Далее приведены перспективы
в субъективном порядке и даны им некоторые
оценки:
Снижение пошлин на импортный
товар. Казалось бы, теперь, например, иностранные
автомобили станут доступнее и возможно
даже дешевле наших. Однако не все так просто, ведь не взирая на то, что пошлины на те же автомобили снизились на 5%, все равно вышло постановление об утилизационном сборе на ввозимое авто. Ввиду этого в плане цены мы, как простые потребители, ничего не почувствуем.
Безработица может вырасти
в связи с тем, что из-за снижения пошлин,
наши неконкурентоспособные отрасли российского
бизнеса, а именно, сельское хозяйство,
машиностроение, самолетостроение и т.д.
будут вынуждены срочно увольнять сотрудников, чтобы хоть как-то снизить цену своей продукции. Более того, ввиду технологической неразвитости у нас нет шансов на то, чтобы хоть как-то одержать победу в конкурентной борьбе, в особенности в автомобильной промышленности.
Невозможность для России выхода
из ВТО. Как ни странно, для того, чтобы выйти из ВТО, стране необходимо уплатить штраф, по сумме равным всем издержками, которые могут возникнуть при выходе. Таким образом, наши экономисты подсчитали, что ориентировочная сумма таких издержек примерно равна стоимости ресурсного потенциала территории РФ, который составляет примерно 40 триллионов долларов, а значит, Россия сможет расплатиться только сама собой.
ВТО не регулирует сырьевые
рынки. Это позитивно, ввиду того, что наш
основной экспорт, а именно металлы, нефть,
газ, минералы и т.д. никак не пострадают.
Создание новых высокотехнологичных
отраслей. Это вполне реальная вещь, поскольку
стране, которая только что вступила в
ВТО, дается около 5-6 лет на то, чтобы она
«подготовила» свою экономику к этому.
В это время торговая организация делает
ей множество поблажек и не осуществляет
столь жесткий контроль. Иначе говоря,
у России за это время есть шанс для того, чтобы создать
ряд высокотехнологичных и крайне конкурентоспособных
производств, которые в дальнейшем могли
бы стать такими же гигантами экспорта,
как нефть, оружие, минеральные удобрения
и ресурсы.
Импорт дешевого сырья. А вот тут для предпринимателей однозначный плюс. Дело в том, что из-за климатических условий на наших промышленных предприятиях существует огромное количество издержек, связанных с ними. Это влияет на стоимость выпускаемой продукции. При этом сырье, как правило, стоит недешево, особенно если его необходимо вести из-за границы. Но мы прекрасно понимаем, что из-за снижения пошлин ввозить сырье станет дешевле и тем самым снизится себестоимость товаров, произведенных в России. В условиях договора о вступлении, например, написано, что пошлины на одежду останутся прежними, однако на ткани они будут равняться нулю, ввиду чего на лицо значительная поддержка российских производителей одежды.[3]
Для России можно выделить следующие
плюсы от членства в ВТО:
-стабилизация российского внешнеторгового
законодательства, что в системном
плане должно способствовать
развитию внешней торговли, адаптация
его к международным нормам
– таким образом, бизнес постепенно
будет становиться прозрачным, а
иностранные инвесторы не будут
бояться вкладывать деньги в
российскую экономику;
-теперь Россия имеет полное
право использовать специальный
механизм для разрешения торговых
споров;
-наличие ограниченного во времени
переходного периода по отдельным
отраслям заставит их активнее
заниматься развитием производства
и повышением конкурентоспособности
своей продукции;
-Россия, как полноправный участник,
может самостоятельно или в
коалиции с другими странами
отстаивать наиболее приемлемые
для себя позиции по тем
или иным вопросам;
-снижение импортных и экспортных
пошлин, в результате которого
импортируемые товары станут
дешевле, а российский экспорт увеличится.[4]
Таким образом, для усиления положительного
эффекта от вступления в ВТО необходимо
выполнить понятный и давно известный
набор условий. Это быстрая реструктуризация
неконкурентоспособных предприятий, приватизация
целых отраслей экономики, переобучение
населения и социальное поощрение межрегиональной
миграции. Не помешало бы и улучшение делового
климата, снижение административных барьеров
и нагрузки на экспортный бизнес. Впрочем,
реформы необходимы и вне связи со вступлением
в ВТО. Присоединение к организации —
всего лишь дополнительный стимул. Если
же преобразования не будут доведены до
конца, российская экономика хлебнет сполна
неприятностей в краткосрочной перспективе,
но долгосрочных выгод так и не получит.
- Вызовы и риски присоединения к ВТО
Несмотря на неплохие макроэкономические
показатели последних лет, Россия все
еще уступает развитым странам с развитыми
экономиками по производительности труда
и энергоэффективности. Основные фонды
многих предприятий нуждаются в обновлении,
а выпускаемая продукция зачастую не отвечает
современному уровню ни по качеству, ни
по стоимости, по цене. И вступление во
Всемирную торговую организацию – это,
конечно, серьезный вызов для нашей конкурентоспособности
в целом и для предприятий. Но именно поэтому
присоединение к ВТО станет стимулом для
модернизации национальной экономики,
для улучшения делового климата в стране,
в среднесрочной перспективе позволит
России занять более выгодные позиции
в системе международного разделения
труда, повысить привлекательность нашего
рынка для вложения капиталов и прямых
инвестиций.
Реализовать преимущества вступления
в ВТО можно только за счет целенаправленной,
эффективной, согласованной политики.
Речь идет об активном продвижении отечественной
продукции на рынки других стран, о масштабном
привлечении иностранных инвестиций под
создание новых производств, причем ориентированных
не только на внутренний рынок, но и на
мировые рынки, на экспорт.
В ХХI веке большинство товаров
выпускается в рамках межстрановой производственно-сбытовой
кооперации, производственно-сбытовых
цепочек. Необходимо встроиться в эти
цепочки, в те звенья, которые привносят
высокую добавленную стоимость. Будучи
членом ВТО, Россия сможет полноценно
участвовать в формировании международных
правил торговли, а значит, наравне с другими
странами – членами ВТО получать для своих
товаров удобный национальный режим на
внешних рынках.
Появится дополнительная возможность
отстаивать свои интересы в органах Всемирной
торговой организации по решению споров,
в ходе решения споров. Очевидно и то, что
вступление в ВТО не означает отказ от
политики поддержки национальной экономики.
Вместе с тем здесь потребуются более
сложные, более гибкие инструменты регулирования,
включая широкое применение защитных,
компенсационных и антидемпинговых мер,
тем более что бизнес в нашей стране нередко
жалуется на излишнюю длительность процедур
и нерешительность уполномоченных структур
по принятию защитных шагов. Здесь можно
и нужно поучиться у так называемых старожилов
Всемирной торговой организации. Они действуют
очень изощренно и ничего не нарушают.
Необходимо понимать, что первоначальный
этап работы в рамках ВТО потребует серьезной
адаптации нашей экономики и к новому
уровню конкуренции, и к более высокой
степени открытости нашего национального
рынка. В краткосрочной перспективе возможны
и определенные сложности, особенно сейчас,
когда темпы роста мировой экономики замедлились.
Весной 2013 года консалтинговая
компания StrategyPartnersGroup (часть принадлежащего
государству Сбербанка), провела опрос
2 тысяч владельцев и топ-менеджеров российских
компаний с годовым оборотом более 100 миллионов
долларов. Более половины опрошенных сказали,
что они ожидали позитивного воздействия
на российскую экономику, однако сегодня
более 50% их них не замечают вообще никаких
изменений, тогда как 32% полагают, что это
влияние является негативным.
Подобного рода выводы были
подтверждены в отдельном исследовании,
проведенном Ассоциацией европейского
бизнеса (AssociationofEuropeanBusiness), однако опрошенные
иностранные бизнесмены, в отличие от
их российских коллег, сохраняют оптимизм
по поводу выгоды от участия в этом клубе
в среднесрочной перспективе: две трети
членов Ассоциации европейского бизнеса
сообщают об отсутствии каких-либо изменений
в их бизнесе после вступления в ВТО.[6]
Сегодняшнюю ситуацию на глобальных
рынках характеризуют низкий спрос и низкая
инвестиционная активность. Поэтому существует
риск, что мы не сможем получить быстрые
позитивные результаты от участия в ВТО.
Именно эффективная политика в сфере привлечения
инвестиций может частично компенсировать
негативное влияние глобальной стагнации.
Тем не менее из-за кризисных
тенденций на глобальных рынках усилились
риски, связанные с взятыми нами на себя
обязательствами, прежде всего это касается
обязательств по снижению импортных пошлин
на ряд товаров. И те, кто не имеют прямого
отношения к экономике, тоже понимают:
когда велся переговорный процесс и когда
он уже находился в завершающей стадии,
мы прекрасно отдавали себе отчет в том,
в какую стадию, в какую рецессию может
войти мировая экономика. Наши партнеры
по многим позициям отступили, идя навстречу
России, именно понимая так, как и мы, эти
обстоятельства, стараясь гарантированно
выйти на наши рынки. Россия сознательно
пошла на эти риски. И, в целом, вступила
в ВТО на гораздо более привлекательных
условиях, чем многие наши соседи и партнеры,
но от этого риски, связанные с мировой
рецессией, не уменьшились. В ходе переговоров
было сделано все необходимое, чтобы дать
возможность отечественным компаниям
приспособиться к новым условиям работы.
Тем не менее есть определенные
отрасли, в которых могут возникнуть особые
проблемы, прежде всего для некоторых
секторов животноводства, сельхозмашиностроения,
автомобилестроения, легкой и пищевой
промышленности, фармацевтики, производства
медоборудования.
В условиях глобального кризиса участие
России в ВТО может создать дополнительные
сложности в отдельных регионах со слабо
диверсифицированной экономикой, например,
в моногородах. Закрытие убыточных, неэффективных
предприятий, особенно крупных, способно
увеличить безработицу, и это уже социальные
риски. Возможно и снижение поступления
в региональный бюджет. В конечном счете
может увеличиться разрыв между территориями
по уровню социально-экономического развития,
это серьезный вызов. Все эти риски и негативные
последствия необходимо минимизировать,
защитить интересы наших граждан. Об этом
говорилось еще год назад в прежнем составе
Правительства. Вместе с прежней Администрацией
был выработан целый комплекс мер по снижению
этих рисков. Правительство должно разработать
план действий по адаптации отдельных
отраслей экономики к условиям членства
России в ВТО. Часть из этих мер уже реализована.
Ноэто только первые шаги. Нужно на всех
уровнях власти тщательно анализировать
ситуацию, вычленять системные отраслевые,
региональные проблемы и оперативно их
решать. И конечно, надо очень серьезно
подойти к созданию институциональной
структуры и механизмов как защиты, так
и продвижения российских интересов, в
том числе в рамках органа по рассмотрению
споров в ВТО.
Необходимо всесторонне оценить
последствия присоединения к ВТО для отечественного
рынка труда. На протяжении последних
10 лет уровень безработицы в России постоянно
снижался. Даже в самое тяжелое время,
в кризисный 2009 год, он составил всего
8,4%, а сегодня не превышает 5,2% экономически
активного населения. Необходимо сохранить
эти положительные тенденции, не допустить
падения уровня занятости в моногородах
и в тех регионах, где концентрируются
крупные предприятия отраслей, входящих
в обозначенную выше группу риска. Минтруду,
ведомствам экономического блока следует
провести комплексный анализ последствия
присоединения России к ВТО для отечественного
рынка труда и уже в ближайшие месяцы представить
конкретные предложения о снижении негативных
эффектов.
Нужно продолжать отстаивать
интересы наших производителей. Так поступают
практически все наши партнеры, все страны
Евросоюза, Штаты и другие страны – члены
ВТО. И Россия, в свою очередь, должна выработать
комплекс долгосрочных мер, направленных
на поддержку ключевых отраслей экономики,
причем такие меры должны быть приняты
как на федеральном, так и на региональном
уровне. Поддержку должны получать в первую
очередь и главным образом лучшие производственные
практики, только эффективные предприятия
и только конкурентоспособные образцы
продукции, имеющие перспективу.
Консервировать технологическую
отсталость, некачественные, низкооплачиваемые
рабочие места – это путь в тупик. Здесь
нужно решать другие вопросы, вопросы
социального характера. Вступление России
в ВТО требует совершенствования работы
всех ведомств экономического блока–
нового качества нашей экономической
дипломатии.
Задача российских торговых
представительств – четко отслеживать
ситуацию на внешних рынках, сигнализировать
о недружественных действиях в отношении
отечественных компаний. В свою очередь,
Минэкономразвития, Минпромторг, Министерство
иностранных дел должны принимать меры
по устранению дискриминационных санкций
в отношении наших производителей. Принципиальный
момент: вся основная информация о работе
экономики в рамках ВТО должна быть открытой,
доступной для национального бизнеса.
В этой связи Минэкономразвития необходимо
организовать выпуск электронного информационно-аналитического
бюллетеня по вопросам ВТО и размещать
материалы на своем официальном сайте.
Следующее направление – это
подготовка кадров, способных квалифицированно
защищать интересы российских предприятий
в новых условиях и активно участвовать
в работе ключевых структур ВТО. Сегодня
необходимо говорить о том, какими критериями
должны обладать кандидаты, которые будут
работать на этом направлении.Россия будет
и дальше интегрироваться в мировую экономику.