Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:17, доклад
Проблема значения слова всегда была одной из сложнейших для философии, лингвистики, психологии. Еще большие трудности возникли при ПЛ подходе к этой проблеме, поскольку перенесение в фокус внимания специфики значения как достояния индивида потребовало пересмотра логико-рационалистической трактовки значения, ставшей привычной и устойчивой традицией.
Вопросы для ознакомления
1. С каких позиций может исследоваться значение слова?
2. Какие ключевые понятия можно положить в основу классификации ведущих подходов к значению слова как достояния индивида?
3. Какие основные проблемы волнуют исследователей значения?
4. Почему делаются попытки отказа от идеи "семантического треугольника"?
5. В чем состоит специфика психологической структуры значения?
6. Что должно составлять базу для разработки психолингвистической концепции значения?
Обратим внимание
на то, что в схемах "А", "Б"
и "В" значение слова остается
"стерильным" с точки зрения
учета каких бы то ни было способов
отображения отношения субъекта
к тому, что стоит за именем (знаком)
для носителя языка. Тем не менее
диаграмма, предложенная Ж. Верньо, отображает
значительный шаг вперед по сравнению
с семантическим треугольником
и трапецией значения, выводя на
ситуационный подход в трактовке
значения и акцентируя внимание на
деятельности индивида, способствующей
выработке операторных
Весьма важным представляется указание Ж. Верньо на то, что "нельзя смешивать концептуализацию и символизацию" [Верньо 1995: 17], как и подчеркивание им главной роли действия в процессах концептуализации. Заметим также, что Ж. Верньо фактически приходит к пересмотренной трактовке референции, которая увязывается с особенностями становления и работы познавательного аппарата индивида.
С позиций своего экспериментального исследования подходит к проблеме значения патопсихолог Ф.Е. Василюк [1993].
При анализе
эмпирического материала Ф.Е. Василюк
обнаружил, что, употребляя традиционные
термины, исследователь попросту наклеивает
на факты "нормативно-оценочные
В целях
первичной интерпретации
Ф.Е. Василюк
выдвигает гипотезу, согласно которой
чувственная ткань образа является
многомерной субстанцией, для измерения
которой оказывается
Ф.Е. Василюк
подробно обсуждает экспериментальные
факты, свидетельствующие о
Автор подчеркивает,
что прилежащие к углам тетраэдра
внутренние зоны состоят из чувственных
тканей предметного содержания, значения,
слова и личностного смысла, а
объем в центре модели заполнен живой,
чувствующей, пульсирующей материей, как
бы уплотняющейся вблизи полюсов
образа и в целом являющейся "представителем
тела", в то время как сами полюса
"выступают представителями
Ф.Е. Василюк отмечает, - что в его модели образ сознания имеет не три образующих (значение — личностный смысл — чувственная ткань), а пять измерений: четыре из них (значение, предмет, личностный смысл, знак) "являются своего рода магнитными полюсами образа. В каждый момент силовые линии внутренней динамики образа могут направляться по преимуществу к одному из этих полюсов, и возникающим при этом доминированием одного из динамических измерений создается особый тип образа" [Op. cit.: 18]. В качестве пятой образующей сознания Ф.Е. Василюк рассматривает чувственную ткань, но не как стоящую в ряду "значение — личностный смысл — чувственная ткань", а как особую внутреннюю "составляющую" образа как представительницу тела, представителя мира человеческого тела в образе сознания. Ф.Е. Василюк подчеркивает при этом, что "Образ предстает перед нами не как внешняя по отношению ко всем этим мирам сущность, извне со стороны детерминируемая ими, а как часть каждого из них, как их интеграл, как их интерференции, "голограмма", в которую вливаются волны и энергии всех этих миров, не сливаясь в аморфную массу, но и не оставаясь отдельными, а входя в такое единство как отдельные голоса в многоголосье" [Op. cit.: 18].
Теоретическая значимость концепции Ф.Е. Василюка еще не оценена по достоинству, хотя всё чаще появляются ссылки на обсуждаемую работу. Фактически им затронут широкий круг фундаментальных проблем, которые оказываются в центре внимания современной мировой науки. К числу таких проблем относится, в частности, связь между телом и сознанием человека (см., например, обсуждение этого вопроса в работах [Зинченко 1997; Johnson 1987; Turner 1994]). Следует также подчеркнуть, что в модели Ф.Е. Василюка полюс "С" точнее называть "полюсом словоформы", поскольку в состав слова как такового в единстве его формы и значения для индивида входит всё, что описывается "психосемиотическим тетраэдром". Это согласуется с ПЛ концепцией слова и в то же время объясняет регистрируемые в экспериментах связи между словами по их звуковой или графической форме.
С этой точки
зрения интересна триархическая
теория интеллекта, разрабатываемая
Р. Стернбергом [1996], который предлагает
возможное комплексное
На основании
результатов проведенных им экспериментальных
исследований Р. Стернберг полагает,
что испытуемые (ии.) имеют тенденцию
предпочитать одни стратегии другим
потому, что они требуют меньшей
нагрузки на рабочую память, а выбор
ментальной репрезентации информации
тесно связан с принятой стратегией.
Люди проявляют гибкость в способах,
репрезентации, используя как
Решая вопросы о том, какая информация является релевантной, как совместить ее в единое целое с ранее известным и как она соотносится с этим известным, индивид опирается на свой предшествующий опыт, который может быть подводимым под некоторые "сценарии", "схемы", "фреймы", или нулевым. Для последнего случая Р. Стернберг выделяет три типа инсайтов (от insight — постижение, озарение), связанных с селективным кодированием, комбинированием и сравнением.
Соотношение
между интеллектом и внешним
миром индивида, т.е. использование
умственных механизмов в повседневной
жизни для приспособления к среде,
рассматривается Р.Стренбергом
В непосредственной
связи с последним положением
концепции Р. Стернберга представляется
уместным упомянуть исследование индивидуального
ментального опыта, проводимое М.А.
Холодной [1996]. Со ссылками на ряд авторов
и на свои научные изыскания М.А.
Холодная отмечает, что характеристики
индивидуальных репрезентаций происходящего
(своеобразие типа восприятия, понимания
и интерпретации событий
Интересна также работа Б.Б. Коссова 1996], предположившего, что нахождение "ключевого признака" в процессах эвристического поиска при изучении механизмов творческого мышления равносильно инсайту.
В связи
с проблемой типологии
Акцентирование внимания на множественности форм репрезентации того, что лежит за словом у индивида, на возможности разных стратегий пользования такими репрезентациями и на влиянии ряда факторов на выбор стратегий и наиболее подходящих для них форм репрезентации с опорой на разные виды признаков (в том числе "слабые"), противостоит "уравниловке", неизбежной при традиционном признания (по умолчанию) равнозначности значений для всех пользующихся ими людей.
В наиболее четком виде требование учета вариативности значения слова сформулировано в книге [Dunbar 1991], где гибкость и точность значения трактуются как комплементарные понятия. Автор подчеркивает, что, как ранее указывалось в [Dunbar 1984], значения слов в одно и то же время являются и вариативными, подвижными (flexible), и точными (precise). В лингвистике, психологии и формальной семантике имеется устойчивая тенденция трактовать подвижность лексического значения как маргинальное явление, как аномалию с точки зрения системы, однако Дж. Данбар рассматривает эту особенность лексического значения как центральный, а не периферийный феномен.
Информация о работе Подходы к трактовке лексического значения слова