Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:46, лекция
Деловое общение — это вид социальных отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Правильно организованное деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами
4.ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1. Деловое
общение в управленческой
Деловое общение — это вид социальных
отношений, направленных на реализацию
какого-то общего дела, создающих условия
для сотрудничества людей, чтобы осуществить
значимые для них цели. Правильно организованное
деловое общение способствует установлению
и развитию отношений сотрудничества
и партнерства между коллегами по работе,
руководителями и подчиненными, партнерами,
соперниками и конкурентами. В идеале
оно предполагает такие способы достижения
общих целей, которые предполагают также
и достижение личностно значимых целей,
удовлетворение индивидуальных интересов. Потр
1. Макроуровень: общение индивида
с другими людьми рассматривается как
важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения
изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью
человеческой жизни, с акцентом на анализ
психического развития индивида. Общение
здесь выступает как сложная развивающаяся
сеть взаимосвязей индивида с другими
людьми и социальными
группами.
2. Мезоуровенъ: общение рассматривается
как сменяющаяся совокупность целенаправленных
логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия,
в которых оказываются люди в процессе
текущей жизнедеятельности на конкретных
временных отрезках своей жизни. Главный
акцент в изучении общения на этом уровне
делается на содержательных компонентах сит
3. Микроуровень: Здесь главный акцент делается на анализе элементарных единиц общения. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения — это не смена перемежающихся поведенческих актов его участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие другого (например, «вопрос — ответ», «побуждение к действию — действие», «сообщение информации — отношение к ней» и т. п.)
Все многообразие видов общения можно разделить на две большие группы: формальное общение (ролевое) и неформальное общение (личностное).
Формальное (ролевое) общение, определяемое служебными и социальными статусами людей, и неформальное (личностное), определяемое их личностными статусами и личными целями, переплетаются и могут переходить одно в другое.
В качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа.
Функции общения многообразны и существуют различные основания для их классификации. Одно из общепринятых оснований классификации — выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик:
1) перцептивной — процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения;
2) информационной — процесса обмена информацией;
3) интерактивной — процесса взаимодействия людей в общении.
В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функция общения :
1. Аффективно-
2. Информационно-
3. Регуляционно-
Предметом делового общения является дело, а содержанием — социально-значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.
Целью делового общения является организация и оптимиз
1) стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности, что часто проявляется в уходе от ответственности;
2) стремление к повышению своего жизненного уровня;
3) стремление к власти, т. е. стремление расширить круг своих полномочий, продвинуться вверх по служебной лестнице, избавиться от бремени иерархического контроля;
4) стремление повысить свой престиж, что часто сочетается со стремлением укрепить престиж занимаемой должности и самой организации.
Восприятие в деловом общении — целостный образ партнера по общению, складывающийся на основе его внешнего вида и поведения. В такого рода восприятии особо выделяется информация, способствующая адекватной оценке личностных свойств деловых партнеров и существующих обстоятельств . При формировании образа делового партнера, человек зачастую сталкивается с неким количеством фрагментарной информации о нем и оценивает ее с учетом многих психологических и эмоциональных факторов. Вполне вероятно, что он примет во внимание только те сведения, которые соответствуют его представлениям и лучше всего подходят для его целей. Кроме недостатка информации и его пристрастного отбора, процесс восприятия искажают также ошибочные заключения. Когда информации мало, человек строит свои выводы о собеседнике на основе того немногого, что успел узнать, а когда его представление сформировано, он пренебрегает полученными позже дополнительными сведениями. Важность этих верных или ложных заключений о партнерах по общению в том, что они ложатся в основу будущих взаимоотношений и могут накладывать отпечаток на взаимодействия людей. Процесс восприятия представляет собой не механическое воспроизведение образа человека, а систему с обратной связью. Представление о том, как воспринимают его другие люди, в определенной степени определяет поведение человека. Разнообразные допущения и предположения о том, как нас воспринимают другие люди, могут способствовать неправильному пониманию между людьми. Сложность оценки людей и формирование адекватного образа заключается в сознательном искажении сведений и контроля за информацией о себе, которую человек позволяет получить окружающим. Люди ведут себя как актеры, чтобы произвести то впечатление, которое они считают наиболее выгодным, что еще больше затрудняет процесс понимания и способствует формированию искаженного образа и партнера по общению, и самого себя. Большое значение для взаимного понимания имеет «открытость», т. е. умение быть честным и естественным в отношении с другими. Открытость как психологический феномен непосредственным образом зависит от степени осознания своего внутреннего «Я» и восприятия себя на личностном уровне. Неадекватное представление о себе создает многие психологические барьеры общения, ведет к игнорированию информации, чужого мнения, что в конечном итоге может привести к конфликтному поведению. Условием формирования адекватного представления личности о себе служат восприятие и анализ своего поведения с точки зрения других людей путем получения и изучения информации обратной связи. Процесс получения обратной связи во взаимодействии, на основе которой формируется образ самого себя, можно продемонстрировать на модели, разработанной американскими психологами и получившей название окно Джохары.
Открытая зона (I) |
Слепая зона (II) |
Скрытая зона (III) |
Неизвестная зона (IV) |
Рис. 11. Модель «Окно Джохари»(Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко. — М, 2002)
Представленный квадрат обозначает информацию о свойствах личности.
Открытая зона (I) представляет собой сведения об индивиде, известные и ему о самом себе, и окружающим. Эти данные проявляются в ходе свободного открытого обмена личностной информацией между индивидом и другими людьми. Большая открытая зона предполагает доверительные отношения индивида с партнерами по общению.
Слепая зона (II) содержит информацию об индивиде, которая есть у других людей, но неизвестна ему самому, т. е. это мнение окружающих о личности в процессе общения с ней. Индивид, получаяинформацию обратной связи о себе, узнает, как его воспринимают окружающие. Если эта точка зрения совпадает с мнением индивида, то дальнейшее общение происходит нормально. Если же полученнаяинформация хуже мнения индивида о себе, то срабатывают защитные механизмы и либо может возникнутьконфликт, либо могут прерваться деловые отношения индивида с теми, кто эту информацию передал. Если передаваемая информация намеренно завышена, то это воспринимается как лесть.
Вообще передача информации из слепой зоны (II) в открытую может использоваться как средство манипуляции сознанием других людей.
Скрытая зона (III) представляет собой информацию об индивиде, которая ему о себе известна, но скрыта от окружающих: дополнительные знания, умения, черты характера, манера поведения. По тем или иным причинам эти сведения либо скрываются от окружающих, либо не было случая их продемонстрировать.
Неизвестная зона (IV) включает
сведения об индивиде, которые ни ему самому,
ни окружающим неизвестны. Это данные о его личностных особенностях
и возможностях. Они могут проявиться
лишь в особых экстремальных ситуациях,
но могут не проявиться и в течение всей
жизни. Размеры этого информационного
пространства могут меняться в зависимости от того, в каком состоянии находится
общение с данным человеком: в начале установления контактов или в состоянии установившихся
отношений. Углубление контакто
Установки имеют три измерения:
1) когнитивное измерение — мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;
2) аффективное измерение — положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации;
3) поведенческое измерение —
готовность к определенным
Установки формируются:
1) под влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизируются» к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом;
2) на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.
Психологи различают три типа установки
на восприятие другого человека: позитивная(
Эффекты восприятия. Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются своим социальным статусом, жизненным опытом, интеллектуальным потенциалом и т. д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название фактора превосходства.При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве. Для того чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это превосходство сначала оценить. В нашем распоряжении есть два основных источника информации:
1) одежда человека, его внешнее
оформление, включая такие атрибуты,
как знаки отличия, очки, прическа,
награды, драгоценности, а в
определенных случаях даже