Содержание
Введение
ГЛАВА
I История создания ВТО……………………………………………….5
1.1 Развитие
ГАТТ и итоги ее деятельности 5
1.2 Создание
ВТО 12
ГЛАВА
II Роль ВТО/ГАТТ в современной мировой
торговле. 15
2.1 Международные
правила и стандарты в рамках
ВТО 15
2.2 Проблемы
ВТО и их решения на современном
этапе развития мирового хозяйства. 18
ГЛАВА
III Экономические последствия вступления
России в ВТО…………
3.1 Угрозы
и перспективы развития экономики России
как члена ВТО…..27
3.2 Оценки влияния
ВТО на экономику России и Самарской области……31
Заключение
Список использованных источников
Введение
В последние годы все большее
значение приобретает международная экономическая
интеграция. Одной из наиболее известных
и авторитетных международных организацией
является Всемирная торговая организация
(ВТО). ВТО - основанная в 1995 году глобальная
международная организация, которая занимается
правилами международной торговли. Основу
ВТО составляют соглашения, согласованные,
подписанные и ратифицированные большинством
стран-участниц международной торговли.
Цель ВТО - помощь производителям товаров
и услуг, экспортерам и импортерам в ведении
их бизнеса. ВТО является преемником ГАТТ
(Генеральное соглашение по тарифам и
торговле). ВТО – это, во-первых, широкая
политика по либерализации торговли, а
во-вторых, сложнейшая система правил
и регламентов отношений продавцов и покупателей.
От того, насколько полно та или иная страна-участница
использует все возможности, предоставляемые
ВТО, во многом будет зависеть её будущее
благосостояние. В настоящее время 159 членов, в том числе:
155 международно признанных государства-члена
ООН, частично признанный Тайвань, 2 зависимые территории
(Гонконг и Макао) и Европейский
союз.
Данная работа своей целью имеет
выяснить историю создания организации,
сферу деятельности, её функции и принципы
деятельности, проанализировать опыт
передовых стран в её составе. Постановка
данной цели предполагает решения ряда
задач, среди которых:
- анализ истории развития
ГАТТ и преобразовании ее в ВТО
- выяснение состава механизмов
функционирования ВТО;
- анализ эффективности функционирования
ВТО;
-поиск проблем и их
решения в ВТО;
Актуальность темы состоит
в том, что в настоящее время мир глобализируется,
экономики всех стран мира имеют тенденции
к взаимной интеграции. В данном контексте
ВТО является одной из наиболее известных
и влиятельных структур, деятельность
которой в настоящее время определяет
развитие международной торговли, сотрудничество
стран в данной сфере.
Объектом исследования является
Всемирная торговая организация как один
из основных мировых интеграционных союзов,
предметом – деятельность данной организации.
В процессе написания работы
использованы нормативные документы,
экономическая литература, материалы
периодической печати.
ГЛАВА I. История
создания ВТО
1.1 Развитие ГАТТ и итоги ее деятельности
Для того чтобы в полной мере
представить современную ситуацию, сложившуюся
в сфере международных торговых отношений,
а также оценить достигнутое в ходе многосторонних
торговых переговоров, необходимо хотя
бы кратко обратиться к истокам многосторонней
торговой системы ГАТТ.
Уже в 1944 г. на валютно-финансовой
конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США)
для решения задач стабилизации международной
валютной сферы, выравнивания платежных
балансов и финансового содействия в развитии
экономики были созданы Международный
Валютный Фонд (МВФ) и Всемирный Банк.
Послевоенный период отмечен
усилиями, направленными на создание универсальной
Международной Торговой Организации (МТО),
которая наряду с МВФ и Всемирным банком
должна была стать третьим “столпом”
в создавшейся системе. В функции МТО входило
бы регулирование на многостороннем уровне
социально-экономических проблем, включая
вопросы торговой политики, экономического
развития, занятости, ограничительной
деловой практики, инвестиций, международных
товарных соглашений. Эти проблемы обсуждались
на конференциях в Лондоне и Женеве в 1946-1947
годах. На женевской конференции (август
- октябрь 1947 года) в ходе работы над Уставом
МТО - так называемой Гаванской хартией
- 23 страны, представленные на конференции,
в том числе США, Канада, Великобритания,
Франция, Индия, Бразилия, другие, менее
развитые страны, начали переговоры о
взаимном снижении довоенного уровня
таможенных тарифов, серьезно сдерживающих
развитие международных экономических
связей. Результатом первого раунда переговоров
стали 45 тысяч тарифных уступок, затронувших
около 20% мировой торговли (в сумме на 10
млрд. Долларов).[2,с:2] Действенность этих
уступок обеспечивалась целым рядом торгово-политических
статей Гаванской хартии, содержавших
правила по взаимной торговле, которые
участвовавшие страны обязались соблюдать.
Свод этих правил с приложенным к нему
списком согласованных тарифных уступок
получил название Генерального соглашения
о тарифах и торговле (ГАТТ) и на временной
основе (до завершения процесса ратификации
Устава МТО будущими странами-членами)
вошел в силу в январе 1948 года.
Первоначально текст Соглашения
состоял из трех разделов. Раздел I, состоящий
из двух статей, содержал в себе основные
положения о режиме наибольшего благоприятствования
(наиболее благоприятствуемой нации) и
списки взаимных уступок. Раздел II был
посвящен торговой политике и представлял
собой своеобразный кодекс правил международной
торговли. Раздел III содержал положения
о таможенных союзах, зонах свободной
торговли и о применении Соглашения в
их отношении. В 1965 году текст ГАТТ был
дополнен Разделом IV “Торговля и развитие”,
который был внесен в Соглашение по требованию
развивающихся стран.
В то время, когда ГАТТ было
лишь протоколом о результатах первого
раунда тарифных переговоров, проводившихся
в рамках обсуждения Устава МТО, и временным
сводом правил, действующих, как предполагалось,
до вступления в силу Гаванской Хартии,
вопрос о каких бы то ни было учредительских
проблемах и статусе не стоял на повестке
дня. Несмотря на то, что Генеральное Соглашение
содержало в себе основные положения,
во многом схожие с положениями раздела
Устава МТО, посвященного вопросам торговой
политики, постоянным институтом должна
была стать МТО. Устав МТО включал в себя
детально разработанные положения о конференциях
МТО, исполнительном органе, комиссиях,
Генеральном директоре и об оплачиваемом
персонале. Кроме того, Устав предусматривал
продуманную процедуру разрешения споров.
Что же касается Генерального Соглашения,
то оно не обладало тогда учредительными
положениями ни в отношении постоянных
органов, ни в отношении урегулирования
разногласий.
Но когда стало ясно, что усилия
по созданию МТО не увенчаются успехом
(что и подтвердилось отказом США в 1950
ратифицировать Гаванскую хартию), в рамках
ГАТТ были созданы практически все предусмотренные
Уставом органы и разработан механизм
разрешения споров.
Высшим органом ГАТТ была определена
Сессия Договаривающихся Сторон. Собирались
Сессии, как, правило, ежегодно, каждая
страна-участница имела на них один голос,
однако решения обычно принимались на
основе консенсуса, а не путем голосования.
Первая Сессия была созвана в марте 1948
года Генеральным Секретарем ООН; в дальнейшем
же, с 1949 года, право созывать Сессии, руководить
их работой получил Председатель (Ответственный
Секретарь) Сессии Договаривающихся Сторон,
избираемый странами-участницами.[6,с:6]
Сессия Договаривающихся Сторон
осуществляет нормотворческие функции.
Высший орган ГАТТ обладает исключительной
компетенцией давать авторитетные толкования
положений Соглашения. В компетенцию этого
органа входит также предоставление странам-участницам
права “временно и в исключительных случаях”
приостанавливать то или иное обязательство
по Генеральному Соглашению. Сессия Договаривающихся
Сторон обладают исключительными полномочиями
выносить решения о проблемах, возникающих
между странами-участницами, о соответствии
их торговой политики нормам ГАТТ. В сферу
компетенции высшего органа ГАТТ вошло
также утверждение бюджета ГАТТ.
В 1954 году была окончательно
оформлена и преобразована в Секретариат
Временная Комиссия МТО, действовавшая
с марта 1948 года и осуществлявшая организационно-техническое
обслуживание деятельности ГАТТ. Состоящий
в первые годы из трех-четырех специалистов
Секретариат со временем превратился
в крупный орган, имеющий структурные
подразделения (юридический, экономический
отделы, аналитические подразделения
и др.). На секретариат была возложена подготовительная
работа, распространение среди стран-участниц
всей необходимой информации, изучение
и прогнозирование экономического развития
и торговой политики стран-участниц.
Совет стал оперативно-представительным
органом, который собирался около девяти
раз в год в период между Сессиями для
решения неотложных задач и выполнения
всей текущей работы. Совет состоял из
представителей всех стран-участниц Соглашения,
а его председатель избирался на 1 год
на Сессии Договаривающихся Сторон. Среди
полномочий Совета следует выделить следующие:
определение состава повестки дня для
Сессии Договаривающихся Сторон, учреждение
вспомогательных органов и определение
условий их деятельности, наблюдение и
контроль за работой различных комитетов,
групп и других вспомогательных органов.
С самого начала деятельности
ГАТТ получила распространение практика
формирования временных рабочих групп
в составе нескольких человек для изучения
конкретных проблем и подготовки соответствующих
докладов. Кроме того, для углубленного
рассмотрения важных вопросов и обычно
на постоянной основе создавались специальные
комитеты. В большинстве случаев членство
в них открыто для всех Договаривающихся
Сторон. Следует упомянуть некоторые из
них, действующие на постоянной основе:
Комитет по торговым ограничениям, Комитет
по торговым уступкам, Бюджетный комитет.
С введением в ГАТТ Раздела IV был также
учрежден комитет “Торговля и развитие”.
Комитеты по торговым переговорам создавались
временно для наблюдения за ходом многосторонних
торговых переговоров.
Особое значение имеет жюри
экспертов, также входящее в организационную
структуру ГАТТ, основная задача которого
- осуществление профессионального наблюдения
за процессом разрешения споров в ГАТТ.
Таким образом, Генеральное
соглашение по торговле и тарифам, являясь
многосторонним межправительственным
договором, как международно-правовой
инструмент включает первоначальный текст
Соглашения вместе с приложениями и списками
тарифных уступок; многочисленные протоколы
и решения договаривающихся сторон, изменяющие,
дополняющие и уточняющие первоначальный
текст Соглашения; кроме того, ряд соглашений,
появившихся в 1979 году в итоге многосторонних
торговых переговоров “токийского” раунда,
интерпретируют его отдельные статьи,
распространяют действие положений ГАТТ
на новые области или конкретизируют их.
Большую роль в развитии правовой системы
ГАТТ играет практика прецедентов.
Наконец, следует отметить одну
из важнейших тенденций развития ГАТТ
- ее институционализацию, создание разветвленной
сети постоянных органов, что в значительной
мере способствовало превращению ГАТТ,
несмотря на первоначально временный
статус, в действенный многосторонний
механизм регулирования международной
торговли.
Итоги деятельности
ГАТТ
В течение первых трех десятилетий
существования ГАТТ его деятельность
была почти исключительно сосредоточена
на либерализации международной торговли
путем взаимного снижения уровня таможенно-тарифной
защиты. В результате средневзвешенный
уровень импортных таможенных тарифов
промышленно развитых стран снизился
с 40-50% в конце 40-х годов до 8-10% к началу
70-х годов. Это в свою очередь стало важным
фактором стимулирования экономического
роста и развития международной торговли
в послевоенные годы: за период с 1950 года
по 1975 год мировой экспорт в текущих ценах
увеличился в 14,5 раза.[2, с: 13]
Однако одновременно со снижением
таможенных тарифов все более заметным
явлением в мировой торговле становились
нетарифные ограничения, т.е. различного
рода административные меры, затрудняющие
доступ иностранных товаров на внутренний
рынок. По этой причине в ходе “токийского”
раунда многосторонних торговых переговоров
1973 - 1979 годов (седьмого по счету) сфера
регулирования ГАТТ была значительно
расширена благодаря заключению отдельных
соглашений (всего 12), регламентирующих
вопросы правил таможенной оценки, технических
барьеров в торговле, импортного лицензирования,
введения антидемпинговых и компенсационных
пошлин, процедуру правительственных
закупок. В результате проведенных в те
же годы тарифных переговоров средневзвешенная
ставка таможенных тарифов развитых стран-членов
ГАТТ была еще раз понижена, составив 4-5%.
в ходе “уругвайского” раунда
переговоров эрозия основных принципов
ГАТТ, произошедшая в результате распространения
так называемых “добровольных ограничений
экспорта” и других “оправданных” защитных
мер, была преодолена. Кроме того, протоколы
договоренностей стран-участниц переговоров
о снижении и отмене ставок таможенных
тарифов и других ограничительных мер
в отношении импорта и экспорта товаров
и услуг, а также более четкие и определенные
обязательства в области государственного
участия во внешней торговле - все это
говорит о том, что процесс либерализации
международной торговли возобновлен с
новой силой. Наряду с принципиально
новыми направлениями в деятельности
ГАТТ в результатах “уругвайского”
раунда нашли отражение и традиционные
вопросы. Так, были достигнуты договоренности
по снижению ставок таможенных тарифов
развитыми государствами. После ратификации
этих договоренностей на национальном
уровне многие сектора окажутся вообще
освобожденными от тарифных ограничений.
Особого внимания заслуживает тот факт,
что именно на “уругвайском” раунде переговоров
развивающиеся страны впервые приняли
на себя значительные обязательства. В
ходе переговоров многие статьи ГАТТ,
в частности, касающиеся правил определения
происхождения товара, импортного лицензирования,
таможенной оценки товара, участия государства
во внешнеторговых операциях и технических
барьеров в торговле получили новую интерпретацию.
Суть изменений этих статей является отражением
процесса перехода от общих к более конкретным,
а, следовательно, более эффективным правилам
и процедурам. Заключение этих соглашений
должно также обеспечить условия для формирования
обоснованного с юридической точки зрения,
а не получившего распространение политизированного,
подхода к решению спорных вопросов.
Однако, наряду с очевидным
успехом многосторонних торговых переговоров,
следует упомянуть о том, что некоторые
проблемы так и не нашли разрешения в контексте
основополагающих принципов ГАТТ, провозглашающих
открытый, недискриминационный режим
международной торговли и инвестирования.
Так, например, соглашения по экспортным
субсидиям, по замене нетарифных ограничений
тарифными вряд ли можно, в общем, характеризовать
как меры, значительно либерализирующие
режим международной торговли. Пересмотренные
положения антидемпингового кодекса,
равно как и новый кодекс по инвестициям
пока не способны обеспечить решение фундаментальной
проблемы честной конкуренции в рамках
открытой мировой экономики - вероятность
коллизии между конкуренцией и торговой
политикой все еще высока. Кроме того соглашения
по международным инвестициям не учитывают
всей важности прямых иностранных инвестиций
для международной интеграции и экономического
развития. Вероятно, вопрос о создании
кодекса по международным инвестициям,
в полной мере отражающего принцип недискриминации
в этой сфере, должен стоять на повестке
дня будущих переговоров.