Финансирование
первых четырех направлений осуществляется
в рамках программ зеленого ящика. Такие
меры не подпадают под обязательства
по сокращению. Следовательно, Россия
сможет их финансировать в любых объемах,
исходя из реальных возможностей государственного
бюджета и политической воли руководства
страны. Однако следует отметить, что поддержка
несвязанных с производством доходов
является довольно затратной мерой для
налогоплательщиков с точки зрения реализации
производственного потенциала аграрного
сектора. Такие меры могут позволить себе
относительно небедные страны. На наш
взгляд, целесообразно их использовать
по мере роста эффективности и качества
производства сельскохозяйственной продукции,
а также благосостояния общества, готового
платить за многофункциональность аграрного
сектора. Одновременно нужно будет уходить
от прямой поддержки сельскохозяйственного
производства, искажающей не только международную
торговлю, но и межрегиональные торговые
отношения в стране.
Меры
зеленого ящика носят долгосрочный
характер. Их реализация является необходимым,
но недостаточным условием преодоления
кризисного состояния сельскохозяйственной
отрасли на современном этапе
ее развития.
Для решения текущих задач
по финансово-экономической поддержке
аграрного сектора, укрепления
его материально-технической базы
аграрная политика (особенно региональная)
ориентирована на поддержку сельскохозяйственного
производства путем предоставления
продуктовых дотаций и компенсаций части
затрат производителей (на минеральные
удобрения, семена, комбикорма, ГСМ), льгот
по уплате процентов за кредиты, скидок
в тарифах на электроэнергию и железнодорожную
транспортировку сельскохозяйственных
грузов, проведения закупочных и товарных
интервенций на рынке зерна, обеспечения
функционирования системы страхования
урожаев сельскохозяйственных культур
и т.д.
Немаловажную
роль в оздоровлении финансовой системы
аграрного сектора играет реструктуризация
накопленной задолженности хозяйств перед
бюджетом. В условиях активного применения
внутренней поддержки и экспортных субсидий
основными торговыми партнерами перечисленные
выше меры позволяют в некоторой степени
компенсировать краткосрочные потери
аграрного сектора России, обеспечивая
возможности реализации долгосрочной
политики по созданию и развитию устойчивого
сельского хозяйства.
Перечисленные
действия помогут создать предпосылки
для стабилизации финансово-экономической
ситуации в аграрном секторе России
и тем самым смягчить возможные негативные
последствия вступления в ВТО.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
По
итогам исследования темы курсовой работы
получены следующие выводы:
- Основной
задачей информационно-консультационной
службы АПК является развитие конкурентоспособности
аграрного сектора путем оказания содействия
сельским товаропроизводителям в принятии
обоснованных экономических решений,
более эффективном ведении хозяйства.
- Сложившаяся
к настоящему времени структура ИКС России
имеет четко выраженные три уровня организации:
федеральный, региональный и районный
(межрайонный).
- Основной
функцией информационно-консультационной
службы федерального уровня является
научно-методическое обеспечение. Для
ИКС регионального уровня перечень основных
функций во многом схож с функциями национального
центра, но с привязкой к региону. Из региона
в национальный центр передается информация
о проблемах сельских товаропроизводителей.
ИКС районного уровня работает непосредственно
с сельскими товаропроизводителями и
ее функции существенно отличаются от
вышестоящих.
- В рамках
процесса присоединения России к ВТО ведутся
переговоры по доступу на рынок услуг,
целью которых является согласование
условий доступа иностранных поставщиков
услуг на российский рынок. По итогам завершившихся
переговоров Россия согласилась принять
обязательства (т.е. открыть в определенной
мере тот или иной сектор) примерно по
110 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных
классификацией ВТО.
- Генеральное
соглашение по торговле услугами направлено
на сокращение и устранение государственных
мер, являющихся препятствием для свободного
предоставления услуг через государственные
границы или представляющих собой дискриминацию
в отношении компаний по оказанию услуг,
образованных с участием иностранного
капитала. Соглашение обеспечивает правовую
базу для решения вопросов об устранении
препятствий для торговли и инвестиций
в сфере услуг, включает конкретные обязательства
стран-участниц Всемирной торговой
организации по ограничению
использования ими такого рода барьеров
и обеспечивает форум для дальнейших переговоров
по открытию рынков услуг во всем мире.
- Во многих
зарубежных странах уже в течение многих
десятков лет функционируют консультационные
службы как форма распространения знаний
среди сельхозпроизводителей. Создание
этих служб было вызвано необходимостью
помочь фермерам, не имеющим необходимого
образования и опыта работы эффективно
хозяйствовать, применять достижения
науки в своих хозяйствах. Фермеры, для
того чтобы обеспечить народ продуктами
питания должны были вести интенсивное
производство, применять зачастую новые
технологии сельскохозяйственного производства.
- Основным
направлением деятельности ИТЦ АПК РС(Я)
является расширение инженерно-технической
платформы информационной инфраструктуры
АПК; создание и внедрение автоматизированных
систем документооборота, контроля целевого
использования бюджетных средств; расширение
информационно-консультационной деятельности,
организация связи и систем телекоммуникации
в удаленных населенных пунктах.
- Анализ деятельности
ИКС Республики Саха (Якутия) позволяет
сделать ряд выводов, имеющих важное значение
с точки зрения их дальнейшего развития
и усиления степени воздействия на АПК
региона:
- региональные
ИКС крайне медленно расширяют
номенклатуру своих услуг, недостаточно
учитывают специализацию сельского
хозяйства регионов, неактивно участвуют
в разработке и реализации региональных
и муниципальных программ по устойчивому
развития сельской местности, финансовому
оздоровлению и реформированию неплатежеспособных
сельскохозяйственных предприятий, развитию
сельской кредитной кооперации, страхованию
сельскохозяйственной деятельности, обеспечению
альтернативной занятости и повышению
доходов сельского населения;
- районные
ИКС плохо оснащены современными
средствами связи и соответственно
не сформировано единое информационное
пространство, недостаточно обеспечиваются
федеральными и региональными базами
данных, практически не разрабатывают
собственные базы данных, учитывающие
местные особенности сельского хозяйства.
- Вступление
России в ВТО сопряжено с определенными
рисками для информационно-консультационной
службы АПК страны. Однако эти риски являются
предсказуемыми, а возможные негативные
последствия - преодолимыми. Вне зависимости
от сроков и условий вступления России
в ВТО необходимо осуществлять меры по
последовательной структурной реформе,
обеспечивающие системную модернизацию
и повышение конкурентоспособности продукции
аграрно-продовольственного сектора,
развитие социальной и рыночной инфраструктуры
(информационной, транспортной, торговой,
финансовой) села.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Веселовский
М.Я. Информационно-консультационная служба
АПК России: Вопросы теории и практики.-
М.:ФГНУ «Роинформагротех»,2002.-228 с.
- Всемирная
торговая организация (справочный материал).
- М.: Секретариат Рабочей группы РСПП по
вступлению России в ВТО и реформе таможенной
политики, 2004. - 55 с.
- Дюмулен И.И.
Всемирная торговая организация. - М.: ЗАО
«Издательство «Экономика»», 2003. - 271 с.
- Киселев С.В.,
Ромашкин Р.А. Вступление в ВТО и сельское
хозяйство России // Вестник Московского
Университета, серия 6 «Экономика», 2006,
№4, июль-август.
- Клименко
Ю.И. Информационно-консультационная служба
Англии // Вестник Российской академии
сельскохозяйственных наук, №3, 1997 г.
- Козлов В.В.
Создание и организация деятельности
региональной информационно-консультационной
службы АПК: (На примере Нижегородской
области).- М.:Росинформагротех.- 384 с.
- Марракешское
соглашение о создании Всемирной Торговой
Организации от 15 апреля 1994 года // Московский
журнал международного права, 1997, № 1, с.
170.
- Михайленко
И.М. Развитие системы экстеншн в России,
Информационный бюллетень, № 1-2, 1998 г.
- Мурая Л.С.
Организация консультационного обслуживания
фермеров за рубежом. ВНИИТЭИ агропром,
Москва, 1995 г.
- Информационно-консультационная
служба в сельском хозяйстве. Часть I. Теоретические
основы ИКС. Уч. пособие/ В.А. Стороженко,
Р.И. Словцов, Л.М. Голенева и др.; Под общей
ред. проф. В.А. Стороженко. – М.: Уч. -изд.
отдел центра «Земля России», 1999. – 103 с.
- Основы организации
и функционирования информационно-консультационной
службы в АПК./ Учеб. пособие / Под ред. В.М.
Кошелева. – М.: 1999. – 272 с.
- Основы торговой
политики и правила ВТО / Под. ред. Н.П.Огаркова.
- М.: Междунар. отношения, 2005. – 448 с.
- Опыт и проблемы
функционирования информационно-консультационной
службы АПК России.- М.: ФГНУ «Роинформагротех»,2001.-239
с.
- Павлова
М.Б., Самсонова И.В., Яковлева Э.Я. Организация
и функционирование информационно-консультационной
службы АПК: Теория и практика.- Якутск:
Якут.ГСХА, 2005.-80 с.
- Ремчуков
К.В. Россия и ВТО. Правда и вымыслы. – М.:
Междунар. отношения. 2002. – 320 с.
- Чаянов А.В.
Записка о современном состоянии сельского
хозяйства СССР по сравнению его с довоенным
положением и положением сельского хозяйства
капиталистических стран. 6 октября 1927
г.// Известия ЦК КПСС. – 1989. - № 6. – С.215.