Деловое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 19:49, доклад

Краткое описание

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.

Файлы: 1 файл

2.docx

— 215.95 Кб (Скачать)

1.  Понятие общения.

Взаимодействие  человека с окружающим его миром  осуществляется в системе объективных  отношений, которые складываются между  людьми в их общественной жизни.

Объективные отношения и связи (отношения  зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и  закономерно возникают в любой  реальной группе. Отражением этих объективных  взаимоотношений между членами  группы являются субъективные межличностные  отношения, которые изучает социальная психология.

 
Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения  внутри группы – это углубленное  изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.

Всякое  производство предполагает объединение  людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную  совместную деятельность, если – не будет установлен контакт между  людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное  взаимопонимание. Так, например, для  того, чтобы учитель мог обучить  чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

Общение – это многоплановый процесс  развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в  себя обмен информацией между  ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной  стороны общения. Вторая сторона  общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Таким образом, в едином процессе общения  обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. 
Таким образом, деятельность – часть, сторона общения, а ощущение – часть, сторона деятельности, но вместе они образуют неразрывное единство во всех случаях.

Коммуникация  – это процесс передачи сообщений  от одного человека другому так, чтобы  на их основе можно было действовать. 
В этот процесс входят следующие элементы:

1) способность  человека, передающего сообщение,  выразить точно и ясно, что  он хочет сказать;

2) выбранное  для сообщения средство –

- устное;

- письменное;

- визуальное;

3) способность  и желание реципиента понять  сообщение и действовать в  соответствии с ним;

4) «шум»  в системе, который может исказить  сообщение и сделать его непонятным.

Ежедневно каждый из нас вступает в общение  с другими людьми. Коммуникативная  сторона общения может проявляться  в таких обыденных ситуациях  общения как:

1. Диадное, интимно-личностное общение – взаимодействие двух человек, как правило, близких или хорошо знакомых друг с другом (приятелей, мужа и жены; влюбленных и т.д.). Чаще всего выделить какую-то рациональную цель, лежащую в основе такого общения, бывает трудно. Здесь главную ценность представляет сам контакт и те эмоциональные переживания, которые с ним связаны - сопереживание, ощущение взаимопонимания, поддержки, сходст¬ва и близости с другим. 
2. Межличностное общение двух и более людей в малых группах и сообществах, где каждый знает каждого. Это могут быть, например, различные неофициальные разговоры, беседы между людьми в учебных, трудовых коллекти¬вах, в приятельской компании, в семье, со знакомыми по месту жительства и проч. Как правило, такое общение не преследует деловых, утилитарных целей. Основной его смысл состоит в установлении и поддержании контакта, чув¬ства «мы». Может быть также, что люди обмениваются какой-то значимой для них информацией, самоутверждаются, пытаются оказать друг на друга влияние, получить «эмоциональную разрядку» и т.п. Словом, цели могут быть различ¬ными, но во всех случаях партнеры проявляют себя как личности, исполняя определенные межличностные роли. Они строят свое поведение на основе тех взаимных ожиданий, которые обусловлены их знаниями друг о друге, устано¬вившимися отношениями; с учетом «предыстории» взаимодействия. По отношению к одному члену группы Человек, например, может выступать в роли Друга, по отношению к другому - в роли Врага, или Приятеля, или Обожателя, или Соперника, или Подопечного и т.п.

Иногда  люди взаимодействуют с позиций  внутригрупповых ролей. Эти роли представляют собой некую модель поведения, которое ожидается от человека членами группы в соответствии с приобретенной им «репутацией». Можно, например, выделить роль Скандалиста, Героя, Арбитра, Шута, Кумира семьи, Иванушки-дурачка и сотни других. 
3. Ситуация делового общения двух или более людей в малых группах, где все участники в большей или меньшей степени знают друг друга. Цель делового общения - достижение какого-либо четкого решения, соглашения, догово¬ренности. Это может быть взаимодействие между коллегами по работе, между начальником и подчиненным, коммер¬сантами и т.д. Во всех случаях статус каждого из партнеров по отношению к другим четко определен, то есть каждый знает, что он может требовать и ждать от участников общения, что он сам обязал и что не должен делать. Иными сло¬вами, партнеры такого общения вступают в него в первую очередь как исполнители определенных функций, социаль¬ных ролей: деловых, профессиональных, служебных. Разумеется, партнеры привносят в такое общение что-то свое, личностное. Знания, квалификация, черты характера и темперамента неизбежно проявляются в деловом взаимодейст¬вии, определяя стиль исполнения партнерами своих ролей. Продавец, например, может быть более или менее вежли¬вым с покупателями; участник деловой дискуссии может в соответствии со своими индивидуально-психологическими особенностями вести себя как «горячий» иди «холодный» оппонент. Но все же поведение партнеров в деловом обще¬нии в значительно большей степени регламентировано, с одной стороны, законами и установлениями, а с другой -принятыми в данном конкретном обществе «алгоритмами» делового взаимодействия. 
4. Общение людей в относительно больших группах и сообществах, в которые могут входить как хорошо знако¬мые, так и незнакомые друг другу люди, но объединенные некой общей задачей, целью. Ситуации, в которых имеет место такой тип общения, весьма разнообразны, в одних из них могут преобладать нормы делового взаимодействия, в других - межличностного. Цели участников также значительно варьируют от общественных до личностных. Примером может служить общение членов одного, достаточно большого коллектива (учреждения, предприятия, школы). Подчеркнем, что речь идет не о контактах отдельных членов группы между собой, а именно о групповом об¬щении, например, ситуация общего собрания учредителей или всех членов коллектива, ситуация производственного совещания и др. Такое общение носит, как правило, ситуативный, оперативный характер. Партнеры могут быть в большей или меньшей степени лично знакомы между собой, но их объединяет сознание принадлежности к группе, единство целей, общая деятельность. На характер общения оказывают регулирующее влияние и социальные культурные нормы, и нормы, выработанные в данной конкретной общности людей. 
5. Массовое общение - множественные контакты на улицах, в транспорте, предприятиях обслуживания, в учреж¬дениях культуры и отдыха. Как правило, такие контакты между людьми носят кратковременный и случайный харак¬тер, анонимны и «обезличены». Проявления человеком своей воли, желаний, индивидуальности серьезно ограничены прямым или опосредованным влиянием других. Контакты имеют достаточно строгий функционально-ролевой вид, социально нормированы и стереотипны. Партнеры выступают как исполнители во временных, ситуативных ролях Пассажира, Пешехода, Посетителя кинотеатра и т.п. Существуют такие понятия, как культура общения, культура взаимоотношений. Безотносительно к статусу парт¬нера воспитанный человек всегда следует некоторым неписаным правилам вежливости, использует словесные формы учтивости при любых встречах и прощаниях, улыбается, хотя улыбка, по словам писателя В. Солоухина «...самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им было о вами хорошо и радостно». 
То есть существуют со всей очевидностью такие универсальные правила, соблюдение которых желательно и даже необходимо в любых межличностных ситуациях. Это тоже этикет, понимаемый более широко - в качестве базовых правил, обеспечивающих культуру поведения и внешнего проявления отношений. Они фактически отражают набор общечеловеческих ценностей и в том или ином виде существуют у самых разных народов, передаваясь из поколения в поколение. 
Основная идея заключается в том, что человек в общении с другими должен не выстраивать крепостные стеньг, а прокладывать дороги, соединяющие его с ними.

Интерактивная сторона общения — условный термин, обозначающий характеристику компонентов  общения, связанных с взаимодействием  людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения  отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат — изменение  поведения и деятельности других людей. Здесь общение выступает  как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияния  людей, складывающихся в их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций  людей на действия друг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает со стороны последнего ответную реакции, которые, в свою очередь, воздействуют на поведение А. Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кроме кооперации говорят также о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются “позитивными” с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе “расшатывающие” совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствие для нее.

Кооперация  обозначает координацию единичных  сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Важным показателем  “тесноты” кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. 
Что касается конкуренции, то здесь анализ чаще сконцентрирован в наиболее яркой её форме — конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, взглядов оппонентов (субъектов взаимодействия). 
Совместная деятельность и общение протекает в условиях социального контроля на основе социальных норм. Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за их поведение, позволяет регулировать действия и поступки; оценивая их как соответствующие или несоответствующие этим нормам. Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и, таким образом, регулирует свои отношения с другими людьми. Каждая роль (нормативно одобряемый образец поведения), в которую вступает субъект, должна отвечать совершенно определенным требованиям и ожиданиям окружающих. 
Один и тот же человек выполняет различные роли. Множество ролевых позиций нередко порождает их столкновение — ролевые конфликты. Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. “Исполнение” роли подвержено социальному контролю и обязательно получает общественную оценку, а сколько-нибудь незначительное отклонение от образца осуждается. 
Итак, исходным условием успешности общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. Но общение не всегда строится успешно и часто не лишено внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью. В этом случае возникает межличностный конфликт. 
В совместной деятельности причинами конфликтов могут выступать два рода детерминант: предметно-деловые разногласия и расхождение личностно-прагматических интересов. Причиной конфликта являются также непреодолённые смысловые барьеры в общении, которые препятствуют налаживанию взаимодействия общающихся. Смысловой барьер в общении — это несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров в общении, создающее препятствие для взаимопонимания и взаимодействия.

Перцептивная сторона общения

Перцептивная сторона общения означает процесс взаимовосприятия и познания партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Человек вступает в общение как личность и воспринимается партнером по общению  также как личность. В ходе познания одновременно осуществляется несколько  процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять его поступки, построение стратегии изменения его поведения, построение стратегии своего собственного поведения. Таким образом, от меры точности "расшифровки" и понимания внешнего рисунка поведения другого человека зависит и успех организации  с ним согласованных действий. Многим требуется время, чтобы понять, что впечатление, вызываемое ими  у других людей, может значительно  отличаться от ожидаемого ими.

Очень часто восприятие человека человеком  обозначают термином "социальная перцепция", введенным Дж. Брунером в 1947 году в ходе разработки так называемого "нового взгляда" (New Look) на восприятие. Позднее за этим термином закрепилось понимание процесса восприятия всех "социальных объектов" (другие люди, социальные группы и большие социальные общности), т.е. более широко, чем просто восприятие человеком человека. При рассмотрении общения целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии. Более того, само употребление термина "восприятие" также является не совсем точным, так как речь идет о познании человека человеком в целом, включая и когнитивные процессы.

Идентификация — уподобление себя партнеру по общению, является одним из самых  простых способов понимания другого  человека. Здесь предположение о  внутреннем состоянии собеседника  строится на основе попытки поставить  себя на его место. Психоаналитики в  этих процессах усматривают влияние  переноса.

Эмпатия — другое, близкое по содержанию к идентификации, явление, понимаемое как "вчувствование", умение распознавать эмоции окружающих, откликаться на них. Здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально его понять и эмоционально откликнуться на его переживания. Это вовсе не означает, что человек тем самым полностью одобряет линию поведения партнера и ее поддерживает. Он ее понимает и принимает, но свое поведение может строить иначе.

Рефлексия — определяется в процессах общения  как знание и понимание того, как  другой человек знает и понимает меня самого. В общении это выглядит как своеобразный удвоенный процесс  зеркальных отражений друг друга, последовательное взаимоотражение. Именно от этого зависит подлинное взаимопонимание, личностное развитие. Личность становится для себя тем, что она есть, через то, что она представляет собой для других.

Эффекты межличностного восприятия—зависят от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия. Каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации поведения, причин его. В обыденной жизни люди обычно мало знают о действительных причинах поведения другого. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу причины и образцы поведения, которых в действительности нет. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения с каким-то имевшим место в прошлом опыте образцом, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Так или иначе возникает целая система способов такого приписывания — каузальная атрибуция. Значительна при этом роль "первого впечатления", предубеждений и установок. Наиболее изученными механизмами "приписывания" являются эффекты "ореола" ("галоэффект"), "первичности и новизны", а также "сте-реотипизации".

Эффект  ореола—происходит приписывание воспринимаемому человеку качеств на основе образа, который сложился ранее о нем из различных источников информации. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется и при формировании первого впечатления о человеке, когда первое благоприятное впечатление приводит к позитивной оценке и еще неизвестных качеств человека, и наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

Эффекты "первичности" и "новизны"—зависят от порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. При восприятии незнакомых людей преобладающей является самая первая известная информация о нем. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация о нем оказывается наиболее значимой.

Стереотипизация—это сложившийся некоторый устойчивый образ события, явления или человека, которым мы пользуемся как своеобразным "сокращением" при взаимодействии. В более широком плане и все описанные выше эффекты можно рассмотреть как проявления стереотипизации. Впервые термин "социальный стереотип" был введен У. Липпманом в 1922 году и содержал негативный оттенок, связанный с ложностью или неточностью восприятия. В житейском плане это всевозможные предубеждения и предвзятости.

Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных  эмоциональных отношений к воспринимаемому  человеку, получила название "аттракция". Буквально аттракция — привлечение, но здесь не просто привлечение, а  процесс формирования привлекательности  какого-то человека и продукт этого  процесса, т.е. некоторое качество отношения  к нему. Аттракцию можно рассматривать  как особый вид социальной установки  на другого человека, в которой  преобладает эмоциональный компонент.

Информация о работе Деловое общение