Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 17:26, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение перспектив развития информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса России при вступлении в ВТО.
Основные задачи работы следующие:
•определить роль информационно-консультационной службы в развитии сельского хозяйства России;
•дать характеристику ВТО и рассмотреть вопросы регулирования торговли услугами в рамках ВТО;
•изучить опыт работы информационно-консультационных служб в странах-членах ВТО;
•осветить развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия) и пути ее совершенствования при вступлении России в ВТО.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…….…3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ АПК В РОССИИ………………….....5
1.1. Роль информационно-консультационной службы в развитии сельского хозяйства……………………………………………………………………….....5
1.2.Организация работы информационно-консультационной службы в России……………………………………………………………………………..8
ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ ВТО В ОБЛАСТИ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ…………………………………………………………………….15
2.1. Всемирная торговая организация и Россия…………………………….....15
2.2. Регулирование торговли услугами в рамках ВТО………………………..18
2.3. Опыт работы информационно-консультационных служб в странах-членах ВТО………………………………………………………………………21
Глава 3. Развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия) при вступлении россии в вто……………………………………………………….……….27
3.1. Развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия)………………………………………………………………………….27
3.2. Пути совершенствования информационно-консультационной службы Республики Саха (Якутия) при вступлении России в ВТО………………..…31
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………37
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………..………………………….40
Становление и укрепление административно–командной системы в нашей стране на долгие годы прервал в экономике процесс инициативного поиска и выработки самостоятельных решений. Возрождение ИКС в России началось только в 90-е годы ХХ века, спустя столетие с момента возникновения первых служб общественной агрономии.
В
настоящее время информационно-
Основной
задачей информационно-
Основными
функциями информационно-
Основной функцией информационно-консультационной службы федерального уровня является научно-методическое обеспечение.
Целостность информационно-консультационной службы АПК России определяется следующими важнейшими принципами.
Для обеспечения действительной ориентации на проблемы и интересы сельских товаропроизводителей служба стремится в максимально возможной степени вовлекать сельских товаропроизводителей в планирование, реализацию и оценку информационно-консультационной деятельности непосредственно или через консультативные советы федерального, регионального и районного уровней.
Служба стремится реагировать не только на текущие проблемы сельских товаропроизводителей, но и прогнозировать на основе анализа тенденций развития экономики, какие проблемы возникнут в будущем, и, соответственно, создавать осведомленность о них у сельских товаропроизводителей, нацеливать аграрную науку на их решение и инициировать изменения в методах ведения хозяйства.
С целью защиты интересов сельских товаропроизводителей служба призвана предоставлять сельским товаропроизводителям действительно объективную и проверенную информацию о новых технологиях, методах ведения хозяйства, передовом опыте.
В своей деятельности служба не ориентируется на получение прибыли, а функционирует на основе частичной окупаемости затрат. В отличие от сложившейся структуры государственного управления АПК, информационно-консультационная служба должна быть максимально возможно децентрализована, то есть основные решения по организационной модели, стратегии, приоритетам деятельности, кадровой политике и методам взаимодействия с сельскими товаропроизводителями должны приниматься на региональном уровне.
Функции информационно-консультационной службы национального (федерального) и регионального уровня имеют определенные различия.
Для ИКС национального уровня характерны следующие направления деятельности:
• Участие в разработке программ, имеющих общенациональную значимость, в том числе путем подготовки законодательных актов в области аграрной политики.
• Координация региональных программ функционирования ИКС.
• Научно-методическое обеспечение деятельности службы, в том числе разработка и распространение в регионах материалов и документов, касающихся целей, задач, стратегии.
•
Взаимодействие с НИИ и вузами
в определении направлений
Для
ИКС регионального уровня перечень
основных функций во многом схож с
функциями национального
Информационно-
Основные функции, выполняемые ими следующие:
• Передача сельхозпроизводителям знаний, полученных в результате сельскохозяйственных исследований;
Сложившаяся к настоящему времени структура ИКС имеет четко выраженные три уровня организации: федеральный, региональный и районный (межрайонный). Такая структура характерна для немногих стран. В большинстве случаев она является двухуровневой, а районный уровень представлен только консультантами службы.
Наиболее сформированным является федеральный уровень структуры ИКС.
Важнейшие его звенья – Департамент науки и технического прогресса Минсельхоза России, Совет информационно-консультационной службы АПК, Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования, Главный вычислительный центр Минсельхоза России (ГВЦ), Центр обучения кадров Московского сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, Пресс-видеоцентр Минсельхоза России, Центральная научная сельскохозяйственная библиотека (ЦНСХБ), ФГНУ «Росинформагтех». Кроме того, федеральный уровень представляют информационные организации, центральные средства массовой информации. Каждая из этих организаций обеспечивает свой блок функций, который нами сформулирован в отдельном разделе работы.
В
целом федеральный уровень
На
региональном уровне в системе ИКС
действуют или сотрудничают с
ней следующие субъекты: региональные
информационно- консультационные центры
(ИКЦ), учебно-консультационные центры
при образовательных
На региональном уровне, кроме региональных ИКС, могут создаваться специализированные отраслевые инновационно-консультационные центры с наделением их специфическими функциями, в том числе на базе интеграции с учебно-производственными и технопарковыми формированиями. Это позволяет не только осуществлять совместно с сельхозпроизводителями разработку и реализацию инновационно-инвестиционных проектов и программ, но и ускорить вовлечение в хозяйственный оборот научно-технических достижений путем организации демонстрационных показов и широкого ознакомления сельхозтоваропроизводителей с передовым производственным опытом.
Свою
организационно-экономическую
Районные (межрайонные) ИКЦ создаются в виде территориальных структурных подразделений регионального ИКЦ или организуются в составе районных органов управления АПК, в структуре учебных заведений, предприятий агросервиса и в других организациях, расположенных в районе. В любых из перечисленных вариантов необходимо отражать специфику конкретных территорий, а возложенные на центр функции должны соответствовать требованиям, выдвигаемым администрацией района.
В
организационном плане ИКС
Информационная подсистема представляет собой открытую структуру общего доступа и носит характер информационно-справочной системы с пополнением баз данных информационными ресурсами, поставляемыми научными и образовательными организациями, органами управления, рыночными и другими структурами АПК.
Инновационная
подсистема включает в себя в первую
очередь научно организации, а также
другие структуры, обеспечивающие создание
инноваций и оказывающие
Консультирование
– наиболее крупная подсистема,
которая включает в себя структуры
АПК, являющиеся объектом консультационного
обслуживания по вопросам управления
и организации производства, освоения
инновационных разработок и передового
производственного опыта, экономики производства,
налогообложения, бизнес-планирования,
маркетинга и др. В целях завершения ее
формирования необходимо проведение комплекса
мероприятий по созданию рынка консультационных
услуг, разработке механизмов и инструментов
взаимодействия субъектов информационно-консультационной
деятельности на всех уровнях.
ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ ВТО В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ
2.1. Всемирная торговая организация и Россия
Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 г. на основе принципов и правил, впервые зафиксированных в Генеральном соглашении о тарифах и торговле 1947 г. (ГАТТ), в настоящее время возглавляет процесс либерализации международной торговли. ВТО является постоянно действующей многосторонней организацией, распространяющей свое влияние на торговлю товарами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности, а также на трансграничное движение капитала и рабочей силы. Совокупность документов ВТО включает около 60 соглашений, договоренностей, решений и деклараций на уровне министров и представляет собой правовую основу системы регулирования этих отношений.