Введение в религиоведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:51, курс лекций

Краткое описание

Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалось, начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания - философские, теологические, исторические, психологические и другие - накапливались в течение веков. Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Главное в религиоведении - философское содержание, что обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами.

Оглавление

Религиоведение: предмет и структура.
Понятие и сущность религии. Особенности богословско-теологического и религиоведческого подходов к анализу религии.
Структура религии.
Функции религии.
Классификация религий.
Религиоведение: предмет и структура

Файлы: 1 файл

лекции религия.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

 

Эта находка не лишена тонкости: легко вербовать прохожих, преимущественно праздных, давая заполнить анкету, анализирующую их поведение. Неизбежно появляется что-нибудь неладное: каждый человек немного депрессивен, неуравновешен или несчастен.

Он может заплатить любые деньги для улучщения своего душевного здоровья.

 

Сайентология заявляет, что у нее есть верное научное средство для каждого случая, вызывающего озабоченность. Человек, поддавшийся этому искушению, представляет интерес для организации: он может покупать билеты на сеансы слушания и очищения и обширную сайентологическую литературу. Если заинтересованный человек отчаянно ищет решение своих проблем, он ощущает живое участие этих самоуверенных людей, которые используют такую наукообразную лексику, что ее трудно понять.

 

За всем этим нет никакого духовного содержания, а скорее коммерческий расчет.

 

Все многообразие новых культов и движений можно условно разделить на несколько групп. Авторы учебника «Основы религиоведения» под редакцией И.Н.Яблокова (Москва, 2001г.) выделяют

5 таких групп:

 

1. Неоориенталистские культы: «Общество Сознания Кришны», «Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Трансцендентальная медитация» и др.

 

Неоориенталистские культы ведут родословную с Востока, чаще всего, модернизируя различные варианты индуизма, буддизма. Неоиндуистские и необуддийские учения предлагают мистический путь освобождения (мокша) - пробуждение в человеке имманентного божественного начала. Все существующее иллюзорно, за ним скрыта истинная божественная природа, которая гармонична и справедлива. Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации, слиться с этой подлинной природой. Процесс медитации (размышление, созерцание, внутреннее сосредоточение, отрешение от окружающей природы) включает произнесение мантр - специальных слов или сочетаний звуков, которым придается мистический смысл. Вероучительные особенности отходят на задний план, на передний план выступает следование истинному пути.

 

2. Неохристианские объединения - это «Церковь объединения», «Семья Детей Бога» и др. Для этих культов характерен синкретизм христианской религии с элементами восточных религий, мессианство, наделение руководителя статусом посланника Бога, сообщающего новое откровение, высшие нравственные предписания.

 

3. Сайентологическое направление образуют «Церковь сайентологии», «космические религии» и пр. В этих культах превозносится научность своих учений, мистическое значение воздействия неких неизвестных и таинственных высших реальностей и фактов на человека.

 

4. Новая магия, спиритизм. Наряду с сохранившимися традиционными колдунами, шаманами, гадателями все больший авторитет получают новые магические учения и институты, соединяющие воззрения и практики восточных и западных, древних и современных традиций, а также спонтанное творчество новых колдунов, гадателей. К таким течениям можно отнести, например, учение Карлоса Кастанеды, основанное на мифологии мексиканских индейцев. Значительное распространение получили спиритические движения, начавшиеся еще в прошлом веке в Европе и Северной Америке, практикующие общение с душами умерших.

 

5. «Сатанинские» группы». Сатанинские культы возвеличивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла - демонами, сатаной и др. «Общество Сатаны», например, провозглашает себя сознательным носителем зла и антиподом христианства.

 

Между этими группами культов не четких границ, деление весьма условно. Но что важно иметь в виду, что в целом это синкретичные, эклектичные культы. Обращает на себя внимание экстравагантность внешнего вида и культовой практики последователей многих «религий XX века», в них на первый план выдвигается эмоционально-психологическая сторона культа.

 

Социально-демографический состав неокультов достаточно однороден, как об этом свидетельствуют разные материалы (периодической печати, следственных органов и др.). В них преобладает учащаяся молодежь (от 14 до 25 лет), а также часть служащих, специалистов, инженеров, научно-технической интеллигенции, экономистов и др., по разным причинам ищущих выход из духовно-мировоззренческого тупика в различных вариантах богоискательства. Как видно, в неокультах преобладает образованная часть общества продуктивного возраста. Это - не случайный факт, а следствие реанимации религии как духовно-нравственного ориентира.

 

Формы проявления религиозности, облик верующего определяются многими факторами и не в последнюю очередь неокультом, его содержанием, характером «вживания» в общественную и личную жизнь человека. Поэтому существенное значение имеет выяснение характеристик неокультов. При всем разнообразии они имеют много сходных черт, что существенно отличает их от традиционных религий и определяет формы проявления религиозности.

 

Каковы эти общие черты?

 

1. Если религии сохраняют приверженность своей традиции в догматике и обрядовой практике, то современные неокульты не имеют такой традиции. Характер, содержание этих учений зависят от личности создателя нового культа, его фантазии, прагматических установок и уровня образованности.

 

2. Для большинства неокультов характерна практика поклонения живому богу, т.е. создателю «новой религии». Причем типичным является самообожествление, провозглашение себя то Вторым Христом (Сан Мун, Сан-солнце), то Матерью Божьей, Марией Дэви

(М. Цвигун), то посредниками, передающими людям любовь, волю и слово божественной истины и т.п.

 

3. Активное миссионерство - главная и типичная черта всей неоконфессиальной религиозности. Миссионерством занимается не только руководство неокультов, но оно вменяется в обязанность и своим последователям. В каждом культе разработана и функционирует система привлечения, представляющая собой тонкий механизм психологической обработки (внимательность, любезность, услужливость, обещания), красочно оформленную рекламу, бесплатную раздачу специальной литературы и многое другое.

 

4. Содержание учений неокультов претендует на обладание абсолютной истиной в познании мира, человека и путей разрешения всех проблем бытия и главной из них - обретения бессмертия (спасение через служение божеству, обретение божественной сущности, перевоплощение души и т.п.). Своеобразие современных «новых культов» состоит в том, что они не имеют своего «лица», это - псевдорелигиозное творчество, «синкретический суррогат» из разных религий с характерной псевдонаучной терминалогией и враждебной направленностью в отношении к знанию и просвещению, науке, прогрессу.

 

5. Учения и обрядовую практику неокультов пронизывает мистика; именно мистическое, таинственное, чудесное привлекает к новой религиозности молодежь в первую очередь.

 

6. Все неокульты роднит продуманная агрессивно-эффективная система воздействия на человека с момента «приглашения», систематической обработки уже приобщенного к новой духовности до окончательного превращения в «просветленных».

 

В отличие от многообразия форм проявления религиозности в христианских конфессиях для неокультов характерно единообразие. Если христианству свобода воли человека позволяет самому решать, как верить, то адепты неокультов лишены такого права выбора. Поэтому неокульты формируют и поставляют один тип верующих, который можно было бы сравнить с типом фанатиков в христианстве (вера сильная, но слепая). Но и это сравнение поверхностное. В действительности это новый, особый тип верующего. Культист - это верующий, лишенный собственных убеждений и воли. Он целенаправленно создается, формируется, «лепится» всей системой культовой практики с учетом физиологической и психологической природы человека.

 

Для этого типа верующего характерны: 1) единомыслие, безоговорочное принятие доктрины; 2) слепое почитание Бога, служение ему; фанатичная преданность учителю, гуру, наставнику, лидеру-посреднику, «посланнику» божества; 3) безусловное выполнение требований-предписаний культа. В результате для верующего это означает потерю себя как личности, отказ от личной жизни.

 

Особую тревогу общественности республики вызывает широкое распространение за эти годы так называемых «тоталитарных сект», «деструктивных» культов. Деструктивные культы (секты) - термин, под которым подразумевают любую авторитарную иерархическую организацию (религиозную, политическую, психотерапевтическую, образовательную или коммерческую), практикующую обманную вербовку и прибегающую к использованию контроля сознания для сохранения своих последователей зависимыми и покорными доктрине и лидерам, которые, пользуясь психологической духовной неосведомленностью и неопытностью многих людей, целенаправленно (стремясь к незаконному обогащению и незаконной власти) их обманывают и привязывают к себе, всячески сохраняя и усиливая состояние невежественности, неинформированности и формируя неестественное, противозаконное состояние зависимости у самих адептов.

 

Некоторые авторы в деятельности так называемых тоталитарных сект видят угрозу обществу, социокультурной, информационной, политической и управленческой безопасности, а также безопасности светской системе образования.

 

Деструктивный религиозный культ - иерархическая организация, лидеры которой, используя методы скрытого и явного психологического и физического воздействия, внедряют в сознание определенные религиозные представления и добиваются трансформации психики своих членов, на основе чего устанавливают контроль за их сознанием, поведением и образом жизни, что позволяет лидерам держать членов организации в состоянии зависимости и использовать их в своих корыстных целях.

 

В этом определении основные признаки деструктивной организации логически взаимосвязаны, вытекают один из другого. В определении как бы «свернута» логика деятельности организации. Иерархичность организации, ее пирамидальное строение подчеркивают железную дисциплину и субординацию в организации. Лидеры организации - это, как правило, люди, владеющие разнообразными методами воздействия на психику (гипноз, внушение и т.п.), хорошо знают психологию. Это позволяет им добиваться у своих членов измененного состояния сознания и в этом состоянии перепрограммировать их психику. Без этого они не смогут установить контроль над их сознанием и поведением. А, установив контроль, они ставят адептов в состояние зависимости, манипулируя ими и используя по своему усмотрению. Развертывая это определение, можно подробнее проанализировать стадии, формы и методы деятельности тоталитарной секты. При этом мы не ставим своей целью подробно описать методы деятельности каждой конкретной тоталитарной секты. Гораздо важнее выявить общую суть тоталитарных организаций, дать перечень приемов и методов их деятельности.

 

Технологию деятельности секты можно условно разбить на несколько стадий, на каждой из которых используются свои формы и методы работы. Подчеркнем, что описанные нами ниже стадии, формы и методы не обязательно используются в полном ассортименте и в строгой последовательности каждой отдельной тоталитарной организацией. В реальной практике используются те или иные методы и формы, поскольку секты все же различаются между собой. Но выделенные нами характеристики, признаки составляют сущность их деятельности, тогда как конкретные проявления, конечно, могут варьироваться.

 

Первую стадию можно назвать стадией внешней (завлекающей) деятельности или внешней вербовки. Вторая стадия - стадия внутренней деятельности с новичками уже внутри секты. На этой стадии, образно говоря, идет обработка «клюнувших». Самая серьезная и опасная — третья стадия, на которой происходит изменение сознания, установление и закрепление контроля над личностью, в результате чего происходит установление зависимости (физической, психологической).

Движение Нью-Эйдж и духовные лидеры нашего времени

 

На Западе, начиная с 60 - х. гг. XX в., необыкновенную популярность приобрело движение Нъю-Эйдж, что в переводе с английского означает «новый век». Идеи движения Нъю-Эйдж проникли во все сферы жизни — от литературы, музыки, живописи, театра до медицины и бизнеса. Нъю-Эйдж трудно считать религией в традиционном понимании, поскольку в нем нет вероучения, священных текстов, отсутствуют центральная организация, формальное членство и духовенство. Нью-Эйдж больше походит на саморазвивающееся, свободно текущее духовное движение, весьма неоднородное и пестрое по своему составу. А спектр нью-эйджевских воззрений необычайно широк. Легче всего, как говорят сами нью-эйджевцы, объединить последователей движения по признаку, который известный австрийский философ XX столетия Людвиг Витгенштейн назвал «семейным сходством»: два члена семьи могут быть очень непохожи друг на друга, однако вдвоем они сильно напоминают третьего члена семьи.

 

Лидеры Нью-Эйдж, определяя общие, свойственные всему движению черты, сходятся только в одном: Нью-Эйдж – это то, что содействует непрерывному развитию человека, расширению его кругозора и трансформации (преображению) сознания.

 

Нью-эйджевцы рассматривают настоящее как время великого преобразоания нашей планеты, как предверие новой эпохи появления более прогрессивной формы сознания, способной разрешить все глобальные социальные конфликты. Поэтому они стремятся направить свои усилия на перестраивание действительности и самих себя, пытаются ориентировать свое мышление только на положительное. Среди нью-эйджевцев очень популярна идея, что на Земле действильно установятся мир и гармония, если достаточное количество людей будут концентрировать свои мысли на этом устремлении. Такой процесс они называют гармоничной конвергенцией.

 

Каждый человек, считают последователи движения, обладает очень многим, что может предложить миру и другим людям. Нужно лишь раскрыть свой потенциал. Ключом к этому, по мнению нью-эйджевцев, является осознание того, что человек имеет Божественную природу, которая может быть пробуждена человеком в самом себе и направлена в повседневную жизнь. Это и есть главная цель существования каждого из нас.

 

Подобные идеи созвучны традиционному восточному пониманию природы Вселенной. Нью-эйджевцы также полагают, что Вселенная представляет собой единый организм, в котором все существующее — это часть органичного Целого. Применяя различные техники духовного развития, последователи движения стремятся прийти к переживанию, ощущению этого единства. Основная идея Нью-Эйдж, как считают многие лидеры движения, не нова. Она возникла более 2 тыс. лет назад и воплощала мечту человека о наступлении золотого века — мира добра, справедливости и прогресса. Многие религии и духовные традиции содержат сведения о том времени, когда люди обретут Бога в своем сердце и будут жить в любви, мире и полной гармонии с природой. У Нового Мира много имен: Земля обетованная, Новый Иерусалим, Новый Эдем, Шамбала, Сатья-Юга.

Информация о работе Введение в религиоведение