Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:10, реферат
Любая организация живет в социальной среде, деятельность ее направлена на удовлетворение потребностей заказчиков и через это — своих собственных. Система управления становится главным ресурсом предприятия. Все в этой организации направлено на сближение тех, кто принимает решения, с теми, кто это решение потребляет. Это, в свою очередь требует уменьшения числа уровней управления в организации и передачи ответственности на нижние этажи иерархии, расположенные ближе к потребителю и берущие на себя риск.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 4
2. ТИПОЛОГИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КУЛЬТУР 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 4
2. ТИПОЛОГИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КУЛЬТУР 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
введение
Любая организация живет в социальной среде, деятельность ее направлена на удовлетворение потребностей заказчиков и через это — своих собственных. Система управления становится главным ресурсом предприятия. Все в этой организации направлено на сближение тех, кто принимает решения, с теми, кто это решение потребляет. Это, в свою очередь требует уменьшения числа уровней управления в организации и передачи ответственности на нижние этажи иерархии, расположенные ближе к потребителю и берущие на себя риск. Создать эффективную организацию можно только если она будет адаптироваться внешней среде, приспосабливаться к ее изменениям, разрабатывать наиболее эффективные приемы реагирования, создавать свою особую внутриорганизационную атмосферу и решать задачи внутренней интеграции.
Этому способствует корпоративная культура, которая фиксирует основные задачи организации по внешней адаптации и внутренней интеграции.
Корпоративная культура — сложный комплекс норм и правил, задающих общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Корпоративная культура проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, установках, ожиданиях, нормах поведения.
Корпоративная культура регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его реакции в критических ситуациях.
1. ПОНЯТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Организации, являясь социальными институтами, под воздействием внешних факторов, по-разному расставляют приоритеты в позициях внутреннего управления.
Эти организации миновали первичную стадию наработки первоначального капитала, и от стратегии «максимум денег любой ценой» переходят к стратегии формирования долгосрочных, позитивных, открытых, доверительных и взаимовыгодных отношений с потребителями и окружением (партнерами, конкурентами, контролирующими органами, органами власти и обществом в целом).
Такие организации заботятся о своей репутации и о репутации своих собственников, руководителей и сотрудников.
Избыток клиентуры
часто приводит к необходимости
увеличить численность
Вместе с тем избыток клиентуры приводит к необходимости упорядочить работу с ней. Фирмы по особым критериям выбирают только тех клиентов, которые приносят материальную (доход от взаимодействия) и моральную (удовольствие от взаимодействия) выгоду. В фирмах появляются стандарты обслуживания, программы удержания «нужной и перспективной» клиентуры, программы обучения неподготовленной клиентуры.
Наряду с
этими документами и
Особое положение фирмы в бизнесе, особое отношение фирмы к своей репутации, особые (по правилам) отношения внутри организации, отношение к потребителям и к процессам оказания услуг вынуждают организации предъявлять особые требования к персоналу.
Цель таких организаций — дальнейшее удержание лидерских позиций. Но уже не за счет ценовой, товарной политики и количества рекламы, а за счет их способности пребывать в гармонии с окружающим миром, за счет органичности их внутренней культуры.
Именно этой цели служит создание в рамках организации корпоративной культуры. Менеджеры современных организаций должны строить новую систему управления, ориентированную на использование приоритетных ключевых компетенций в повышении конкурентоспособности продукции и обеспечении устойчивого развития фирм, одной из которых является корпоративная, или организационная, культура.
Существует множество подходов к оценке культурной составляющей организаций, затрагивающих различные аспекты в этой области менеджмента. Все они преимущественно ориентированы на организационную культуру предприятий.
Учеными Г.Хофштеде и Д.Боллинже был разработан интегральный подход в исследовании организаций, которые в основу диагностики положили четыре характеристики организационной культуры. Метод нашел свое применение в практике анализа организационных культур малых и средних фирм.
В.Сате рассматривал влияние культуры на организационную жизнь через семь процессов: принятие решений, контроль, коммуникации, посвященность организации, восприятие организационной среды, оправдание своего поведения.
Авторы Т.Питерс и Р.Уотерман обнаружили в своих исследованиях связь между культурой и успехом в работе организации, описав управленческую практику успешных фирм и выявив ряд верований и ценностей культуры, приведших организации к успеху. В обобщенном виде связь между культурой и результатами деятельности организации была представлена в модели американского социолога Т.Парсонса, разработанной им на основе спецификации определенных функций, которые любая социальная система должна выполнять, чтобы добиться успеха.
Идеи Т.Парсонса были развиты и конкретизированы Р.Квином и Дж.Рорбахом в их модели «Конкурирующие ценности и организационная эффективность»,объясняющей влияние тех или иных ценностей на организационную эффективность.
До сих пор
нет эталонного определения организационной
культуры. Однако следует отметить,
что очень многие авторы не делают
различий между понятиями «
Организационная культура — это система (не обязательно формализованная) общепринятых в организации и оберегаемых ее членами культурно-этических, моральных и других постулатов в отношении целей, дела, внутрифирменных взаимоотношений и взаимодействия с окружением (клиентами, партнерами, конкурентами, госструктурами, обществом в целом). Система данных постулатов находит свое выражение в сложившихся спонтанно или осознанно культивируемых и заявляемых (декларируемых) организацией и ее членами ценностях и убеждениях, нормах, принципах, правилах, процедурах, стандартах, а также в обычаях, традициях, манерах, ритуалах.
Организационная культура — многофакторная субстанция, и поэтому она всегда индивидуальна, а значит — является одним из факторов, который придает организации индивидуальные черты.
Понятие культуры организации включает в себя осознанные и неосознанные представления, разделяемые сотрудниками организации на сознательном или (что особенно важно!) подсознательном уровнях о способах деятельности, набор привычек, писаных и неписаных норм поведения, запретов, ценностей, ожиданий, представлений о будущем и настоящем.
Культура организации определяет поведение ее членов, пути решения возникающих проблем, отношение к внешним воздействиям, скорость и способ реагирования на изменяющиеся обстоятельства. Ее понимание позволяет руководителю находить наиболее верную стратегию своего поведения в тех или иных обстоятельствах.
Организационная культура присуща любой, неважно, большой или малой, производственной или образовательной организации. При этом членам организации их культура кажется абсолютно естественной и часто единственно возможной.
Для руководителя очень важно понимать, что культура организации — параметр, который обладает малой динамикой, то есть меняется он очень медленно. Администратор, имеющий, с точки зрения своих сотрудников, наибольшую власть и свободу, является, пожалуй, единственной фигурой, способной максимально воздействовать на культуру возглавляемой им организации.
Однако культура
— чрезвычайно устойчивое явление,
и эта устойчивость может поставить
перед руководителем ряд
Проблемы и конфликты, которые в этих случаях имеют место, очень часто диагностируются руководителем как личностные в отношениях с отдельными работниками, чье повеление и реакции не соответствуют его ожиданиям. Однако на самом деле часто сталкиваются здесь не с особенностями тех или иных сотрудников, а с феноменом группового поведения, с культурой организации.
По мнению ряда российских практиков и теоретиков менеджмента (например, Т.Ю. Базарова, В.И. Маслова), управление персоналом в 21 в. заключается в стратегическом управлении человеческими ресурсами в условиях эффективной организационной культуры.
В.И. Маслов рассматривает единую триаду «стратегическое управление организацией — стратегия управления персоналом — эффективная организационная культура». Все три компоненты взаимно влияют друг на друга, без их взаимодействия невозможна эффективная работа предприятия.
Социолог Л.В.Ивановская определяет стратегическое управление персоналом как «управление формированием конкурентоспособного трудового потенциала организации с учетом происходящих и предстоящих изменений в ее внешней и внутренней среде, позволяющее организации выживать, развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе».
Понятие «стратегия» очень многогранно, поэтому невозможно дать единственно верное определение. Стратегия — это:
Стратегия:
Р. Куинн считает, что стратегия должна:
Вышеприведенные определения отражают суть стратегии компании и показывают роль организационной культуры в достижении стратегических целей предприятия и стратегическом управлении персоналом.
Исходя из теории стратегического управления, потенциал организации и стратегические возможности определяются ее архитектоникой и качеством персонала. Организационная культура, наряду с другими элементами (технология, оборудование, коммуникации, уровень организации производства и т.п.), является составляющей архитектоники предприятия, определяя структуру власти, распределение должностных функций и полномочий, внутренние коммуникации и процедуры, а также нормы и ценности, которые лежат в основе организационного поведения. Качество персонала тоже напрямую зависит от существующей на фирме оргкультуры, так как особенности найма персонала связаны с типом культуры предприятия.
Таким образом, культура влияет на принятый в организации стиль мышления и анализа, воздействуя, следовательно, и на процесс формирования стратегии. Она действует как некий фильтр, последовательно отсеивающий посылки для принятия решений. В результате организации с разными культурами, но действующие в одном окружении, воспринимают внешнюю среду по-своему и видят только то, что они хотят и готовы увидеть. Организация развивает «доминирующую логику», действующую как информационный фильтр, который в процессе создания стратегии акцентирует одни данные и игнорирует другие.
Далее под корпоративной культурой мы будем понимать свод наиболее важных положений деятельности организации, определяемых ее миссией и стратегией развития и находящих выражение в совокупности социальных норм и ценностей, разделяемых большинством работников.
2. ТИПОЛОГИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КУЛЬТУР
Существует
целый ряд типологий
Клановая культура :
Очень дружественное место работы, у людей много общего. Организация похожа на большую семью. Лидеры или главы организации воспринимаются как воспитатели и, возможно, даже как родители. Организация держится вместе благодаря преданности и традициям. Высокая обязательность организации, которая способствует сплоченности коллектива и моральному климату. Успех достигается доброжелательными отношениями к потребителям и заботой о людях. Организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие.