Системные обязательства России при
присоединении к Всемирной торговой организации
вытекали из более чем 20 соглашений ВТО
в сфере регулирования торговли товарами,
услугами, интеллектуальной собственностью,
технического регулирования и применения
антидемпинговых мер. Так, Россия приняла запрет на прямое
субсидирование производства товаров
на экспорт, а также требование унификации налогообложения
российских и импортных товаров. Это, в
свою очередь, повлекло некоторых изменения
в системе лицензирования. Так, ещё до
завершения процесса присоединения Россия
отказалась от лицензирования импорта
лекарственных средств, а в 2012 году было отменено лицензирование
в отношении импорта алкоголя. При этом
максимальная сумма таможенных сборов
за оформление ввоза товаров снизилась
со 100 до 30 тысяч рублей, однако Россия сохранила за собой право
применения более жёстких санитарных
мер в случае, если этого требует установленный
в стране уровень защиты.
К моменту вступления в ВТО законодательство
России в сфере охраны прав интеллектуальной
собственности было приведено в соответствие
стандартам организации, включая Соглашение
по Торговым аспектам охраны прав интеллектуальной
собственности. С целью урегулирования споров, связанных
с защитой интеллектуальных прав, в стране
будет создан специализированный арбитражный
суд, работа которого начилась уже в 2013 году.
Кроме того, в случае, если импортёр не
согласен с отказом в разрешении на импорт
того или иного товара, он сможет прибегнуть
к прозрачной процедуре обжалования этого
решения и получить письменный ответ с
перечнем мер, необходимых для получения
разрешения. Принцип транспарентности будет применяться
и к сфере законодательства: Россия приняла
на себя обязательство публикации проектов
всех нормативных актов, затрагивающих
экономические отношения, с тем, чтобы заинтересованные стороны
могли внести свои предложения, которые
будут учтены при их доработке.
Угрозы
По оценкам Главы Министерства
экономического развития Андрея Белоусова,
прямые потери России от присоединения
к ВТО, связанные со снижением импортных
пошлин, уже в 2013 году составили 188 миллиардов
рублей, в 2014 году — 257 миллиардов рублей,1 а в 2015 году — 366 миллиардов рублей.2 В действительности значительная
часть этого ущерба будет снивелирована
ростом объёмов торговли и соответствующим
увеличением налогооблагаемой базы. Оценки
Министерства финансов более пессимистичны:
присоединение России к ВТО, обощлось
бюджету в 310 миллиардов рублей в 2013 году.3 Представители же отдельных
отраслей называют такие цифры: так, президент
ассоциации «Росагромаш» Константин Бабкин
оценивал ежегодные потери в 1,5 триллиона
рублей, а заместитель председателя комитета
Государственной Думы по экономической
политике, инновационному развитию и предпринимательству
Николай Арефьев предполагал увеличение
убытков в геометрической прогрессии:[4]аналитические прогнозы утверждают
, Россия будем иметь потери в 6,5 триллиона
рублей, причем 3 триллиона рублей это
будут прямые потери, косвенные потери
3,5 триллиона, накопленные потери 8 триллионов
рублей, а к 2020 году весь объём утраченных,
неполученных средств будет примерно
26 триллионов рублей или примерно 3 годовых
бюджета России.
Основная часть этих потерь,
предполагали эксперты Strategic Business Solutions
(SBS), придётся на сельское хозяйство и
пищевую промышленность, а также машиностроение:
в общей сложности к 2020 году объём производства
в этих отраслях сократится на 3,3 % и 2,5 %
соответственно.[5]
Перспективы
По оценкам Организации экономического
сотрудничества и развития, выгода России
только от упрощения таможенных процедур
в условиях присоединения к ВТО составит
около 18 миллиардов долларов ежегодно.6 Общая выгода от присоединения
РФ к Всемирной торговой организации в
среднесрочной перспективе, по данным
Всемирного банка, составит 3,3 % ВВП, что
эквивалентно сумме в 49 миллиардов долларов,
а в долгосрочной перспективе Всемирный
банк оценивал выгоды России от вступления
в организацию на уровне 11 % ВВП (162 миллиарда
долларов). Дополнительным преимуществом
для российских товаропроизводителей,
в особенности работающих в сфере металлургии,
химической промышленности и энергетики,
станет снятие экспортных барьеров, потери
от которых достигали 2 миллиардов долларов. Кроме того, в Министерстве
экономического развития предполагали,
что увеличение объёма экспорта повлечёт
за собой создание до 40 тысяч рабочих мест. При
этом, как показал опрос, проведённый компанией Grant
Thornton весной 2012 года, 28,7 % представителей
компаний Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего
Новгорода, Екатеринбурга и Новосибирска
с численностью персонала до 500 человек
ожидали положительного влияния вступления
России в ВТО на их бизнес. Среди конкретных
мер, вызывающих этот оптимизм, респонденты
называли снятие таможенных барьеров,
расширение рынков сбыта, единообразие
таможенных правил, платежей и фискальной
политики, а также приток инвестиций.
Основной причиной тревоги отечественных
игроков рынка стало снижение импортных
пошлин: уже с 23 августа 2012 года их сокращение
коснулось примерно тысячи товаров, включая
мясо, одежду и автомобили. По предварительным
оценкам, средневзвешенная величина ставки
упала с 9,6 % до 7,5-7,8 %.Однако возможности
правительства по поддержке отечественной
экономики в рамках ВТО были достаточно
обширны: правила организации предусматривают
три варианта мер, называемых корзинами.
«Зелёная корзина» включает меры, которые
не оказывают влияния на увеличение производства
и объём торговли, например, строительство
инфраструктуры, подготовка кадров. Финансирование
мер в рамках этой корзины не ограничивается.
«Голубая корзина» включает меры по ограничению
объёмов производства продукции с целью
достижения выгодного производителям
уровня цен. А к «жёлтой корзине» относятся
меры, направленные на стимулирование
производства и торговли, например, субсидии и дотации. При этом
именно на применение мер «жёлтой корзины»
накладывается максимальное количество
ограничений.
В целом на поддержку отечественной экономики
в условиях вступления по Всемирную торговую
организацию в течение 2013—2015 годов планируется
выделить не менее 75 миллиардов рублей. При
этом первый вице-премьер Игорь Шувалов
выразил готовность рассмотреть все просьбы
о предоставлении поддержки от представителей
отраслей, которые потенциально могут
пострадать от вхождения России в ВТО.
3.2 Оценки влияния
ВТО на экономику России и
Самарской области
По результатам более десяти
проведенных исследований последствий
присоединения России к ВТО не выявлено
факторов, которые могут привести к возникновению
значительных и явных отрицательных последствий,
способных заметно повлиять на направление
и темпы развития экономики в целом.
Из числа исследований, выполненных
в России, следует выделить работу Национального
инвестиционного совета и РАН "Народнохозяйственные
последствия присоединения России к ВТО",
и исследование Государственного университета
- Высшей школы экономики "Разработка
прогнозов социально-экономических последствий
вхождения России в ВТО", которые носят
наиболее комплексный и универсальный
характер.
Одним из основных выводов исследований,
является то, что членство России в ВТО
будет способствовать возникновению ряда
структурных, политических и иных качественных
изменений, которые могут благоприятствовать
созданию условий для повышения конкурентоспособности
российских предприятий.
В первую очередь речь идет
об имплементации ряда ключевых принципов
ВТО и их влияния в области регулирования
торгового режима:
- применение принципа
режима наибольшего благоприятствования
(РНБ) и национального режима, обеспечивающих
реализацию принципа недискриминации,
имеет в основном положительное
значение, в том числе и с
точки зрения формирования системы
регулирования внутреннего рынка.
Эти принципы позволяют улучшить
условия доступа на внешние
рынки, с одной стороны, а с
другой - поощряют развитие конкуренции
на внутреннем рынке;
- транспарентность предполагает
доступность информации о мерах
государственного регулирования
и применения любых мер регулирования
только после опубликования; единообразное
применение мер регулирования; возможности
обжалования действий властей. Таким
образом, обеспечение транспарентности
будет способствовать улучшению
условий предпринимательской деятельности,
повышению репутации властей
и росту деловой и инвестиционной
привлекательности экономики;
- совершенствование законодательства
на основе принципов ВТО приведет
к росту инвестиционных потоков,
снижению административного давления
на предпринимателей на внутреннем
рынке. Поскольку объем производства и
реализации местных товаров существенно
больше, чем импортных, это приведет к
некоторому повышению конкурентоспособности
российских предприятий, которые смогут
снизить затраты на выполнение обязательных
требований.
- Фиксирование в российском
законодательстве данных принципов
отразится благоприятным образом
на развитии экономики в целом,
на росте инвестиций, кроме того,
будут созданы более эффективные
механизмы защиты отечественных
товаропроизводителей как на
внутреннем рынке, так и на
внешних рынках.
Влияние ВТО на Самарскую
область
В целом негативные последствия
от вступления в ВТО составят 25,1% к выпуска
2020 г.
После вступления в ВТО, в том
числе прямые потери роста – 2,9% и упущенные
возможности роста – 22,2%. Это приведет
к сокращению 171-342 тысяч рабочих мест.
Негативное влияние ВТО на нефтепереработку,
нефтехимию и газохимию и металлургию
минимально в связи с экспортной ориентацией
и значительным объемом инвестиций в развитие
и модернизацию производства за последние
5 лет.
Вследствие трудоемкости расчетов
негативный эффект для производства и
распределения электроэнергии, газа и
воды не рассчитывался и для целей настоящего
исследования полагался равным 0. Вместе
с тем можно определенно ожидать некоторое
снижение объемов производства (до
10-15%) вследствие сокращения объема промышленного
производства в целом по стране.
Совокупный негативный эффект
составил 323,5-141 млрд.руб., в т.ч. по значимым
отраслям 298,62-119,1 млрд. рублей:
- Производство транспортных
средств и оборудования - 205,13-27,11 млрд.руб.
(33,1-4,4%)
- Производство легковых автомобилей - 164,77-23,31 млрд.руб. (34,2-4,8%)
- Машиностроение - 74,1-73,17 млрд.руб. (91,4-91,8%)
- Тяжелое и энергетическое машиностроение - 43,56-43,82 млрд.руб. (100,7-100,3%)
- Пищевая промышленность - 19,39-18,82 млрд.руб. (33,3-32,6%)
- Производство напитков - 7,15-6,84
млрд.руб. (75-68,4%)
Тяжелое и энергетическое машиностроение,
производство энергетического оборудования.
Средний темп роста выпуска в фактических
ценах по России с 2005 г. по 2010 г. составил
16% в год. В 2010 г. совокупная выручка компаний
в целом по России достигла 713,3 млрд.
руб. Доля импорта составляет от 50% до 80%.
После вступления России в ВТО по буровому
оборудованию пошлина будет снижена с
10% от стоимости, но не менее 2,5 евро с кг
до 2% за 2 года. По реакторам для нефтепереработки
с 15% до
10% за 3 года. По роторам
и их лопаткам пошлина будет
снижена с 10% до 5% за 4 года. По паровым
турбинам мощностью свыше 40 МВт
пошлины будут снижены к 2016 году
с нынешних 20 до 15%, а для турбин
менее 40 МВт так и останутся
на уровне 15%. Пошлина на котельное
оборудование будет снижена с
15 до 7,5% к 2016 году. Пошлина не энергооборудование,
включая турбины, двигатели и
моторы практически не изменится.
Согласно расчетам в масштабах
РФ прямые потери отрасли вследствие
увеличения импорта достигнут 33%
от объема производства 2020 г. после
вступления в ВТО. В результате
снижения инвестиций в развитие
производства упущенные возможности
роста составят дополнительные 55%
от объема производства 2020 г.
Производство легковых
автомобилей. Средний темп роста
выпуска в фактических ценах
по России с 2005 г. по 2010 г. составил
22%
в год. Доля импорта составляет
около 35-45%. После вступления России в ВТО
по новым легковым автомобилям произойдет
снижение
пошлины с 25% до 15% в течение
7 лет, причем снижение произойдет в основном
в течение последних 3 лет. При этом пошлины
на
старые автомобили (бывшие в
употреблении от 3 до 7 лет) сохранятся
на уровне 20% после снижения с 25% в течение
переходного
периода. В целом, влияние снижения
импортных пошлин на отрасль будет завесить
от успешности реализации инвестиционных
проектов. Согласно расчетам
в масштабах РФ прямых потерь отрасли
от вступления в ВТО не будет, т.к. импорт
уже сейчас
преобладает на российском
рынке. В результате снижения инвестиций
в развитие производства упущенные возможности
роста
составят 34% от объема производства
2020 г.
Производство напитков. Средний темп
роста выпуска в фактических ценах по
России с 2005 г. по 2010 г. составил 19% в год.
Доля импорта составляет около 10-15%. После
вступления России в ВТО по водам, включая
природные или искусственные минеральные,
газированные, без добавления сахара или
других подслащивающих или вкусо-ароматических
веществ пошлины будут снижены с 18%-20%,
но не менее 0,084-0,1 евро за 1 до интервала
13-20%, но не менее 0,061-0,07 евро за 1 л за 5 лет.
По водам, включая минеральные и газированные,
содержащие добавки сахара или других
подслащивающих или вкусо-ароматических
веществ, и прочим
безалкогольным напиткам пошлины
будут снижены с 8-15%, но не менее 0,024-0,07
евро за 1 л до 8%-9%, но не менее 0,02-0,04 евро
за 1 л за 5 лет. Согласно расчетам в
масштабах РФ прямых потерь отрасли от
вступления в ВТО не будет. В результате
снижения инвестиций в развитие производства
упущенные возможности роста составят
дополнительные 22% от объема производства
2020 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенных
данных можно сделать вывод, что в настоящее
время организацией, регулирующей правила
ведения торговли между странами, является
Всемирная торговая организация (ВТО).
За годы работы Организация приобрела
серьезное влияние и стала главным институтом
мировой экономической системы, включающей
в себе 159 членов, в том числе: 155 международно
признанных государства-члена ООН, частично
признанный Тайвань, 2 зависимые территории
(Гонконг и Макао) иЕвропейский
союз.
Можно отметить, что существует
два подхода к проблеме эффективности
ВТО. Сторонники одного подхода считают
ВТО инструментом, с помощью которого
развитые страны вообще и США в частности
навязывают интересы своих деловых элит
остальному миру. Сторонники другого подхода
считают ее нейтральной структурой, которая
обеспечивает выработку коллективных
правил и норм, приносящих пользу всем
участвующим в торговле странам.