Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:17, доклад
Проблема значения слова всегда была одной из сложнейших для философии, лингвистики, психологии. Еще большие трудности возникли при ПЛ подходе к этой проблеме, поскольку перенесение в фокус внимания специфики значения как достояния индивида потребовало пересмотра логико-рационалистической трактовки значения, ставшей привычной и устойчивой традицией.
Вопросы для ознакомления
1. С каких позиций может исследоваться значение слова?
2. Какие ключевые понятия можно положить в основу классификации ведущих подходов к значению слова как достояния индивида?
3. Какие основные проблемы волнуют исследователей значения?
4. Почему делаются попытки отказа от идеи "семантического треугольника"?
5. В чем состоит специфика психологической структуры значения?
6. Что должно составлять базу для разработки психолингвистической концепции значения?
К числу
классов примеров подвижности лексического
значения автором отнесены метафора,
метонимия, полисемия, диахронические
изменения, расширение значения слов в
речи детей, дейксис, конверсия, явление
"притирки" значения слова к
контексту. При этом указывается, что
заслуживает внимания разграничение
референциальной
Дж. Данбар
полагает, что подвижность значения
должна рассматриваться в
Возвращаясь к проблеме гибкости значения, следует отметить, что при последовательной ПЛ трактовке этого феномена в фокус внимания исследователя могут попадать разнообразные проявления названного свойства в психологической структуре значения слова.
Широко известны
результаты наблюдений за развитием
значения слова у детей. Т.М. Рогожникова
[1989] сопоставила также
16 Аналогичный
пример, наблюдавшийся в условиях
производства речи, обсуждается
в [Залевская 1975]: в дискуссии
по ходу научной конференции
предшествующий оратор Петр
определенные
изменения в широте значения полисемантичных
слов, сдвиги в степени актуальности
разных лексико-семантических
Имеются и другие трактовки вариативности значения. Так, К. Зелин-ски-Уиббелт в материалах Дуйсбургского симпозиума по проблеме лексикона [Dirven & Vanparys 1995] отмечает, что значение слова различается в разных случаях его использования, а потенциальное варьирование смыслов слова в зависимости от контекста является бесконечным, однако говорящие способны прекрасно передавать нюансы своих когнитивных построений, справляясь с вариативностью информации посредством ментальной категоризации, т.е. через игнорирование контекстуально варьирующейся информации как иррелевантной.
Категоризация
также требует подвижного использования,
т.е. расширения границ ментальных категорий
в соответствии с бесконечным
потенциалом возможных
Этот вопрос подробно обсуждается в работе [Turner 1994]. Марк Тернер отмечает, что выдающиеся теоретики пытаются объяснить природу значения как совершенно независимую от личности человека.
Так, референциальные теории значения трактуют значение как базирующееся на положении вещей в объективной реальности, вследствие чего значением высказывания должна быть реальность, к которой оно относится. Это полностью выводит человека за рамки установленной связи ("a semantic express train shoots straignt from the linguistic symbols to an objective reality without passing through the human brain, let alone stopping in the human brain, let alone taking its entire journey there"). Другие современные теории, такие как формальные теории значения, "делают остановку" в мозге человека, но это только акт вежливости, состоящий в признании того, что мозг является тем местом, с которым увязывается значение. Например, теории искусственного интеллекта обычно трактуют мозг как устройство, производящее вычисления на базе бессмысленных символов, которые остаются таковыми в ходе манипулирования ими, но получают некоторую интерпретацию из определенного набора зафиксированных интерпретаций. Комбинация такого формального устройства и фиксированных интерпретаций называется "семантическим устройством". Формальное (синтаксическое) устройство выполняет всю необходимую работу, в то время как правила интерпретации сопутствуют этому, имея своим результатом значение. Отсюда значение фигурирует во множестве формальных исчислений, а задача теории значения состоит в обнаружении природы таких исчислений.
В отличие от этого когнитивные исследования природы значения трактуют как основополагающее, а не случайное тот факт, что значение приписывается мозгом человека (даются ссылки на работы [Edelman 1987; 1992; Johnson 1987; Lakoff 1987; Lakoff & Turner 1989; Turner 1987; 1991]).
M. Тернер
полагает, что тем самым стали
возрождаться идеи, в свое время
высказанные Протагором, но как
бы ни представлял себе
Объективное значение — это значение, которое существует независимо от воспринимающего его человека. М. Тернер указывает, что по Протагору, это должно трактоваться как оксюморон, поскольку никакое значение не может существовать независимо от приписывания его мозгом человека. Раз это так, то понятие "субъективного" значения так же ошибочно, как и понятие "объективного" значения. Способность человека приписывать значение проявляется по определенным закономерностям, благодаря чему значения не являются случайными или крайне личностными, но не из-за того, что они базируются на объективном значении, а из-за развития мозга под воздействием того, что можно назвать необходимыми биологическими предпосылками и необходимым опытом. Являясь общими для всех людей, они совместно развивают мозг, приписывающий значение определенными путями. Хотя эти пути (способы) принадлежат индивиду, их едва ли верно называть субъективными, ибо они являются общими для всех нас. Способность приписывания значения исходит от индивидуального мозга и не является объективной, но в этом нет ничего личностного или случайного, поэтому оно не является субъективным.
М. Тернер полагает, что разграничение объективного и субъективного значения связано с концептуальной метафорой, согласно которой мы трактуем мозг в виде контейнера. Метафорически, объективное значение находится вне этого контейнера, а внутри его может иметься копия этого внешнего объективного значения. Если это хорошая копия, то нам известно объективное значение. У нас всех могут иметься копии, связанные через их внешнего референта. По этой метафоре, такие внутренние копии не могут быть прямо связанными друг с другом. Они могут увязываться только через посредство объективного референта, который находится вне мозга, независим от этих копий и является более важным, чем копии. М. Тернер настаивает на том, что от этой метафоры и от следствий из нее необходимо отказаться. Значение находится внутри мозга в неметафорическом смысле. Никакое значение не находится за пределами мозга человека. Значения в мозгу разных людей связаны не потому, что они являются копиями некоторого внешнего значения, а вследствие того, что мозг у разных людей имеет биологическое и функциональное сходство деятельности приписывания значений.
С других позиций
подходит к обсуждаемой проблеме
В.П. Зинченко, подчеркивающий, что не
только в онтологии, но и в гносеологии
противопоставление объективного и
субъективного является грубой ошибкой
[Зинченко 1997: 10, 21 и др.]. Со ссылками
на работы Л.С. Выготского, П.И. Зинченко,
М.К. Мамардашвили, Д.Б. Эльконина, Б.Д. Эль-конина,
A.A. Ухтомского и других отечественных
ученых В.П. Зинченко показывает, что
первичные формы аффективно-
В.П. Зинченко обращает особое внимание на то, что деятельность и действия человека протекают в пространстве и времени предметного мира и направляются смысловыми образами при участии таких важнейших компонентов внутренней картины предметного действия, как слово, эмоция (от слабого эмоционального фона до аффективного взрыва). Всё это имеет непосредственное отношение к проблеме значения слова, что побуждает отдельно остановиться на связанных с функционированием значения процессах и используемых при этом опорах.
В 4.1 был
назван ряд процессов, которые обычно
упоминаются при обсуждении проблематики
значения. Теперь остановимся на том,
что выше не рассматривалось. Так, в
работе Л. Элькониновой и Б.Д. Эль-конина
[1993] обсуждается проблема знакового
опосредствования и указывается
на то, что часто встречающееся
заблуждение состоит в
Трактовка
значения как идеального действия хорошо
согласуется с идущей от Л.С. Выготского
тенденцией рассмотрения значения как
процесса (см., например, работы A.A. Леонтьева).
Точнее следовало бы говорить о некотором
множестве взаимодействующих
Информация о работе Подходы к трактовке лексического значения слова