Себестоимость сельско хозяйственной продукции и рентабельность производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Себестоимость - основа соизмерения расходов и доходов, это не только важнейший экономический показатель деятельности с/х предприятия, но и фактор конкурентной борьбы в условиях рыночной экономики. В себестоимости находят отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства; степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность. Поэтому решение проблемы снижения себестоимости продукции непосредственно связано с повышением эффективности работы всего с/х предприятия.
Обобщающим показателем экономической эффективности производства является рентабельность. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………….……………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ СЕБЕСТОИМСТИ…………………………………………………4
2 ВИДЫ СЕБЕСТОИМОСТИ……………………………………………………9
3 СОСТАВ ЗАТРАТ И СТРУКТУРА СЕБЕСТОИМОСТИ…………………..10
4 АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……13
5 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ……………………..………………………………….14
5.1 Анализ экономических показателей деятельности предприятия …..…..14
5.2 Анализ состава, структуры и динамики расходов на заработную
плату ………………………………….….. …….……………………………. 16
5.3 Анализ состава, структуры и динамики трудовых ресурсов………... .18
5.4 Анализ структуры фонда оплаты труда……………………………….19
5.5 Анализ среднемесячной заработной платы …………………………. .20
5.6 Анализ движения рабочей силы ……………… ………………………21
5.7Анализ эффективности использования средств на оплату труда …… 23
5.8 Анализ показателей стимулирования персонала ………………… … 24
5.9 Анализ показателей эффективности использования фонда заработ-
ной платы и расходов на оплату труда …… . ……………………………. 25
5.10 Анализ объема производства приходящегося на 1 рубль заработной платы……………………..……………………………………………………… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….30

Файлы: 1 файл

малыхин.docx

— 91.85 Кб (Скачать)

  По методу исчисления  в народном хозяйстве существует  рентабельность предприятий Рпр. и рентабельность продукции Рпрод.   Первый показатель определяется как отношение балансовой прибыли П к среднегодовой стоимости основных производственных фондов Фоп и оборотных средств Фоб:

 

 

 

Второй показатель рентабельности выражается отношением балансовой прибыли П к себестоимости готовой продукции С:

 

 

 

Методы определения рентабельности наглядно показывают, что уровень рентабельности и его изменение непосредственно связаны с ценами на промышленную продукцию. Следовательно, объективная система ценообразования является важной предпосылкой определения обоснованного уровня рентабельности, который в то же время может оказывать влияние на изменение уровня цен на продукцию. Таким образом, обоснованные методы установления и планирования рентабельности находятся в тесной взаимосвязи с системой ценообразования. Величина прибыли, а следовательно, и уровень рентабельности, прежде всего, зависят от изменения цен на продукцию и ее себестоимости.

В понятии рентабельности производства сопоставляются накопления, создаваемые в процессе изготовления продукции, с первоначально выделенными данному предприятию производственными фондами. Рентабельность производства служит измерителем эффективности использования средств, находящихся в распоряжении предприятия.

Экономический смысл рентабельности производства не ограничивается снижением затрат живого и овеществленного труда на производство единицы продукции. Масса средств, участвующих в производственном процессе, существенно отличается от их количества, которое входит в сумму затрат, связанных с изготовлением продукции. В процессе производства принимает участие огромное количество основных фондов, материализованных в зданиях, сооружениях, оборудовании и инвентаре. В издержки же производства включается их амортизация, то есть доля их стоимости, переносимая в тот или иной период времени на себестоимость производимой продукции. Стоимость оборотных фондов включатся в издержки производства только в сумме, израсходованной при изготовлении продукции.

Для повышения рентабельности производства используются различные средства. Одним из главных источников роста рентабельности производства является увеличение массы прибыли, получаемой предприятием. Этот рост достигается в результате снижения издержек производства, изменения структуры производимой продукции и такого увеличения масштабов производства, когда при сохранении суммы прибыли, получаемой от реализации единицы каждого вида продукции, общая сумма полученной прибыли растет.

Основным фактором роста прибыли является снижение себестоимости продукции. Однако на величину балансовой прибыли оказывает влияние еще ряд факторов – изменение цен на продукцию, величина остатка нереализованной продукции, объем реализации, структура производства и др. Первый фактор учитывается только в тех случаях, когда имеются достаточно резкие основания считать, что в предстоящем периоде произойдет изменение цен (их повышение в связи с повышением качества продукции или снижения из-за старения отдельных видов продукции, насыщенности рынка потребителей некоторыми изделиями или в связи с переходом на новую технику и технологию производства). Повышение рентабельности производства означает рост отдачи на каждую гривну авансированных средств и, тем самым, более эффективное их использование.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли (и дохода) предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Основные показатели рентабельности, применяемые на уровне предприятия, можно объединить в следующие группы:

1 показатели рентабельности продукции;

2 показатели рентабельности капитала (активов);

3 показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

Первая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемым в отчетности предприятия.

Данные показатели характеризуют прибыльность (доходность) продукции базисного (Ко) и отчетного (К1) периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации:

 

;

 

        или        Ко = ;

 

 

 

К = К1 – Ко,

 

где По, П1 – прибыль от реализации в отчетном и базисном периодах соответственно;

Р1, Ро – реализация продукции (работ, услуг) соответственно;

С1, Со – себестоимость продукции (работ, услуг) соответственно;

К – изменение рентабельности за анализируемый период.

Влияние фактора изменения объема продукции определяется расчетом (по методу цепных подстановок):

 

КN =.

 

Соответственно влияние изменения себестоимости составит

 

КS = .

 

Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный капитал.

Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Данные показатели весьма практичны. Они отвечают интересам участников. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов – отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей – доходность акций и т.д.

Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям.

Рассмотрим следующую очевидную зависимость: формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов (или производственных активов), рентабельностью реализации и фондоотдачей (показателей оборота производственных фондов). Экономическая связь заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов.

Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменений уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала. Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки финансового состояния предприятия, оценки степени результатов его деятельности. Из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Третья группа показателей рентабельности формируется на базе расчета уровня рентабельности аналогично показателям первой и второй групп, однако вместо прибыли в расчет принимается приток денежных средств.

Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечить кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами в связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала. Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она более приоритетна, потому что операции с денежными потоками являются существенным признаком интенсивного типа производства, признаком «здоровья» экономики и финансового состояния предприятия. Переход на использование этой концепции требует перестройки отчетности предприятий. Эта работа в настоящее время находится лишь в начальной стадии.

Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность (доходность) продаж находятся между собой в тесной функциональной связи.

Рентабельность большинства промышленных предприятий страны (как к фондам, так и к себестоимости) заметно падает. Причем рентабельность к фондам падет значительно быстрее, чем этот показатель, исчисленный по отношению к себестоимости. Подобное положение объясняется тем, что стоимость основных фондов, которые представляют определяющую часть в знаменателе формулы уровня рентабельности к фондам, растет более высокими темпами, чем себестоимость продукции. Основные фонды оказывают как непосредственное (через амортизацию), так и косвенное (через производительность труда) влияние на себестоимость продукции. Более низкие темпы роста себестоимости со стоимостью основных фондов определяются также тем, что повышение себестоимости в определенной степени компенсируется роста производительности труда.

Рост рентабельности объективно свидетельствует о повышении эффективности работы предприятия, увеличение не только получаемой суммы прибыли, но и относительного повышения доходов на каждую гривну затрат.

Для увеличения рентабельности возможны два основных направления: рост прибыли и сокращение затрат на производство. Иначе говоря, достижение положительных результатов возможно за счет снижения себестоимости либо за счет повышения цен на продукцию. Главным источником роста рентабельности следует считать снижение затрат на производство, себестоимости продукции. Снижение себестоимости продукции может быть достигнуто, главным образом, за счет повышения эффективности основных фондов, экономии материальных ресурсов, роста производительности труда.  

 

5 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

5.1 Анализ экономических  показателей деятельности предприятия

Таблица 1 – Динамика экономических показателей деятельности предприятия

Показатель

Базисный год

Отчетный год

Отклоне-ние   (+, -)

Темп роста, %

1 Объём производства продукции, млн. руб.

23255

26154

2899

112,47

2 Выручка от реализации  продукции (за выче-том налогов и сборов, вкл. в выручку), млн. руб.

19850

25478

5628

128,35

3 Себестоимость реализованной  продукции (включая управленческие расходы и расходы на реализацию), млн. руб.

20964

19592

-1372

93,46

4 Прибыль от реализации, млн. руб. (Е=2-3)

-1114

5886

7000

-528,37

5 Среднегодовая стоимость  промышленно-производственных основных средств, млн. руб.

11956

11256

-700

94,15

6 Среднесписочная численность  промышленно-производственного персонала, чел.

402

444

42

110,45

7 Среднесписочная численность  рабочих, чел.

361

389

28

107,76

8 Материальные затраты, млн. руб.

364

388

24

106,59

9 Фонд заработной платы  промышленно-производственного персонала, млн. руб.

8467

9243

776

109,16

10 Фонд заработной платы  рабочих, млн. руб.

6482

6987

505

107,79

11 Собственные оборотные  средства на конец года, млн. руб.

8475

7698

-777

90,83

12 Краткосрочные обязательства, млн.руб.

760,2

698

-62,2

91,82

13 Среднегодовая стоимость  оборотных активов, млн. руб.

9107

9504

397

104,36

14 Фондоотдача, руб.

1,95

2,32

0,38

119,46

15 Материалоотдача, руб.

0,02

0,01

0,00

94,78

16 Среднегодовая производительность труда одного работника, млн. руб.

57,85

58,91

1,06

101,83

17 Среднегодовая производительность труда одного рабочего, млн. руб.

64,42

67,23

2,82

104,37

18 Среднемесячная заработная  плата одного работника, тыс. руб.

1,76

1,73

-0,02

98,84

19 Среднемесячная заработная  плата одного рабочего, тыс. руб.

1,50

1,50

0,00

100,03

20 Рентабельность реализованной  продукции, %

-0,13

0,76

0,63

-581,70

21 Рентабельность продаж, %

15,73

16,13

31,85

102,53

22 Коэффициент текущей  ликвидности на конец года

10,83

9,34

-1,49

86,24

23 Коэффициент обеспеченности  оборотных активов собственными  оборотными средствами на конец  года

1,00

1,46

0,45

144,84

24 Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

2,74

3,40

0,65

123,82


 

Данные таблицы 1 показывают, что за отчетный период объём производства ценах вырос на 12,47%, что является положительным моментом. Выручка от  реализации выросла на 28,35% , при одновременном увеличении  себестоимости на 6,54%, что позволило получить прибыль от реализации в сумме 5886 млн. руб.

Рост показателей фондоотдачи 19,46%, производительность труда, и уменьшение материалоотдачи 5,22% производительность труда показывает, что организация эффективно использует все имеющиеся ресурсы.

Организация является финансово-устойчивой и платежеспособной о чем свидетельствует высокие значения соответствующих показателей. В целом это объясняется довольно низким уровнем краткосрочных обязательств и высокой долей современных источников в формировании оборотного капитала.

 

 

5.2 Анализ состава, структуры и динамики расходов на заработную плату

Таблица 2 – Динамика состава, структуры и расходов на заработную плату предприятия в базисный и отчетный года.

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Отклонение (+,-)

Темп роста %

сумма, млн.

руб.

уд.вес, %

сумма, млн.

руб.

уд.вес, %

сумма, млн.

руб.

уд.вес, п.п.

1 Фонд заработной платы

6482

99,7

6987

99,6

505

-0,1

107,8

1.1 Выплаты стимулирующего  характера из фонда заработной платы

3465

53,3

4518

64,4

1052

11,1

130,4

1.2 Выплаты компенсирующего  характера из фонда заработной платы

234

3,6

372

5,3

138

1,7

158,9

2 Выплаты, не учитываемые  в составе фонда заработной платы

19

0,3

28

0,4

9

0,1

144,3

3 Общие расходы на оплату труда

6501

100

7015

100

514

0

107,9

Информация о работе Себестоимость сельско хозяйственной продукции и рентабельность производства