Экономические последствия вступления России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы все большее значение приобретает международная экономическая интеграция. Одной из наиболее известных и авторитетных международных организацией является Всемирная торговая организация (ВТО). ВТО - основанная в 1995 году глобальная международная организация, которая занимается правилами международной торговли. Основу ВТО составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной торговли

Оглавление

Введение
ГЛАВА I История создания ВТО……………………………………………….5
1.1 Развитие ГАТТ и итоги ее деятельности 5
1.2 Создание ВТО 12
ГЛАВА II Роль ВТО/ГАТТ в современной мировой торговле. 15
2.1 Международные правила и стандарты в рамках ВТО 15
2.2 Проблемы ВТО и их решения на современном этапе развития мирового хозяйства. 18
ГЛАВА III Экономические последствия вступления России в ВТО…………
3.1 Угрозы и перспективы развития экономики России как члена ВТО…..27
3.2 Оценки влияния ВТО на экономику России и Самарской области……31
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 75.82 Кб (Скачать)

Таким образом, несмотря на некоторые неудачи, завершение в многосторонних торговых переговоров “уругвайского” раунда в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле стало одним из наиболее значительных международных событий, основным результатом, которого стало создание прочной основы для существенного обновления и расширения системы многосторонних торговых отношений.

Однако очевидно, что достигнутые договоренности являются лишь юридическим закреплением новой системы международной торговли. Поэтому при всей значимости результатов “уругвайского” раунда не меньшее значение приобретает их практическое применение. В этой связи отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о превращении ГАТТ во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

 

1.2 Создание ВТО 

Принимая решение о создании ВТО, Договаривающиеся Стороны руководствовались следующими общими соображениями: во-первых, особым значением, которое придается развитию международной торговли с точки зрения роста уровня благосостояния; во-вторых, своей приверженностью к принципам справедливой и свободной торговли; и, в-третьих, той исключительной ролью, которую уже сыграли соглашения и договоренности ГАТТ в создании равных возможностей для участников международной торговли.

Несмотря на все свое влияние, ГАТТ было раздроблено и с точки зрения статуса несовершенно еще на самом начальном этапе, когда попытки создания Международной Торговой Организации потерпели неудачу. Особенно явно этот недостаток Генерального Соглашения проявлялся при возникновении проблем, связанных с разрешением споров и соблюдением обязательств странами-членами Соглашения.

Основной целью создания ВТО стала замена старой, раздробленной системы ГАТТ новой, интегрированной международной организацией, наделенной полномочиями для действенного проведения в жизнь принципов и правил международной торговли, согласованных в ходе торговых переговоров. Соглашение об учреждении ВТО сводит в единую, подведомственную этой организации, систему все соглашения и договоренности, достигнутые в результате многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ. С юридической точки зрения практическое применение результатов “уругвайского” раунда, учитывая всю совокупность положений ГАТТ и, особенно, договоренностей “токийского” раунда, было бы значительно затруднено, если не невозможно. Поэтому участниками переговоров было принято решение о том, что все договоренности, достигнутые в ходе многосторонних торговых переговоров, являются неотъемлемой частью Генерального Соглашения - а, следовательно, и ВТО - и страны, участвующие в Соглашении, принимают на себя все содержащиеся в нем обязательства.

Система ВТО призвана выполнять следующие функции:

- она действует как  комплекс согласованных на многосторонней  основе правил, регулирующих поведение  правительств стран-членов в торговле. По существу, это правила поведения  государств и их торгующих  субъектов на мировых рынках;

- она выполняет роль  форума для торговых переговоров, направленных на либерализацию  торговли и обеспечение ее  большей предсказуемости либо  путем открытия национальных  рынков, либо путем укрепления  и расширения самих правил;

- она выполняет роль  международного суда, позволяющего  правительствам стран-членов ВТО  разрешать споры между собой.

 

До создания ВТО в систему ГАТТ входили 125 государств, на которые приходилось около 90% мирового товарооборота. Из крупных стран лишь Россия и Китай находились вне ее рамок, однако Китай, бывший одним из основателей ГАТТ, добился своего восстановления уже в ВТО. Кроме того, примерно 25 стран, по разным причинам оказавшихся в стороне, также ведут переговоры по присоединению к ГАТТ/ВТО.[3, с:169-174]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Роль ВТО/ГАТТ в современной мировой торговле.

2.1 Международные правила и стандарты в рамках ВТО

Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.

За прошедшие годы определились приоритетные направления деятельности ВТО. В области торговли товарами это:

- доступ на рынки (тарифные  и нетарифные барьеры);

- реализация правила ВТО  по таким специфическим товарам, как сельскохозяйственная продукция, текстиль и одежда;

- правила в отношении  использования антидемпинговых  пошлин, субсидий, защитных мер, технических  барьеров в торговле, санитарных  и фитосанитарных мер;

- импортное лицензирование  и процедуры импортного лицензирования. Все сказанное выше относится  и к этому направлению деятельности  ВТО.

Рассмотрение деятельности ВТО необходимо дополнить анализом эффективности ее работы. Всемирная торговая организация как существующий в настоящее время институт регулирования международных торговых отношений имеет свои специфические черты:

- ВТО играет центральную  роль в регулировании мировой  торговли;

- официальная процедура  принятия решений в рамках  ВТО имеет демократический характер;

- при столкновении формальных  и неформальных сторон функционирования  ВТО возникают трения и противоречия, это касается как ее руководящей  роли, так и процедур принятия  решений;

- ВТО, как и институты  глобального управления вообще, политически уязвима.

Международные правила и принципы, за которые выступает ВТО, способствуют развитию международных торговых отношений. Однако некоторые стандарты, влияющие на распределение доходов, могут систематически оказывать на страны дискриминирующее влияние. Например, Соглашение по вопросам применения в торговле прав на интеллектуальную собственность (Соглашение по ТРИПС) может приводить к значительным затратам для бедных стран, сильная патентная защита требуется им в меньшей степени, чем богатым государствам. Многие развитые страны и сами только недавно приняли законы, защищающие интеллектуальную собственность, и природа этих законов динамично менялась, отражая меняющиеся национальные экономические и политические факторы. Кроме того, у развивающихся стран не хватает дополнительных институтов для эффективного внедрения положений Соглашения по ТРИПС, а для их создания необходимы и время, и ресурсы.

Еще одним примером является применение международных правил бухгалтерского учета компаниями, действующими во многих развивающихся странах. Это позволяет им получить больший доступ к кредитам на международных рынках. Компании, стремящимися получить кредит на международных рынках, сами будут заинтересованы во внедрении у себя этих стандартов. Вместе с тем подобные стандарты в меньшей степени привлекательны для небольших фирм, поэтому принуждение мелких фирм в развивающихся странах взять на вооружение подобные правила повышает их издержки и может загнать в неофициальный сектор экономики.

С одной стороны, применение стандартов способно улучшить информационные потоки, а также облегчить производство и обмен. Международные стандарты потенциально способны содействовать развитию внешней торговли в гораздо большей степени, чем стандарты, принятые на основе двусторонних соглашений. И все же на практике страны могут использовать международные стандарты для блокирования внешней торговли. Например, введение обязательных правил относительно условий производства продукции может стать средством дискриминации иностранных поставщиков товаров или не допускать на рынок ни местных, ни иностранных участников. Вводимые при этом формальные правила могут быть более строгими, чем это реально необходимо для обеспечения определенного уровня социальной защиты; тем самым они будут вести к дополнительным издержкам для потребителей, уменьшая благоприятные последствия либерализации торговли

Приведение товаров в соответствие со стандартами требует затрат. Это единовременные затраты на изменение внешнего вида или структуры товара, затраты на создание особой системы управления, затраты, связанные с мониторингом, и др. Фирмам приходится делать выбор: разрабатывать дизайн, включающий основные элементы признанного стандарта, который легко приспособить к требованиям любого рынка, или разрабатывать дизайн, позволяющий удовлетворить требования внутреннего рынка, но с модификациями, предназначенными для экспорта. Крупные многонациональные фирмы, которые могут позволить себе дизайн продукта, соответствующий стандарту, способны получить преимущества на рынке за счет послепродажного обслуживания.

В сельском хозяйстве неудачи, связанные с отсутствием упорядоченной системы международных стандартов, потенциально могут свести на нет достижения, полученные благодаря устранению традиционных барьеров, так как страны вновь воздвигают эти барьеры, внедряя в одностороннем порядке стандарты на ввозимые и вывозимые сельскохозяйственные товары. В этой ситуации разработка международных стандартов на эти товары способствовала бы росту благосостояния развивающихся стран, но только при условии, что они смогут участвовать в принятии стандартов как равноправные партнеры.

В течение семи лет, пока продолжался Уругвайский раунд, более 60 развивающихся стран осуществили программы либерализации торговли. Некоторые из них реализовали эти программы в рамках переговоров о присоединении к ГАТТ, другие действовали в одностороннем порядке. В целом в ходе переговоров Уругвайского раунда развивающиеся страны и страны с переходной экономикой занимали гораздо более активную позицию и играли более влиятельную роль, чем в предыдущих раундах торговых переговоров в рамках ГАТТ. Запутанность Соглашения привела к тому, что поддержка, оказываемая сельскому хозяйству в развитых странах, выросла с 31% совокупных поступлений фермеров в 1997 г. до 40% в 1999 г.; и при этом соглашения Уругвайского раунда не были нарушены. В то же время развитым странам предстоит до 2005 г. провести либерализацию внешней торговли в соответствии с Соглашением о текстильной промышленности и производстве готовой одежды [15].

2.2Проблемы ВТО и их решения на современном этапе развития мирового хозяйства.

Разумеется, правовой пакет ВТО с самого начала не был избавлен от недостатков - они состояли в его некоторой несбалансированности по линии "Север-Юг". Очевидные преимущества закреплялись за развитыми странами. Наиболее ярко это до сих пор проявляется в сфере сельского хозяйства, где применение субсидий развитыми странами значительно затрудняет производителям из бедных стран выход на мировые рынки. Задача усовершенствования соглашений ВТО и исправления исторической несправедливости была возложена на новый раунд торговых переговоров - девятый по счету с момента создания ГАТТ или первый в рамках ВТО. Попытка начать его в 1999 году в Сиэтле провалилась. Сделать это удалось лишь в ноябре 2001 года на министерской конференции членов ВТО в столице Катара Дохе.

Однако компромисс между "богатым Севером" и "бедным Югом", позволивший начать переговоры, оказался недостаточным для успешного их продвижения: противоречия между развитыми и развивающимися странами стали глубже. Раскол произошёл по проблеме выбора тех направлений в деятельности ВТО, которые должны стать главными на ближайшее будущее. Если для развитых стран эти направления связаны с соглашениями в новых сферах, которые вероятно, пополнят правовой пакет ВТО (торговля и инвестиции, торговля и правила конкуренции, торговля и окружающая среда и др.). То, по мнению развивающихся стран, круг ведения ВТО должен быть по-прежнему ограничен вопросами торговли товарами и услугами в том виде, в каком они уже включены в сферу её компетенции. Эти глубокие противоречия и обусловили тот глубочайший кризис переговоров Дохийского раунда, в котором они оказались уже в 2003 году и продолжают оставаться по сей день. Неверно, однако, полагать, что этот раунд вообще не дал никакого результата.

В повестке дня переговоров Дохийского раунда значилось с самого начала более 20 тем, которые взаимоувязаны по принципу "единой сделки". Однако среди них есть наиболее важные и чувствительные вопросы. Чтобы прийти к согласию по всем темам, необходимо, по выражению генерального директора ВТО Паскаля Лами, соорудить три "опоры" - найти решение по трём ключевым вопросам: аграрным субсидиям, тарифам на сельскохозяйственную продукцию и тарифам на промышленные товары.

После неоднократных срывов и пауз в переговорном процессе в Женеве на так называемой мини-конференции стран-членов ВТО, состоявшейся в июле 2008 года, был всё-таки выработан общий компромисс, основные элементы которого можно было считать вполне впечатляющими. Предполагалось, что Евросоюз соглашается на 80-процентное сокращение наиболее искажающих торговлю сельхоз субсидий, США, в свою очередь, снижают фермерские субсидии на 70%, устанавливая потолок в 14,5 млрд долларов (против нынешних 22 млрд долларов в год). ЕС также снижает импортные тарифы на сельхозпродукцию в среднем на 60%. Эти меры в принципе позволили бы развивающимся странам-производителям продуктов сельского хозяйства - в первую очередь, таким как Бразилия - получить лучший доступ на рынки в развитых стран. В обмен та же Бразилия и другие крупные развивающиеся страны должны были понизить импортные тарифы на промышленные товары. Срыв произошёл из-за разногласий вопросам скорее технического характера[7, с: 112].

Отсутствие ожидаемого результата не приобрело бы столь драматической окраски, если бы не мировой экономический кризис, который быстро распространился по планете во второй половине 2008 года. Нарастание торгового протекционизма стало естественной реакцией государств на экономический спад и рост безработицы. Протекционистские меры дали многим повод говорить о том, что в условиях нынешнего кризиса правила ВТО якобы нарушаются в массовом порядке и сама организация не в силах сдержать данный процесс. На самом деле это не так.

Информация о работе Экономические последствия вступления России в ВТО