Вступление России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Предметом данного научного исследования будут являться правовое регулирование и проблемы вступления РФ в ВТО.
Нормативно-правовую основу данного научного исследования будут представлять различные нормативно – правовые акты и материалы судебной практики, научная литература в области таможенного дела и таможенного права Российской Федерации.

Оглавление

стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИМПОРТНЫЙ ТАРИФ РФ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ…5
1.1. Таможенно – тарифная система РФ: назначение, особенности, недостатки………………………………………………………………………...5
1.2. Современная конкурентоспособность отечественной промышленности и проблемы формирования полноценной конкурентной среды на внутреннем рынке………………………………...20
1.3. Факторы, определяющие таможенно – тарифную стратегию РФ………………………………………………………………………………...22
ГЛАВА 2. АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННО – ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПУТИ РФ В ВТО…………………………………………………………..39
2.1. Общая оценка вступления РФ в ВТО……………………………...39
2.2. ВТО и урегулирование споров………………………………….......50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………55
ИСТОЧНИКИ

Файлы: 1 файл

ТТР и вступление РФ в ВТО.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

Оглавление

стр.

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. Импортный тариф РФ и конкурентоспособность национальной экономики…5

1.1. Таможенно – тарифная система РФ: назначение, особенности, недостатки………………………………………………………………………...5

1.2. Современная конкурентоспособность отечественной промышленности и проблемы формирования полноценной конкурентной среды на внутреннем рынке………………………………...20

1.3. Факторы,  определяющие таможенно – тарифную  стратегию РФ………………………………………………………………………………...22

Глава 2. Аспекты таможенно – тарифной политики на пути РФ в ВТО…………………………………………………………..39

2.1. Общая оценка  вступления РФ в ВТО……………………………...39

2.2. ВТО и  урегулирование споров………………………………….......50

Заключение……………………………………………………………55

Источники…………………………………………………………......56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Специалисты в области  международного права и экономики  едины во мнении, что без участия  нашей страны в международном  торгово-экономическом обмене и  в международных организациях на современном этапе экономического развития невозможно поступательное движение экономических реформ в России. Особое значение приобретает факт вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Всемирная торговая организация, действующая с 1 января 1995 г. как продолжатель Генерального соглашения о тарифах  и торговле 1947 г. (ГАТТ 1947 г.), за свою сравнительно короткую историю зарекомендовала себя эффективной межправительственной структурой, направленной на либерализацию торговли между ее участниками.

Принимая во внимание значительное расширение сферы компетенции ВТО в связи с заключением в итоге Уругвайского раунда новых документов о регулировании международных экономических отношений и увеличение числа стран - членов организации, ВТО все больше утверждается в мире как создатель универсальной глобальной торговой системы, основанной на общепризнанных правилах для всех ее участников.

Таким образом, страны, находящиеся  вне сферы действия правил ВТО (в  частности, Россия), могут оказаться, с одной стороны, на периферии  современных международных экономических  отношений, которые играют все большую роль в повышении эффективности национальных хозяйств, а с другой - волей-неволей вынуждены играть по правилам ВТО, но лишь в пассивном качестве.

В связи с  вышеизложенным цель данной работы -  дать обобщающую, интегрирующую характеристику последствий вступления РФ в ВТО и на основе исследования отдельных проблемных вопросов, связанных с данным таможенным институтом выработать предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в этой области.

 Для ее достижения необходимо проанализировать современное отечественное таможенное законодательство, сложившуюся практику применения норм ТК РФ и достижения таможенной доктрины.

Объектом данного научного исследования, таким образом, будут  выступать общественные отношения, составляющие сущность вступления РФ в ВТО.

Предметом данного научного исследования будут являться правовое регулирование и проблемы вступления РФ в ВТО.

Нормативно-правовую основу данного научного исследования будут  представлять различные нормативно – правовые акты и материалы судебной практики, научная литература в области таможенного дела и таможенного права Российской Федерации.

Теоретическую основу данного  научного исследования будет представлять научная литература в области  таможенного дела и таможенного права.

Структура данного научного исследования определяется исходя из общей цели исследования. Структурно данное научное исследование будет  состоять из введения, основной части  с внутренним подразделением на главы  и подглавы, заключения и списка использованных источников и литературы (нормативно – правовых актов и специальной научной литературы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Импортный тариф РФ и конкурентоспособность национальной экономики

1.1. Таможенно – тарифная система РФ: назначение, особенности, недостатки

Сущность и цели таможенного  тарифа определяются в пункте 1 ст. 1 Закона.

Объектом правового  регулирования Закона являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования и применения таможенного  тарифа, а также при обложении  пошлинами товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Таможенный тариф в  данной статье определен как инструмент "торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка  товаров Российской Федерации при  его взаимосвязи с мировым  рынком". Основные инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности могут быть условно объединены в следующие группы:

1) таможенно-тарифные  инструменты (импортный и экспортный  тарифы);

2) паратарифные (или квазитарифные)  инструменты, использование которых формально не связано с регулированием внешнеторговой деятельности, но на деле оказывает на нее существенное влияние (таможенные сборы и иные таможенные платежи неналогового характера, внутренние налоги (акцизы, НДС), взимаемые таможенными органами);

3) валютно-финансовое  регулирование (порядок совершения  валютных операций и т.д.);

4) антидемпинговые и  компенсационные пошлины, с помощью  которых осуществляется защита  интересов национальных производителей, борьба с занижением цен экспортируемых  товаров и использованием экспортных субсидий;

5) государственная монополия  на внешнюю торговлю отдельными  товарами;

6) установление технических  барьеров, позволяющих контролировать  импортные поставки на предмет  их соответствия национальным  стандартам безопасности и качества;

7) контингентирование (квотирование) внешнеторговых операций, означающее  ограничение экспортных и/или  импортных поставок определенным  количеством товаров или их  суммарной стоимостью на установленный  период времени1. Контингенты (квоты) существуют, например, на ввоз в страны Европейского Союза целого ряда важнейших товаров российского экспорта (текстиля, некоторых цветных металлов и др.). Наиболее распространенным видом контингентирования является глобальный контингент, устанавливающий размер импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени (год, полугодие, квартал) и оставляющий за импортером (экспортером) право выбора страны внешнеторгового контрагента. В отличие от глобального контингента, индивидуальный контингент распределяется по странам;

8) лицензирование, предполагающее  выдачу компетентными органами  исполнительной власти разрешений (лицензий) на совершение экспортных  и/или импортных операций. Разовое  разрешение на импорт или экспорт  называется индивидуальной лицензией. Такое разрешение является именным, то есть не может быть передано другому лицу. Генеральная лицензия - это публикуемое в официальных изданиях разрешение, которое позволяет любому лицу импортировать (экспортировать) обозначенные в лицензии товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течение квартала, полугодия или года.

Генеральная лицензия может  разрешать совершение внешнеторговых операций с определенными странами либо из любых государств. Во втором случае она называется открытой. В последнее время стало практиковаться автоматическое лицензирование, означающее, что импортер (экспортер), подавая заявку, автоматически получает разрешение на совершение внешнеторговой операции, если не получает официального отказа.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного и нетарифного регулирования экспортно-импортных операций. Иные методы регулирования путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти Российской Федерации или ее субъектов не допускаются.

Статья 19 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" озаглавлена "Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности". В ней сущность этого метода определена следующим образом: "В целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.". Таким образом, основой таможенно-тарифного регулирования являются таможенные пошлины, представляющие собой косвенный налог на импортные (экспортные) товары, включаемый в продажную цену товаров и влияющий на их конкурентоспособность на рынке. Иными словами, таможенные пошлины выступают в качестве основного стоимостного ограничения импортных (экспортных) операций: их ставки дифференцированно удорожают ввозимые (вывозимые) товары в зависимости от целей и ориентиров экономической и торговой политики государства.

В пункте 1 ст. 1 Закона определены основные цели таможенного тарифа. 

Первой из них является рационализация товарной структуры  ввоза товаров в Россию. Как  правило, снижаются или полностью  отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям. В интересах защиты отечественной обрабатывающей промышленности может использоваться метод построения тарифов на основе эскалации таможенных пошлин, то есть повышения их ставок в зависимости от степени обработки товаров: сырье ввозится практически беспошлинно или по крайне низким ставкам, полуфабрикаты - по небольшим ставкам, а уже готовые изделия облагаются высокими ставками таможенных пошлин.

Второй целью таможенного  тарифа является поддержание рационального  соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов. Таможенно-тарифное регулирование оказывает воздействие  на состояние расчетного и платежного баланса России2.

Использование таможенных пошлин призвано также содействовать прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации. Одна из основных задач развития российского экспортного потенциала - повышение конкурентоспособности отечественной продукции, в первую очередь машинно-технической.

Согласно Федеральной  программе развития экспорта3, государственная поддержка должна распространяться на производителей высокотехнологичной и наукоемкой продукции, конкурентоспособной на мировых рынках. В настоящее время в товарной структуре российского экспорта сохраняется сырьевая направленность с преобладанием энергоносителей. На товарную структуру импорта оказало влияние продолжающееся снижение объемов производства внутри страны, в том числе производства продовольственных товаров. По этому наблюдается стабильный рост объемов закупок продовольствия за рубежом, например в 1999 году - около 30% всего российского импорта4.

Четвертой задачей таможенного  тарифа в Законе названа защита экономики  России от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков аналогичного товара, многие из которых по техническим параметрам и затратам на производство продукции значительно превосходят отечественных производителей. Это объясняет высокий уровень внешнеторговой конкуренции и существование ножниц цен на мировом и внутреннем рынке. Для нивелировки уровней мировых и внутренних цен могут использоваться таможенные пошлины, с помощью которых регулируется поступление импортных товаров на внутренний рынок. Для нормального развития экономики нужна именно нивелировка цен, а не принятие радикальных, в том числе запретительных, мер. При полном отсутствии импорта неизбежно повышение издержек производства и цен на внутреннем рынке. Другая крайность - чрезмерный импорт - затрудняет развитие отечественного производства и приводит к нарушению баланса внешнеторговых расчетов.

Меры по защите российской экономики от неблагоприятного воздействия  внешних факторов служат достижению глобальной цели - обеспечению экономической безопасности России, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Наконец, еще одной  задачей таможенного тарифа является обеспечение условий для эффективной  интеграции России в мировую экономику. Это задача не только тарифной, но и таможенной политики в целом.

Информация о работе Вступление России в ВТО