., доцент                      кафедры теории и истории педагогики

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         

 

 

                                                                             

 

Соликамск, 2011

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…….…3

Глава 1. Теоретические  аспекты постинтернатного сопровождения  детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………….…5

    1. Сущность постинтернатного сопровождения детей – сирот,  и детей  оставшихся без попечения родителей……………………………………….5
    2. Характерные особенности выпускников детского дома………………….10
    3. Условия постинтернатного сопровождения…………………………….…17

Выводы по 1 главе………………………………………………………..….…..22

Глава 2. Методические аспекты постинтернатного сопровождения  детей – сирот,  и детей  оставшихся без попечения  родителей……………………….23

2.1 Выявление проблем детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………………....23

2.2 Опыт работы по постинтернатному сопровождению детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………………….…..26

Выводы по 2 главе……………………………………………………………….30

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы……………………………………………………………....32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования. О проблемах детей-сирот в целом, и проблемах адаптации выпускников интернатных учреждений в частности, сегодня говорится много и на разных уровнях.

В силу своих индивидуальных особенностей выпускники детских домов, даже окончив профессиональное училище, не могут самостоятельно устроиться и удержаться на работе, теряют жилье, становясь жертвами махинаций, не могут создать полноценную семью. Так же предоставляемые выпускникам государственные права и льготы оказываются недостаточными, чтобы выпускники чувствовали себя эмоционально и психологически защищёнными. Поэтому необходимость их постинтернатного сопровождения стала насущной.

Вступление выпускника интернатного учреждения в социум - это переход от пассивного пребывания на государственном обеспечении  и привычки полагаться на помощь окружающих к самостоятельному обеспечению себя за счет своего труда; от жизни в среде «своих» к самостоятельному проживанию в обществе с ориентацией на закон, гражданские права и обязанности; определенной заданности жизни в учреждении к необходимости делать выбор и нести за него персональную ответственность.

Этот переход - сильнейший стресс для молодого человека, выросшего  в условиях довольно замкнутого образования, каким является детский дом. Если переход к взрослой самостоятельной  жизни будет осуществляться плавно, то он будет менее болезненным для воспитанников.

Аспекты  постинтернатного сопровождения детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей заложены в работах следующих авторов: Л.М., Л.Я Олиференко, Т.И Шульга, И.А Подольская, Л.В. Мардахаев и др.

Вместе с тем анализ литературы, подтверждает, что проблемы сиротства изучены недостаточно. Прежде всего, это касается вопроса  о  постинтернатном сопровождении  детей – сирот, и детей оставшихся  без попечения родителей. Только с недавнишнего времени  детские дома стали ориентироваться не только на формирование знаний и умений по каждому предмету учебного плана, но и на адаптацию детей в постинтернатный период.

Объект исследования - процесс постинтернатного сопровождения.

Предмет – условия постинтернатного сопровождения.

Цель исследования – выявить эффективные условия постинтернатного сопровождения.

Исходя из цели работы, нами были определены такие задачи как:

1. рассмотреть сущность постинтернатного сопровождения детей – сирот,  и детей оставшихся без попечения родителей;

2. дать характерные особенности выпускников детского дома;

3. рассмотреть условия постинтернатного сопровождения;

4. выявление проблем  детей – сирот, и детей оставшихся  без попечения родителей;

5. рассмотреть опыт работы по постинтернатному сопровождению детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей.

Методы исследования: анализ научной литературы, анализ педагогического опыта по данной проблеме, сравнения.

Гипотеза исследования: постинтернатное сопровождение будет эффективно при условии: индивидуального подхода и при межведомственном  взаимодействии.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты постинтернатного сопровождения  детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей

 

1.1 Сущность  постинтернатного сопровождения детей – сирот,  и детей  оставшихся без попечения родителей.

 

В последнее десятилетие  активно развивается и внедряется в социально-педагогическую практику особый процесс, который в разных источниках получил название «сопровождение».

Обратимся к понятию «сопровождение». Идея сопровождения стала формироваться в социальной педагогике в конце XIX века. Под ней понималось первоначально реальное сопровождение ребенка, неспособного в силу каких-либо причин действовать в той или иной области жизни самостоятельно. Однако по мере развития социальной педагогики как особой области знания категория сопровождения стала приобретать самостоятельное значение.

Сегодня термин сопровождение  в психологии, педагогике, социальной педагогике и других областях знания употребляется как концептуально, так и в отношении практической деятельности по решению конкретных проблем. Сопровождение означает идти рядом с человеком, движущимся вперед, преодолевая трудности. Оно используется по отношению к человеку, которому нужна помощь, поддержка в преодолении возникающих (возникших) трудностей (проблем) в процессе самореализации, достижения жизненно важных целей. [11;4] И.А.Липский анализируя понятие «сопровождение» на уровне всеобщего, приходит к выводу, что «сопровождение развития человека представляет собой его социальное взаимодействие с окружающими людьми, функциями воздействий которых является развитие этого человека на его жизненном пути, в разнообразных личных и социальных ситуациях.

Ю.Слюсарев понятие «сопровождение»  употреблял для обозначения оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека.

В толковом словаре русского языка представлено  значения данного  понятия. Сопровождение – то, что  сопровождает какое – либо явление  или процесс.[26 :748]

Рассмотрение  теоретических  аспектов  категории сопровождения  позволяет сформулировать общие понятия данной категории. Сопровождение – это создание условий для использования потенциальных возможностей и имеющихся ресурсов нормального развития ребёнка.

Многообразие практических подходов позволяет выделить классификацию  видов сопровождения по следующим основаниям:

  1. по направленности (педагогическое, социально – педагогическое, психолого-педагогическое, медицинское, валеологическое сопровождение);
  2. по предмету (сопровождение отношений, сопровождение развития, инновационных процессов, материнства и детства);
  3. по объекту (сопровождение ребёнка, родителей, семьи);
  4. по территории реализации (сопровождение в образовательном учреждении, пренатальном центре, воинской части, на предприятии);
  5. по возрасту сопровождения (сопровождение детей младенческого возраста, детей раннего возраста, младшешкольного возраста и подростков).

Социально – педагогический аспект сопровождения представлен  в работах О.А. Коряковцевой, А.А. Архиповой. Они указывают, что социально - педагогическое сопровождение заключается  в создании условий для успешной социальной адаптации на основе оказания социально – педагогической помощи, способствующей более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности.

Социально-педагогическое сопровождение представляет собой совместное движение (взаимодействие) социального педагога (сопровождающего, субъекта сопровождения) и воспитанника, его родителей (сопровождаемого, объекта сопровождения) на основе прогнозирования субъектом перспектив поведения и самопроявления в ситуации развития, направленного на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки. [11;4] В процессе сопровождения осуществляется стимулирование осмысления существа возникновения (разрешения возникшей) проблемы (трудности) в общении, успешном продвижении в обучении, жизненном и профессиональном самоопределении (общении, уходе, развитии и воспитании ребенка), способах ее преодоления, а также побуждение к самостоятельности и самоактивности в этом. Сопровождение не предусматривает облегчения, гиперопеки сопровождаемого в различных жизненных ситуациях, а направлено на стимулирование его осознанной, целенаправленной активности в самопроявлении при возникновении проблем, трудностей. Оно позволяет наиболее полно реализовать потенциал в целесообразном самопроявлении сопровождаемого и выступает важным условием, стимулирующим целесообразное и успешное поведение и самопроявление воспитанника и его родителей в ситуации развития и способствует социализации воспитанника (повышении педагогической культуры родителей), накоплению ими социально-значимого опыта целесообразного самопроявления (воспитательной деятельности) в различных жизненных ситуациях.

  Анализ изложенного существа социально-педагогического сопровождения позволяет выделить в нем основные характеристические особенности, к которым относятся:

1) совместное движение (взаимодействие) субъекта и объекта  сопровождения. В качестве субъекта выступает социальный педагог, лицо, выполняющее функции социального педагога (сопровождающего, субъекта сопровождения). Объектом является сопровождаемый (воспитанник, его родители, человек в ситуации сопровождения);

2) прогнозирование субъектом  в процессе социально-педагогического  сопровождения:

– совместного движения (взаимодействия) субъекта сопровождения  и воспитанника, его родителей (объекта сопровождения);

– характера возникающих (возникших) проблем в процессе самореализации объектом сопровождения в жизненной ситуации;

– перспектив поведения  и самопроявления объекта в ситуации развития (общении, поведении, деятельности и пр.), позволяющих выделить возможные проблемы и предрасположенность объекта к их преодолению;

– определения возможного характера действий субъекта сопровождения, направленных на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи объекту, его поддержки, стимулирования, осмысления существа в процессе возникновения (разрешения возникшей) проблемы (трудности), успешного продвижения в обучении, жизненном и профессиональном самоопределении;

– реализации выбранного характера действий, обеспечивающих осмысление объектом сопровождения существа в процессе возникновения (разрешения возникшей) проблемы (трудности) в общении, успешном продвижении в обучении, жизненном и профессиональном самоопределении (в общении, уходе, развитии и воспитании ребенка и пр.), способа ее преодоления;

– побуждения к наиболее полному самопроявлению человека в  ситуации развития (обеспечения, поддержки) самостоятельности и самоактивности в преодолении возникающих (возникших) проблем (трудностей) на жизненном пути, достижении целесообразных целей;

– анализ полученных результатов  и определение перспектив последующей  направленности сопровождения (по сути это начало нового этапа проявления сопровождения).

Главное, что лежит  в основе социально - педагогического сопровождения – это содействие тому, чтобы человек в возникшей (возникающей) проблемной для него ситуации умел осмысливать ее существо, определять способы целесообразного преодоления и реализации себя в ней, обеспечивая самореализацию. Оно не предусматривает подмену человека в проблемной ситуации, а стимулирует его целесообразное проявление. Другими словами, это повышение роли самого человека в самореализации в сложной для него ситуации жизнедеятельности.

Информация о работе Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей