Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
- История создания ВТО, цели и принципы……………………………….4
- Перспективы вступления России в ВТО………………………………....7
- Вызовы и риски присоединения к ВТО.………………………………...10
Заключение………………………………………………………………………14
Список использованной литературы…………………………………………...15
Приложение (практическая часть
работы)……………………………………..16
Введение
На сегодняшний день вступление
России во Всемирную торговую организацию
(ВТО) является одной из наиболее актуальных
и обсуждаемых тем среди практически всех
слоев населения страны. Ведь в экономической
жизни России произошло одно из самых
значимых событий – присоединение к ВТО.
Одни считают, что этот шаг был необходимым
и правильным, и теперь экономика страны
наконец-то окрепнет, другие же, напротив,
думают, что это нанесет большой урон как
экономике, так и стране в целом. Попробуем
разобраться, кто все-таки прав.
ВТО - международная организация,
основанная 1 января 1995 года с целью либерализации
международной торговли и регулирования
торгово-политических отношений государств-членов.
ВТО является преемницей Генерального
соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ),
заключенного в 1947 году и на протяжении
почти 50 лет фактически выполнявшего функции
международной организации. Основной
задачей ВТО является не достижение каких-либо
целей или результатов, а установление
общих правил и принципов международной
торговли.
На современном этапе одним
из важнейших секторов экономики России
является внешняя торговля. Решение проблем
доступа на внешние рынки, устранение
внешних ограничений в отношении российского
экспорта и угрозы их возможного применения
в будущем необходимы для реализации огромного
потенциала, которым владеет современная
российская экономика, а также для сохранения
уже имеющихся позиций на внешних рынках
и дальнейшего наращивания экспорта.
В октябре 2011 года переговорный
процесс по вступлению России в ВТО, длившийся
с 1993 года, был завершен, и 22 августа 2012
года наша страна стала 156-ым полноправным
ее членом.
России потребовалось 18 лет
для того, чтобы попасть во Всемирную торговую
организацию (ВТО), однако по мере приближения
первой годовщины вступления многие российские
бизнесмены начинают задавать вопрос,
стоило ли правительству вообще этим заниматься.
Целью контрольной работы является анализ
основных проблем вступления России в
ВТО.
В ходе данной работы необходимо
решить следующие задачи:
- исследовать историю создания и деятельности
ВТО;
- рассмотреть основные цели и задачи вступления
России в ВТО;
-проанализировать проблемы и риски,
связанные со вступлением России во Всемирную
торговую организацию.
- История создания ВТО, цели и принципы
Во время второй мировой войны западные
союзники подчеркивали, что формулировка
«Отныне мир един» принадлежит советскому
наркому иностранных дел Вячеславу Молотову.
Таким образом, в какой-то степени именно
СССР был инициатором создания единой
мировой политической организации – ООН,
единой мировой валютно-финансовой организации
– МВФ, а также единой мировой торговой
организации. В ООН СССР вступил, так как
стал постоянным членом Совета безопасности,
имеющим официальное право применять
оружие против других стран. В МВФ вступать
отказался, так как вес любой страны в
этой организации определяется долей
в акционерном капитале, а после войны
больше всего могли вложить США и Великобритания.
К тому же главной валютой в той части
мира, которая объединялась МВФ, были американские
доллары, а власти СССР хотели бы, чтобы
советские граждане даже не знали, что
это такое, и по-прежнему считали советские
рубли лучшей валютой в мире.
Объединить мировую торговлю после войны
должна была Международная торговая организация
(МТО). История с ней с самого начала получилась
более трудная, чем с ООН и МВФ. Когда в
1944 году союзники договаривались о новом
мире, торговые вопросы вызвали особые
споры – Великобритания в принципе была
согласна с необходимостью значительно
уменьшить протекционистские внешнеторговые
барьеры во всех странах, но хотела сохранить
особые торговые отношения с членами Британского
Содружества. Поэтому тогда решения принято
не было. В 1946 году после двух лет консультаций
с британцами США все-таки предложили
проект новой организации, и СССР проект
поначалу даже поддерживал. Однако быстро
поддерживать перестал. Во-первых, потому,
что рассорился с США и Великобританией.
Во-вторых, потому, что было бы странным,
если бы страна, в которой существовал
не просто протекционизм, но государственная
монополия внешней торговли, согласилась
либерализовать свой торговый режим в
угоду каким-то там иностранным частным
экспортерам, желающим работать на советском
рынке. Несмотря на то, что в 1948 году на
конференции в Гаване 54 страны все-таки
подписали документ о создании МТО, она
так и не начала действовать. На этот раз
излишней ее сочли США. Американский конгресс
по традиции неохотно дает даже собственному
президенту право проводить внешнеторговые
переговоры, потому что на них речь идет
о пошлинах, а конгрессмены полагают, что
их, как и налоги, должен устанавливать
парламент. А тут речь шла о том, что американская
внешнеторговая политика будет подчинена
не конгрессу и даже не президенту, а какой-то
там международной организации, в которой
к тому же объединены страны, не очень
желающие что-либо либерализовать.
В качестве промежуточного этапа на пути
к созданию МТО, появилось Генеральное
соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).
Это была весьма своеобразная организация,
которая никого ничего не заставляла делать.
Индустриальные страны, входящие в ГАТТ,
снижали тарифы в торговле друг с другом
– а развивающиеся страны, пользуясь режимом
наиболее благоприятствуемой нации, с
удовольствием получали выгоду от этого
снижения тарифов, сами при этом ничем
не поступаясь. В конце концов, СССР заинтересовался
такой системой и стал наблюдателем в
ГАТТ. А постсоветская Россия, в которой
уже не было госмонополии на внешнюю торговлю
и, которая уже могла теоретически не возмущаться
тем обстоятельством, что от нее чего-то
требуют иностранные капиталисты, в 1993
году подала заявку на вступление в ГАТТ.
Но к тому времени США, Великобритании
и другим индустриальным странам поведение
развивающихся стран надоело, и они настояли
на создании в 1995 году организации с единой
дисциплиной для всех. Так появилась Всемирная
торговая организация (ВТО).
Итак, всемирная торговая организация
– глобальная международная организация,
регулирующая правила международной торговли.
Основана в 1995 году, штаб-квартира находится
в Женеве. Основу ВТО составляют соглашения,
согласованные, подписанные и ратифицированные
большинством стран-участниц международной
торговли. На июль 2001 года организация
включала 142 страны. Цель Всемирной торговой
организации – помощь производителям
товаров и услуг, экспортерам и импортерам
ведения их бизнеса.
Основу функционирования ВТО составляют:
многосторонние соглашения по торговле
товарами, генеральное соглашение о торговле
и услугами (ГАТС), соглашение о торговых
аспектах прав на интеллектуальную собственность
(ТРИПС), соглашение о правилах и процедурах
урегулирования споров и др.
Высшим органом ВТО является Министерская
конференция, объединяющая представителей
всех стран-участников. Сессии собираются
не реже раза в два года. Между сессиями
по необходимости созывается Генеральный
совет, состоящий из представителей всех
участников ВТО. Генеральный совет также
выполняет функции органа по урегулированию
споров и Органа по обзору торговой политики.
Под руководством Генерального совета
работают Совет по торговле товарами,
Совет по торговле услугами и Совет по
торговым аспектам прав на интеллектуальную
собственность.
Задачей ВТО провозглашено не достижение
каких-либо целей или результатов, а установление
общих принципов международной торговли.
Согласно декларации, работа ВТО, как и
ГАТТ до него, опирается на основные принципы,
среди которых:
Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим
наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Принцип РНБ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае.
Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными, устранение «проблемы безбилетника».
Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.
Создание действующих обязательств. Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-нибудь стране в конкретном секторе, ущемленная сторона может требовать компенсаций в других секторах.
Защитные клапаны. В некоторых случаях, правительство в состоянии вводить торговые
ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.
Есть три типа деятельности в этом направлении:
— Статьи, позволяющие использовать
торговые меры для достижения неэкономических
целей;
— Статьи, направленные на обеспечение
«справедливой конкуренции»; Члены не
должны использовать природоохранные
мероприятия в качестве средства маскировки
протекционистской политики;
— Положения, допускающие вмешательство
в торговлю по экономическим причинам.
Исключения из принципа РНБ
также составляют развивающиеся и наименее
развитые страны, имеющие льготный режим
в ВТО, региональные зоны свободной
торговли и таможенные
союзы.[1]
На данный момент для устойчивого
и успешного развития экономики Российской
Федерации просто необходимо наладить
свои торговые отношения со странами ближнего
и дальнего зарубежья. Вырваться на Всемирный
Торговый рынок очень большое достижение,
так как ВТО несет много позитивных моментов
для экономики страны в целом. Именно на
эту проблему уделяется на данный момент
очень большое внимание.
- Перспективы вступления России в ВТО
Успехи России в последнее 10-летие
у всех на виду: это и мировой лидер по
добыче нефти, лидер по запасам природного
(народного) газа, даже компания Боинг
заключила, не смотря ни на что, контракт
на поставку редкоземельных материалов
из России. Это все показывает, что Россия
на мировом рынке занимает достойное место,
без которой никто не сможет обойтись.
Это примерно такая же роль, как роль носильщика
на вокзале. Без них – никак или очень
сложно, а носильщики вольны назначать
практически любую цену за свои услуги
и плевать они на всех хотели, то есть очень
независимы. При этом их никто не любит.
При этом следует иметь в виду,
что влияния на разные отрасли экономики
существенно могут различаться. Современная
структура мирового разделения труда
говорит о том, что экономика стран зависит
от относительных преимуществ данной
страны перед другими странами.
У нас существуют чрезмерные
запасы углеводородного сырья, металлов
и прочего ископаемого (кстати, по человеческим
ресурсам – населению, мы не очень сильны),
что тут же подсказывает, что мировое сообщество
несмело надеется не на то, что мы станем
сильны в электронике и самолетостроении,
нано-технологиях и медицине, а именно
в добыче из недр. По логике – лидером
в нано-технологиях должен стать Лихтенштейн,
но никак не самая большая страна в мире.
Отрицать логические ожидания
здравомыслящей западной элиты глупо,
и основной целью запуска нашей страны
в ВТО является закупка сырья у партнера
по ВТО, торговые споры с которым можно
будет решать в международном арбитраже
или других специальных органах (расположенных
идеологически в США). [2]
ВТО — это своего рода глобальное
соглашение между странами участниками
о том, по каким правилам вести друг с другом
торговлю, по каким критериям выставлять
пошлины, цены и другие факторы, причем
за всем этим делом не только следит специально
созданный комитет, но и присутствует
так же судебная система, рассматривающая
спорные моменты в ходе международной
торговой деятельности.
Как российские, так и украинские
власти не дают особых разъяснений на
тему глубинного замысла, по которому
это вступление было бы полезным. Наше
государство мотивировало данный поступок
тем, что страна нуждается в привлечении
иностранных инвестиций и современных
технологий, которые позволят повысить
уровень конкурентоспособности производимой
в России продукции.
Что касается технологий, то
на нашу страну в свое время была наложена
знаменитая поправка Джексона-Вэника, которая не позволяет нам покупать
самые передовые и современные мировые
технологии. Сейчас в США во всю ведется
обсуждение о снятии данной поправки с
России в связи с вступлением в ВТО и в
целом для расширения рынков сбыта (все-таки
Россия — это один большой, но слабо развитый,
рынок).
Помимо этого, государство не
зря выкупило большое количество контрольных
пакетов предприятий во время кризиса,
перепродавая их части иностранным инвесторам.
Это своего рода обход поправки с помощью
прямой заинтересованности инвесторов
совершенствовать технологии на российских
предприятиях. Многие видные экономисты
и предприниматели, искренне не понимаю,
зачем России ВТО.
Более того не понятно так же
и то, зачем нужно вступать в ВТО, если
у России итак уже есть двусторонние соглашения
со странами дальнего зарубежья, а так
же соглашения, благодаря которым мы может
свободно торговать со странами ближнего
зарубежья. Иначе говоря, Россия даже до
вступления в ВТО уже являлась достаточно
активным и полноценным игроком мирового
рынка.