Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 17:26, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение перспектив развития информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса России при вступлении в ВТО.
Основные задачи работы следующие:
•определить роль информационно-консультационной службы в развитии сельского хозяйства России;
•дать характеристику ВТО и рассмотреть вопросы регулирования торговли услугами в рамках ВТО;
•изучить опыт работы информационно-консультационных служб в странах-членах ВТО;
•осветить развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия) и пути ее совершенствования при вступлении России в ВТО.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…….…3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ АПК В РОССИИ………………….....5
1.1. Роль информационно-консультационной службы в развитии сельского хозяйства……………………………………………………………………….....5
1.2.Организация работы информационно-консультационной службы в России……………………………………………………………………………..8
ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ ВТО В ОБЛАСТИ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ…………………………………………………………………….15
2.1. Всемирная торговая организация и Россия…………………………….....15
2.2. Регулирование торговли услугами в рамках ВТО………………………..18
2.3. Опыт работы информационно-консультационных служб в странах-членах ВТО………………………………………………………………………21
Глава 3. Развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия) при вступлении россии в вто……………………………………………………….……….27
3.1. Развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия)………………………………………………………………………….27
3.2. Пути совершенствования информационно-консультационной службы Республики Саха (Якутия) при вступлении России в ВТО………………..…31
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………37
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………..………………………….40
Консультационная служба в сельском хозяйстве в каждом штате США входит в организационную структуру университета и имеет центральный офис и филиалы во всех графствах. Система экстеншн предоставляет свои услуги бесплатно, поэтому в бюджетах ее структур не предусматривается поступлений от коммерческих структур. Финансирование службы идет в основном из трех источников. Так, например, в штате Пенсильвания из общего объема финансирования 50 млн. долларов в год, доля федерального правительства составляет 35%, правительства штата - 55%, администрации графства 9% и от частных инвесторов поступает до 1%. В консультационной деятельности занято 275 профессоров университета и столько же консультантов в графствах.
Кроме
государственной
Консалтинговые структуры, к которым относятся и различные фирмы - поставщики, осуществляют весь комплекс оперативных консультационных услуг по основным аспектам сельскохозяйственного бизнеса (технологическим, финансовым, правовым, техническим и др.). В этом случае агент системы экстеншн чаще всего выполняет роль информационного посредника, передавая запросы фермеров в консалтинговые организации, и наоборот, предлагая фермерам конкретных консультантов.
Система
информационного обеспечения
Ведущая консультационная служба Англии АДАС была создана более 50 лет назад, в те годы, когда страна испытывала недостаток продовольствия и ее основная функция заключалась в увеличении производства продуктов питания путем внедрения передового опыта, новых технологий.
В соответствии с законом, консультационные услуги для сельхозпроизводителей были бесплатными. Однако, хотя предоставление консультационных услуг было главной функцией АДАС, она также выполняла определенные административные обязанности от имени Правительства по программам повышения продуктивности сельского хозяйства.
В первые годы она была больше образовательной и передавала прогрессивные методы и технологии производства, успешно применяемые в одних хозяйствах, в том числе и в собственных опытных хозяйствах и овощеводческих станциях службы, другим хозяйствам в округе.
В 60-е годы был создан ряд экспериментальных хозяйств, на базе которых проверялись новые породы скота, сорта, технологии, и где проводились семинары. Число сотрудников этой службы достигало 5 тысяч человек.
С годами, когда острая необходимость роста производства продовольствия сократилась, уменьшились и объемы финансирования службы из государственного бюджета. С 1987 года служба начала переходить на коммерческую основу. Не столь острой стала и потребность в консультационных услугах. К 1996 году в штате АДАС состояло около 2 тысяч человек, из которых 1500 имели профессиональную, научную, или техническую квалификацию.
Сегодня АДАС осуществляет три основные функции:
-предоставление
консультаций и содействие
-проведение научных исследований и подготовка рекомендаций в своих экспериментальных хозяйствах и станциях;
-работа
на Министерство сельского
В структуре АДАС имеется 6 региональных консультационных центров, расположенных по географическому принципу, а также 10 исследовательских центров. В каждом консультационном центре от 6 до 10 групп специалистов и в каждую входит по 12-15 консультантов. Примером может служить структура юго-восточного центра АДАС, в 7 производственных отделах которого работает 62 консультанта.
В Германии специальные консультационные службы появились в первой трети этого столетия. Цель организации консультационной службы в Германии - повышение эффективности хозяйственной деятельности ферм и, естественно, доходов фермерских хозяйств. Консультации по вопросам сельскохозяйственного производства и ведению хозяйства могут получить все желающие.
Важным
гарантом эффективной деятельности
консультационной службы в Германии
является государственная поддержка.
Структура и организация
Федеральное министерство продовольствия, сельского и лесного хозяйства осуществляет функции общего руководства консультационной службой, В системе министерства имеется специальное управление по вопросам консультационного обслуживания и образования в сельском хозяйстве, осуществляющее связь с другими подразделениями министерства а также с внешними организациями. Консультационные службы полностью или частично финансируемые за счет государственных средств, считаются официальными или ведомственными.
Общей тенденцией для всех земель ФРГ является предоставление бесплатной консультационной помощи крестьянам и членам их семей государственными учреждениями или возмещение государством затрат при получении таких услуг от частных консультационных фирм, если речь идет о перспективах развития сельхозпредприятий и о социально-экономических проблемах работающих и членов их семей, т.е. о вопросах, имеющих весомое общественное и социально-политическое значение.
В землях Баден-Вюртемберг, Бавария, Рейнланд-Пфальц, Саксония, Тюрингия организация государственного (официального) консультационного обслуживания сельхозпроизводителей возложена на земельные министерства сельского хозяйства. Функции государственной консультационной службы осуществляются через научно-исследовательские институты, сельскохозяйственные школы и университеты. Они могут оказывать постоянные или разовые консультации, готовить или проводить экспертизу строительных проектов, адаптировать новейшие технологии в растениеводстве и животноводстве, давать консультации при покупке техники и оборудования. Научные и учебные центры, опытные станции, постоянно действующая сеть повышения квалификации в области сельского хозяйства имеет большое значение для повышения эффективности сельскохозяйственного консультирования.
В ряде северных земель Германии (Шлезвиг-Гольштейн, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия) официальное консультационное обслуживание в сельском хозяйстве осуществляют сельскохозяйственные палаты.
В землях Бранденбург, Мекленбург- Передняя Померания , Саксония-Анхальт, официальные консультационные услуги сельхозпроизводителям предоставляются частными консультантами и коммерческими консультационными фирмами. В этих землях государством гарантируется частичное возмещение расходов на консультационное обслуживание.
В восточных землях, где после объединения шло интенсивное реформирование сельскохозяйственных предприятий, ощущалась большая потребность в консультационных услугах. Там, наряду с государственной консультационной службой начали создаваться и альтернативные. Так, в Саксонии, например, успешно работает консультационная фирма (в форме ТОО).
Фирма
имеет постоянных клиентов - более
полутора десятков коллективных хозяйств,
которым оказывали
В северной части ФРГ, а также в отдельных регионах южной части государственное консультационное обслуживание дополняют созданные крестьянами на кооперативной основе организации, называемые "консультационными кружками". В них в качестве консультантов часто используются наиболее квалифицированные и успешно работающие руководители, и сотрудники самих сельхозпредприятий.
Во Франции большую часть в консультационных услуг предоставляют сельскохозяйственные палаты, которые были организованы в 50-х годах при финансовой помощи правительства. В структуре Сельскохозяйственных Палат страны имеется 94 региональных отделения, где работает около 11 тысяч экспертов, а также сотни консультантов из торговых сельскохозяйственных предприятий. Они предоставляют широкий спектр услуг: от анализа почв до экономического прогноза развития хозяйства. Государство оплачивает от 30 до 40 процентов эксплуатационных затрат Сельскохозяйственных Палат, а также проведение отдельных программ и мероприятий. Все обслуживание проводится по установленным расценкам.
Глава 3. Развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия) при вступлении россии во всемирную торговую организацию
3.1. Развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия)
Разработка и реализация концепции развития информационно-консультационной службы АПК в Республике Саха (Якутия) основаны на приоритетах направленных на интеграцию деятельности научных, образовательных и рыночных структур, при соответствующей поддержке органов управления АПК, на обеспечение ускоренного продвижения в производство достижений научно-технического прогресса, на рост объемов сельхозпроизводства и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также на устойчивое развитие сельских территорий и улучшение условий жизни сельского население.
Для поддержки в реализации государственной поддержки аграрной политики была создана Информационно-консультационная служба АПК в Республике Саха (Якутия). Одновременно с организацией головного центра происходило формирование районной сети. Подразделения ИКС представляют собой пункты, организованные на базе районных управлений сельского хозяйства.
На
региональном уровне поддерживалась связь
с Якутским научно-исследовательским
институтом сельского хозяйства, Якутской
государственной
ИКС
функционировала как часть
ИКС МСХиЗ РС(Я) проводил деятельность по следующим направлениям: отраслевое консультирование, информирование, обучение.
Изменения
в управлении АПК в 2001 году затронули
информационно-консультационную службу
АПК республики. В результате реорганизации
была образована новая структура
управления ИКС, которой были переданы
функции и имущество ИКС МСХиЗ
РС(Я). Государственное унитарное предприятие
«Информационно-технический центр агропромышленного
комплекса Республики Саха (Якутия)» (далее
ИТЦ АПК) совместно с ГУП «Агроинформ»
обязались проводить единую политику
по информационно-
Основным направлением деятельности ИТЦ АПК является расширение инженерно-технической платформы информационной инфраструктуры АПК; создание и внедрение автоматизированных систем документооборота, контроля целевого использования бюджетных средств; расширение информационно-консультационной деятельности, организация связи и систем телекоммуникации в удаленных населенных пунктах.
К настоящему времени филиалы ИТЦ АПК функционируют в 25% районах республики. При формировании районной сети республики применялись различные подходы в ИКС. В 2000 году ИКС МСХиЗ РС(Я) создавало районное звено ИКС, которое представлено работниками структурных подразделений районных органов управления АПК и администраций районов. Являясь составной частью госаппарата, они не всегда могут оперативно обслуживать товаропроизводителей. Вместе с тем, в 2002 году вступил в действие закон о местном самоуправлении, что осложнило существование пунктов при районных администрациях. Пришлось снова перезаключать договора, но уже с муниципальными образованиями районов и формировать пункты, как филиальная сеть. Однако проведенная реорганизация районной сети не послужила повышению качества и количества оказанных услуг. Поставленные задачи и развертывание районной сети обусловили различия в кадровом составе (табл.1).