Вступление России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Предметом данного научного исследования будут являться правовое регулирование и проблемы вступления РФ в ВТО.
Нормативно-правовую основу данного научного исследования будут представлять различные нормативно – правовые акты и материалы судебной практики, научная литература в области таможенного дела и таможенного права Российской Федерации.

Оглавление

стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИМПОРТНЫЙ ТАРИФ РФ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ…5
1.1. Таможенно – тарифная система РФ: назначение, особенности, недостатки………………………………………………………………………...5
1.2. Современная конкурентоспособность отечественной промышленности и проблемы формирования полноценной конкурентной среды на внутреннем рынке………………………………...20
1.3. Факторы, определяющие таможенно – тарифную стратегию РФ………………………………………………………………………………...22
ГЛАВА 2. АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННО – ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПУТИ РФ В ВТО…………………………………………………………..39
2.1. Общая оценка вступления РФ в ВТО……………………………...39
2.2. ВТО и урегулирование споров………………………………….......50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………55
ИСТОЧНИКИ

Файлы: 1 файл

ТТР и вступление РФ в ВТО.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

Цель таможенно-тарифного  регулирования может использоваться в качестве критерия классификации  таможенных пошлин. По этому признаку таможенные пошлины условно могут  быть разделены на протекционистские (или покровительственные) и фискальные. Сразу же заметим, что четкого разграничения между этими двумя видами пошлин не существует (то есть протекционистские пошлины могут выполнять фискальные цели, и наоборот). Фискальные пошлины имеют основной целью увеличение финансовых поступлений в бюджет. Протекционистские пошлины защищают определенные отрасли экономики от конкуренции иностранных товаров, а также используются в ходе торговых переговоров как средство давления на конкурентов, вынуждающее их пойти на определенные уступки.

В пункте 1 ст. 2 Закона отмечается, что таможенный тариф представляет собой результат систематизации ставок таможенных пошлин в зависимости  от вида товара, перемещаемого через  таможенную границу. Вообще под тарифом  подразумевается система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги (транспортные тарифы, тарифы связи, тарифы на услуги коммунально-бытового хозяйства, таможенные, страховые и другие тарифы).

В таможенном тарифе устанавливается  соответствие между двумя структурными элементами - товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин. Заметим, что еще в начале ХХ века существовали таможенные системы, обходившиеся без таможенных тарифов. Например, в Китае все товары, ввозимые и вывозимые через морские китайские таможни, облагались единой ставкой в 5 процентов (в Индии такая ставка составляла 3,5 процента, в Египте - 8 процентов и т.д.). Однако с развитием экономики, диверсификацией товарной структуры внешней торговли, обострением конкурентной борьбы на мировых рынках происходит детализация и усложнение таможенных тарифов. Ставки таможенных пошлин стали зависеть не только от вида товара (его позиции в товарной номенклатуре), но и от страны его происхождения. Наряду с простыми (одноколонными) тарифами появляются и сложные (многоколонные).

Простой тариф содержит для каждого товара лишь одну ставку пошлины, применяемую вне зависимости  от страны происхождения. Что же касается сложного тарифа, то в нем для  каждого товара устанавливаются  две или больше ставок таможенных пошлин. Простой тариф иначе называют одноколонным, а сложный - многоколонным. Поскольку простой тариф не обеспечивает должной "маневренности" на торговых переговорах, современный таможенный тариф является, как правило, сложным.

В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на:

а) минимальные - ими облагаются товары, происходящие из стран, которым  в торговле с данной страной предоставлен режим наибольшего благоприятствования. В комментируемом Законе (п. 2 ст. 3) они названы предельными ставками;

б) преференциальные - эти  ставки, как видно из названия, являют собой разновидность льготных ставок, предоставляемых отдельным странам  или группам стран. Раньше преференциальные ставки даровались метрополией своим колониям. Сейчас преференциальные ставки используются, как правило, в торговле с развивающимися странами. В рамках ЮНКТАД с 1971 года стала создаваться Общая система преференций, в соответствии с которой промышленно развитыми странами в одностороннем порядке предоставляются тарифные льготы в пользу развивающихся стран. В мировой торговой практике импорт из наименее развитых стран осуществляется в основном на беспошлинной основе, а из остальных развивающихся стран подлежит, как правило, обложению таможенными пошлинами по ставкам, вдвое меньшим, чем обычные;

в) максимальные - этими  ставками облагаются товары, происходящие из всех остальных государств. Иначе  эти ставки называются генеральными, или общими.

Следует заметить, что  иногда в сложном тарифе некоторые виды перечисленных ставок (минимальные, преференциальные или максимальные) могут не выделяться в отдельную колонку. В этом случае в Законе "О таможенном тарифе" и/или пояснениях к самому таможенному тарифу может быть указано, что для товаров, происходящих из государств, перечисленных в особом списке, ставка снижается на указанное количество процентов.

По своей правовой природе сложные таможенные тарифы могут быть автономными и автономно-конвенционными.

Автономные тарифы предусматривают  ставки таможенной пошлины, устанавливаемые компетентным государственным органом данной страны вне зависимости от имеющихся многосторонних или двусторонних международных договоренностей. Автономные тарифы не содержат конвенционных (договорных) пошлин, ставки которых определяются в ходе международных торговых переговоров. Автономные ставки могут быть изменены решением компетентного государственного органа без согласования со странами - внешнеторговыми партнерами.

Автономно-конвенционные  тарифы наряду с автономными ставками содержат также и ставки конвенционные (договорные). Конвенционные ставки распространяются только на те товары, которые оговорены в соответствующих торговых договорах (соглашениях). Ставка договорной пошлины не может быть изменена в одностороннем порядке. Срок ее применения определяется сроком действия соответствующего международного договора (соглашения).

Публикацию национальных таможенных тарифов осуществляет Совет  таможенного сотрудничества. В Российской Федерации таможенный тариф в  качестве официального документа издается по решению Межведомственной комиссии по ГАТТ. Общую редакцию публикации Таможенного тарифа РФ осуществляет Департамент регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ. Внесение изменений и размножение текста без согласования с Минэкономразвития запрещается.

Пункт 2 ст. 2 посвящен определению  товарной номенклатуры таможенного  тарифа. Законодатель, закрепляя за Правительством РФ полномочия по определению  товарной номенклатуры внешнеэкономической  деятельности (далее ТН ВЭД) Российской Федерации, устанавливает основной принцип создания и развития товарной номенклатуры - соответствие принятым в международной практике системам классификации товаров. Группировка товаров в таможенных тарифах - это не столько техническая, сколько торгово-политическая задача.

На протяжении долгого  периода времени в различных  странах существовали собственные, национальные системы классификации  товаров в таможенных тарифах. В "старых" тарифах товары классифицировались по наименованию в алфавитном порядке. Позже товары стали группироваться по принципу происхождения (продукты животного происхождения, минералы и т.д.), по степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия) или с использованием обоих методов.

С развитием внешнеэкономических  связей со всей очевидностью проявилась необходимость унификации принципов классификации товаров в таможенных тарифах. В 1950 году в рамках Совета таможенного сотрудничества была разработана Брюссельская товарная номенклатура. К 1978 году было завершено создание так называемой Номенклатуры Совета таможенного сотрудничества. В 1983 году под эгидой этой же международной организации была завершена работа над Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (ГС), вступившей в силу с 1 января 1988 года. Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, и данная Конвенция для России вступила в силу с 1 января 1997 года5. ГС - это многоцелевая классификационная система, используемая для публикации таможенных тарифов, ведения статистики внешней торговли, организации транспортно-экспедиторских операций и т.д.

ТН ВЭД России, в  соответствии с пунктом 1 постановления  Правительства РФ от 22 февраля 2000 года N 148 (в ред. 30.11.2001) считается основой  системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования Таможенного тарифа Российской Федерации, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.

ТН ВЭД России основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ).

ТН ВЭД России представляет собой развитие ТН ВЭД СНГ в  интересах России на десятом знаке  кодового обозначения (с 1 апреля 2000 года длина кодового обозначения товара составляет 10 цифровых знаков). Разъяснения Главного управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК России объясняют, что 9-значная ТН ВЭД СНГ сохраняется в качестве международной основы 10-значной ТН ВЭД России, и поэтому обязательства Российской Федерации по Международной конвенции о Гармонизированной системе и Соглашению о единой ТН ВЭД СНГ не нарушаются6.

Первые восемь знаков ТН ВЭД соответствуют коду товара согласно Комбинированной номенклатуре Европейского Союза. Девятый знак ТН ВЭД России соответствует коду товара по ТН ВЭД СНГ. Десятый знак ТН ВЭД России - нововведение действующего Таможенного тарифа (В настоящее время действует Таможенный тариф, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830). Теперь позиции, в которых товары определялись не кодами, а текстовым описанием, переведены в основную структуру и получили самостоятельные 10-значные кодовые обозначения.

Для определения кода товара используют три составные части ТН ВЭД России: собственно номенклатурную часть; примечания к разделам и группам; основные правила интерпретации ТН ВЭД (существует шесть таких правил, первые пять для определения товарной позиции - первые 4 знака, а в соответствии с шестым правилом находят субпозицию - 7-10-й разряды десятичного кода товара). Могут быть использованы и другие источники: письма ГТК России, сборники классификационных решений, различные пояснения и т.п.

Порядок классификации  таможенными органами отдельных  товаров в соответствии с ТН ВЭД утвержден приказом ГТК России N 484 от 7 августа 1995 года (зарегистрировано в Минюсте РФ 7 сентября 1995 года N 943) "О классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и об определении страны происхождения". Этим приказом утвержден порядок классификации таможенными органами отдельных товаров в соответствии с ТН ВЭД и порядок подтверждения таможенными органами страны происхождения отдельных товаров.

Классификацию товаров  в соответствии с ТН ВЭД России осуществляют:

- ГТК России (коды указаны в Приложении 1 к приказу ГТК России N 1228 от 28 декабря 2000 года);

- региональное таможенное  управление, в регионе деятельности  которого будет проводиться таможенное  оформление данных товаров (коды  указаны в Приложении 2 к приказу  ГТК России N 1228 от 28 декабря 2000 года);

- таможня, в регионе  деятельности которой будет проводиться  таможенное оформление данных  товаров (коды указаны в Приложение 3 к приказу ГТК России N 1228 от 28 декабря 2000 года).

В интересах единообразного понимания классификационных группировок ТН ВЭД используются пояснительные комментарии и примечания к разделам, группам и конкретным товарным позициям. Кроме того, в этих целях могут применяться имеющие юридическую силу Основные правила интерпретации ГС.

Для облегчения пользования ГС разработаны вспомогательные публикации:

- Пояснения к ГС (Eхplanatory Notes to HC) - 4 тома общим объемом 1620 страниц, планируется издание  пятого тома, который будет содержать  пояснения к детализации позиций  Гармонизированной системы на 7-8 знаках кодового обозначения, соответствующие Пояснениям и Комбинированной номенклатуре Европейского Союза, разработанной Комиссией Европейского Союза.

Алфавитный указатель  к ГС (Alphabetical Indeх to the HC and its Eхplanatory Notes) - 2 тома общим объемом 1120 страниц.

Ведение ТН ВЭД РФ отнесено к основным функциям российских таможенных органов (п. 12 ст. 10 Таможенного кодекса). Осуществляя эту функцию, таможенные органы (ст. 216 Таможенного кодекса):

- обеспечивают слежение  за изменениями и дополнениями  международной основы ТН ВЭД, международными пояснениями и другими решениями по толкованию этой основы;

- приводят ТН ВЭД  в соответствие с ее международной  основой;

- обеспечивают опубликование  ТН ВЭД;

- разрабатывают и утверждают  пояснения и другие решения  по толкованию ТН ВЭД и обеспечивают их опубликование (такие решения обычно оформляются в виде разъяснений ГТК и публикуются в официальном издании ГТК - "Таможенных ведомостях").

Особыми полномочиями по ведению ТН ВЭД наделен Государственный  таможенный комитет РФ. В соответствии со ст. 218 Таможенного кодекса ГТК представляет российскую сторону в международных организациях, занимающихся таможенными вопросами, в части разработки, изменения, дополнения, толкования и применения международной основы ТН ВЭД, а также участвует в подготовке предложений о разработке, изменении и дополнении ТН ВЭД, утверждаемых Правительством РФ.

Особое значение в  практике таможенно-тарифного регулирования  имеет классификация товаров, то есть отнесение конкретных товаров  к позициям, указанным в ТН ВЭД. Иногда эту операцию именуют тарифным приравниванием.

Классификационное решение  принимается таможенным органом, по заявлению лица, заключившего внешнеторговую сделку и/или являющегося грузополучателем товара. Для этого заблаговременно, до начала таможенного оформления, направляется в соответствующий таможенный орган письменный запрос, который должен содержать все сведения, необходимые для принятия классификационного решения. К запросу должны прилагаться пробы и образцы товаров, их описания, фотографии, рисунки, чертежи, коммерческие и иные документы, а также любые другие необходимые сведения в зависимости от характера запрашиваемого классификационного решения.

Информация о работе Вступление России в ВТО