Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 17:26, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение перспектив развития информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса России при вступлении в ВТО.
Основные задачи работы следующие:
•определить роль информационно-консультационной службы в развитии сельского хозяйства России;
•дать характеристику ВТО и рассмотреть вопросы регулирования торговли услугами в рамках ВТО;
•изучить опыт работы информационно-консультационных служб в странах-членах ВТО;
•осветить развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия) и пути ее совершенствования при вступлении России в ВТО.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…….…3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ АПК В РОССИИ………………….....5
1.1. Роль информационно-консультационной службы в развитии сельского хозяйства……………………………………………………………………….....5
1.2.Организация работы информационно-консультационной службы в России……………………………………………………………………………..8
ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ ВТО В ОБЛАСТИ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ…………………………………………………………………….15
2.1. Всемирная торговая организация и Россия…………………………….....15
2.2. Регулирование торговли услугами в рамках ВТО………………………..18
2.3. Опыт работы информационно-консультационных служб в странах-членах ВТО………………………………………………………………………21
Глава 3. Развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия) при вступлении россии в вто……………………………………………………….……….27
3.1. Развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия)………………………………………………………………………….27
3.2. Пути совершенствования информационно-консультационной службы Республики Саха (Якутия) при вступлении России в ВТО………………..…31
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………37
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………..………………………….40
Таблица 1. Уровень подготовки и переподготовки кадров ИКС АПК Республике Саха (Якутия), в ед.
Показатели | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
Кадровый
состав
в т.ч. районные ИКС Подготовка и переподготовка кадров ИКС |
8 | 33
17 15 |
27
13 |
38
7 18 |
30
6 15 |
28
6 15 |
Специализация
курсов
Агрономия Зоотехния Экономика, финансы Бухучет, налоги Право Организация ИКС Информ.технологии |
7 8 |
1 1 1 6 1 1 7 |
1 1 2 4 1 2 2 |
1 1 2 4 1 2 2 |
В
настоящее время Мегино-
В Амгинском филиале основная работа ведется по консультированию налогообложению, ведению бухучета, бизнес-планированию и поддержке компьютерной сети районной администрации, внедрению информационных технологий. Состав филиала: 2 сотрудника (1 экономист-бухгалтер и 1 инженер-техник).
В
ИТЦ АПК почти не практикуется привлечение
к консультациям профессорско-
Преимущественными в ИКС являются услуги, связанные с консультированием по экономике, правоведению, технологиям в растениеводстве, животноводстве, а также по маркетингу и рекламе (табл. 2).
Таблица
2. Общий объем оказанных
Показатели | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
Агрономия
Зоотехния Технология переработки с/х продукции Механизация Маркетинг и реклама Экономика АПК Бухучет и налоги Оздоровление с/х предприятий Законы и право Строительство Информ. технологии и компьютерные системы ВСЕГО: |
2
9 - - 1 4 - - - - - 16 |
21
33 15 5 32 41 18 2 28 1 6 202 |
14
16 5 - 19 35 9 - 21 - 2 121 |
50
69 11 1 64 70 42 5 57 1 102 472 |
38
44 24 2 35 55 25 10 63 2 30 328 |
29
32 15 3 84 19 35 6 15 - 28 266 |
Это позволяет отметить, что повышенный спрос предприятий связан с неплатежеспособностью и желанием сдвинуть с места сложившуюся ситуацию. Сельхотоваропроизводители в основном затрудняются в вопросах экономики и финансов, что осложняет эффективное налаживание собственного производства, в этом им должна помочь и помогает ИКС.
Преобладающими среди пользователей услуг ИКС являются личные подсобные хозяйства (32% от общего объема потребителей), крестьянские (фермерские) хозяйства (29%) и сельскохозяйственные кооперативы (17%). Региональный и районный органы управления АПК являются постоянными потребителями услуг, которые составляют 7% в общем объеме услуг.
Анализ деятельности ИКС Республики Саха (Якутия) позволяет сделать ряд выводов, имеющих важное значение с точки зрения их дальнейшего развития и усиления степени воздействия на АПК региона:
-
региональные ИКС крайне
- районные ИКС плохо оснащены современными средствами связи и соответственно не сформировано единое информационное пространство, недостаточно обеспечиваются федеральными и региональными базами данных, практически не разрабатывают собственные базы данных, учитывающие местные особенности сельского хозяйства.
3.3.
Пути совершенствования
информационно-
В
области доступа на рынок услуг
положительные последствия
Кроме того, при общем низком уровне развития сектора услуг приток иностранных капиталов и расширение деятельности иностранных поставщиков услуг способны оказать положительное стимулирующее воздействие.
Российской
торговле услугами практически полностью
отсутствует государственная
Другими вопиющими примерами отраслей сферы услуг, в которых пассивность государства и фактически полная либерализация им внешней торговли услугами оборачивается колоссальными потерями для России, следует признать:
При вступлении России в ВТО, государство не сможет обеспечить действенную реализацию национальных интересов в сфере услуг и защитить российских производителей услуг. Тем более не удастся отвоевать позиции, утраченные национальными производителями услуг в результате официальной «политики невмешательства». Избыточная защита слабых национальных производителей, не сопровождающаяся действенными стимулами для повышения их эффективности, тормозит развитие соответствующих отраслей, консервирует их технологическую и управленческую отсталость и подрывает национальную конкурентоспособность не меньше чем захват соответствующих рынков иностранными производителями.
Иностранный капитал приносит с собой необходимые российскому бизнесу финансовые ресурсы, современные технологии производства и управления, культуру деловых отношений. Однако даже представители ВТО признают совершенно очевидный факт: «одновременно с пониманием выгод от движения в сторону либерализации российской сферы услуг нельзя упускать из виду и необходимость разумного протекционизма российских поставщиков услуг, уровень конкурентоспособности которых в ряде секторов (транспорт, туризм, отрасли связи, здравоохранение, ряд деловых услуг) по объективным причинам пока остается ниже уровня иностранных поставщиков».
Таким образом, преимущества иностранной конкуренции могут быть реализованы лишь в ходе постепенного открытия национальных рынков, регулируемого в соответствии с динамикой конкурентоспособности национальных производителей.
Либерализация и ограничение внутренней поддержки, искажающей торговлю и производство сельскохозяйственной продукции, в первую очередь повлияют на производителей товарной продукции. Для сельскохозяйственных предприятий, входящих в вертикально интегрированные структуры, возможное ухудшение финансово-экономических условий хозяйствования вследствие снижения потребительских цен может быть смягчено за счет отраслей переработки. Однако предприятия, не входящие в агрохолдинги, и крестьянские (фермерские) хозяйства могут столкнуться с серьезными потерями. Многие из них уже сейчас находятся на грани банкротства. Ситуация усугубляется ограничением предоставления государственной поддержки, влияющей на производство. В результате могут ухудшиться условия производства и в хозяйствах населения, связанных с сельскохозяйственными предприятиями и пользующихся их услугами.
В этой ситуации необходимо проведение государственной политики по смягчению последствий открытия национального аграрно-продовольственного рынка и ограничения внутренней поддержки, влияющей на сельскохозяйственное производство. Такая политика должна обеспечивать, прежде всего, ускоренный рост отдачи факторов производства (труда и капитала) в сельском хозяйстве. Однако учитывая критическую ситуацию с трудовыми ресурсами в сельской местности (старение и высокий уровень смертности сельского населения, уменьшение его численности, ухудшение его "качества"), а также деиндустриализацию аграрного сектора, реализация политики по повышению производительности факторов невозможна без прямого участия государства на долгосрочной основе (период 15-20 лет). Причем эта политика должна быть составной частью общей политики сельского развития. Необходимо, чтобы последняя обеспечивала устойчивость развития аграрного сектора и сельской экономики в целом.
Можно выделить несколько основных направлений реализации политики по смягчению последствий ухудшения финансово-экономического положения сельскохозяйственных товаропроизводителей в результате постепенного открытия аграрно-продовольственного рынка: