Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 09:08, курсовая работа
Цель работы – провести комплексный анализ современного правового регулирования патронатного воспитания в России, выявить существующие проблемы и выработать практические рекомендации.
Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
определить содержание понятия «патронат» и его виды;
установить наиболее значимые отличия патроната от внешне схожих с ним правовых явлений;
изучить особенности правового регулирования патроната в России;
рассмотреть специфические черты правового статуса участников патронатных отношений:
исследовать основания установления патроната;
проанализировать порядок установления и прекращения патронатных правоотношений;
определить перспективы развития патронатного воспитания в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПАТРОНАТА В РОССИИ 6
1.1 История становления и развития патроната в дореволюционной России 6
1.2 Патронат в советском законодательстве 8
1.3 Сущность и современное правовое регулирование патроната как формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 10
2 ДОГОВОР ПАТРОНАТА И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 12
2.1 Предмет и существенные условия договора о патронате 12
2.2 Права и обязанности патронатных воспитателей и воспитанников 15
2.3 Правовой статус уполномоченного учреждения по патронатному воспитанию 16
3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТОВ ПАТРОНАТНОЙ И ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ 21
3.1 Общее и особенное в институтах патронатной и приемной семьи 21
3.2 Актуальные проблемы правового регулирования патроната в РФ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
С принятием Семейного Кодекса РФ появилась возможность использования иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. тех, которые прямо не указаны в ст.123 СК РФ, но могут быть предусмотрены законами субъектов РФ. Отсюда следует, что допускается использование различных известных ранее в практике способов устройства детей-сирот (свободное воспитание и т.п.) при условии закрепления этих форм устройства детей в законах субъектов РФ.
Наиболее интересен в этом отношении Закон города Москвы от 4 июня 1997 г. № 16 «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве»15, согласно которому патронат - это воспитание и оказание необходимой помощи нуждающимся в государственной защите детям, осуществляемые в формах патронатного воспитания либо социального патроната.
ВЫРЕЗАНО.
Договор о патронате, не закрепленный в федеральном законодательстве, в субъектах федерации трактуется по-разному.
Так, в соответствии с законом «О формах семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Чукотском автономном округе», договор о патронате является смешанным гражданско-правовым договором с преобладанием элементов договора возмездного оказания услуг, за исключением договора о патронате гостевой семьи, являющегося смешанным гражданско-правовым договором с преобладанием элементов договора безвозмездного оказания услуг.
Согласно Постановлению и положению о патронате от 20 августа 2001 года №338 Администрации (Правительства) Курганской области, передача воспитанника (воспитанников) на патронат производится на основании трудового договора.
Договор о патронате (патронатная семья, гостевая семья, постинтернатный патронат) заключается между учреждением по организации патроната, органом опеки и попечительства и патронатным воспитателем.
При помещении ребенка (детей) в патронатную или гостевую семью договор о патронате заключается с одним из супругов с письменного согласия другого супруга.
Постинтернатный патронат устанавливается при письменном обращении об оказании помощи выпускника государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Договор о патронате (социальный патронат) заключается между учреждением по организации патроната, органом опеки и попечительства, патронатным воспитателем и родителями (законными представителями) ребенка (детей), оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Договор о патронате должен предусматривать предмет договора, условия воспитания и содержания ребенка (детей), переданного на патронат, права и обязанности сторон, порядок и условия расторжения договора, перечень документов, передаваемых патронатному воспитателю, порядок определения размера средств, выплачиваемых на содержание ребенка (детей), переданного на патронат, форму и размер оплаты труда патронатного воспитателя, порядок осуществления контроля за организацией патроната, ответственность сторон, срок договора и иные условия16.
Договор о патронате (постинтернатный патронат), кроме условий, указанных выше, должен предусматривать меры оказания необходимой помощи выпускнику государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, над которым установлен постинтернатный патронат.
Договор о патронате (социальный патронат) также должен предусматривать меры воспитания и оказания социальной поддержки ребенку (детям), переданному на социальный патронат, меры по защите его прав и, при необходимости, оказания поддержки его родителям (законным представителям).
Договор о патронате может быть расторгнут по инициативе органа опеки и попечительства или учреждения по организации патроната, в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка (детей), в отношении которого установлен патронат, пренебрежения его интересами со стороны патронатного воспитателя, а также в случае переезда патронатного воспитателя на постоянное место жительства за пределы области, округа или региона.
Договор
о патронате может быть расторгнут
досрочно по инициативе патронатного
воспитателя при наличии
На практике в России кровные родители пока еще не участвуют в заключении договора о патронатном воспитании. Это связано с тем, что дети чаще всего изымаются из семей на очень запущенных стадиях неблагополучия, когда семьи уже не подлежат восстановлению. Но кровные родители всегда уведомляются о том, что ребенок помещается в патронатную семью, и им предоставляются встречи с ребенком, если это не противоречит его интересам.
Пока
что на практике применяется только
разграничение прав между уполномоченным
учреждением и патронатной
В идеале кровные родители видятся с ребенком, забирают его домой на выходные, вместе со специалистами и патронатной семьей работают над воссозданием кровной семьи.
Круг лиц, кто может стать патронатным воспитателем, устанавливается в законах субъектов РФ. Стандартный перечень требований включает в себя следующее.
Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние граждане Российской Федерации обоего пола, за исключением:
- кровных ролдителей;
-
лиц, признанных судом
-
лиц, лишенных по суду
-
лиц, отстраненных от
-
лиц, которые по состоянию
- лиц, не имеющих на момент заключения договора о патронатном воспитании постоянного места жительства, а также надлежащего жилого помещения;
-
лиц, имеющих на момент
В законах устанавливается порядок прохождения медицинского освидетельствования, аналогичный установленному для опекунов и усыновителей в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.09.1996 г. № 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями или приемными родителями)»17.
На практике основную роль играет обследование семьи и подготовка, проводимая службой по устройству детей на воспитание в семью и их результаты.
В современной России у большинства граждан нет жилья, отвечающего всем требованиям. Поэтому, если обследование семьи показало, что семья обладает всеми необходимыми компетенциями и может реально помочь ребенку, то следует определить, есть ли возможность организовать в имеющемся жилом помещении отдельное место для проживания, занятий и игр для ребенка, а не следовать требованиям простого соответствия санитарным нормам на жилье.
Специалистами служб по устройству детей на патронат ряда регионов была проведена оценка различных факторов риска при помещении детей в семью (не обязательно на патронатное воспитание).
ВЫРЕЗАНО.
Целью учреждения патронатного воспитания является обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье, помещение ребенка в патронатную семью или, если это возможно, возвращение ребенка в кровную семью, а также работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, с целью изменения семьи и сохранения ребенка в семье (социальный патронат).
Задачи учреждения:
Реализация
научно обоснованной концепции образовательного
учреждения нового вида для детей
– сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, исполняющего
отдельные функции
Реализация финансово-экономического механизма функционирования такого нового учреждения.
Реализация методической модели организации работы органа местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми, технологии планирования попечения над ребенком, находящимся в социально опасном положении, ребенком, оставшимся без попечения родителей и сиротой, разработка системы управления попечением над таким ребенком.
Реализация и экспериментальная апробация технологии социально-психологической диагностической, педагогической, учебной и реабилитационной работы с таким ребенком.
Реализация и экспериментальная апробация технологии педагогической и реабилитационной работы с ребенком, которому требуется устройство вне семьи кровных родителей, с целью подготовки его к помещению на воспитание в семью.
Реализация и экспериментальная апробация технологии работы по поиску потенциальных патронатных воспитателей, их подготовке, оценке, подбору и сопровождению.
Реализация и экспериментальная апробация технологии оценки и мониторинга состояния развития такого ребенка для оценки эффективности применяемых мер и для составления (пересмотра) плана по защите его прав.
Реализация технологии планирования попечения над ребенком.
Реализация технологии социально-психологической реабилитационной и профилактической работы с ребенком, находящимся на социальном патронате в кровной семье.
Реализация и экспериментальная апробация модели патронатного воспитания: работа с ребенком и семьей после помещения ребенка в семью, адаптация ребенка в патронатной семье.
Реализация технологии работы социально-правовой службы (по защите прав детей и по социальному патронату над детьми в кровных семьях), разработка технологии координации работы службы с органом опеки и другими учреждениями системы профилактики безнадзорности детей.
Осуществление, по решению органа опеки и попечительства, отдельных видов работ по опеке и попечительству над детьми, а именно, по защите прав детей, по помощи детям в кровных семьях (социальному патронату), по устройству детей в семью.
Создание в учреждении семейных условий проживания способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности ребенка, на основе создания семейных групп с постоянным воспитателем.
Информация о работе Патронат как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей