Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:46, лекция
Деловое общение — это вид социальных отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Правильно организованное деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами
Невербальная коммуникация |
Вербальная коммуникация |
1. Обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас», в рамках конкретной ситуации, с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие |
1. Обмен сообщениями, которые
могут существовать помимо |
2. Невербальные сообщения
с трудом можно разложить на
отдельные единицы; их ядро
составляют самые разные |
2. Составные элементы |
3. Невербальное поведение
спонтанно, непроизвольные |
3. Вербальные высказывания
в значительной степени |
4. Невербальный язык люди,
как правило, успешно |
4. Говорить детей учат
специально, семья и общество
уделяют этому достаточно |
(Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Поголыиа В.М. Межличностное общение. - СПб., 2001) Первая выделенная особенность невербальных сообщений — их ситуативность: тон голоса указывает на нынешнее состояние говорящего и его отношение к предмету разговора и слушателям, но не может сообщить о его переживаниях на прошлой неделе; люди по-разному будут стучать в дверь в зависимости от их эмоционального состояния и от того, в чью дверь они стучат. Разнообразные экспрессивные движения (жесты, взгляды, мимика, характеристики голоса и т.д.), дополняющие и противоречащие друг другу, сопряжены с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношением к партнеру и ситуации взаимодействия.Вторая особенность невербальных сообщений — их синтетичность. Экспрессивное поведение трудно разложить на отдельные единицы. Непроизвольность, спонтанность многих невербальных действий — еще одна их особенность. Даже если люди пытаются скрыть свои намерения или эмоции, замаскировать свои подлинные переживания, у большинства они непременно заявят о себе через ускользающие из-под контроля «экспрессивные привычки». Наконец, если говорить детей учат специально (причем семья и общество удаляют этому достаточно много времени и сил), то большинство невербальных знаков люди более или менее успешно усваивают сами — путем наблюдения, копирования, подражания. Выделяют несколько функций, которые невербальные сообщения выполняют при взаимодействии с вербальными. Это функции :
• дополнения (включая дублирование и усиление) вербальных сообщений;
• опровержения вербальных сообщений;
• замещения вербальных сообщений;
• регулирования разговора.
Дополнение означает, что невербальные сообщения
делают речь более выразительной, уточняют
и проясняют ее содержание. Если вы обнимаете
друга в тот момент, когда говорите ему, что очень рады его
видеть, объятие служит дополнением к
вашему речевому сообщению. Речь можно
точнее понять и лучше запомнить, если
она дублируется жестами. Например, в театральной кассе человек сопровождает просьбу о двух
билетах жестом (показывает два пальца).
Невербальные знаки могут использоваться
для усиления наиболее важных моментовречи. Так, привлечь внимание слушателя
можно, повышая громкость голоса, делая
перед словами паузы или жестикулируя
определенным образом (например, поднятый
вверх указательный палец — знак «это
важно»). Опровержение означает
Кинесические средства — это зрительно воспринимаемые движения
другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную
функцию в общении. К кинесике относятся
выразительные движения, проявляющиеся
в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.
Особая роль в передаче информацииотводится м
Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которое способно принять человеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие — закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные. Одним из первых указал на роль позы человека как одного из невербальных средств общения психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению.
Закрытые позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т. п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики.
Открытые позы (стоя: руки
раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты,
ноги вытянуты) воспринимаются как позы
доверия, согласия, доброжелательности,
психологического комфорта. Есть ясно
читаемые позы раздумья (поза роденовского
«мыслителя»), позы критической оценки
(рука под подбородком, указательный
палец вытянут к виску). Известно, что если
человек заинтересован в общении, он будет
ориентироваться на собеседника и наклоняться
в его сторону, если не очень заинтересован,
наоборот, отклоняться в сторону и откидываться
назад. Человек, желающий заявить о себе,
«поставить себя», будет стоять прямо,
в напряженном состоянии, с развернутыми
плечами, иногда упершись руками в бедра;
человек же, которому не нужно подчеркивать
свой статус и положение, будет расслаблен,
спокоен, находиться в свободной непринужденной
позе. Практически все люди умеют хорошо
«читать» позы, хотя, конечно, далеко не
всегда понимают, как они это делают. Так
же легко, как и поза, может быть понято
и значение жестов, тех разнообразных движений
руками и головой, смысл которых понятен
для общающихся сторон. О той информации, которую несет жестикуляция,
известно довольно много. Прежде всего
важно количество жестикуляции. Как бы
ни отличались разные культуры, везде
вместе с нарастанием эмоциональной возбужденности
человека, его взволнованности, растет интенсивность жестикуля
1. Жесты-иллюстраторы — это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т. е. образные картины-изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы — движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки»); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.
2. Жесты-регуляторы — это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
3. Жесты-эмблемы — это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например руки, сжатые на уровне груди на манер рукопожатия, означают во многих случаях — «здравствуйте», а поднятые над головой — «до свидания».
4. Жесты-адапторы — это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть: а) почесывания, подергивания отдельных частей тела; б) касания, пошлепывания партнера; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т. п.).
5. Жесты-аффекторы — жесты, выражающие
через движения
тела и мышцы лица определенные эмоции.
Существуют и микрожесты:
1) жесты оценки — почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание и др. (человек оценивает информацию);
2) жесты уверенности — соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;
3) жесты нервозности и неуверенности — переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть, и др.;
4) жесты самоконтроля — руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;
5) жесты ожидания — потирание ладоней, медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
6) жесты отрицания — сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус, скрещенные руки, дотрагивание до кончика носа, и др.;
7) жесты расположения — прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику, и др.;
8) жесты доминирования — жест