Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:46, лекция
Деловое общение — это вид социальных отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Правильно организованное деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами
Эффект «ореола» — общее оценочное впечатление о человеке в зависимости от его социальногостатуса в условиях дефицита информации о нем, доминирование первого впечатления о человеке при последующем взаимодействии с ним.
Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности распространяется на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств.
Эффект отрицательного ореола —
если первое впечатление отрицательное,
связано с неприятными
Эффект «последовательности» — на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения, предъявленные о нем в первую очередь. Обычно тот, кто хочет навредить человеку, узнав о нем что-то недостойное и даже не проверив информацию, бежит рассказать начальнику и его ближайшему окружению. Оправдываться и доказывать, что все было не так, на таком неблагоприятном фоне значительно труднее и бесперспективнее.
Эффект «авансирования» — человеку приписывают несуществующие положительные качества, а сталкиваясь с его неадекватным представлению поведением, разочаровываются, огорчаются.
Эффект «проецирования» проявля
«Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичнуюинформацию. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».
«Эффект последней информации» проявляе
Коммуникация в деловом
Для осуществления процесса коммуни
1) отправитель информации;
2) сообщение — собственно информация;
3) канал — средство передачи информации;
4) получатель информации.
Коммуникационный процесс
I этап — начало обмена информацией, когда отправитель должен ясно представить, «что именно» (какую идею и в какой форме ее выразить) и «с какой целью» он хочет передать и какую ответную реакцию получить.
II этап — воплощение идеи в слова, символы, в сообщение. Выбираются и используются различные каналы передачи информации, речь, жесты, мимика, письменныематериалы, электронные средства связи: компьютерные сети, электронная почта ..
IIIэтап — передача информации через использование выбранных каналов связи.
IVэтап — получатель информации переводи
V этап — этап обратной связи — отклик получателя на полученную информацию, на всех этапах коммуникационного процесса могут существовать помехи, искажающие смысл передаваемой информации.
Схема коммуникативного акта была предложена одним из создателей кибернетики К. Шенноном, а затем модифицирована известным лингвистом Р. Якобсоном. Структура коммуникативного взаимодействия развивается в соответствии с прохождением информации по коммуникативной цепи: адресант (отправитель) — кодирование сообщения — движение по каналам — расшифровка (декодирование) — адресат (получатель) (рис. 12).
Речь приобретает определенный смысл и может быть понята только в структуре неречевого контекста. Контекст (или ситуация) — это обстоятельства, в которых происходит конкретное событие.
Код в речевой коммуникации — это тот язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль), который используют участники данного коммуникативного акта.
Кодирование исходного сообщения означает перевод его в набор знаков, или сигналов, которые предположительно могут быть понятны другому партнеру. Выбор способа кодирования во многом зависит от личности адресанта.
Каналы передачи информации в основе своей представляют материальные носители для знаков, в которые воплотилось сообщение (в речевой коммуникации это устная или письменная речь).
Выделяют следующие виды коммун
1) формальные (определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов). Чем больше уровнейуправления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровеньуправления может корректировать и отфильтровывать сообщения;
2) неформальные (например, канал распространения слухов);
3) вертикальные (межуровневые) — сверху вниз и снизу вверх;
4) горизонтальные — обмен информацией между различными отделами длясогласования действий;
5) межличностные — устное общение людей в любом из перечисленных видовкоммуникаций.
Межличностная коммуникация — взаимный обмен субъективным опытом людей, находящихся в пространственной близости, имеющих возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.
Рассмотрим модели межличностной коммуникации, отражающие различие исследовательских подходов:
Линейная модель изображает ком
Линейная модель позволяет рассматривать коммун
Формальная система общения в организации предписывает и ограничивает поток информациисреди работников. Без этих ограничений и определения соответствующих информационных каналов и типов сообщений организационное общение превратилось бы в неуправляемый, хаотический процесс. В системе организационного общения различают несколько потоков — восходящий, нисходящий и горизонтальный. Каждый из них выполняет специфическую функцию в организации.
Нисходящий информационный поток. Коммуникативный
поток, движущийся от верхнего уровня
в группе или организации к более низкому уровню, является нисходящим.
Наиболее характерным примером такого
коммуникативного потока служит общение
начальника со своими непосредственными
подчиненными. Этот поток общения выполняет
функции передачи приказов, указаний и инструкций, а также мотивирования
и оценки сотрудников (рис. 16). Приказы и инструкции стан
Восходящий информационный поток. Восходящая информация в
Этот поток может включать: отчеты
о выполнении работ, предложения, рекомендации, мнения, жалобы и просьбы
о поддержке и помощи. Поднимаясь к более высоким
уровням управления, информация
Горизонтальные информационные потоки. Когда общение происходит среди членов одной и той же группы, среди руководителей или персонала одного уровня, то такой коммуникационный процесс называется горизонтальным (рис. 17). Данный процесс необходим, так как позволяет сохранить время и обеспечить координированность действий. В одних случаях такое общение является формальным и обязательным, в других — происходит спонтанно.
Общение на горизонтальном уровне —
это обмен информацией между
людьми, которые находятся на одинаковых
иерархических ступенях. К этому
типу также относят общение между
людьми, стоящими на различных управленческих
уровнях, но не связанных прямым подчинением
(так называемое диагональное общение). Горизонтальное
общение наиболее типично для работников,
работающих в одной группе, и для членов
различных групп, выполняющих взаимозависимые
задачи. Структура горизонтального общения
тесно связана с производственными процессами
внутри организации. Основная функция горизонтального общения
состоит в координации и решении текущих
задач. Такое общение быстрее и эффективнее,
чем взаимодействие через формальные
иерархические связи. Горизонтальные
потоки общения в организации, как правило, загружены значительно
больше, чем вертикальные. Одна из причин
состоит в том, что люди более расположены
говорить свободно и открыто с равными
по статусу, чем с руководством. Горизонтальный
обмен информацией в этом случае менее подвержен искажениям,
поскольку у работников одного уровня
взгляды совпадают чаще. Более того, содержание
горизонтальных сообщений носит в основном
координационный характер, тогда как у
вертикальных, идущих сверху вниз, — приказной.
Сообщения, движущиеся снизу вверх, содержат
главным образом информацию о производс
Централизованная сеть — это сеть, в которой общение среди членов группы ограничено несколькими каналами, и основной ноток информации проходит через ключевую позицию в сети (рис. 18).
В таких сетях лицо, занимающее
центральное положение в
В децентрализованной сети для всех членов группы доступно большее
количество информационных каналов, и
никто не имеет преимущественного доступа
или монополии на информацию(
Перекрестно-кольцевая сеть общения
является наиболее децентрализованной,
потому что позволяет каждому
члену группы непосредственно общаться
со всеми остальными сотрудниками.
В децентрализованных сетях ответственность
за принятие решений в значительной
мере распределена между членами
группы. Количество обменов сообщениями
будет большим, а члены группы
будут испытывать большую удовлетворенность
как общением, так и выполняемой
деятельностью.Эффективность различных
сетей зависит от характера выполняемой
деятельности. Централизованные сети
обеспечивают быстрый обмен сообщениями
с меньшим количеством ошибок в простых,
структурированных задачах, имеющих однозначное
правильное решение, которое может быть
найдено систематическим анализом доступной информации и использованием наличного опыта. В
ситуациях со сложными неструктурированными
задачами и множеством возможных решений
лучше справляются группы, имеющие децентрализованные
сети общения. Децентрализованные сети
позволяют шире использовать знания и
навыки всех членов группы. Существует
больше возможностей для обратной связи и
исправления ошибок, для синтеза разнообразных
идей и точек зрения. Кроме того, децентрализованные
сети меньше зависят от индивидуальных
особенностей отдельного работника и
в меньшей мере, чем централизованные,
страдают от информационной перегрузки.
В них даже при решении сложных задач информация
распределяется довольно равномерно,
а не обрушивается на индивида, занимающего
центральное положение в сети.Формальные
потоки общения в организациях не исчерпывают всех форм общения между
сотрудниками.Неформальное общение, которое
иногда неправильно ассоциируется исключительно
со слухами и сплетнями, осуществляется
вне предписанных каналов. Основная функция
неформального общения — удовлетворение потребности сот