Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:17, доклад
Проблема значения слова всегда была одной из сложнейших для философии, лингвистики, психологии. Еще большие трудности возникли при ПЛ подходе к этой проблеме, поскольку перенесение в фокус внимания специфики значения как достояния индивида потребовало пересмотра логико-рационалистической трактовки значения, ставшей привычной и устойчивой традицией.
Вопросы для ознакомления
1. С каких позиций может исследоваться значение слова?
2. Какие ключевые понятия можно положить в основу классификации ведущих подходов к значению слова как достояния индивида?
3. Какие основные проблемы волнуют исследователей значения?
4. Почему делаются попытки отказа от идеи "семантического треугольника"?
5. В чем состоит специфика психологической структуры значения?
6. Что должно составлять базу для разработки психолингвистической концепции значения?
II. СЛОВО В ЯЗЫКОВОМ/РЕЧЕВОМ МЕХАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА
Вопросы для ознакомления
1. С каких позиций может исследоваться значение слова?
2. Какие ключевые
понятия можно положить в
3. Какие основные
проблемы волнуют
4. Почему делаются попытки отказа от идеи "семантического треугольника"?
5. В чем
состоит специфика
6. Что должно
составлять базу для
Проблема значения слова всегда была одной из сложнейших для философии, лингвистики, психологии. Еще большие трудности возникли при ПЛ подходе к этой проблеме, поскольку перенесение в фокус внимания специфики значения как достояния индивида потребовало пересмотра логико-рационалистической трактовки значения, ставшей привычной и устойчивой традицией. Путь к последовательно ПЛ интерпретации этого сложного и многостороннего феномена нащупывается через преодоление множества кочек, ям, рвов и ухабов; он до сих пор пройден только частично, поэтому сейчас можно говорить только об имеющихся направлениях поисков и о возникающих в этой связи вопросах, предлагаемых подходах к их решению, гипотезах и способах их проверки, полученных промежуточных результатах и предварительных выводах.
До обсуждения динамики подходов к значению представляется важным остановиться на некоторых положениях, важных для понимания сложности рассматриваемой проблемы и в то же время подготавливающих восприятие дальнейшего изложения (в том числе описываемых дискуссий).
Прежде всего следует вспомнить то, что говорилось выше об особенностях подхода к анализу языковых явлений с позиций разных наук (см. 1.1). Многие дискуссионные вопросы возникают из-за того, что, с одной стороны, смешиваются, подменяются понятия из двух коррелирующих, но не равнозначных сфер (на рис. 1.1 они обозначены как ЯЗЫК! и ЯЗЫК2), а с другой — такие понятия противополагаются как полностью несовместимые, т.е. делаются попытки либо полностью и без оговорок перенести в ПЛ всё ранее известное о значении из философии, логики, лингвистики, либо, наоборот, полностью отказаться от этого без учета факта общности описываемого объекта.
Вполне естественно
появление разных определений сущности
значения в зависимости от принятого
тем или иным автором "угла зрения",
что объясняет отсутствие на сегодняшний
день единой общепринятой дефиниции
того, что следует понимать под
значением слова. На данный момент для
нас важно помнить, что речь идет
о слове как достоянии
Такой подход
требует обсуждения того, какие процессы
и их продукты связаны со становлением
и функционированием значений у
индивида. Поэтому далее речь пойдет
о репрезентации значений, т.е. о
функционирующих у индивида средствах
замещения того, что вербаль-но описывается
как лексическое значение; такое
замещение необходимо для оперирования
значением в качестве достояния
человека в речемыслительной деятельности
(в последние годы стало более
обычным говорить о когнитивных
процессах или когнитивной
1 Многолетний
опыт экспериментальной работы
позволяет судить о том,
как функционируют значения у
индивида: люди пользуются многими
словами, не зная их полного
значения или особенностей их
употребления, приписывая им ситуационно
обусловленный смысл или
2 Различные
трактовки того, что обозначает "знать
слово", приводятся в [Медведева
1998; 1999а].
Заметим при
этом, что транслитерированный термин
"концепт" не равнозначен термину
"понятие" (обсуждение того, что
может пониматься под концептом,
см., например, в [Фрумкина 1992: 28-35]). Как
поясняет Ю.С. Степанов, концепт существует
в ментальном мире человека не в
виде четких понятий, а как "пучок"
представлений, понятий, знаний, ассоциаций,
переживаний, который сопровождает
слово: "концепты не только мыслятся,
они переживаются. Они — предмет
эмоций, симпатий и антипатий, а иногда
и столкновений" [Степанов 1997: 41].
Концепт трактуют как некоторую
базовую когнитивную сущность, позволяющую
связывать смысл с
Следует подчеркнуть, что формирующиеся в процессе жизни человека ментальные структуры отображают сложившуюся у индивида картину мира, социума и самого себя; они трактуются как обобщенно-абстрактные схемы, включающие не только возможность доступа к знаниям, но способ их получения (см. [Ментальные репрезентации 1998: 8]).
Результаты
преломления действительности упорядочиваются
через распределение их по некоторым
более или менее четко
Вспомним, что
при ПЛ подходе любой из названных
выше процессов должен рассматриваться
с позиций специфики
3 Это определение
является достаточным только
при условии, если мы
языкового/речевого
механизма. Так, актуализация значения
слова предполагает возможность
высвечивание на "табло сознания"
самого актуального ("рельефного")
для текущего момента аспекта
значения, в то время как всё
остальное (и связанное с ним)
в той или иной мере учитывается
без его осознавания или
Названные
особенности процессов, связанных
со становлением и функционированием
значения слова у индивида, должны
учитываться и при выборе средств
и способов описания значения. Это
замечание представляется важным потому,
что в истории исследования проблематики
значения до сих пор преобладало
теоретическое постулирование значения
в логико-рационалистическом аспекте
с приравниванием значения к понятию
и перечислением необходимых
и достаточных признаков, установлением
истинности через логические исчисления
и т.д. или описание семантической
структуры слова на основании
анализа продуктов речи — текстов.
Только в последние десятилетия
было положено начало описанию значения
через обращение к носителям
языка — пользующимся языком индивидам
(см. 4.2). Это, с одной стороны, обнаружило
ряд специфических особенностей
значения как достояния индивида
(например, роль опоры на характерные,
"случайные" признаки, на примеры
или прототипы категорий, учет связанных
со словом эмоционально-оценочных
Так, параметризация
действительности, находящая отображение
в значении слова, должна не постулироваться
"извне", а исходить от носителей
определенного языка и
Полную убежденность
в возможности (и необходимости)
описания значений слов через их разложение
на семантические составляющие (декомпозицию
на "семантические примитивы")
занимает Анна Веж-бицкая, ставящая своей
задачей выявление
Противоположное
мнение скептиков А. Вежбицкая объясняет
тем, что составление дефиниции,
которая соответствовала бы полному
кругу употреблений слова, представляет
собой сложнейшую задачу, требующую
много больше работы, чем та, к
которой оказываются готовыми большинство
исследователей; возникает сильнейший
соблазн сдаться через первые
же две минуты или первые два часа.
Но тот факт, что кто-то пытался
дать нужную дефиницию и потерпел
неудачу за две минуты или даже
за два часа, едва ли может служить
основанием для заключения, что значение
невозможно описать [Wierzbicka 1996: 241]. Она
отмечает также, что выводы о невозможности
описать значение обычно делают теоретики,
которые вовсе не прилагают титанических
усилий для идентификации
Информация о работе Подходы к трактовке лексического значения слова