Вступление России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Предметом данного научного исследования будут являться правовое регулирование и проблемы вступления РФ в ВТО.
Нормативно-правовую основу данного научного исследования будут представлять различные нормативно – правовые акты и материалы судебной практики, научная литература в области таможенного дела и таможенного права Российской Федерации.

Оглавление

стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИМПОРТНЫЙ ТАРИФ РФ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ…5
1.1. Таможенно – тарифная система РФ: назначение, особенности, недостатки………………………………………………………………………...5
1.2. Современная конкурентоспособность отечественной промышленности и проблемы формирования полноценной конкурентной среды на внутреннем рынке………………………………...20
1.3. Факторы, определяющие таможенно – тарифную стратегию РФ………………………………………………………………………………...22
ГЛАВА 2. АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННО – ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПУТИ РФ В ВТО…………………………………………………………..39
2.1. Общая оценка вступления РФ в ВТО……………………………...39
2.2. ВТО и урегулирование споров………………………………….......50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………55
ИСТОЧНИКИ

Файлы: 1 файл

ТТР и вступление РФ в ВТО.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

1. Концепция аннулирования  или сокращения преимуществ.

Основания, по которым  может быть подана жалоба в ОРС ВТО, указаны в статье XXIII ГАТТ - 1947, в соответствии с которой подающее жалобу государство должно продемонстрировать, что преимущества, прямо либо косвенно вытекающие из соглашения системы ВТО, аннулируются либо сокращаются, либо достижение какой-либо цели соответствующего соглашения затрудняется в результате:

а) невыполнения другой договаривающейся стороной своих обязательств согласно условиям данного соглашения (т.е. применяется мера, связанная с нарушением взятых на себя обязательств);

б) применения любой договаривающейся стороной меры, невзирая на то, противоречит ли она условиям данного соглашения или нет (т.е. применяется мера, которая может и не вести к нарушению взятых на себя обязательств); либо

в) существования любой  другой ситуации.

Как мы видим, формулировки статьи XXIII ГАТТ являются достаточно обтекаемыми и предполагают множественность вариантов толкования. Очевидно, договаривающиеся стороны ГАТТ исходили из того, что указанные положения будут наполнены конкретным содержанием в процессе практики урегулирования споров. Именно так и произошло.

При рассмотрении спора "США - Налог на бензин и некоторые импортируемые продукты нефтепереработки" изучавшая его группа на основе предыдущей практики разрешения споров в рамках ГАТТ пришла к выводу о наличии презумпции, согласно которой мера, нарушающая взятые в рамках ГАТТ обязательства, всегда приводит к аннулированию или сокращению преимуществ вне зависимости от реального экономического эффекта, наступившего в результате совершенного нарушения. В ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров указанные выводы группы ГАТТ были включены в статью 3.8 "Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров". Таким образом, сформулированный в ходе практики разрешения споров вывод вначале применялся в качестве презумпции, а впоследствии обрел юридическую силу договорной нормы, что являет собой яркий пример судебного правотворчества.

2. Концепция разумных  ожиданий.

Концепция разумных ожиданий, которая была рождена практикой  разрешения споров ГАТТ, имеет ключевое значение при рассмотрении споров о  применении мер, не повлекших нарушения взятых государством на себя обязательств в рамках системы ГАТТ/ВТО. В таких случаях фактически оспариваются совершенно легитимные меры, применение которых de jure правилами ВТО не запрещено и ничем не обусловлено.

Первым в истории  ГАТТ спором, в котором оспаривалась мера, подпадающая под эту категорию, был спор между Австралией и Чили по поводу предоставляемых Австралией субсидий отечественным и иностранным дистрибьюторам удобрений в целях установления контроля над ценами, по которым удобрения реализовывались на внутреннем рынке Австралии. В 1949 г., т.е. уже после согласования текста ГАТТ и соответственно фиксирования тарифных уступок (применяемая Австралией ставка импортной пошлины на удобрения составила 0%), Австралия прекратила субсидировать иностранных дистрибьюторов удобрений, включая компании из Чили. Несмотря на применение нулевой ставки пошлины, конкурентное положение чилийских компаний на рынке Австралии ухудшилось, в то время как их австралийские коллеги получили дополнительное преимущество. Чили обратилась с жалобой в ГАТТ.

При рассмотрении данного  спора группа ГАТТ пришла к выводу, что на момент проведения переговоров  о предоставлении тарифной уступки  на удобрения Правительство Чили не могло разумно ожидать, что  впоследствии Правительство Австралии примет меры, которые приведут к ухудшению конкурентных условий для производителей удобрений из Чили. На основании этого группа рекомендовала Австралии принять меры по устранению конкурентного неравенства. Заметим, что в формулировках статьи XXIII(1)(b) ГАТТ - 1947 нет упоминания о законных ожиданиях. Данная Концепция была сформулирована исключительно в рамках судейского усмотрения благодаря творческому, неформальному подходу к решению указанного вопроса. Это свидетельствует о том, что от личности судей (арбитров, членов третейских групп и т.д.) во многом зависит исход рассматриваемых дел, и было бы ошибочным полагать, что существующие формулировки норм и принципов содержат в себе готовые ответы на любые вопросы.

Право ВТО является неотъемлемой частью международного публичного права. С одной стороны, как специальный  свод норм право ВТО самодостаточно и в этом контексте может рассматриваться в качестве автономного договорного режима. Однако, с другой стороны, к праву ВТО применимы императивные нормы международного публичного права - нормы jus cogens, обычно-правовые нормы международного права и общие принципы права. В вопросах общего международного права третейские группы и Апелляционный орган постоянно апеллируют к мнению Международного суда, особенно это касается статуса обычно-правовых норм и общих принципов международного права. Сказанное касается не только материальных, но и процессуальных норм и принципов.

Как и большинство  учредительных документов органов  международного правосудия, договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, не регламентирует в достаточной мере порядок применения процессуальных норм и принципов, оставляя решение данного вопроса на усмотрение ОРС ВТО. В большинстве случаев подобные процессуальные пробелы заполняются процессуальными принципами общего международного права. Например, в деле "ЕС - Условия предоставления тарифных преференций развивающимся странам" Апелляционный орган при рассмотрении вопроса о бремени доказывания сослался на принцип jura novit curia, как он был сформулирован Международным судом в решении дела "Военная и полувоенная деятельность в и против Никарагуа". Это, однако, не означает, что ОРС ВТО всегда должен следовать выводам Международного суда в вопросах толкования и применения общего международного права - такой юридической обязанности у ОРС ВТО нет в силу того, что ОРС ВТО и Международный суд обладают одинаковым статусом - последний, вопреки сложившимся стереотипам, не наделен верховенством над остальными специализированными органами международного правосудия, включая ОРС ВТО. Однако, ввиду того что в вопросах общего международного права Международный суд пользуется наивысшим авторитетом, другие органы правосудия, как правило, прислушиваются к его мнению. Если же позиция последних не совпадает с мнением Суда, то она тщательно обосновывается с подробными объяснениями, почему в рассматриваемом случае они вынуждены отойти от выводов главного судебного органа ООН.

Уникальность ВТО состоит  еще и в том, что деятельность Организации представляет не только огромный практический интерес для государств-членов и главным образом их бизнес-сообществ. ВТО является еще и неисчерпаемым источником новаторских идей для научного сообщества. Изучение докладов третейских групп и Апелляционного органа вдохновляет специалистов в области международного права на научные труды и формулирование нестандартных подходов к решению международно-правовых задач. Развитие права ГАТТ/ВТО наглядно свидетельствует о том, что "писаное право" является лишь малой и подчас не самой главной частью международного права. Неписаные нормы и принципы, которые нередко рождаются самой деятельностью международных судей и арбитров, способны вдохнуть в договорные нормы столь необходимое им соответствие, адекватность реалиям международной политики и торговли. Поэтому есть все основания полагать, что благодаря членам третейских групп и арбитрам Апелляционного органа право ВТО и далее будет развиваться практически вне зависимости от сугубо формальных обстоятельств деятельности Организации, в том числе от того, завершится ли когда-нибудь Дохийский раунд многосторонних торговых переговоров.

 

2.2. ВТО и  урегулирование споров

 

ВТО выполняет следующие  функции:

- является форумом  многосторонних переговоров по  вопросам международной торговли;

- обеспечивает работу  механизма по разрешению межгосударственных споров в области международной торговли;

- осуществляет толкование  международных торговых договоров  системы ВТО;

- контролирует реализацию  международных торговых договоров  системы ВТО посредством механизма  обзора торговой политики.

Среди функций ВТО  особая роль отводится функции контроля над соблюдением процедуры регулирования  споров. Для реализации указанной  функции в рамках ВТО действует  специальный орган для разрешения споров, который является центральным  органом в институциональной структуре ВТО, - Орган по разрешению споров. Основной задачей данного органа, исходя из его названия, является урегулирование споров через толкование заключенных в рамках ВТО соглашений в соответствии с правилами и процедурами, которые предусмотрены в специальной Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров. Орган по разрешению споров обладает правом учреждать арбитражные группы, утверждать решения этих групп и апелляции по их решениям, обеспечивать выполнение принятых решений и рекомендаций, а также применять принудительные меры в случае их невыполнения.

В целях обеспечения  соблюдения обязательств стран - членов ВТО по многосторонним соглашениям была создана система разрешения международных споров, которая позволяет государству - члену ВТО, пострадавшему от нарушений обязательств по праву ВТО другим государством, инициировать квазисудебное разбирательство. Как говорится в статье 3.2 "Договоренности о разрешении споров", система урегулирования разногласий ВТО является ключевым элементом в обеспечении безопасности и предсказуемости многосторонней торговой системы. В коммерческом мире такие факторы, как безопасность и предсказуемость, рассматриваются в качестве основных предпосылок для ведения международного бизнеса

Цель системы разрешения споров - обеспечить позитивное решение спора. Решение, взаимоприемлемое для сторон спора, несомненно, является предпочтительным. Предпочтительным является решение, взаимоприемлемое для сторон спора и совместимое с охваченными соглашениями. При отсутствии взаимоприемлемого решения первая цель механизма урегулирования споров, как правило, должна состоять в том, чтобы добиться отмены принятых мер, если устанавливается, что они не совместимы с положениями какого-либо из охваченных соглашений

Система урегулирования споров базируется на принципе единого обязательства для всех членов ВТО. Страны - участницы ВТО берут на себя обязательства не применять самостоятельно каких-либо действий в случае нарушений правил международной торговли, а искать разрешение возникших проблем в Организации, уважая и выполняя принятые ею решения. При этом наличие общих норм не свидетельствует о сходстве в их толковании различными государствами. Вследствие этого механизм регулирования разногласий можно определить как двустороннюю систему, позволяющую любому члену найти удовлетворяющее его и всех остальных решение, выполнение которого обеспечивается соответствующими санкциями. Процедура урегулирования споров не должна использоваться в качестве провоцирования споров, а, наоборот, должна применяться добросовестно.

Процесс урегулирования споров ВТО осуществляется в четыре этапа: консультации, обсуждение в группе, апелляционный процесс и контроль выполнения.

Стороны обязаны попытаться урегулировать спор посредством  консультаций, о ходе которых должен быть извещен Орган по разрешению споров. При этом страна - член Организации может обратиться за консультацией к другой стране - члену ВТО, если первый считает, что другой нарушил соглашение ВТО или иным образом аннулировал или уменьшил получаемые бенефиции. Консультации позволяют спорящим сторонам лучше понять фактическую сторону и правовые требования в отношении спора.

Период проведения консультаций должен составлять обязательный минимум - 60 дней. Как правило, в этот промежуток времени стороны приходят к решению возникшего конфликта либо последний попросту теряет свою актуальность.

Если не удается урегулировать  разногласия в ходе консультации, страны - члены ВТО могут следовать  четко отлаженной поэтапной процедуре, которая предусматривает возможность  решения вопросов группой экспертов и дает возможность подавать апелляцию на данные решения с соответствующим правовым обоснованием.

В случае неудовлетворительного  результата проведенной двусторонней консультации спорный вопрос передается на рассмотрение Органу по разрешению споров. Ключевым элементом при этом является создание третейской арбитражной группы (жюри), состоящей из трех или пяти человек. Третейской группе надлежит объективно оценить вопрос, поставленный перед ней, включая объективную оценку фактических обстоятельств дела, применимость соответствующих соглашений и соответствие им, и сформулировать такие выводы, которые помогут Органу по разрешению споров дать рекомендации или принять решение. Следовательно, третейская группа должна толковать договор в соответствии с обычным значением, которое следует придать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора.

Консультации между  сторонами с целью разрешения спора могут и продолжают сохраняться  во время процесса третейской группы. При этом третейские группы должны регулярно консультироваться со сторонами спора и предоставлять им адекватные возможности для выработки взаимоудовлетворяющего решения.

В случае несогласия с  рекомендациями третейской группы каждая из сторон в споре имеет право  подать апелляцию, рассмотрение которой относится к компетенции постоянно действующего апелляционного органа, состоящего из семи наиболее компетентных специалистов из различных стран - членов ВТО.

Третейские группы и  апелляционный орган при вынесении  решений применяют следующие международные принципы толкования соглашений ВТО:

- принцип эффективности;

- принцип in dubio mutis;

- доктрина законных  ожиданий;

- эстоппель;

- принцип недопущения  злоупотребления правом;

- принцип отсутствия  у договоров обратной силы;

- принцип ответственности  государств

Рекомендации третейской группы, а в случае апелляции и  заключение апелляционного органа в  обязательном порядке направляются в Орган по разрешению споров для  утверждения и приведения в исполнение. Стадия наблюдения за реализацией выполнения принятого по спору решения предусмотрена для того, чтобы гарантировать, что рекомендации Органа будут приведены в исполнение в полном объеме. Незамедлительное выполнение рекомендаций и решений Органа по разрешению споров является необходимым условием для обеспечения эффективного урегулирования споров в интересах всех членов ВТО.

Информация о работе Вступление России в ВТО