Патронат как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 09:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – провести комплексный анализ современного правового регулирования патронатного воспитания в России, выявить существующие проблемы и выработать практические рекомендации.
Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
определить содержание понятия «патронат» и его виды;
установить наиболее значимые отличия патроната от внешне схожих с ним правовых явлений;
изучить особенности правового регулирования патроната в России;
рассмотреть специфические черты правового статуса участников патронатных отношений:
исследовать основания установления патроната;
проанализировать порядок установления и прекращения патронатных правоотношений;
определить перспективы развития патронатного воспитания в Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПАТРОНАТА В РОССИИ 6
1.1 История становления и развития патроната в дореволюционной России 6
1.2 Патронат в советском законодательстве 8
1.3 Сущность и современное правовое регулирование патроната как формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 10
2 ДОГОВОР ПАТРОНАТА И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 12
2.1 Предмет и существенные условия договора о патронате 12
2.2 Права и обязанности патронатных воспитателей и воспитанников 15
2.3 Правовой статус уполномоченного учреждения по патронатному воспитанию 16
3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТОВ ПАТРОНАТНОЙ И ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ 21
3.1 Общее и особенное в институтах патронатной и приемной семьи 21
3.2 Актуальные проблемы правового регулирования патроната в РФ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 38

Файлы: 1 файл

Патронат как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

      Реализация  и обоснование квалификационных характеристик патронатных воспитателей и системы их переподготовки, кадрового  состава учреждения, программы переподготовки кадров для подразделений такого уполномоченного учреждения19.

      Распространение разработок и полученного опыта  работы. Уполномоченным учреждением  по патронатному воспитанию может быть образовательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения и другое аналогичное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которое органом опеки и попечительства по согласованию с государственным органом исполнительной власти субъекта федерации в сфере образования возложена работа по передаче своих воспитанников в семьи патронатных воспитателей, предупреждению социального сиротства, организации социального патроната.

        Уполномоченные учреждения в  соответствии со своими уставами  или положениями:

      - проводят обследование условий жизни, воспитания, образования и развития ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации или оставшегося без попечения родителей;

      - запрашивают у государственных  органов и иных учреждений  всю необходимую информацию и  документы по вопросам их компетенции, разрабатывают проект плана мероприятий по защите прав и интересов ребенка;

      - на основании плана мероприятий  по защите прав и интересов  ребенка заключают договор о  патронатном воспитании или социальном  патронате;

      - обеспечивают проведение индивидуальной профилактической работы и предоставление необходимой помощи и услуг ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, ребенку, оставшемуся без попечения родителей;

      - проводят контрольные обследования  условий жизни, воспитания, образования  и развития ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, ребенка, переданного на патронатное воспитание;

      - готовят заключения о результатах  контрольных обследований, рекомендации  по внесению изменений в план  мероприятий по защите прав  и интересов ребенка;

      - проводят поиск, специальную подготовку и подбор для детей, оставшихся без попечения родителей, совместимых с ними семей, помещают этих детей на патронатное воспитание и обеспечивают их психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение.

      Уполномоченное учреждение несет ответственность за защиту прав и законных интересов ребенка в течение всего времени нахождения ребенка в семье патронатного воспитателя.

        На уполномоченное учреждение  возлагаются следующие права  и обязанности:

      - по защите имущественных прав ребенка;

      - по представлению интересов ребенка  в суде;

      - по даче согласия на выезд  ребенка за пределы Российской  Федерации или переезд на другое  место жительства;

      - иные права и обязанности в  соответствии с договором. 
 

 

3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ  ИНСТИТУТОВ ПАТРОНАТНОЙ И ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

3.1 Общее и особенное в институтах  патронатной и приемной семьи

 
 

      Необходимо еще раз отметить, что патронатное воспитание существует только при наличии службы, профессионально занимающейся патронатным воспитанием и имеющей «качество» уполномоченной организации органа опеки и попечительства, на которую органом опеки и попечительства возложена работа по патронату.

      Такая служба должна иметь необходимую  структуру и профессионально  подготовленный штат.

      Патронатное воспитание это в первую очередь - форма устройства детей в семью.

      Принципиальным  отличием этой формы устройства в  семью от известных форм устройства (усыновление, приемная семья, опека) является наличие разграничения прав и  обязанностей по защите прав и интересов  этого ребенка между родителями (если они не ограничены или не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением), патронатным воспитателем.

      То есть патронатная семья не является в полной мере законным представителем ребенка. Функции законного представителя имеются и у семьи, и у службы, передавшей ребенка в семью – у уполномоченной службы органа опеки и попечительства20.

      В какой мере и за что отвечает семья, а за что – служба, определяется в договоре о патронатном воспитании. Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании.

      ВЫРЕЗАНО.

3.2 Актуальные проблемы правового  регулирования патроната в РФ

 
 
 

     В настоящее время патронат (патронатное  воспитание) в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации и  ст. 32 Федерального закона Об опеке и попечительстве № 48-ФЗ от 24.04.2008 г. рассматривается как одна из форм опеки (попечительства), осуществляемая на основании договора. К гражданину, желающему стать патронатным воспитателем, предъявляются общие требования, установленные законодательством для опекунов, попечителей, приемных родителей, а к организациям, желающим предоставлять услуги по созданию и профессиональному сопровождению патронатных семей, – общие нормы, регулирующие порядок передачи организациям (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,) отдельных полномочий органов опеки и попечительства.

     В результате такого подхода к пониманию  патронатного воспитания организации, которые ранее предоставляли  гражданам, желающим стать патронатными воспитателями, детям, оставшимся без попечения родителей, и патронатным семьям услуги по подготовке и сопровождению, теперь не имеют возможности обязать граждан, желающих стать патронатными воспитателями, проходить предварительную подготовку, психолого-педагогические тренинги. Отсутствует и правовая основа для наблюдения за создаваемой патронатной семьей, для предоставления такой семье услуг по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению.

     Более того, несмотря на особую норму Федерального закона «Об опеке и попечительстве», согласно которой договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу21, во многих регионах органы опеки и попечительства требуют от патронатных воспитателей открывать счета на имя своих несовершеннолетних воспитанников (для перечисления денежных средств, выплачиваемых на содержание ребенка в семье) и предоставлять отчеты по форме и в сроки, вновь установленные в законе  «Об опеке и попечительстве».

     В результате все субъекты Российской Федерации, ранее развивавшие систему  патронатного воспитания, с принятием  Федерального закона «Об опеке и  попечительстве» попали в сложную  ситуацию, и значительная их часть вынуждена отказаться от патроната в пользу популяризации института приемной семьи, а наработанный опыт взаимодействия организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с патронатной семьей постепенно теряется.

     Считаем, что для развития и сохранения института патронатного воспитания необходимо именно на федеральном уровне закрепить основные принципы и положения, регулирующие вопросы создания и деятельности патронатных семей, в том числе устанавливающие принципиальные отличия системы патронатного воспитания от иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

     Важность  скорейшего законодательного закрепления  именно профессионального подхода в деле семейного устройства детей и внесение в ФЗ патроната обусловлено еще и тем, что в отсутствие такового использование термина «патронатное воспитание» идет с искажением смысла, заложенного в него Министерством образования РФ и основными разработчиками.

     Так, например, в ряде регионов бытует мнение, что: «патронат — это только на 1 год, только для подростков и больных»22, «патронат дает возможность семье посмотреть, годится ли ей ребенок, а потом, если не понравится, вернуть»23 и т. п. В то время как патронат предполагает как раз профессиональную работу с любым ребенком, отнятым от родителей, это форма для помещения в семью ребенка любого возраста с любым юридическим статусом и состоянием здоровья, на тот срок, который нужен ребенку (в том числе и до 18‐ти лет, как опека), позволяющая профессионально и на юридической основе помогать семье растить ребенка, т. е. именно предотвращать неоправданные перемещения и возвраты детей и помогать ребенку в семье — ужиться. Причина такого положения дел, видимо, в нежелании развития семейного устройства детей. Такая ситуация, возможно, не выгодна тем, кто желает сохранить в силу тех или иных причин контингент детей в сиротском банке данных или в домах ребенка. Для сокращения возможностей, даваемых патронатом, иногда практикуется искусственное их «урезание» — путем сокращения сроков профессионального сопровождения (требование перевода в опеку или усыновление через 1 год), сроков помещения в семью (только на 1 год), контингента детей (только сироты, только дети от 3-х лет, или даже только подростки) и т. п.

     Как известно, если службы по профилактике и по устройству в семью будут закреплены в ФЗ и будут приняты правительственные положения, регламентирующие порядок и стандарты работы таких служб, то будет сложно искусственно ограничивать их возможности и станет возможным их распространение, как это происходит, например, со школами или приютами.

     Вторая  причина необходимости активизировать работу по созданию именно профессионально  работающих служб состоит в существующем в обществе лоббировании идей достижения немедленного количественного результата — «раздать всех детей» в семьи, передавать детей в семью необследованным гражданам, пускать в сиротские учреждения всех желающих с целью выбора себе подходящего ребенка, раздавать в массовом порядке детей на каникулы, с тем, чтобы у граждан возникла мысль оставить себе детей и т. п. Весь опыт работы по семейному устройству детей, однако, свидетельствует об опасности такого рода непрофессионального подхода для безопасности ребенка и последующей стабильности размещения в семье. Необходимо помнить, что в любом деле, в том числе и в деле семейного устройства детей, нужен профессионализм.

     С целью совершенствования российского  законодательства предлагается внести следующие изменения в статью 123 СК РФ:

     название  статьи изложить в следующей редакции:

     «Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»;

     в пункте 1:

     в абзаце первом слова «или в приемную семью» заменить словами «на патронатное воспитание или в приемную семью»;

     дополнить новым абзацем вторым следующего содержания: «Ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации, с согласия родителей может быть передан на воспитание в семью патронатного воспитателя»;

     абзацы  второй и третий считать соответственно абзацами третьим и четвертым;

     по  тексту статьи слова «дети, оставшиеся без попечения родителей» заменить словами «дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» в соответствующем падеже.

     Предлагается  дополнить раздел VI ГК РФ главой 211 следующего содержания:

     «Глава 211. Патронатное воспитание. Социальный патронат

     Статья 1551. Патронатное воспитание

     Патронатное воспитание — это форма устройства ребенка, оставшегося без попечения  родителей, и ребенка, признанного  в установленном порядке находящимся  в трудной жизненной ситуации, в семью патронатного воспитателя при обязательном разграничении в договоре о патронатном воспитании прав и обязанностей по воспитанию, защите прав и интересов этого ребенка между органами опеки и попечительства и патронатным воспитателем, а также родителями ребенка, если они не лишены родительских прав или не ограничены в них и если это соответствует интересам ребенка.

     Ребенок, переданный на воспитание в семью  патронатного воспитателя, обладает правами, предусмотренными пунктами 3 и 4 статьи 154 настоящего Кодекса.

     Патронатное воспитание может осуществляться над  ребенком в возрасте до 18 лет.

     Срок, на который ребенок передается на воспитание в семью патронатного воспитателя, определяется в договоре о патронатном воспитании исходя из интересов ребенка.

Информация о работе Патронат как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей