Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 09:08, курсовая работа
Цель работы – провести комплексный анализ современного правового регулирования патронатного воспитания в России, выявить существующие проблемы и выработать практические рекомендации.
Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
определить содержание понятия «патронат» и его виды;
установить наиболее значимые отличия патроната от внешне схожих с ним правовых явлений;
изучить особенности правового регулирования патроната в России;
рассмотреть специфические черты правового статуса участников патронатных отношений:
исследовать основания установления патроната;
проанализировать порядок установления и прекращения патронатных правоотношений;
определить перспективы развития патронатного воспитания в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПАТРОНАТА В РОССИИ 6
1.1 История становления и развития патроната в дореволюционной России 6
1.2 Патронат в советском законодательстве 8
1.3 Сущность и современное правовое регулирование патроната как формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 10
2 ДОГОВОР ПАТРОНАТА И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 12
2.1 Предмет и существенные условия договора о патронате 12
2.2 Права и обязанности патронатных воспитателей и воспитанников 15
2.3 Правовой статус уполномоченного учреждения по патронатному воспитанию 16
3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТОВ ПАТРОНАТНОЙ И ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ 21
3.1 Общее и особенное в институтах патронатной и приемной семьи 21
3.2 Актуальные проблемы правового регулирования патроната в РФ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
ОГЛАВЛЕНИЕ
В течение уже более 15 лет, со времени зарождения в России демократического государства, ознаменованного принятием 12 декабря 1993 года Конституции РФ наша страна позиционирует себя в первую очередь как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека. Данная характеристика основана на содержании ст. 2 Конституции, в которой предусмотрено, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение, охрана и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства».
Указанное положение в равной мере распространяется на тех граждан, которые в силу возраста или состояния здоровья не имеют возможности самостоятельно участвовать в гражданском обороте и в иных правоотношениях, осуществлять и защищать свои права и интересы, а также исполнять свои обязанности. В подобных случаях мировое сообщество уже в течение многих веков применяет надежно апробированные юридические конструкции – опеку и попечительство. Россия в этом смысле не является исключением. Более того, в современной России, возможно, в гораздо большей мере, чем в странах с более развитыми экономикой и гражданским обществом, действует целый ряд негативных факторов, ведущих к росту числа детей и взрослых граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве. Так, по данным, приведенным в Федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 – 2010 гг., число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигло 751 тыс. Разного рода аварии, катастрофы, иные явления экологического и техногенного характера, межнациональные и иные конфликты, преступления против жизни и здоровья,- все это влечет инвалидизацию значительной части населения, часть из которого в силу психического расстройства не может отдавать отчет своим действиям или руководить ими и признается недееспособным. Увеличивается число алкоголиков, наркоманов и лиц, страдающих иными формами зависимости, что не позволяет им быть полноценными участниками гражданских правоотношений.
Конвенция ООН о правах ребенка и Семейный кодекс Российской Федерации устанавливают, что приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является передача их на воспитание в семью. Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В России существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - социальные сироты, то есть дети-сироты при живых родителях.
Кроме определенных законом форм устройства детей существуют неурегулированные федеральным законодательством формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одной из таких форм является патронатное воспитание. Закон о патронатном воспитании принят во многих субъектах РФ, но при этом в настоящее время существует острая необходимость принятия закона о патронате на федеральном уровне.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с патронатом над несовершеннолетними гражданами в РФ.
Предмет исследования – нормы права, регламентирующие патронат в отношении детей, оставленных без попечения родителей.
Цель работы – провести комплексный анализ современного правового регулирования патронатного воспитания в России, выявить существующие проблемы и выработать практические рекомендации.
Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
Методологическую основу исследования составили следующие методы научного познания: формально-юридический, логический, социологический, сравнительно-правовой и др.
Теоретической базой исследования послужили исследования проблем патроната как формы устройства детей, лишенных попечения родителей таких авторов, как Т.Е.Абова, А.Ю.Кабалкин, Е.М.Баранцевич, З.Э.Беневоленская, А.В.Заряев, В.Д.Малков, С.С.Козлов, Р.П.Мананкова, Л.Михеева, Л.М.Пчелинцева, А.В.Толкушкин.
Практическая
значимость работы определяется ее конструктивным
содержанием, нацеленным на совершенствование
действующего законодательства в сфере
патронатного воспитания и выработку
практических рекомендаций в области
его правоприменения.
Патронат известен в России со времен Екатерины II, активно применялся в годы Великой Отечественной войны для того, чтобы помочь детям, оставшимся сиротами. «Патрон – покровитель, заступник, либо благодетель»1.
Социальное сиротство - это тяжелая, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей. На Руси призрение детей - сирот развивалось вместе с внедрением христианства и возлагалось на князей и церковь "Власть родителей над детьми, и при этом власть обоих родителей, была признана у нас уже во времена язычества", вплоть права родителей отдавать своих детей в рабство2.
В
древние времена авторитет
После крещения на Руси (988 год) церковь постепенно начинает брать на себя то, что раньше регулировалось обычным правом. Начинает приобретать все большее распространение христианская семейная мораль. Теперь Русь берет жизнь детей под сохранение своих законов. Великий князь Владимир I поручил в 996 году общественное призрение, куда входила и помощь сиротам, попечению и надзору духовенства. Заботился он о прокормлении сирот и сам, раздавая убогим, странникам, сиротам великую милостыню. 3 Великий князь Ярослав учредил сиротское училище, где призревал и обучал своим иждивением 300 юношей. Призрение бедных и страждущих, в том числе и детей, рассматривал как одну из главнейших обязанностей и Владимир Мономах4.
В те далекие времена, когда еще не существовало единого государства Российского, призрение детей-сирот было частным делом князей, либо возлагалось княжеским государством на церковь. Но в любом случае оно осуществлялось из религиозных, моральных побуждений, рассматривалось как богоугодная акция.
Существовали в древние времена и конкретные способы защиты осиротевшего ребенка путем его усыновления или передачи на опеку. Усыновление как искусственное «сыновство», как прием «стороннего» в состав семьи, совершалось в России "издревле, то есть и в пору язычества.
Таким образом, усыновление знали и времена, когда существовала древняя семья с патриархальным отцом семейства во главе, в которую одинаково входили «и дети, и рабы, и принятые в семью (примаки) из чужой семьи». Но со временем все более отчетливым становится намерение усыновителя иметь наследника, который бы поминал души бездетных супругов5.
Опека над несовершеннолетними своими корнями уходит далеко вглубь истории. Потребность в ней существовала во все времена, даже в эпоху господства большой патриархальной семьи. И всегда она связана с заменой родительской власти. Именно «этот мотив, это обоснование и это оправдание учреждения опеки и проявляются у всех народов». Но первоначально опека возникает не столько по соображениям нравственного порядка - позаботиться о сироте, сколько ради соблюдения интересов его родственников - претендентов на имущество в случае смерти малолетнего. На первых порах именно поэтому опека представляла собою «право этих родственников».
Первый
случай опеки над ребенком, упоминавшийся
в летописи, относится к 879 году. После
смерти родителей опекунами
ВЫРЕЗАНО.
После октября 1917 г. проблема устройства детей-сирот стала наиболее острой. Но провозглашенная государством идея о преимуществе общественного воспитания упраздняла семейный патронат: первый Всероссийский съезд по охране детства в 1918 г. высказался против семейного патроната как института, «умирающего вместе с разрушением индивидуальной семьи»7. Однако вскоре выяснилось, что сделано это было преждевременно, и в 1920 г. на Всероссийском съезде по охране материнства и младенчества был поставлен вопрос о создании патроната для детей младенческого возраста как временной меры, вводимой в виде опыта передачи «небольшого числа грудных детей в рабочие семьи при условии тщательного и регулярного наблюдения за правильным воспитанием ребенка»8.
В 1922 г. после организации Центральной комиссии по улучшению жизни детей появилось воззвание всех наркоматов СССР ко всем государственным учреждениям и предприятиям принять меры к изысканию реальных способов для улучшения жизни детей9. Этот вопрос был вынесен на собрания рабочих, в результате чего по всем городам СССР при всех райисполкомах были созданы Рабочие патронаты. В задачи Рабочего патроната входили такие обязанности, как:
— учет всех существующих в районе учреждений патроната и выявление их недостатков;
— изыскание средств, в том числе и постоянных, для содержания учреждений патроната;
— помощь всем детским домам и учреждениям, а также, в случае потребности, организация новых детских домов, очагов, яслей;
— забота о подготовке детей из детских домов к будущей жизни: обеспечение обучения и получения какой-либо специальности;
— воспитание детей специальными людьми и в специальных учреждениях, где «не будет оборванных и роскошно одетых», а будут одинаково одетые и накормленные дети «Свободной Советской Республики»10.
Именно
такой Рабочий патронат - «Красный
Молот» - был создан в Володарском
районе Ленинграда. Его членами являлись
78 заводов, фабрик, советских, общественных,
кооперативных и частных
ВЫРЕЗАНО.
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется рядом федеральных законодательных актов. Основными из них являются Гражданский кодекс РФ12, Семейный кодекс РФ (далее СК РФ)13, Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»14.
Во исполнение федерального законодательства принято несколько подзаконных актов, таких как Постановление Правительства РФ «О приемной семье», Постановление Правительства РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием», Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью», Постановление Правительства РФ «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением».
Информация о работе Патронат как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей