Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 09:08, курсовая работа
Цель работы – провести комплексный анализ современного правового регулирования патронатного воспитания в России, выявить существующие проблемы и выработать практические рекомендации.
Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
определить содержание понятия «патронат» и его виды;
установить наиболее значимые отличия патроната от внешне схожих с ним правовых явлений;
изучить особенности правового регулирования патроната в России;
рассмотреть специфические черты правового статуса участников патронатных отношений:
исследовать основания установления патроната;
проанализировать порядок установления и прекращения патронатных правоотношений;
определить перспективы развития патронатного воспитания в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПАТРОНАТА В РОССИИ 6
1.1 История становления и развития патроната в дореволюционной России 6
1.2 Патронат в советском законодательстве 8
1.3 Сущность и современное правовое регулирование патроната как формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 10
2 ДОГОВОР ПАТРОНАТА И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 12
2.1 Предмет и существенные условия договора о патронате 12
2.2 Права и обязанности патронатных воспитателей и воспитанников 15
2.3 Правовой статус уполномоченного учреждения по патронатному воспитанию 16
3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТОВ ПАТРОНАТНОЙ И ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ 21
3.1 Общее и особенное в институтах патронатной и приемной семьи 21
3.2 Актуальные проблемы правового регулирования патроната в РФ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Реализация
и обоснование квалификационных
характеристик патронатных
Распространение разработок и полученного опыта работы. Уполномоченным учреждением по патронатному воспитанию может быть образовательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения и другое аналогичное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которое органом опеки и попечительства по согласованию с государственным органом исполнительной власти субъекта федерации в сфере образования возложена работа по передаче своих воспитанников в семьи патронатных воспитателей, предупреждению социального сиротства, организации социального патроната.
Уполномоченные учреждения в
соответствии со своими
- проводят обследование условий жизни, воспитания, образования и развития ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации или оставшегося без попечения родителей;
-
запрашивают у государственных
органов и иных учреждений
всю необходимую информацию и
документы по вопросам их
-
на основании плана
-
обеспечивают проведение
-
проводят контрольные
-
готовят заключения о
- проводят поиск, специальную подготовку и подбор для детей, оставшихся без попечения родителей, совместимых с ними семей, помещают этих детей на патронатное воспитание и обеспечивают их психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение.
Уполномоченное учреждение несет ответственность за защиту прав и законных интересов ребенка в течение всего времени нахождения ребенка в семье патронатного воспитателя.
На уполномоченное учреждение возлагаются следующие права и обязанности:
- по защите имущественных прав ребенка;
-
по представлению интересов
-
по даче согласия на выезд
ребенка за пределы Российской
Федерации или переезд на
-
иные права и обязанности в
соответствии с договором.
Необходимо еще раз отметить, что патронатное воспитание существует только при наличии службы, профессионально занимающейся патронатным воспитанием и имеющей «качество» уполномоченной организации органа опеки и попечительства, на которую органом опеки и попечительства возложена работа по патронату.
Такая служба должна иметь необходимую структуру и профессионально подготовленный штат.
Патронатное воспитание это в первую очередь - форма устройства детей в семью.
Принципиальным отличием этой формы устройства в семью от известных форм устройства (усыновление, приемная семья, опека) является наличие разграничения прав и обязанностей по защите прав и интересов этого ребенка между родителями (если они не ограничены или не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением), патронатным воспитателем.
То есть патронатная семья не является в полной мере законным представителем ребенка. Функции законного представителя имеются и у семьи, и у службы, передавшей ребенка в семью – у уполномоченной службы органа опеки и попечительства20.
В какой мере и за что отвечает семья, а за что – служба, определяется в договоре о патронатном воспитании. Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании.
ВЫРЕЗАНО.
В настоящее время патронат (патронатное воспитание) в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации и ст. 32 Федерального закона Об опеке и попечительстве № 48-ФЗ от 24.04.2008 г. рассматривается как одна из форм опеки (попечительства), осуществляемая на основании договора. К гражданину, желающему стать патронатным воспитателем, предъявляются общие требования, установленные законодательством для опекунов, попечителей, приемных родителей, а к организациям, желающим предоставлять услуги по созданию и профессиональному сопровождению патронатных семей, – общие нормы, регулирующие порядок передачи организациям (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,) отдельных полномочий органов опеки и попечительства.
В результате такого подхода к пониманию патронатного воспитания организации, которые ранее предоставляли гражданам, желающим стать патронатными воспитателями, детям, оставшимся без попечения родителей, и патронатным семьям услуги по подготовке и сопровождению, теперь не имеют возможности обязать граждан, желающих стать патронатными воспитателями, проходить предварительную подготовку, психолого-педагогические тренинги. Отсутствует и правовая основа для наблюдения за создаваемой патронатной семьей, для предоставления такой семье услуг по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению.
Более того, несмотря на особую норму Федерального закона «Об опеке и попечительстве», согласно которой договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу21, во многих регионах органы опеки и попечительства требуют от патронатных воспитателей открывать счета на имя своих несовершеннолетних воспитанников (для перечисления денежных средств, выплачиваемых на содержание ребенка в семье) и предоставлять отчеты по форме и в сроки, вновь установленные в законе «Об опеке и попечительстве».
В результате все субъекты Российской Федерации, ранее развивавшие систему патронатного воспитания, с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» попали в сложную ситуацию, и значительная их часть вынуждена отказаться от патроната в пользу популяризации института приемной семьи, а наработанный опыт взаимодействия организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с патронатной семьей постепенно теряется.
Считаем, что для развития и сохранения института патронатного воспитания необходимо именно на федеральном уровне закрепить основные принципы и положения, регулирующие вопросы создания и деятельности патронатных семей, в том числе устанавливающие принципиальные отличия системы патронатного воспитания от иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Важность скорейшего законодательного закрепления именно профессионального подхода в деле семейного устройства детей и внесение в ФЗ патроната обусловлено еще и тем, что в отсутствие такового использование термина «патронатное воспитание» идет с искажением смысла, заложенного в него Министерством образования РФ и основными разработчиками.
Так, например, в ряде регионов бытует мнение, что: «патронат — это только на 1 год, только для подростков и больных»22, «патронат дает возможность семье посмотреть, годится ли ей ребенок, а потом, если не понравится, вернуть»23 и т. п. В то время как патронат предполагает как раз профессиональную работу с любым ребенком, отнятым от родителей, это форма для помещения в семью ребенка любого возраста с любым юридическим статусом и состоянием здоровья, на тот срок, который нужен ребенку (в том числе и до 18‐ти лет, как опека), позволяющая профессионально и на юридической основе помогать семье растить ребенка, т. е. именно предотвращать неоправданные перемещения и возвраты детей и помогать ребенку в семье — ужиться. Причина такого положения дел, видимо, в нежелании развития семейного устройства детей. Такая ситуация, возможно, не выгодна тем, кто желает сохранить в силу тех или иных причин контингент детей в сиротском банке данных или в домах ребенка. Для сокращения возможностей, даваемых патронатом, иногда практикуется искусственное их «урезание» — путем сокращения сроков профессионального сопровождения (требование перевода в опеку или усыновление через 1 год), сроков помещения в семью (только на 1 год), контингента детей (только сироты, только дети от 3-х лет, или даже только подростки) и т. п.
Как известно, если службы по профилактике и по устройству в семью будут закреплены в ФЗ и будут приняты правительственные положения, регламентирующие порядок и стандарты работы таких служб, то будет сложно искусственно ограничивать их возможности и станет возможным их распространение, как это происходит, например, со школами или приютами.
Вторая
причина необходимости
С
целью совершенствования
название статьи изложить в следующей редакции:
«Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»;
в пункте 1:
в абзаце первом слова «или в приемную семью» заменить словами «на патронатное воспитание или в приемную семью»;
дополнить новым абзацем вторым следующего содержания: «Ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации, с согласия родителей может быть передан на воспитание в семью патронатного воспитателя»;
абзацы второй и третий считать соответственно абзацами третьим и четвертым;
по тексту статьи слова «дети, оставшиеся без попечения родителей» заменить словами «дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» в соответствующем падеже.
Предлагается дополнить раздел VI ГК РФ главой 211 следующего содержания:
«Глава 211. Патронатное воспитание. Социальный патронат
Статья 1551. Патронатное воспитание
Патронатное
воспитание — это форма устройства
ребенка, оставшегося без попечения
родителей, и ребенка, признанного
в установленном порядке
Ребенок, переданный на воспитание в семью патронатного воспитателя, обладает правами, предусмотренными пунктами 3 и 4 статьи 154 настоящего Кодекса.
Патронатное воспитание может осуществляться над ребенком в возрасте до 18 лет.
Срок, на который ребенок передается на воспитание в семью патронатного воспитателя, определяется в договоре о патронатном воспитании исходя из интересов ребенка.
Информация о работе Патронат как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей