Вступление России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:30, контрольная работа

Краткое описание

Вступление России в ВТО: проблемы и возможные последствия

Любое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО и Россия не исключение.

Оглавление

Тема № 4: Вступление России в ВТО: проблемы и возможные последствия.
Тема № 21 Природно-ресурсная база российской экономики.
Тестовое задание № 10.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная - мировая экономика.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Тема № 4: Вступление России в ВТО: проблемы и возможные последствия.
  2. Тема № 21 Природно-ресурсная база российской экономики.
  3. Тестовое задание № 10.
  4. Список литературы.
 

 

Вступление  России в ВТО: проблемы и возможные последствия

         Любое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО и Россия не исключение. Целью присоединения к ВТО1 являются получение следующих преимуществ:

  • Получение лучших в сравнении с существующими условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций;
  • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО;
  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции;
  • Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

         Текущие переговоры преследуют цель добиться наилучших  условий присоединения России к ВТО, наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

        Всемирная торговая организация (ВТО) – международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации2.

        В задачи ВТО входит разработка и внедрение соглашений для участников, мониторинг соблюдения соглашений, подписанных странами-членами ВТО и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров.

        Правила ВТО предусматривают  ряд льгот для развивающихся  стран. В настоящее время развивающиеся  страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы.

         В 1986 году СССР обратился  с заявкой о получении статуса  наблюдателя с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя. Переговоры о вступлении уже России в ВТО начались в 1995 г. Пройдя через стадию обсуждений и урегулирования споров с США (переговоры с которыми были для России наиболее трудными), был подписан протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года между США и РФ.

         В августе 2008 года вступление России в ВТО было отложено  в  связи с обострением ситуации на Кавказе, оно постоянно откладывается еще и из-за необходимости подготовки национальной экономики и законодательной базы к вступлению в ВТО. Осложнил вступление в ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис. По состоянию на октябрь 2008 года, России необходимо было провести лишь многосторонние переговоры, для того чтобы вступить в организацию.

         В июне 2009 года на заседании  межгосударственного совета ЕврАзЭС  в Москве премьером России Путиным В.В. было сделано заявлении о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. 21 октября 2009  года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил о том, что Россия, Белоруссия и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях.

         Существует ряд возможных проблем и последствий вступления России в ВТО, среди которых можно обозначить  следующие3:

  1. общесистемные требования к изменению условий внутрихозяйственной деятельности;
  2. механизмы защиты российских производителей;
  3. неоднородность развития российских регионов;
  4. обязательства, принятые Россией в рамках региональных торговых соглашений.

         Рассмотрим эти  проблемы более подробно:

  1. Присоединение к ВТО будет означать в первую очередь "институционализацию", фиксирование обязательств России в части применяемых инструментов государственной экономической политики. На практике это существенно ограничит для государства набор возможных инструментов обеспечения национальной конкурентоспособности. Основной проблемой для России могут стать требования стран-членов ВТО о ликвидации действующих механизмов субсидий, позволяющие существенно влиять на условия конкуренции на рынках промышленной продукции. В России значительное число предприятий использует финансовую помощь и субсидии государства.
  2. ВТО позволяет странам-участницам использовать механизмы защиты внутренних производителей. Тарифные и нетарифные меры защиты внутренних производителей – два основных метода такой защиты. В то же время, Россия вне рамок ВТО существенно снизила уровень таможенных тарифов, тем самым ослабив свою переговорную позицию и сократив возможность для дальнейшей стратегической защиты и развития отдельных товарных групп с одной стороны, с другой стороны, использование нетарифных методов защиты внутреннего рынка (технические барьеры, антидемпинговые расследования, расследования о применении субсидий и др.), практика использования которых достаточно широка среди стран-членов ВТО, в России сталкивается с несовершенством законов и отсутствием такой практики.
  3. Присоединение России к ВТО может, с одной стороны, существенно обострить неравномерность в развитии российских регионов, а с другой стороны, ограничить возможности государства по компенсации региональных диспаритетов. Структура промышленного производства многих российских регионов слабо диверсифицирована и наиболее серьезные последствий можно ожидать в обрабатывающих отраслях промышленности. Присоединение России к ВТО может привести к существенному сокращению налоговой базы отдельных «моноотраслевых» регионов. В то же время мала вероятность того, что выпадающие доходы в бюджетах и потери в занятости в этих регионах будут возмещены за счет развертывания других производств, например благодаря иностранным инвестициям. В этом связи присоединение к ВТО может привести к развитию еще больших региональных диспропорций.
  4. Еще один аспект присоединения России к ВТО, который с точки зрения национальных интересов страны может оказаться более серьезным, чем прямые экономические последствия. Речь идет об обязательствах России в рамках СНГ, будущем всей экономической интеграции на постсоветском пространстве. Это прежде всего касается внешнеторгового оборота с Россией ряда участников СНГ и ЕврАзЭС, субсидирования этих стран Россией (в основном – тарифной политикой на энергоресурсы), необходимости для России рынков сбыта продукции высокой степени переработки, сырьевые зависимости и пр. В случае присоединения России к ВТО вся система этих факторов подвергнется значительным корректировкам в первую очередь потому, что двусторонние соглашения, являющиеся организационно-правовым механизмом согласования интересов и принятия решений в СНГ, не только не позволят скоординировать позиции стран СНГ, но и не признаются ВТО в качестве основы преференциальных торговых отношений. Одним из первых кризисных последствий может стать резкое понижение конкурентоспособности товаров из стран СНГ на российском рынке и наоборот, а также снижение взаимного торгового оборота.

         Подводя итог вышесказанному, членство России в ВТО не является самоцелью и не может быть достигнуто любой ценой. Оно должно отвечать задачам экономического  развития  страны, содействовать успешному продвижению реформ  и  более  глубокой  интеграции России в мировую экономику.

         Исходя из этого, участие России в ВТО возможно лишь при том, что условия членства обеспечат  более  благоприятные,  чем  в  настоящее время, условия для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки; позволят устранить их  дискриминацию на  этих  рынках,  приведут  к безусловному наделению России  всеми  правами,  которыми  обладают  другие члены ВТО. 
 

Природно-ресурсная  база российской экономики

        Природно-ресурсная  база – это элементы окружающей природы используемые в хозяйстве, являющиеся средствами существования человеческого общества. Традиционно принято выделять земельные, лесные, водные и энергетические, биологические (дикие животные и растения), минеральные и топливные ресурсы, климатические и рекреационные ресурсы. Рассмотрим наиболее важные из них в настоящий момент.

        Минерально-сырьевая и топливная база. Россия - одно из немногих государств мира, располагающее крупными запасами различных полезных ископаемых. К настоящему времени выявлены, разведаны и предварительно оценены крупные запасы полезных ископаемых, потенциальная денежная ценность которых в текущих "мировых" ценах составляет многие миллиарды долларов США. Из них 32,2 % приходится на долю газа, 23,3 % - на уголь и горючие сланцы, 15,7 % - на нефть, 14,7 % - на нерудное сырье, 6,8 % - на черные металлы, 6,3 % - на цветные и редкие металлы и 1,0 % - на золото, платину, серебро и алмазы4. Значительно выше оценивается прогнозный потенциал. В его структуре полностью доминирует твердое топливо (79,5 %), далее следует газ (6,9 %) и нефть (6,5 %). На долю всех остальных видов полезных ископаемых приходится в совокупности 7,1 %.

        Основные запасы углеводородного сырья расположены  главным образом в Западной Сибири, Урале, Поволжье. Крупные прогнозные ресурсы выявлены в Восточной Сибири (Красноярский край, Иркутская область, Республика Саха-Якутия), значительным потенциалом обладает Тимано-Печорская провинция (республика Коми, Ненецкий автономный округ, Архангельская область), шельф северных и дальневосточных морей. Нефть и газ являются важнейшими экспортируемыми ресурсами, доходы от экспорта которых составляют значительную часть бюджета России.

        Крупные ресурсы  черных, цветных и редких металлов также способны обеспечить потребности страны на длительный период. России принадлежит один из крупнейших в мире железорудных бассейнов - Курская магнитная аномалия. Уникальные по качеству руды крупных месторождений Норильской провинции помимо меди, никеля и кобальта обеспечивают существенное количество платиноидов. Значительным источником валютных поступлений являются месторождения алмазов Якутской алмазоносной провинции, золота Сибири и Дальнего Востока.

        Россия богата ресурсами  практически всех видов нерудного минерального сырья. Наибольшее значение среди них имеют крупные месторождения высококачественных апатитов Кольского полуострова, Верхнекамское месторождение калийных солей, месторождения плавикового шпата (Читинская область, Бурятия, Приморье), мусковита и флогопита (Кольский полуостров, Восточная Сибирь), хризотил-асбеста (Урал, Тува, Бурятия).

        Несмотря на это  изобилие, есть виды минерального сырья, запасы которых либо незначительны, либо малоэффективны. Потребность промышленности России в марганце, хроме, ртути, сурьме, титане и ряде других полезных ископаемых ранее почти полностью покрывалась поставками из республик бывшего СССР. Стимулом межреспубликанского обмена была географическая близость центров добычи полезных ископаемых к их крупным потребителям на территории России.

        Водные  ресурсы. Как правило, под водными ресурсами понимают пригодные для использования массы водоемов и водотоков, а также подземных скоплений влаги, вода (льды) горных и полярных ледников и пр.

         В целом, Россию можно  назвать страной с высокой  водообеспеченностью, в то же время, в связи с огромной территорией государства, водные ресурсы распределены крайне неравномерно. По условиям водообеспеченности в России различают три зоны:

  1. высокой водообеспеченности (все северные регионы, Дальний Восток);
  2. средней водообеспеченности (Центр, Урал, юг Западной Сибири, Восточная Сибирь);
  3. низкой водообеспеченности (Ставрополье, Заволжье, Нижнее Поволжье, Барабинская низменность в Западной Сибири, Забайкалье, Центральная Якутия).

         По  запасам почвенной влаги на полях  страна делится на зоны:

    • избыточного увлажнения (таежные районы);
    • достаточного увлажнения (южнотаежные районы);
    • неустойчивого увлажнения (лесостепь Русской равнины и Западной Сибири);
    • недостаточного увлажнения (степи центрально-черноземных областей; Предкавказья и юга Западной Сибири);
    • засушливую (сухие степи Приазовья, Калмыкии и Заволжья);
    • крайне засушливую (полупустыня Прикаспия);
    • безводную (пустыня в низовьях Волги).

        Около 80% пашни страны размещено в зонах неустойчивого и недостаточного увлажнения, что обусловливает уязвимость отечественного сельского хозяйства по отношению к погодным условиям и климатическим изменениям. В целом ресурсы влаги в земледельческих районах России в 1,2 -2 раза ниже, чем в странах Европы и США. В связи с этим требуются специальные мероприятия по мелиорации почв.

        В настоящее время  уровень водопотребления в России составляет около 5% от суммарных ресурсов стока, а величина влагопотребления измеряется примерно 5 - 7%. Эти показатели свидетельствуют о существующих резервах системы водопользования и водопотребления.

        Страна имеет более 500 судоходных рек, общая их протяженность  превышает 300 тыс. км. Из них эксплуатируется  внутренним водным транспортом около 80 тыс. км

        Кроме того, насчитывается 12 крупных озер, где возможно судоходство. Потенциал рекреационных водных ресурсов образуют свыше 40 тыс. рек и более 50 тыс. озер. Стоит также упомянуть и технический гидроэнергетический потенциал страны, который оценивается в 2 000 млрд. кВт./ч., причем 9/10 его сосредоточено к востоку от Урала.

         Реки и озера  страны играют весьма существенную средообразующую роль. Прямое влияние рек на природу берегов (проявляющееся в виде заливных лугов, особой прибрежной растительности и т.д.) распространяется на площади примерно 600 тыс. км2, что составляет около 4 % территории страны. Специфические приозерные природные комплексы занимают площадь около 6 % территории страны. Таким образом, примерно на десятой части площади страны природа представляет собой продукт воздействия внутренних вод.

         Выполнение водными  объектами разных ресурсных функций  неизбежно порождает острые противоречия. В не столь далеком прошлом водохозяйственные проблемы решались в рамках отраслевой организации экономики. В этих условиях отрасли, считавшиеся стратегически важными (в первую очередь гидроэнергетика), навязывали свою волю всем остальным пользователям водных ресурсов, как правило - с ущербом для них. Последствия такой практики будут сказываться еще многие десятилетия, так как созданную инфраструктуру (в виде плотин, ГЭС, каналов и т.д.) в обозримом будущем нельзя перестроить

         Земельные ресурсы. Сельскохозяйственные угодья России имеют площадь около 210 млн. га, из них около 125 млн. га занимает пашня. Такими земельными ресурсами располагают еще только две страны в мире - Индия и США. По обеспеченности земельными ресурсами Россия находится и, очевидно, будет находиться в благоприятном положении еще долгое время. Однако, в результате нерационального землепользования, качество и количество земельных ресурсов в России сокращается.

Информация о работе Вступление России в ВТО