Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:17, доклад
Проблема значения слова всегда была одной из сложнейших для философии, лингвистики, психологии. Еще большие трудности возникли при ПЛ подходе к этой проблеме, поскольку перенесение в фокус внимания специфики значения как достояния индивида потребовало пересмотра логико-рационалистической трактовки значения, ставшей привычной и устойчивой традицией.
Вопросы для ознакомления
1. С каких позиций может исследоваться значение слова?
2. Какие ключевые понятия можно положить в основу классификации ведущих подходов к значению слова как достояния индивида?
3. Какие основные проблемы волнуют исследователей значения?
4. Почему делаются попытки отказа от идеи "семантического треугольника"?
5. В чем состоит специфика психологической структуры значения?
6. Что должно составлять базу для разработки психолингвистической концепции значения?
Из числа рассматриваемых в последние годы процессов функционирования значения назовем также концептуальное пересечение, которое трактуется как общий когнитивный процесс, связанный со всеми когнитивными операциями. Так, в [Turner & Fauconnier 1995] вместо традиционно принятого пересечения двух полей авторы рассматривают концептуальное пересечение (conceptual blending) с позиций модели "множественных пространств" ("many-space" model). Предполагается, что пересечение структур из двух или более исходных ментальных пространств проецируется на отдельное производное пространство, которое включает исходные структуры и в то же время имеет собственную производную структуру, нередко не проецируемую ни одним из исходных пространств. На ряде примеров демонстрируется, что значение не является композиционным в принятом в семантике смысле. Авторы полагают, что не существует кодирования понятий словами или раскодирования слов в понятия: языковое выражение дает только намёки для конструирования концептуальной структуры, а видимая формальная организация таких намёков не является прямым отображением концептуальной структуры, которая на их основе должна быть построена, или концептуальной структуры, которая вызвала к жизни это языковое оформление. Концептуальное пересечение функционирует во многих областях познания и действия; оно включает межпространственное картирование сходных объектов и интегрирование событий.
Ментальное пространство ("mental space") трактуется как относительно небольшой концептуальный набор (conceptual packet), создаваемый для частных целей понимания и действия. Ментальные пространства создаются всегда, когда мы думаем и говорим, они взаимосвязаны и могут модифицироваться по мере развертывания дискурса [Fauconnier 1994 (1985)]. Лишь небольшая часть знания, ассоциируемого с некоторой концептуальной областью, эксплицитно используется при построении нужного ментального пространства. Дополнительная структура становится доступной посредством заполнения по умолчанию и с учетом прагматических требований дискурса. Ментальные пространства нередко черпают структуры из более чем одной концептуальной области. С трактовкой ментальных пространств с функциональной точки зрения можно ознакомиться по работе [Динсмор 1996], где особо подчеркивается значимость пространственного распределения знаний как общей связующей основы познания и общения. См. также [Fauconnier & Turner 1994], где вводится многопространственная модель метафоры и концептуальной интеграции.
Наглядным свидетельством перехода исследований значения на качественно новый уровень может служить книга [Fauconnier 1997], где убедительно демонстрируется, что даже "простейшие" значения, используемые нами в повседневной жизни, вовсе не являются "простыми": за ними стоят сложнейшие когнитивные операции, которые не могут быть напрямую переданы языковыми формами. Отсюда следует, что язык не является "кодом" для таких операций, он только дает "ключи" для когнитивного конструирования; успешность пользования такими ключами обеспечивается ситуацией и контекстом. В ходе общения нам только кажется, что значение прямо содержится в языке. При овладении языком дети усваивают не абстрактную языковую систему, а полную систему когнитивного картирования со всеми ее пересечениями и конфигурациями, сопровождаемую средствами языковой манифестации.
Процессы, имеющие
место при функционировании значения,
и в том числе абстрагирование,
концептуальное пересечение, категоризация
и т.д. протекают с опорой на некоторые
примеры принадлежности к тому или
иному классу объектов, прототипы, эталоны,
на их признаки и признаки признаков,
на сходство и различия между идентифицируемыми
элементами языкового или
Итак, для
разработки теории значения требуется
повседневный учет результатов исследований
в разных областях науки, а выделенные
в 4.2 ключевые понятия подвергаются
уточнению по мере углубления научных
представлений о системе
Становится
также очевидным, что объяснительная
сила ПЛ теории слова в значительной
мере определяется тем, насколько убедительно
она сможет обосновать трактовку
специфики значения слова как
достояния индивида и показать, за
счет чего и каким образом реализуется
способность слова служить
При изучении
динамики исследований в области
значения прослеживается все более
явно проявляющееся (иногда еще не вполне
осознаваемое) стремление перейти от
атомарности через
Становится
также очевидным, что проблема значения
пересекается со многими другими
не менее сложными проблемами, трактовка
которых различается в
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ
1. Какие
особенности ассоциативного
2. Как параметрический подход к значению соотносится с классическим компонентным анализом и другими попытками выделить "семантические составляющие", "семантические множители", "семантические примитивы" и т.п.?
3. Какие
формы существования значений
предусматриваются
4. Какова
взаимосвязь между
5. Какой
или какие из перечисленных
в 4.2 подходов предусматривают
учет проявлений эмоционально-
6. Какие
формы организации знаний
7. Как разные
подходы к значению
8. В чем состоят принципиальные различия между: 1) идеями "семантического треугольника" и "семантической трапеции", 2) диаграммой Ж. Верньо, 3) "психосемиотическим тетраэдром" Ф.Е. Василюка?
9. Как вы
понимаете указание Ж. Верньо
на то, что нельзя смешивать
концептуализацию и
10. В чем состоят
различия в трактовке
134
11. Как вы понимаете
трактовку чувственной ткани
как "представителя тела"? В
какой упомянутой в этой главе
зарубежной работе также
12. Какие положения
триархической теории
13. Каким образом
представление о "модульном"
устройстве языкового/речевого
14. В чем
состоит принципиальное различие
между концепциями вариативности
значения и вариативности
15. Что общее
имеется у двух приведенных
в 4.3.4 подходов к проблеме
16. Чем определяется
основополагающая роль
17. В чём состоит
суть процесса знакового
18. Какие процессы связаны с функционированием значения у индивида?
ЗАДАНИЕ 1. Составьте таблицу, в 1-м столбце которой назовите рассматриваемый подход к значению, во 2-м — ключевое слово, в 3-м — основную особенность этого подхода, в 4-м — фамилии ведущих представителей. Что еще вы считаете полезным добавить к этой таблице? Как вы назвали бы подход, способный учесть все актуальные характеристики значения?
ЗАДАНИЕ 2. Ознакомьтесь с информацией о связанных с проблемой значения процессах, которая дается в терминологических словарях [Баранов, Добровольский 1996; Кубрякова и др. 1996]. Обсудите полученные сведения с позиций того, что говорилось выше (в главах 1, 2) о специфике ПЛ подхода к анализу языковых явлений и об особенностях функционирования языкового/речевого механизма человека.
ЗАДАНИЕ 3. В 4.1 говорилось о том, что значение слова у индивида не совпадает со строго определяемым понятием. Характер такого несовпадения по-разному трактуется теми или иными авторами. Так, в [Aitchison 1987: 42] приводится рисунок, согласно которому значение слова покрывает только часть понятия, т.е. понятие оказывается шире, чем значение слова. Известны ли вам иные трактовки этой проблемы? С учетом того, что говорилось в этой главе о психологической структуре значения слова, выскажите свое суждение по этому вопросу.
ТЕМЫ для обсуждения на семинарах и материалы для реферирования
1. Орудие и знак в развитии ребенка [Выготский 1984: 14-17; 80-90].
2. Формы существования значения [Леонтьев A.A. 1983: 5-20].
3. Психосемантические проблемы значения [Петренко 1997: 7-27; 45-61].
4. Проблема категоризации и связанные с ней дискуссии [Фрумкина 1992: 36-40; Фрумкина и др. 1991: 45-59; Лакофф 1996: 143-167].
5. "Психосемиотический тетраэдр" [Василкж 1993: 5-19].
1. Независимо
от того, как решается проблема
знаковости применительно к
Информация о работе Подходы к трактовке лексического значения слова