Организация и нормирование оплаты труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы:
Узнать сущность и социально-экономическую роль труда, его содержание, особенности и условия сельского труда, режим труда и отдыха работников сельского хозяйства, организацию и обслуживание рабочих мест и организацию трудовых процессов. Кроме того, овладеть методикой нормирования труда и уметь проводить фотографию рабочего и проектировать нормы выработки и нормы обслуживания.
И рассмотреть один из важнейших и сложных вопросов – организация оплаты и стимулирование труда в сельском хозяйстве, ситуация в оплате труда, функции и принципы оплаты труда. Научиться рассчитать фонд заработной платы, расценки за единицу работы и продукции и научится работать с научной, законодательной и справочной литературой.

Оглавление

Введение 2
1. Нормирование труда в сельском хозяйстве 4
1.1. Понятие нормирования труда и основные принципы научно-обоснованного нормирования труда 4
1.2.Нормативы и нормы труда 5
1.3.Способы изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени 6
1.4.Методы нормирования труда 6
1.5.Организация нормирования 7
2.Тарификация, оплата и материальное стимулирование труда работников АПК 8
2.1. Ситуация в оплате труда в сельском хозяйстве. Воспроизводство рабочей силы: понятие, уровень. Понятие «прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет». Законы РФ «О прожиточном минимуме», «О минимальной оплате» 8
2.2. Оценка качества труда. Тарифная система. Формы и системы оплаты труда 16
2.3.Оплата труда работников растениеводства 21
2.4.Оплата труда работников животноводства 22
2.5.Основные положения по оплате труда согласно Трудового кодекса РФ (статьи 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135) 23
3.Организация труда 27
3.1. Понятие, задачи и основные направления организации труда 27
3.2. Экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию организации труда: понятие, показатели 29
3.3. Основные принципы рациональной организации трудовых процессов 42
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

оплата Труда.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

    Аналитически-расчетное  нормирование предполагает определение конкретных норм в хозяйстве с помощью заранее подготовленных нормативов и формул с учетом данных паспортизации ферм. Метод оперативный при наличии нормативов.

1.5.Организация нормирования

    Массовую  разработку и подготовку нормативного материала по труду проводят специализированные нормативно-исследовательские организации. В стране создана нормативно-исследовательская сеть республиканских, зональных и областных станций и нормативных пунктов. Они осуществляют разработку технически обоснованных норм выработки (времени), обслуживания и других нормативов по труду.

    Централизованная  подготовка типовых норм и нормативов существенно облегчает работу по подготовке норм для отдельных хозяйств. В таком случае в задачу экономистов по труду и других специалистов хозяйств входит установление конкретных норм по сборникам единых и типовых норм и нормативов, то есть их «привязка» к условиям производства конкретного хозяйства. При этом они определяют факторы, влияющие на нормы труда, учитывают местные условия работы агрегатов, проводят паспортизацию ферм и другие работы.

    Различают единые, типовые и местные нормы.

    Единые  нормы обязательны и применяются для нормирования одинаковых работ на всех предприятиях одной или нескольких отраслей народного хозяйства. Они разрабатываются на однородные работы, выполняемые по одинаковой или сходной технологии в аналогичных условиях производства.

    Типовые нормы применяются для нормирования одинаковых, наиболее распространенных видов работ на основе типовой технологии и типовой организации труда, достигнутой большинством предприятий. Типовые нормы рекомендуются для использования при установлении конкретных норм в хозяйствах.

    Единые  и типовые нормы разрабатываются  нормативно-исследовательскими и научными организациями.

    Местные нормы выработки, времени обслуживания - это нормы, применяемые в конкретном хозяйстве. Они устанавливаются на основе типовых норм с дальнейшей конкретизацией, с учетом условий хозяйства.

    Например, основанием для определений местных  норм выработки и расхода топлива на механизированных работах являются «Типовые нормы выработки и расхода топлива на с.-х. механизированные работы» и данные паспортизации полей по конкретному хозяйству.

     Цель  паспортизации  - выявить показатели, влияющие на производительность факторных агрегатов и расход топлива, определить тип, подтип и механический состав почв, класс длины гона, рельеф, каменистость и др.

    В каждом хозяйстве в 80-е годы производилась  паспортизация полей.

    Большая работа по установлению данных по каждому  полю, сложные расчеты были приведены к трем простым показателям: номеру группы по пахотным работам (12 групп), номеру группы по непахотным (8 групп) и уборочным работам (8 групп). В хозяйстве эти показатели, как правило, известны.

2.Тарификация,  оплата и материальное  стимулирование труда работников АПК

2.1. Ситуация в оплате труда в сельском хозяйстве. Воспроизводство рабочей силы: понятие, уровень. Понятие «прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет». Законы РФ «О прожиточном минимуме», «О минимальной оплате»

    За  семь лет реформирования экономики, приведших к спаду производства, нарушению товарного обмена, снижению покупательского спроса предприятий, населения, накопился еще и ряд острых социальных проблем. Пожалуй, самой острой из них является сегодня низкий уровень заработной платы.

    Минимальная оплата труда, законодательно установлена с 01.06.2011 в сумме 4611 рублей в месяц., что составляет всего лишь небольшую часть реального прожиточного минимума трудоспособного населения и, естественно, не может выполнять функцию социальной гарантии. Минимальная оплата труда стала играть роль технического норматива при определении размеров стипендий, пенсий, социальных выплат и даже налогов и штрафов.

    Во  внебюджетной сфере, где работает 75 % трудоспособного занятого населения, этот законодательно установленный уровень минимальной оплаты труда не оказывает существенного влияния на уровень заработной платы в хозрасчетных предприятиях. Однако в социальной сфере (здравоохранение, образование, культура, академическая и вузовская наука и др.) минимальный размер оплаты труда является одним из решающих факторов, определяющих потенциальный размер заработной платы работников.

    Одной из наиболее острых проблем, вызывающих социальную напряженность в обществе, остается задолженность по заработной плате. Общий размер задолженности в стране превышает двухмесячный фонд заработной платы. На многих предприятиях она не выплачивается в течение трех-четырех и более месяцев. Задержки выплаты заработной платы являются одним из наиболее конфликтогенных факторов: согласно данным социологических исследований, в каждом третьем случае конфликты на предприятиях возникают по причине несвоевременной выплаты заработной платы, в каждом пятом случае - по причине неудовлетворенности работников размерами оплаты труда. Подтверждением тому служат забастовки шахтеров, акты протеста ученых-атомщиков, учителей, медицинских работников; зреет недовольство на селе.

    Низкий  уровень заработной платы и связанная  с этим неудовлетворительная структура  расходов населения тормозят проведение реформ в социальной сфере, так как основная часть заработки (до 70-80 %) расходуется на питание, покупку товаров первой необходимости, а оставшаяся часть явно не достаточна для оплаты жилья, медицинских услуг и др., которые раньше оплачивались за счет общественных фондов потребления. В настоящее время заработная плата из-за низкого размера перестала выполнять воспроизводственную, стимулирующую и регулирующую функции.

    Для нынешней ситуации характерна возросшая  дифференциация среднемесячной заработной платы между отраслями, регионами и предприятиями. Значительно выше средней по стране ее уровень в топливно-энергетической отрасли, цветной металлургии, на транспорте, в финансовых и кредитных учреждениях. В то же время в сельском хозяйстве, легкой промышленности, машиностроении, бюджетной сфере уровень заработной платы существенно ниже.

    Различия  в уровнях зарплаты между отраслями  и предприятиями объясняются произошедшими изменениями в их положении на рынке товаров и услуг, неэквивалентоспособностью отечественных товаропроизводителей, в результате чего они стали вытесняться с внутреннего рынка экспортерами из развитых стран Запада и Востока. В более выгодном положении оказались предприятия отраслей-монолистов (в частности, топливно-энергетического комплекс). В то же время в легкой, химической промышленности, машиностроении, агропромышленном комплексе и в некоторых других отраслях произошло значительное снижение объемов производства. Особенно пострадало от нарушения принципа эквивалентного товарообмена сельское хозяйство и другие сырьевые отрасли, входящие в так называемые органические производственно-экономические системы (агропромышленный комплекс, машиностроение и др.).

    Как известно, труд, материализованный  в продукте, лишь в том случае становится основным критерием распределения произведенного продукта, когда в распределительных отношениях, по словам К. Маркса, действует тот же принцип, что и при обмене товаров: каждый получает от общества ровно столько, сколько он сам дал ему, но в другой форме. «Известное количество труда в данной форме обменивается на равное количество труда в другой каждый отдельный производитель получает обратно от общества за всеми вычетами ровно столько, сколько сам дает ему». Основу распределения по труду составляет непреложное соблюдение принципа стоимостной эквивалентности товаров вообще и обмена продуктов на платежные средства (обмен товаров на деньги), в частности.

    Отступление от этого принципа, которое было допущено в период перехода к рыночной экономике в нашей стране, когда государство полностью отказалось от регулирования рынка, сделало практически невозможной реализацию произведенного продукта по критерию труда, материализованного в нем, что и стало основной причиной перекосов товарно-денежных отношений и нарушения всеобщего закона распределения по труду, приведшего, в конечном счете, к межотраслевым, внутриотраслевым и региональным диспропорциям в оплате труда.

    В настоящее время к числу важнейших  проблем относится также проблема отстранения чрезмерной дифференциации в оплате труда руководителей предприятий и остальных работников, являющихся одной из причин социальной напряженности в трудовых коллективах. Разрыв в заработной плате между крайними 10 % группами работников (самыми высокооплачиваемыми и самыми низкооплачиваемыми) в целом по народному хозяйству составляет 16 раз, в строительстве 25, в сельском хозяйстве – 20, в промышленности – 18, на транспорте – 13 раз.

    Структура заработной платы разбалансирована: надтарифная часть на многих предприятиях в несколько раз превышала базовую, тарифную долю заработка работника; были нарушены пропорции в оплате труда между работниками, выполняющими простую и сложную ответственную работу, обладающими высоким уровнем квалификации и мастерства и только приобретающими производственные навыки. В оценку качества и сложности труда привнесло много субъективизма, что и стало одной из причин перекосов в оплате труда различных категорий и профессиональных групп работников предприятий. Это лишний раз говорит о необходимости коренного пересмотра тарифных систем с тем, чтобы тариф более адекватно выполнял на предприятии функцию базовой оценки качества и результатов труда.

    Реформирование  оплаты труда.

    Главная цель в политике заработной платы  в настоящее время и в среднесрочной  перспективе – ее значительное повышение, формирование ее уровня на принципе цены рабочей силы, позволяющей работнику и его семье удовлетворять необходимые материальные и духовные потребности и создавать денежные накопления для наращивания инвестиционного потенциала. При повышении реального размера заработной платы следовало бы учитывать все возрастающее бремя социальных расходов, включая жилищно-коммунальные, медицинские и другие услуги социальной сферы и социального страхования, которые теперь перекладываются из государственного бюджета и внебюджетных фондов на личные доходы самих граждан.

    Разумеется  рост заработной платы повысит платежеспособный спрос населения и будет стимулировать  увеличение производства товаров и  услуг. Учитывая, что уровень заработной платы определяется финансово-экономическим состоянием предприятий, достичь указанной цели невозможно в отрыве от создания макроэкономических условий, стимулирующих рост производства и повышения его эффективности на основе сочетания государственного и рыночного регулирования.

    Исходя  из принципа цены рабочей силы, предприниматель  должен платить работнику, выполняющему норму труда или трудовые обязанности, не столько, сколько он может или  хочет, а ровно столько, чтобы  обеспечить работнику необходимый  уровень потребления. Словом, предприниматель должен поделится с наемными работниками полученными доходами, а если их размер недостаточен, то принять меры к повышению прибыли своего предприятия. Если же он не может этого сделать, то он должен признать свою неплатежеспособность и банкротство. Такова схема нормальных трудовых отношений на предприятиях Запада, ориентирующихся на рыночную экономику.

    Чтобы применить эту схему в России, потребуется внести в нее некоторые  коррективы. Вряд ли сегодня так  просто и одномоментно можно решить задачу повышения заработной платы до необходимого уровня, обесценивающего нормальный материальный достаток работнику и его семье. В условиях кризисного состояния экономики, снизившегося платежеспособного спроса предприятия, видимо, не смогут так быстро и резко повысить производство продукции и прибыльность, как бы им того не хотелось. Банкротство же многих предприятий может привести к тяжелым социальным последствиям: массовым увольнениям и резкому увеличению безработицы. Поэтому повышение заработной платы и эффективности производства – это, на мой взгляд, взаимосвязанные задачи, которые не могут решатся обособленно друг от друга. Но для этого потребуется время для изыскания финансовых ресурсов.

    Но  ест и другая точка зрения, высказываемая  видными отечественными учеными-экономистами. По их мнения, правительству необходимо прибегнуть к непопулярной мере, наложив мораторий на выплату задолженности по заработной плате так как в условиях тяжелейшего кризиса государство не в состоянии полностью отдать долг даже работникам бюджетной сферы, который достиг астрономической цифры. Насумму этого долга следовало бы выпустить государственные облигации с десятилетним сроком погашения и ежегодным начислением на них процентов по банковским ставкам, действующим для денежных вкладов населения. Реструктуризация задолженности по заработной плате, наряду с другими антикризисными мерами, поможет изыскать денежные средства для повышения заработной платы.

Информация о работе Организация и нормирование оплаты труда