Функционирование сельскохозяйственной консультационной службы АПК при вступлении России во ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение перспектив развития информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса России при вступлении в ВТО.

Основные задачи работы следующие:

•определить роль информационно-консультационной службы в развитии сельского хозяйства России;
•дать характеристику ВТО и рассмотреть вопросы регулирования торговли услугами в рамках ВТО;
•изучить опыт работы информационно-консультационных служб в странах-членах ВТО;
•осветить развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия) и пути ее совершенствования при вступлении России в ВТО.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…….…3


ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ АПК В РОССИИ………………….....5

1.1. Роль информационно-консультационной службы в развитии сельского хозяйства……………………………………………………………………….....5

1.2.Организация работы информационно-консультационной службы в России……………………………………………………………………………..8


ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ ВТО В ОБЛАСТИ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ…………………………………………………………………….15

2.1. Всемирная торговая организация и Россия…………………………….....15

2.2. Регулирование торговли услугами в рамках ВТО………………………..18

2.3. Опыт работы информационно-консультационных служб в странах-членах ВТО………………………………………………………………………21


Глава 3. Развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия) при вступлении россии в вто……………………………………………………….……….27

3.1. Развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия)………………………………………………………………………….27

3.2. Пути совершенствования информационно-консультационной службы Республики Саха (Якутия) при вступлении России в ВТО………………..…31


ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………37


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………..………………………….40

Файлы: 1 файл

Моя курсовая По ОКС.doc

— 213.50 Кб (Скачать)
    1. Организация работы информационно-консультационной службы в России

    Становление и укрепление административно–командной  системы в нашей стране на долгие годы прервал в экономике процесс инициативного поиска и выработки самостоятельных решений. Возрождение ИКС в России началось только в 90-е годы ХХ века, спустя столетие с момента возникновения первых служб общественной агрономии.

    В настоящее время информационно-консультационные службы зарегистрированы в 63 регионах Российской Федерации.

    Основной  задачей информационно-консультационной службы АПК является развитие конкурентоспособности аграрного сектора путем оказания содействия сельским товаропроизводителям в принятии обоснованных экономических решений, более эффективном ведении хозяйства.

    Основными функциями информационно-консультационной службы АПК являются:

  • содействие сельским товаропроизводителям в выявлении и формулировании их проблем, анализе вариантов и обоснованном выборе решений, повышении мотивации сельских товаропроизводителей в реализации принятых решений, оценке их результатов и обмене информацией с другими сельскими товаропроизводителями; предоставление объективной и постоянно обновляемой информации по различным аспектам производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, включая новые технологии и методы ведения хозяйства;
  • консультирование по эффективному планированию и управлению хозяйством, финансовому и инвестиционному анализу, оптимизации использования ресурсов с учетом экологических требований; обеспечение обратной связи органов управления и научно-исследовательских институтов с сельскими товаропроизводителями с целью выработки эффективных мер государственной аграрной политики;
  • интеграция знаний и информации из различных (в том числе международных) источников, ориентация аграрной науки на проведение прикладных исследований по проблемам сельских товаропроизводителей с целью выработки практических рекомендаций; инициирование изменений в методах ведения хозяйства, содействие распространению инноваций в аграрном секторе.

    Основной  функцией информационно-консультационной службы федерального уровня является научно-методическое обеспечение.

    Целостность информационно-консультационной службы АПК России определяется следующими важнейшими принципами.

  • Служба стремится действовать в интересах сельских товаропроизводителей в той мере, в какой это не противоречит общественным интересам, и призвана обеспечивать эффективное взаимодействие всех организаций, ведомств (предприятий), влияющих на развитие аграрного сектора, с целью решения проблем сельских товаропроизводителей.
  • Отношения с сельскими товаропроизводителями строятся исключительно на основе доверия и партнерства, и сотрудники службы не вправе заниматься какой-либо деятельностью, позволяющей влиять на принятие экономических решений сельскими товаропроизводителями способами, отличными от обучения и убеждения (например, распределением материальных и финансовых ресурсов, рекламой), выполнять функции государственного контроля и инспектирования.

    Для обеспечения действительной ориентации на проблемы и интересы сельских товаропроизводителей служба стремится в максимально возможной степени вовлекать сельских товаропроизводителей в планирование, реализацию и оценку информационно-консультационной деятельности непосредственно или через консультативные советы федерального, регионального и районного уровней.

    Служба  стремится реагировать не только на текущие проблемы сельских товаропроизводителей, но и прогнозировать на основе анализа  тенденций развития экономики, какие  проблемы возникнут в будущем, и, соответственно, создавать осведомленность  о них у сельских товаропроизводителей, нацеливать аграрную науку на их решение и инициировать изменения в методах ведения хозяйства.

    С целью защиты интересов сельских товаропроизводителей служба призвана предоставлять сельским товаропроизводителям действительно объективную и проверенную информацию о новых технологиях, методах ведения хозяйства, передовом опыте.

    В своей деятельности служба не ориентируется  на получение прибыли, а функционирует  на основе частичной окупаемости  затрат. В отличие от сложившейся  структуры государственного управления АПК, информационно-консультационная служба должна быть максимально возможно децентрализована, то есть основные решения по организационной модели, стратегии, приоритетам деятельности, кадровой политике и методам взаимодействия с сельскими товаропроизводителями должны приниматься на региональном уровне.

    Функции информационно-консультационной службы национального (федерального) и регионального  уровня имеют определенные различия.

    Для ИКС национального уровня характерны следующие направления деятельности:

    • Участие в разработке программ, имеющих  общенациональную значимость, в том  числе путем подготовки законодательных актов в области аграрной политики.

    •  Координация региональных программ функционирования ИКС.

    •  Научно-методическое обеспечение деятельности службы, в том числе разработка и распространение в регионах материалов и документов, касающихся целей, задач, стратегии.

    •  Взаимодействие с НИИ и вузами в определении направлений научных  исследований с целью ориентирования их на решение проблем сельских производителей, а также обзоров по состоянию и перспективам развития отрасли.

    Для ИКС регионального уровня перечень основных функций во многом схож с  функциями национального центра, но с привязкой к региону. Из региона  в национальный центр передается информация о проблемах сельских товаропроизводителей.

    Информационно-консультационная служба районного уровня работает непосредственно с сельскими товаропроизводителями и ее функции существенно отличаются от вышестоящих.

    Основные  функции, выполняемые ими следующие:

    • Передача сельхозпроизводителям знаний, полученных в результате сельскохозяйственных исследований;

  • Консультирование сельхозпроизводителей по вопросам, касающимся ведения их хозяйства;
  • Повышение квалификации сельхозпроизводителей, что позволит им принимать правильные, обоснованные решения;
  • Предоставление сельхозпроизводителям права на выбор собственного пути, оказывая в этом необходимую информационную поддержку и консультируя их.
  • Информирование региональной службы и местных органов власти о нуждах и проблемах сельских товаропроизводителей, взаимодействие с ними с целью выработки необходимых решений.

    Сложившаяся к настоящему времени структура  ИКС имеет четко выраженные три  уровня организации: федеральный, региональный и районный (межрайонный). Такая структура характерна для немногих стран. В большинстве случаев она является двухуровневой, а районный уровень представлен только консультантами службы.

    Наиболее  сформированным является федеральный  уровень структуры ИКС.

    Важнейшие его звенья – Департамент науки и технического прогресса Минсельхоза России, Совет информационно-консультационной службы АПК, Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования, Главный вычислительный центр Минсельхоза России (ГВЦ), Центр обучения кадров Московского сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, Пресс-видеоцентр Минсельхоза России, Центральная научная сельскохозяйственная библиотека (ЦНСХБ), ФГНУ «Росинформагтех». Кроме того, федеральный уровень представляют информационные организации, центральные средства массовой информации. Каждая из этих организаций обеспечивает свой блок функций, который нами сформулирован в отдельном разделе работы.

    В целом федеральный уровень отвечает задачам поддержания жизнеспособности системы информационно-консультационного обслуживания АПК.

    На  региональном уровне в системе ИКС  действуют или сотрудничают с  ней следующие субъекты: региональные информационно- консультационные центры (ИКЦ), учебно-консультационные центры при образовательных учреждениях, отраслевые информационно-консультационные центры, центры обучения кадров ИКС, региональные центры открытой распределенной компьютерной сети, предприятия сервисного обслуживания, средства массовой информации.

    На  региональном уровне, кроме региональных ИКС, могут создаваться специализированные отраслевые инновационно-консультационные центры с наделением их специфическими функциями, в том числе на базе интеграции с учебно-производственными и технопарковыми формированиями. Это позволяет не только осуществлять совместно с сельхозпроизводителями разработку и реализацию инновационно-инвестиционных проектов и программ, но и ускорить вовлечение в хозяйственный оборот научно-технических достижений путем организации демонстрационных показов и широкого ознакомления сельхозтоваропроизводителей с передовым производственным опытом.

    Свою  организационно-экономическую специфику  имеет районный уровень структуры  ИКС. Широкое распространение получили межрайонные информационно-консультационные центры, обслуживающие несколько близлежащих районов. В условиях ограниченного бюджетного финансирования данная форма является наиболее предпочтительной. В отдельных случаях создается служба по обслуживанию одного района.

    Районные (межрайонные) ИКЦ создаются в  виде территориальных структурных  подразделений регионального ИКЦ или организуются в составе районных органов управления АПК, в структуре учебных заведений, предприятий агросервиса и в других организациях, расположенных в районе. В любых из перечисленных вариантов  необходимо отражать специфику конкретных территорий, а возложенные на центр функции должны соответствовать требованиям, выдвигаемым администрацией района.

    В организационном плане ИКС объединяет четыре основные подсистемы: информационную, консультационную, инновационную и  образовательную.

    Информационная  подсистема представляет собой открытую структуру общего доступа и носит  характер информационно-справочной системы  с пополнением баз данных информационными  ресурсами, поставляемыми научными и образовательными организациями, органами управления, рыночными и другими структурами АПК.

    Инновационная подсистема включает в себя в первую очередь научно организации, а также  другие структуры, обеспечивающие создание инноваций и оказывающие содействие сельхозпроизводителям в их освоение и предполагает осуществление единой инновационной политики в АПК, формирование банка инновационных разработок, формирование внебюджетных фондов развития инновационной деятельности, ускорение процесса освоение инновационных разработок, поиск и привлечение инвесторов для реализации инновационных проектов.

    Консультирование  – наиболее крупная подсистема, которая включает в себя структуры  АПК, являющиеся объектом консультационного  обслуживания по вопросам управления и организации производства, освоения инновационных разработок и передового производственного опыта, экономики производства, налогообложения, бизнес-планирования, маркетинга и др. В целях завершения ее формирования необходимо проведение комплекса мероприятий по созданию рынка консультационных услуг, разработке механизмов и инструментов взаимодействия субъектов информационно-консультационной деятельности на всех уровнях. 
 
 
 

ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ ВТО В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ

    2.1. Всемирная торговая  организация и  Россия

    Всемирная торговая организация (ВТО), созданная  в 1995 г. на основе принципов и правил, впервые зафиксированных в Генеральном соглашении о тарифах и торговле 1947 г. (ГАТТ), в настоящее время возглавляет процесс либерализации международной торговли. ВТО является постоянно действующей многосторонней организацией, распространяющей свое влияние на торговлю товарами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности, а также на трансграничное движение капитала и рабочей силы. Совокупность документов ВТО включает около 60 соглашений, договоренностей, решений и деклараций на уровне министров и представляет собой правовую основу системы регулирования этих отношений.

Информация о работе Функционирование сельскохозяйственной консультационной службы АПК при вступлении России во ВТО