Социальная работа по защите детей - сирот, оставшихся без попечения родителей
Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:39, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: провести анализ опыта работы системы социальной защиты детей- сирот, оставшихся без попечения родителей.
Объект исследования: Дети - сироты как социальное явление в России
Предмет исследования: Социальная защита детей - сирот как условие решения проблемы.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы сиротства в России
1.1 Понятие и значение проблемы сиротства в России
1.2 Истоки сиротства и причины его проявления
Глава 2. Система работы с детьми - сиротами (на примере школы - интерната № 169, Красноглинского района)
2.1 Анализ системы работы с детьми - сиротами школы -интерната № 169, Красноглинского района
2.2 Система социальной защиты детей-сирот школы - интерната № 169, Красноглинского района
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Файлы: 1 файл
СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы сиротства в России
- 1.1 Понятие и значение проблемы сиротства в России
- 1.2 Истоки сиротства и причины его проявления
- Глава 2. Система работы с детьми - сиротами (на примере школы - интерната № 169, Красноглинского района)
- 2.1 Анализ системы работы с детьми - сиротами школы -интерната № 169, Красноглинского района
- 2.2 Система социальной защиты детей-сирот школы - интерната № 169, Красноглинского района
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- ВВЕДЕНИЕ
- Актуальность темы заключается в стремительном росте детей - сироти и отсутствие эффективных моделей их социальной защиты. Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важнейших задач государства и общества. Проблема сиротства сегодня - это актуальнейшая из проблем современной действительности России.
- Рост социального сиротства, детской безнадзорности так же как демографическая катастрофа (число несовершеннолетних в Российской Федерации убывает ежегодно на миллион), имеют в основе своей общий кризис семьи. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе подтолкнули рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.
- В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.
- В России, согласно статистическим данным, количество учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приближается к 1 млн. человек, и, что особенно тревожно, на протяжении последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция роста контингента таких детей (в среднем на 100 тыс. в год). Таким образом, на сегодняшний день дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют значительный пласт населения нашей страны.
- В сложившейся ситуации наряду с понятием сирота, появляется и укрепляется понятие социальный сирота. Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
- Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Это дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.
- Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. По данным исследователей данной проблемы 40% детей вышедших из интернатных учреждений становятся преступниками, 40 % - наркоманами, 10% - заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10 % - способны к полноценной самостоятельной жизни.
- На фоне увеличивающегося числа сиротских учреждений в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Изучением особенностей развития детей, оставшихся без попечения родителей, занимались многие ученые. Основоположником направления изучения влияния отсутствия родителей на развитие ребенка является английский психолог Дж .Боулби.
- Усилилось внимание ученых и анализу воспитания детей в условиях разных культур, предпринятому еще в тридцатых годах и связанному, в частности, со знаменитыми работами М. Мид (1935 г.). Интересные исследования антропологического направления провела М. Эйнсуорт (1967 г.), появились работы, посвященные сравнению традиции американского семейного воспитания с каналами, господствующими в Японии (W. Caudill, H. Weinsten, 1669), Греции (К. Wurest. 1978) и других странах.
- В нашей стране имеется пока только одно серьезное исследование на эту тему - изучение детей в школе интернате, проведенное под руководством Л.И. Божович. В нем представлены методы изучения личности детей, а также методика составления психолого-педагогической характеристики как необходимого условия накопления знаний об учащихся для диагностических и прогностических суждений о них. Исследование на тему развития детей, оставшихся без попечения родителей и разработке методов для создания оптимальных условий для развития в настоящее время проводятся такими учеными как A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и т.д. Однако данная проблема требует дальнейшего изучения.
- Тема работы: Социальная работа по защите детей - сирот, оставшихся без попечения родителей.
- Цель исследования: провести анализ опыта работы системы социальной защиты детей- сирот, оставшихся без попечения родителей.
- Объект исследования: Дети - сироты как социальное явление в России
- Предмет исследования: Социальная защита детей - сирот как условие решения проблемы.
- Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании проблемы социальной защиты детей - сирот и анализе опыта имеющейся деятельности по этой проблеме.
- Методы исследования: анализ, сравнение, аналогия.
- База проведения исследования Школа интернат № 169 Красноглинского района, поселка Мехзавод.
- Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы сиротства в России
- Понятие и значение проблемы сиротства в России.
- В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
- Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.
- В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
- Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.
- Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке. Опека - это "форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных" Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:
- 1. умерли;
- 2. лишены родительских прав; · ограничены в родительских правах;
- 3. признаны безвестно отсутствующими;
- 4. недееспособны (ограниченно дееспособны); отбывают наказание в исправительных колониях;
- 5. обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
- 6. уклоняются от воспитания детей;
- 7. отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.
- Согласно закону Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" опека и попечительство - норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово "сирота", мы будем иметь в виду и ребенка, оставшегося без родителей, и социального сироту.
- Постоянное увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей (в 2001 году в России насчитывалось 426 тысяч таких детей, к началу 2004 года их количество составило 572,4 тысячи, 2005 - 620,0, 2000 - 639,9) стимулирует поиск новых форм устройства детей, совершенствование имеющихся возможностей общества и государства в воспитании и содержании детей. [31]
- К 2000 году в России было отмечено снижение выявленной численности детей и подростков, оставшихся без попечения родителей: 1996 год - 102178, 1988 - 89290, 2000 - 49105 (см. таблица 1.1). Затем шло ежегодное увеличение числа таких детей: 2001 год - 59154, 2003 - 113296, 2005 - 110930, 2007 - 123204. Численность детей в России в возрасте до 14 лет все эти годы уменьшалась (с 2000 по 2007 годы на 5 миллионов), а доля детей и подростков, выявленных как оставшихся без попечения родителей в составе детского населения, увеличивалась. В 2000 году дети-сироты, физически утратившие кровных родителей, составляли среди всех детей-сирот 9,4%, остальные - социальные сироты. Доля детей, потерявших обоих родителей, в начале 2000-х годов составляла примерно 5% от общей численности детей-сирот, в 2005 году этот показатель в некоторых регионах достигал 25-30%.
- Государство несет ответственность за систему призрения сирот, но не решает все вопросы в этой сфере. В последние годы появились новые силы (партии, религиозные и общественные организации), которые готовы взять или уже взяли на себя значительную часть забот по содержанию детей и стараются увеличить свое влияние на воспитание и обучение, выбор форм устройства детей, а также на контроль и управление. Можно сказать, что в последние годы в России появились признаки перехода от государственно-общественного устройства детей к государственно-общественно-церковному.
- Однако основные формы устройства детей-сирот в России не изменились, - это передача детей под опеку и на усыновление, определение детей в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты.
- Наиболее распространенная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - опека (детей до 14 лет) и попечительство (детей 14-18 лет). Под опеку/попечительство детей берут, прежде всего, родственники. Практически последние десять лет росло число детей, находящихся под опекой/попечительством (см. таблица 1.1, 1.2). Однако можно сказать о незначительном росте в 2001 году, а затем - о спаде доли таких детей среди общего количества учтенных детей-сирот. Это же касается соотношения выявляемых ежегодно и взятых под опеку (попечительство), на усыновление детей-сирот: в 2000 году было взято под опеку/усыновлено 91% от числа выявленных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2005 году - 60% (см. таблица 1.1).
- Таблица 1.1 - Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тысяч человек
|
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
Всего выявлено детей и
подростков, оставшихся без попечения
родителей |
49,1 |
59,2 |
81,4 |
113,3 |
105,5 |
110,9 |
113,9 |
123,2 |
|
Из них были
устроены: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В дома ребенка, детские дома
и школы-интернаты для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, детские дома семейного
типа |
11,1 |
10,4 |
21,8 |
32,1 |
30,7 |
33,9 |
34,9 |
36,2 |
|
Под опеку (попечительство)
на усыновление |
37,4 |
48,2 |
58,2 |
77,3 |
73 |
68 |
67,7 |
74,3 |
|
В профучилища, средние специальные
и высшие учебные заведения и другие учебно-воспитательные
учреждения на полное государственное
обеспечение |
0,8 |
0,7 |
0,8 |
1,4 |
1,6 |
1,3 |
1,78 |
2,2 |
|
Дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей |
412,4 |
414,5 |
460,4 |
533,1 |
596,9 |
620,1 |
636,9 |
662,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Таблица 1.2 - Данные о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации
|
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
Учтено детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей |
411,9 |
414,5 |
460,4 |
533,1 |
596,8 |
620,1 |
636,9 |
662,5 |
|
из них находятся
на воспитании в семьях: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
под опекой (попечительством) |
170,5 |
180,3 |
201,4 |
252,5 |
293,5 |
303,9 |
312,3 |
329 |
|
на усыновлении |
128 |
131,2 |
141,5 |
139,8 |
144,8 |
146,8 |
151,2 |
153,5 |
|
В домах ребенка |
4,27 |
5,1 |
9,16 |
10,46 |
11,7 |
12,8 |
13,5 |
14,1 |
|
В детских домах |
37,7 |
35,5 |
37,7 |
50,5 |
61,3 |
61,9 |
62 |
67,7 |
|
В школах-интернатах для
детей-сирот |
27,4 |
22,9 |
22 |
25,8 |
25,5 |
24,8 |
23,8 |
23,3 |
|
В школах-интернатах общего
типа |
6 |
4,9 |
3,9 |
4,3 |
6,7 |
8,4 |
8,7 |
9,1 |
|
В домах-интернатах |
|
|
13,56 |
15,49 |
14,9 |
15,3 |
15,2 |
15,3 |
|
В школах-интернатах для
детей с ограниченными возможностями
здоровья |
38,1 |
34,5 |
31,2 |
34,2 |
38,4 |
39,4 |
41 |
40,7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- В последние годы отмечается рост диспропорции усыновления внутри России и вне ее. При уменьшении числа случаев усыновления детей жителями России резко возрастает число случаев усыновления российских детей иностранными гражданами. С одной стороны, дети приобретают семью, которая прошла жесткий отбор, но Россия теряет своих детей, а российские граждане не могут взять на воспитание ребенка. Такая ситуация привела к пересмотру и изменению существующего законодательства в этой сфере.
- Россия, ратифицировав Конвенцию о правах ребенка в 1990 году, признала право ребенка на в<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Arial';
font-s
Информация о работе Социальная работа по защите детей - сирот, оставшихся без попечения родителей