Деловое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 19:49, доклад

Краткое описание

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.

Файлы: 1 файл

2.docx

— 215.95 Кб (Скачать)

А как  быть в том случае, если в группе имеется негативный лидер? Трудно и  даже невозможно дать совет для каждой конкретной ситуации. Тем важнее для  каждого руководителя наличие хотя бы элементарных знаний по теории конфликта. 

11. Социализации — это процесс понятия знаний для существования в данном обществе.

Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методам деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы; исполнителя этой роли воспитывают окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применим термин не «обучение», а «освоение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит.

Этапы социализации. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.

В ходе социализации человек понимает язык, а потом и всё остальное. Принято разбивать на 4 (иногда 5 этапов): 
1-й этап. Детство. В ходе данного этапа формируется базис, с которым человеку проведёт оставшуюся жизнь. До 5 лет ребёнок может выучить всё, что угодно. На этом этапе так же формируются основные понятия, основные нормы и ценности. Появляются правила и табу. В ходе социализации на детском этапе может возникнуть конфликт норм и ценностей, например, при простой, казалось бы просьбе ребёнка сказать по телефону, что родителя нет, ребёнок может растеряться между послушанием и правдой. Возможные варианты поведения ребёнка:

1. Папа сказал, что  его нет дома (получается, что ребёнок и  послушался, и сказал  правду).

2. Несёт папе трубку (ребёнок выбрал правду).

3. Не берёт трубку (или  берёт и молчит) — не может  выбрать какая  ценность выше и обе обесцениваются.

4. Ребёнок говорит,  что папы нет  дома (выбрал послушание).

После такой ситуации появляется монстр —  но сам ребёнок не считает себя таковым.

2-й  этап. Отрочество и юнность. (иногда этот этап разделяют на 2).

На этом этапе получаются не только базисные, но и вторичные знания.

Например, нормально, когда врёт тогда, когда  ему надо (когда надо зависит от первого этапа).

Если  ребёнку на данном этапе сказать  что в углу игрушка и её не дадут, если на неё ребёнок посмотри в 95% случаев, ребёнок, посмотревший, все-таки на игрушку, даст отрицательный ответ  на впорос, смотрел ли он на игрушку (т.е. скажет неправду).

3-й  этап.Вторичная социализация (иногда — социализация на работе). Во время вторичной социализации происходит социализация на работе.

4-й  этап.Старость (начинается в 40-50 лет) Человек уже сформировал всё для жизни.

1. Социализация взрослых выражается, главным образом, в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета».

4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует, главным образом, мотивацию их поведения.

Современная ситуация в молодежной среде отличается резким возрастанием неформальных связей, спонтанно возникающих объединений. Отчасти это вызвано тем, что  молодежный «спрос» на клубы по интересам  в рамках свободного времени значительно  превышает «предложение» со стороны  государственных и общественных организаций. От 60—80% молодых людей  в возрасте до 20 лет в разных городах  считают себя членами молодежных объединений, большая часть которых  несет неформальный характер.

Особенностью  психологии молодого человека в процессе социализации является сориентированность на нормы поведения, действующие в группе его общения. В ситуации выбора часто происходит не личностное самоопределение, а ориентация на реакцию формального большинства группы. Это и делает молодого человека «пленником ситуации». Если в неформальной группе доминируют положительные ценности, то она ускоряет формирование общественно значимых качеств индивида. В противном случае, в силу механизма «группового конформизма», жесткой психологической зависимости, слепого следования групповым стандартам молодой человек постепенно втягивается в негативное, и даже противоправное поведение. Возникновение неформальных групп — свидетельство роста социальной активности молодежи, поиска ее новых идей самореализации. Жизненная позиция личности, таким образом, не просто характеристика ее внутреннего мира через направленность или совокупность функциональных проявлений — ролей. Это целостное предметно-практическое (духовно-практическое и материально-практическое) проявление человека, имеющее свои количественные и качественные параметры измерения. Жизненная позиция выступает как феномен, раскрывающий меру участия человека в разрешении общественных противоречий и степень опосредования этой активности для собственного всестороннего развития.

Под индивидуальным характером в социальной психологии именуют совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающую типичные для нее способы поведения. Индивидуальный характер складывается в процессе общения. А общение — одна из разновидностей социального взаимодействия. Стало  быть, индивидуальный характер есть не что иное, как продукт социального  взаимодействия. Кроме того, именно в контактах с другими людьми индивидуальный характер проявляется  в наибольшей мере. Необходимо иметь  представление о национальном характере. Процесс социализации каждого из нас испытывает на себе определенное давление социального окружения, связанное  с господством традиций, обычаев, ритуалов, в которых проявляются  особенности национальной культуры того общества, в котором мы живем. К такому выводу приходили многие этнографические исследования, выявившие, что различные люди, живущие в  одном обществе и воспитывающиеся  в условиях одной и той же культуры, обладают некоторой суммой одинаковых черт своего поведения. Таким образом, в поведении каждого из нас в той или иной мере проявляются черты как индивидуальной, неповторимой личности, так и национального характера, общие для всех людей, разделяющих приверженность традициям, обычаям и нравам того народа, к которому мы принадлежим.

Социализация  – это процесс  обучения культурным нормам и освоения социальных ролей. В процессе социализации социальные агенты не только обучают, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль  осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом – семьей, группой, учреждением или социальным институтом, - то он приобретает  общественный характер и называется социальным контролем

Социальный  контроль – совокупность  институтов и механизмов, гарантирующих  соблюдение общепринятых норм поведения и законов. 

Социальный  контроль подразделяется на неформальный и формальный. Первый  основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи, либо через средства массовой информации.  Традиционная сельская община  контролировала все аспекты жизни своих членов: выбор невесты, выбор имени ребенка, методы разрешения конфликта. Никаких писаных норм не существовало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего выражаемое старейшими членами общины. В единую систему социального контроля органично вплеталась религия.

Если  в  традиционном обществе социальный контроль держался на неписанных правилах, то  в современном обществе его основой выступают  писаные нормы: указы, юридические законы, постановления. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие институты, как суды, образование, армия, производство, политические партии, правительство и.т.д. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство – благодаря  системе налогообложения и социальной помощи населению, государство – благодаря полиции, секретной службе.

Социальный  контроль – это, прежде всего, внешний  контроль, но помимо него выделяют еще  внутренний контроль или самоконтроль. Индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального порядка: армии, судам, государству. 

12. Основные элементы системы социального контроля: привычка, обычай и система санкций.

Привычка — это устойчивый способ поведения в определенных ситуациях, в некоторых случаях принимающий для индивида характер потребности, который не встречает отрицательной реакции со стороны группы. У каждого индивида могут быть свои привычки, например, рано вставать, делать утром зарядку, носить определенный фасон одежды и т.п. Существуют привычки, которые общеприняты для всей группы. Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом целенаправленного воспитания. Со временем многие привычки перерастают в устойчивые черты характера индивида и выполняются автоматически. Также привычки появляются в результате приобретения навыков и устанавливаются традициями. Некоторые привычки есть не что иное, как пережитки старых обрядов и торжеств. Обычно нарушение привычек не приводит к негативным санкциям. Если же поведение индивида соответствует принятым в группе привычкам, то оно встречает признание.

Обычай — стереотипная форма социальной регуляции поведения, воспринятая из прошлого, которая отвечает определенным моральным оценкам группы и нарушение которой ведет к негативным санкциям. Обычай непосредственно связан с определенным принуждением для признания ценностей или принуждением в определенной ситуации. Часто понятие «обычай» употребляют как синоним понятий «традиция» и «ритуал». Под обычаем подразумевается неуклонное следование пришедшим из прошлого предписаниям, и обычай, в отличие от традиций, функционирует не во всех областях социальной жизни. Отличие обычая от ритуала заключается не только в том, что он символизирует определенные социальные отношения, но и выступает в качестве средства, применяемого для практического преобразования и использования различных объектов. Например, обычай требует уважать почтенных людей, уступать место старым и беспомощным людям, относиться к людям, занимающим высокую должность в группе, согласно этикету и т.д. Таким образом, обычай — это система признанных группой ценностей, определенные ситуации, в которых эти ценности могут иметь место, и эталоны поведения, соответствующие этим ценностям. Неуважение обычаев, их невыполнение подрывают внутреннюю сплоченность группы, так как данные ценности имеют для группы определенную важность. Группа, используя принуждение, побуждает отдельных своих членов в определенных ситуациях соблюдать соответствующие ее ценностям эталоны поведения. В докапиталистическом обществе обычай являлся основным социальным регулятором общественной жизни. Но обычай выполняет не только функции социального контроля, поддерживает и укрепляет внутригрупповую сплоченность, он помогает передавать социальный и культурный опыт человечества от поколения к поколению, Т.е. выступает как средство социализации молодого поколения. К обычаям относятся и религиозные обряды, и гражданские праздники, и производственные навыки и т.д. В настоящее время роль основного социального регулятора в современных обществах выполняют уже не обычаи, а социальные институты. Обычаи в «чистом» виде сохранились еще в сфере быта, морали, гражданской обрядности и в условных правилах различного рода — конвенциях (например, правила дорожного движения). В зависимости от системы общественных отношений, в которой они находятся, обычаи делятся на прогрессивные и реакционные, устаревшие. С устаревшими обычаями в развитых странах ведется борьба, утверждаются новые прогрессивные гражданские обряды и обычаи.

Социальные  санкции. Санкции — это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением ее членов, цель которых — обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы. Санкции могут быть негативными (наказание за нежелательные действия) и позитивными (поощрение за желательные, одобряемые обществом действия). Социальные санкции выступают важным элементом социального регулирования. Их смысл заключается в том, что они выступают в качестве внешнего стимула, побуждающего индивида к определенному поведению или определенному отношению к совершаемому действию. Санкции бывают формальными и неформальными. Формальные санкции — это реакция формальных институтов на какое-то поведение или действие в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении) процедурой. Неформальные (диффузные) санкции — это уже спонтанная, эмоционально окрашенная реакция неформальных институтов, общественного мнения, группы друзей, сослуживцев, соседей, Т.е. непосредственного окружения на отклоняющееся от социальных ожиданий поведение. Так как индивид в одно и то же время является членом разных групп и институтов, то одни и те же санкции могут подкреплять или ослаблять действие других.

По способу  внутреннего давления выделяют следующие санкции:

- правовые  санкции — это система наказаний  и поощрений, разработанных и предусмотренных законом;

- этические  санкции — это система порицаний,  выговоров и побуждений, опирающихся на моральные принципы;

- сатирические  санкции — это система всевозможных  насмешек, издевок, применяемых по отношению к тем, кто ведет себя не так, как принято;

- религиозные  санкции — это наказания или  награды, установленные системой  догматов и верований определенной религией, в зависимости от того, нарушает или соответствует поведение индивида предписаниям и запрещениям данной религии. Моральные санкции реализуются непосредственно самой социальной группой через разные формы поведения и отношения к индивиду, а юридические, политические, экономические санкции — через деятельность различных социальных институтов, даже специально созданных для этой цели (судебно-следственные и др.).

В цивилизованных обществах наиболее часто встречаются следующие виды санкций:

Информация о работе Деловое общение