Нормативно-правовое обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

В российском законодательстве в целом сформулирована правовая основа обеспечения прав детей в новых социально-экономических условиях.
Развитие национального законодательства осуществлялось в целях более полного его соответствия принципам и положениям Конвенции ООН “О правах ребенка”, а также создания правовых условий для профилактики социального неблагополучия ребенка. Этому способствовало принятие федеральных законов “О наркотических средствах и психотропных веществах” (1998 г.), “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (1999 г.), “Об основах обязательного социального страхования” и других.

Файлы: 1 файл

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 23.03 Кб (Скачать)

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  

 

В российском законодательстве в целом сформулирована правовая основа обеспечения прав детей в  новых социально-экономических условиях.

Развитие национального  законодательства осуществлялось в  целях более полного его соответствия принципам и положениям Конвенции ООН “О правах ребенка”, а также создания правовых условий для профилактики социального неблагополучия ребенка. Этому способствовало принятие федеральных законов “О наркотических средствах и психотропных веществах” (1998 г.), “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (1999 г.), “Об основах обязательного социального страхования” и других.

Различные меры прав детей  в трудной жизненной ситуации осуществляются на основе изменений  и дополнений в законодательные  акты.

В Семейный кодекс Российской Федерации – в части защиты интересов детей при международном  усыновлении и введения еще одной  формы воспитания детей-сирот, такой  как приемная семья. В Федеральный  закон “О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации” – в  части повышения до 18 лет возраста ребенка-инвалида. В законодательство о пособиях семьям с детьми, в  том числе по увеличению размера  этих пособий.

Приняты новые федеральные  законы, защищающие права ребенка  в России: “Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации” (1998 г.), “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” (1999 г.), “О государственном банке  данных о детях, оставшихся без попечения  родителей” (2001 г.).

Федеральный закон “Об  основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации” имеет большое  значение для формирования идеологии  и практики защиты прав детей. Он устанавливает, что государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации.

Выполнение Конвенции  о правах ребенка является одним  из приоритетов в ходе пересмотра национального законодательства. Так, гарантии по защите прав детей, в частности  от экономической эксплуатации в  соответствии в соответствии с общепризнанными  нормами международного права, содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации. В Налоговый кодекс Российской Федерации  включена норма социальных налоговых  вычетов (выведение из-под налогообложения  части доходов родителей в  связи с воспитанием, лечением и  обучением детей).

Права детей на социальное обеспечение учтены при реформировании пенсионного законодательства. При  принятии третьей части Гражданского кодекса Российской Федерации сохранены  нормы, гарантирующие права наследования детей, в том числе и рожденных  вне брака.

Потребности детей учтены в нормативных правовых актах  по социальной поддержке бедных семей, таких как: федеральные законы “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” (1997 г.), “О потребительской  корзине в целом по Российской Федерации” (1999 г.), “О государственной  социальной помощи” (1999 г.) и других.

Особое внимание уделяется  реформированию российского законодательства в области отправления правосудия по делам несовершеннолетних, защите детей от любого рода насилия и  жестокого обращения. Этому способствовало принятие Уголовно-процессуального  кодекса Российской Федерации, который  установил большое количество процессуальных гарантий для несовершеннолетних с  учетом международно-правовых стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних.

В принятом в 2001 году Кодексе  Российской Федерации об административных правонарушениях усилены санкции  к родителям за ненадлежащее исполнение ими обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

Дальнейшее усовершенствование получила система правовых средств  защиты интересов детей. Наряду с  Уполномоченным по правам человека в  Российской Федерации развивается  институт уполномоченных по правам ребенка  на региональном уровне. Все региональные уполномоченные реально осуществляют контроль за соблюдением прав детей в детских учреждениях. В настоящее время завершена разработка нового национального плана действий в интересах детей до 2010 года. Утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации План включает конкретные мероприятия помощи семье в содержании и воспитании детей; охране здоровья детей; помощи детям, нуждающимся в особой заботе государства; правовому обеспечению защиты детства, международному сотрудничеству в целях усиления защиты интересов детей.

В настоящее время в  Российской Федерации происходит конкретизация  разделения обязанностей между федеральным  и региональным уровнями управления в целях улучшения защиты прав детей. Основной целью которых является полное выполнение принятых государственных обязательств, в том числе и по улучшению положения детей.

 

Источник  информации: 
По данным, представленным организацией ( )

Информация  обновлена:01.01.2008

1.1  Международные нормативно-правовые акты

 

Благополучие детей и  их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной  охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и  после рождения", и в силу этого  дети должны быть объектом особой защиты и помощи.

В 1959 году ООН принимает  Декларацию прав ребенка, в которой  были провозглашены социальные и  правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Однако время и положение  детей – будущего всего человечества – потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором  не просто декларировались права  детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав.

Международные документы, в  том числе и о правах человека, условно можно разделись на 2 большие  группы: Декларации и Конвенции.

Декларация (с лат. - провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения.

Конвенция (с лат. – договор, соглашение) соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

В 1989 году 20 ноября Генеральная  Ассамблея ООН единогласно приняла  Конвенцию о правах ребенка. Конвенция  содержит 54 статьи, учитывающие практически  все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для  народов всех регионов мира.

Конвенция о правах ребенка  не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Конвенция идет дальше Декларации в том, что государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.

Несмотря на то, что Конвенция  устанавливает общие нормы, в  ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что  позволяет, на основе общих для всех прав, каждому государству выбрать  свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция  имеет универсальный характер.

Конвенция – документ особого  социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание  ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности. Конвенция провозглашает  приоритет интересов детей перед  потребностями государства, общества, религии, семьи, она специально выделяет необходимость особой заботы государства  и общества о социально депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.

Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она  провозглашает ребенка полноценной  и полноправной личностью, самостоятельным  субъектом права. Такого отношения  к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые  отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция устанавливает  и правовые нормы ответственности  государства, создает специальный  механизм контроля – Комитет ООН  по правам ребенка.

Основная идея Конвенции  заключатся в наилучшем обеспечении  интересов ребенка, Положения Конвенции  сводятся к 4 основным требованиям, которые  должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного  участия в жизни общества.

Конвенция утверждает ряд  важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание  ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что  дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов.

Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

Конвенция утверждает, что  свобода необходимая ребенку  для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных  норм питания, одежды, жилища, но и предоставления всегда этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям.

Для конкретного восприятия текста Конвенции, который насыщен  юридическими и другими специальными терминами, можно воспользоваться  Методическими рекомендациями Министерства образования РФ, которые дают краткую  и схематичную структуру этого  уникального и исторического  документа.

Они рекомендуют следующую  последовательность рассмотрения содержания Конвенции.

«Преамбула Конвенции  содержит основополагающие идеи системы  прав ребенка в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой области.

Статьи 1-4 определяют понятие  «ребенок» (каждое человеческое существо до достижения 18 лет); утверждают один из основных принципов Конвенций  – приоритетность интересов детей  перед интересами общества.

Статьи 5-11 определяют права  детей на жизнь, имя, гражданство; сохранение своей индивидуальности; ответственность  и обязанности родителей.

Статьи 12-17 носят особый характер, ибо в них излагаются права  детей на выражение своих взглядов, мнения, на свободу мысли, совести  и религии.

Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались в международных  актах.

Статьи 20-26 определяют перечень прав детей особо депривилегированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям.

Статьи 28-31 излагают право  ребенка на образование, в том  числе получение бесплатного  и обязательного начального.

Статьи 32-36 – определяют права ребенка на защиту со стороны  государства от экономической, сексуальной  и любой другой эксплуатации.

Статьи 37-40 устанавливают права  ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления.

Статьи 41-45 относятся ко II части Конвенции и определяют способы информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию.

Статьи 46-54 относятся ко III части Конвенции и определяют процедурно-правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенции ООН.» [4, 3-7]

Декларация о  социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей.

В 1959 году ООН принимает  Декларацию прав ребенка.

Основной ее тезис состоял  в том, что «человечество обязано  давать ребенку лучшее, что оно  имеет». В ней были провозглашены 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призывала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и достоинства. Она оказывала значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира.

В принятой ООН 1948 года Всеобщей Декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи. Этот тезис прозвучал  в Международном пакте экономических, социальных и культурных правах (в  частности, в статье 10), во всенародном  пакте о гражданских и экономических  правах (в частности, в статье 23 и 24), а также в уставах и соответствующих  документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.

В данном документе, который был  принят резолюцией генеральной ассамблеи ООН от 3.12.1986 года в основном рассматриваются «семейные» права ребенка. То есть это права возникающие особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях.

Информация о работе Нормативно-правовое обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей