Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:17, доклад
Проблема значения слова всегда была одной из сложнейших для философии, лингвистики, психологии. Еще большие трудности возникли при ПЛ подходе к этой проблеме, поскольку перенесение в фокус внимания специфики значения как достояния индивида потребовало пересмотра логико-рационалистической трактовки значения, ставшей привычной и устойчивой традицией.
Вопросы для ознакомления
1. С каких позиций может исследоваться значение слова?
2. Какие ключевые понятия можно положить в основу классификации ведущих подходов к значению слова как достояния индивида?
3. Какие основные проблемы волнуют исследователей значения?
4. Почему делаются попытки отказа от идеи "семантического треугольника"?
5. В чем состоит специфика психологической структуры значения?
6. Что должно составлять базу для разработки психолингвистической концепции значения?
Ряд авторов признает иллюзорность полноты описаний значения слов. Отстаивающие подобную позицию авторы пытаются заменить или дополнить декомпозицию значения использованием параметров значения, прототипов категории, фреймов, ментальных моделей и т.д., а интроспекция исследователя дополняется обращением к носителям языка.
В связи со скептицизмом по поводу возможности вычленения и описания строго фиксированного значения слова образно высказывается Джин Эйчисон: "Word meanings cannot be pinned down, as if they were dead insects. Instead, they flutter around elusively like live butterflies. Or perhaps they should be likened to fish which slither out of one's grasp" [Aitchison 1987: 40]; т.е. значения слов — это не мертвые насекомые, которых можно пришпилить булавками, а живые бабочки, неуловимо порхающие вокруг нас, или рыбы, выскальзывающие из рук, когда кажется, что их поймали. Дж. Эйчисон приводит высказывания ряда ученых по этому поводу (в том числе Дж. Лакоффа, У. Лабова).
Чтобы обнаружить основания для таких крайних точек зрения и для попыток примирить их через некоторые компромиссные варианты, представляется полезным в каждом конкретном случае эксплицировать действительную, а не декларируемую, исходную позицию того или иного автора: все они говорят о том, что исследуют когнитивные, ментальные и тому подобные характеристики значений4, однако фактически одни исследователи фокусируют внимание на характеристиках значения с позиций того, что было квалифицировано выше как ЯЗЫК2, по умолчанию трактуя языковую дефиницию как научную гипотезу относительно закодированного в слове понятия (что составляет вполне реализуемую задачу по крайней мере для большинства слов), а другие — как ЯЗЫК1, пытаясь обнаружить и описать всё то, что стоит за словом у пользующегося им индивида (это, естественно, не совпадает с чётко определяемым понятием, в то время как сама постановка задачи сопоставима с попыткой достичь линии горизонта, если не установлены заранее какие-то разумные пределы и ориентиры5). Отсюда становится очевидным, что одни авторы более или менее успешно описывают системное значение слова, а другие пытаются обнаружить его пси-хологическую структуру, в то время как третьи (сторонники компромиссных вариантов) подсознательно учитывают факт коррелированно-сти того и другого, тем самым имплицитно признавая важность сочетания системных и психологических характеристик значения слова как достояния индивида. Весьма симптоматичной в этом отношении представляется позиция А. Вежбицкой, которая трактует значение слова как некоторую конфигурацию семантических примитивов [Wierzbicka 1992: 210], но в то же время полагает, что использование прототипов
4 Так,
А. Вежбицкая считает
5 Значение
слова у индивида
может помочь конструировать самые удачные и наиболее наглядные дефиниции, нацеленные на отображаемую языком и оформленную его средствами концептуализацию реальности человеком [Wierzbicka 1996: 169]. Обсуждение этого вопроса мы продолжим ниже в 4.2 и 4.4.
После такого предварительного комментария, ставившего своей целью помочь читателю разобраться в сложной и запутанной ситуации исследований в области проблематики значения, а также ориентироваться в фигурирующих ниже терминах, кратко рассмотрим динамику подходов к трактовке значения слова как достояния индивида.
Начинающий
исследователь обычно сталкивается
с многообразием концепций
Например, А.
Ченки при обсуждении трех когнитивно-ориентированных
теорий значения (Дж. Лакоффа, Р. Лангакера
и Р. Джакендоффа) приводит высказывание
Р. Джакендоффа о том, что важным
предварительным условием при разработке
его концепции была совместимость
с мировоззрением генеративной лингвистики.
Далее А. Ченки приходит к выводу,
что Р. Джакендофф одной ногой
уже находится на почве когнитивного
подхода к семантике, а другой
— погряз в традиции порождающего
синтаксиса [Ченки 1996: 77], беззаветная
преданность формализмам
Тем не менее в разных подходах вызревают идеи, которые оказываются полезными для ПЛ трактовки значения, поэтому здесь и далее фигурируют имена авторов различной теоретической ориентации, что согласуется с условностью распределения ученых по жестко обозначенным научным школам. Так, А. Ченки считает уместным говорить о том, в каком отношении и до какой степени тот или иной подход является когнитивным [Ченки 1997: 345], а Е.В. Рахилина указывает, что к представителям когнитивного подхода в семантике причисляют, например, Дж. Лакоффа, Р. Лангакера, Р. Джакендоффа, Ч. Филлмора, Л. Талми, Дж. Тейлора, Р. Дирвена, Ж. Фоконье, Б. Рудзку-Остин, А. Ченки, А. Вежбицкую, что дает представление о разнообразии подходов внутри когнитивной парадигмы [Рахилина 1997: 371-372].
В качестве
критериев для разграничения
основных подходов к проблеме значения
представляется возможным взять
ключевые понятия, выступающие как
стержневые при развитии определенного
направления научных изысканий,
хотя в рамках одного и того же подхода
могут фигурировать концепции значения,
которые на первый взгляд кажутся
весьма различающимися. Тем не менее
именно такой критерий представляется
наиболее удачным для демонстрации
динамики взглядов на специфику значения
как достояния индивида, сдвигов
акцентов, и в то же время фундаментальности
соответствующих ключевых понятий,
их взаимосвязи и
К числу направлений исследования специфики значения как достояния индивида можно отнести ассоциативный, параметрический, признаковый, прототипный и ситуационный подходы с ключевыми для них понятиями ассоциации, параметра, признака, прототипа, ситуации. Каждый из названных подходов заслуживает детального обсуждения, однако в рамках учебника можно дать только общее представление об их специфике (эти подходы и комплекс связанных с ними проблем подробно рассматриваются в книге [Залевская рукопись]).
При рассмотрении
ассоциативного подхода необходимо
прежде всего уточнить, что речь
идет об ассоциативном значении, но
не об ассо-цианизме как одном из
направлений в развитии мировой
психологии. В отличие от идущей
от Аристотеля классической ассоцианистской
теории, механистически трактующей ассоциацию
как продукт частоты повторения
некоторых смежных или сходных/
Из числа
более поздних попыток
6 Не следует
понимать это объяснение
По той
же методике сбора экспериментальных
данных с наращиванием ассоциативной
сети через переведение полученных
на первом этапе эксперимента реакций
в статус стимулов для второго
этапа реализована обширная программа
подготовки "Русского ассоциативного
словаря" [РАС 1994-1998], который трактуется
как "инструмент анализа языковой
способности", отражающий проявления
языкового сознания, метафорическое
осмысление действительности, фреймы
типовых национально-культурных ситуаций,
элементы национального самосознания,
национальные оценки и предпочтения
и т.п. [Караулов 1994]; РАС используется
в различных целях, в том числе
в качестве материала для исследования
специфики образов сознания носителей
культуры и для последующих
Следует отметить, что на материале ассоциативных словарей разных языков реализовано множество исследований, раскрывающих различные проявления функционирования ассоциативного значения, что само по себе заслуживает отдельного рассмотрения.
Ассоциативный
эксперимент оправдал себя как средство
изучения психологического значения слова
[Доценко 1998], а также категориального
и предметного значения (см., например,
[Маскадыня 1989; Соловьева 1989]), особенностей
развития значения слова у ребенка
[Рогожникова 1986; 1988; Соколова Т.В. 1996; 1997],
специфики значения отдельных категорий
слов (например, названий эмоций [Перфильева
1997]; опорных слов сравнительных
конструкций [Пашковская 1997; Шмелева 1988]),
связей между словами [Лебедева 1991;
Медведева 1989; Новичихина 1995], организации
лексикона человека (с выделением
его "ядра" [Залевская 1977; 1981; Золотова
1989]). Важные результаты получены при
использовании ассоциативных
Информация о работе Подходы к трактовке лексического значения слова