Социальная работа по защите детей - сирот, оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: провести анализ опыта работы системы социальной защиты детей- сирот, оставшихся без попечения родителей.
Объект исследования: Дети - сироты как социальное явление в России
Предмет исследования: Социальная защита детей - сирот как условие решения проблемы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы сиротства в России
1.1 Понятие и значение проблемы сиротства в России
1.2 Истоки сиротства и причины его проявления
Глава 2. Система работы с детьми - сиротами (на примере школы - интерната № 169, Красноглинского района)
2.1 Анализ системы работы с детьми - сиротами школы -интерната № 169, Красноглинского района
2.2 Система социальной защиты детей-сирот школы - интерната № 169, Красноглинского района
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

диплом педагогика.docx

— 106.71 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы сиротства в России
  • 1.1 Понятие и значение проблемы сиротства в России
  • 1.2 Истоки сиротства и причины его проявления
  • Глава 2. Система работы с детьми - сиротами (на примере школы - интерната № 169, Красноглинского района)
  • 2.1 Анализ системы работы с детьми - сиротами школы -интерната № 169, Красноглинского района
  • 2.2 Система социальной защиты детей-сирот школы - интерната № 169, Красноглинского района
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    • ПРИЛОЖЕНИЕ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Актуальность темы заключается в стремительном росте детей - сироти и отсутствие эффективных моделей их социальной защиты. Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важнейших задач государства и общества. Проблема сиротства сегодня - это актуальнейшая из проблем современной действительности России.
  • Рост социального сиротства, детской безнадзорности так же как демографическая катастрофа (число несовершеннолетних в Российской Федерации убывает ежегодно на миллион), имеют в основе своей общий кризис семьи. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе подтолкнули рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.
  • В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.
  • В России, согласно статистическим данным, количество учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приближается к 1 млн. человек, и, что особенно тревожно, на протяжении последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция роста контингента таких детей (в среднем на 100 тыс. в год). Таким образом, на сегодняшний день дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют значительный пласт населения нашей страны.
  • В сложившейся ситуации наряду с понятием сирота, появляется и укрепляется понятие социальный сирота. Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
  • Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Это дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.
  • Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. По данным исследователей данной проблемы 40% детей вышедших из интернатных учреждений становятся преступниками, 40 % - наркоманами, 10% - заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10 % - способны к полноценной самостоятельной жизни.
  • На фоне увеличивающегося числа сиротских учреждений в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Изучением особенностей развития детей, оставшихся без попечения родителей, занимались многие ученые. Основоположником направления изучения влияния отсутствия родителей на развитие ребенка является английский психолог Дж .Боулби.
  • Усилилось внимание ученых и анализу воспитания детей в условиях разных культур, предпринятому еще в тридцатых годах и связанному, в частности, со знаменитыми работами М. Мид (1935 г.). Интересные исследования антропологического направления провела М. Эйнсуорт (1967 г.), появились работы, посвященные сравнению традиции американского семейного воспитания с каналами, господствующими в Японии (W. Caudill, H. Weinsten, 1669), Греции (К. Wurest. 1978) и других странах.
  • В нашей стране имеется пока только одно серьезное исследование на эту тему - изучение детей в школе интернате, проведенное под руководством Л.И. Божович. В нем представлены методы изучения личности детей, а также методика составления психолого-педагогической характеристики как необходимого условия накопления знаний об учащихся для диагностических и прогностических суждений о них. Исследование на тему развития детей, оставшихся без попечения родителей и разработке методов для создания оптимальных условий для развития в настоящее время проводятся такими учеными как A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и т.д. Однако данная проблема требует дальнейшего изучения.
  • Тема работы: Социальная работа по защите детей - сирот, оставшихся без попечения родителей.
  • Цель исследования: провести анализ опыта работы системы социальной защиты детей- сирот, оставшихся без попечения родителей.
  • Объект исследования: Дети - сироты как социальное явление в России
  • Предмет исследования: Социальная защита детей - сирот как условие решения проблемы.
  • Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании проблемы социальной защиты детей - сирот и анализе опыта имеющейся деятельности по этой проблеме.
  • Методы исследования: анализ, сравнение, аналогия.
  • База проведения исследования Школа интернат № 169 Красноглинского района, поселка Мехзавод.
  • Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы сиротства в России
  • Понятие и значение проблемы сиротства в России.
  • В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
  • Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.
  • В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
  • Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.
  • Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке. Опека - это "форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных" Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:
  • 1. умерли;
  • 2. лишены родительских прав; · ограничены в родительских правах;
  • 3. признаны безвестно отсутствующими;
  • 4. недееспособны (ограниченно дееспособны); отбывают наказание в исправительных колониях;
  • 5. обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
  • 6. уклоняются от воспитания детей;
  • 7. отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.
  • Согласно закону Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" опека и попечительство - норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово "сирота", мы будем иметь в виду и ребенка, оставшегося без родителей, и социального сироту.
  • Постоянное увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей (в 2001 году в России насчитывалось 426 тысяч таких детей, к началу 2004 года их количество составило 572,4 тысячи, 2005 - 620,0, 2000 - 639,9) стимулирует поиск новых форм устройства детей, совершенствование имеющихся возможностей общества и государства в воспитании и содержании детей. [31]
  • К 2000 году в России было отмечено снижение выявленной численности детей и подростков, оставшихся без попечения родителей: 1996 год - 102178, 1988 - 89290, 2000 - 49105 (см. таблица 1.1). Затем шло ежегодное увеличение числа таких детей: 2001 год - 59154, 2003 - 113296, 2005 - 110930, 2007 - 123204. Численность детей в России в возрасте до 14 лет все эти годы уменьшалась (с 2000 по 2007 годы на 5 миллионов), а доля детей и подростков, выявленных как оставшихся без попечения родителей в составе детского населения, увеличивалась. В 2000 году дети-сироты, физически утратившие кровных родителей, составляли среди всех детей-сирот 9,4%, остальные - социальные сироты. Доля детей, потерявших обоих родителей, в начале 2000-х годов составляла примерно 5% от общей численности детей-сирот, в 2005 году этот показатель в некоторых регионах достигал 25-30%.
  • Государство несет ответственность за систему призрения сирот, но не решает все вопросы в этой сфере. В последние годы появились новые силы (партии, религиозные и общественные организации), которые готовы взять или уже взяли на себя значительную часть забот по содержанию детей и стараются увеличить свое влияние на воспитание и обучение, выбор форм устройства детей, а также на контроль и управление. Можно сказать, что в последние годы в России появились признаки перехода от государственно-общественного устройства детей к государственно-общественно-церковному.
  • Однако основные формы устройства детей-сирот в России не изменились, - это передача детей под опеку и на усыновление, определение детей в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты.
  • Наиболее распространенная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - опека (детей до 14 лет) и попечительство (детей 14-18 лет). Под опеку/попечительство детей берут, прежде всего, родственники. Практически последние десять лет росло число детей, находящихся под опекой/попечительством (см. таблица 1.1, 1.2). Однако можно сказать о незначительном росте в 2001 году, а затем - о спаде доли таких детей среди общего количества учтенных детей-сирот. Это же касается соотношения выявляемых ежегодно и взятых под опеку (попечительство), на усыновление детей-сирот: в 2000 году было взято под опеку/усыновлено 91% от числа выявленных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2005 году - 60% (см. таблица 1.1).
  • Таблица 1.1 - Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тысяч человек
 
 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

 

Всего выявлено детей и  подростков, оставшихся без попечения  родителей

49,1

59,2

81,4

113,3

105,5

110,9

113,9

123,2

 

Из них были устроены:

                 

В дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, детские дома семейного  типа

11,1

10,4

21,8

32,1

30,7

33,9

34,9

36,2

 

Под опеку (попечительство) на усыновление

37,4

48,2

58,2

77,3

73

68

67,7

74,3

 

В профучилища, средние специальные и высшие учебные заведения и другие учебно-воспитательные учреждения на полное государственное обеспечение

0,8

0,7

0,8

1,4

1,6

1,3

1,78

2,2

 

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

412,4

414,5

460,4

533,1

596,9

620,1

636,9

662,6

 
                   

    • Таблица 1.2 - Данные о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации
 
 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

 

Учтено детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей

411,9

414,5

460,4

533,1

596,8

620,1

636,9

662,5

 

из них находятся  на воспитании в семьях:

                 

под опекой (попечительством)

170,5

180,3

201,4

252,5

293,5

303,9

312,3

329

 

на усыновлении

128

131,2

141,5

139,8

144,8

146,8

151,2

153,5

 

В домах ребенка

4,27

5,1

9,16

10,46

11,7

12,8

13,5

14,1

 

В детских домах

37,7

35,5

37,7

50,5

61,3

61,9

62

67,7

 

В школах-интернатах для  детей-сирот

27,4

22,9

22

25,8

25,5

24,8

23,8

23,3

 

В школах-интернатах общего типа

6

4,9

3,9

4,3

6,7

8,4

8,7

9,1

 

В домах-интернатах

   

13,56

15,49

14,9

15,3

15,2

15,3

 

В школах-интернатах для  детей с ограниченными возможностями  здоровья

38,1

34,5

31,2

34,2

38,4

39,4

41

40,7

 
                   

 

      • В последние годы отмечается рост диспропорции усыновления внутри России и вне ее. При уменьшении числа случаев усыновления детей жителями России резко возрастает число случаев усыновления российских детей иностранными гражданами. С одной стороны, дети приобретают семью, которая прошла жесткий отбор, но Россия теряет своих детей, а российские граждане не могут взять на воспитание ребенка. Такая ситуация привела к пересмотру и изменению существующего законодательства в этой сфере.
      • Россия, ратифицировав Конвенцию о правах ребенка в 1990 году, признала право ребенка на в<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Arial'; font-s

Информация о работе Социальная работа по защите детей - сирот, оставшихся без попечения родителей