Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:29, реферат
В работе рассмотрены основные варианты положения религии в обществе.
•	Сакральное общество. Религиозное сознание доминирует, религиозные группы совпадают с этническими, религиозная деятельность является обязательным звеном социальной деятельности, социальные институты соединяют в себе религиозную и светскую власть.
•	Секуляризация (сакрализация) общества. Светское сознание сосуществует с религиозным, религиозная деятельность относительно самостоятельна в сравнении с социальной деятельностью.
•	Секулярное общество. Религиозное сознание занимает второстепенное место, религиозная деятельность является частным видом деятельности, религиозные группы не совпадают с этническими общностями. Различаются религиозная и государственная принадлежность.
На протяжении всей истории развития культуры общества человек стремился объяснить сложное социальное явление – религию, причины и условия ее возникновения. Отдельные представители науки и культуры в соответствии своим философско-мировоззренческим взглядов давали различные определения сущности и происхождения религии. Античные мыслители V ст. до н.э. Анаксагор, Ксенофан представляли, что люди сами себе придумали богов по своему образу и подобию. Критий и Полибий считали, что люди придумали богов, чтобы нагонять на других страх и заставлять их выполнять законы. По представлениям Демокрита, в основе религии лежит страх перед грозными явлениями природы. По Эпикуру, богов создали страх и никчемность.
Философы 17-18 ст. также оставались в плену представлений о религии как обман народа. Томас Гоббс считал, что религия основывается на выдумках государства. Французские просветители 18 ст. Руссо, Вольтер, Маришель и др. понимали религию как определенный обман народа корыстными правителями и жрецами.
     Рассмотрим, какие же существуют 
представления о понятии «религия». 
Определенное распространение в сознании 
получили традиционно-обыденные представления 
о религии – как о совокупности легенд, 
фантастических выдумок. Но если религия 
действительно является только следствием 
выдумок, мифом, почему она имеет огромное 
влияние на сознание и поведение людей? 
Существует представление, что религия 
– это набор абсурдных, примитивных понятий, 
ненужных представлений, которые присущи 
людям с низким уровнем культуры и образования. 
Но как объяснить тот факт, что верующие 
были и высокообразованными и культурными 
людьми. Кроме обыденных представлений 
о религии существуют научно-теоретические представления. 
Например, французский социолог Э.Дюркгейм 
считал религию как социальное явление, 
которое формирует идеалы, которые стимулируют 
общественное развитие. 
Марксизм также определял религию как 
социальное явление – «Опиум для народа». 
З. Фрейд и его последователи рассматривали 
религию с позиций психоанализа. По учению 
Фрейда: бог – это не что иное как просто 
восприятие отца (человека, который бы 
его защищал, контролировал, наставлял); 
религия возникает в случае возникновения 
неудовлетворенных желаний у человека.
Итак, религия – сложное явление общественной жизни. Религия – единственное явление общественной жизни, которое утверждает и стремится обосновать существование сверхъестественного: Бога, богов, дьявола, духов, чудес. Религия – одна из форм общественного сознания. Религия – это мировоззренческая форма общественного сознания и определяет миропонимание человека. Религия – это наиболее постоянная форма общественного сознания, которая меньше всего поддается изменениям. Спецификой религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Любые стороны общественного бытия человек воспринимает через призму сверхъестественного и осознает себя как его неотъемлемая часть. Условия собственной жизни человек воспринимает как следствие вмешательства добрых или злых сверхъестетвенных сил.
Таким образом, религия – это форма общественного сознания, в которой иллюзорно отражаются силы, которые господствуют над человеком в его повседневной жизни и которые трансформируются в его сознании в форме неземных сил.
Как специфическая подсистема религия занимает определенное место в социальной системе и выполняет социокультурные функции, по которым теоретики определяют роль религии в обществе. Имея представление о значительном количестве подходов к пониманию религии несложно принять идею о неоднозначном понимании общества и его структуры в философии и социологии. Религия и общество являются безусловно более сложными системами чем природные, поскольку связаны с жизнедеятельностью человека. Следовательно, множество подходов к выделению социальных функций религий и оценке ее роли в обществе является нормой серьезного исследования феномена, приближающего к действительному пониманию религии.
В общем виде можно выделить следующие основные варианты положения религии в обществе.
     Итак, религия 
представляет собой сложное, многоуровневое 
явление. Поэтому изучение религиозного 
феномена осуществляется целым рядом 
дисциплин. 
     Все современные религии 
имеют свою структуру, которая состоит 
из следующих частей: религиозное сознание, 
религиозные отношения и деятельность, 
религиозные организации и институты. 
      Религиозное сознание 
– это форма общественного сознания, совокупность 
идей, мифов, взглядов и представлений, 
чувств и эмоций, традиций и обычаев, в 
которых отражается окружающий мир через 
представления о сверхъестественном. 
Основным признаком религиозного сознания 
является вера в реальное существование 
сверхъестественных сил и существ. Религиозная 
вера – достаточно сложное психологическое 
чувство человека. Религиозное сознание 
содержит идею бога, мифы или легенды о 
создании мира, об ангелах, рае, аде, грехе 
и т.д. Религиозное сознание проявляется 
на обыденном и теоретическому уровнях. 
Обыденное религиозное сознание – это 
присущие массе верующих представления 
об объекте их каждодневного поклонения, 
которые формируются в процессии их обыденной 
жизни. Теоретический уровень – это концепции, 
учения, систематизированные, отработанные 
теологами, т.е. учеными-богословами.  
      Религиозная деятельность 
– это вид социальной деятельности, которая 
делится на внекультовую и культовую. 
Внекультовая религиозная деятельность 
– это когда верующие и религиозные общины 
ведут благотворительную, миссионерскую, 
преподавательскую деятельность, пропагандистскую, 
реставрационно-строительную работы. 
     Важным видом религиозной 
деятельности является культ. Содержание 
культа определяется культовыми текстами, 
к которым принадлежит Святое Письмо, 
молитвы, псалмы, песни и т.д. Воспроизводство 
этих текстов во время проведения культов 
формирует в сознании верующих религиозные 
образы и представления, принципы религиозной 
идеологии. Существует два вида культовых 
действий: 1) магия (колдовство); 2) умилостивление. 
Магия – система действий, с помощью которых 
влияют на сверхъестественное. Виды магии: 
промышленная, военная, лечебная, любовная 
и др. Культ умилостивления обращен к Богу 
или духам и состоит из жертвоприношения, 
обрядов, молитвы, богослужения и т.д. Способы 
осуществления культовой деятельности 
– храм, молитвенный дом, искусство, культовые 
предметы (крест, свечи, иконы, кадило и 
т.д.). Особенное, символическое значение 
среди средств культа имеют храмы, соборы, 
мечети и т.д. Культовая деятельность регламентируется 
церковными канонами (правилами). 
     Религиозные отношения 
– вид идеологических отношений, которые 
реализуются через отношения верующих, 
религиозные связи общин и церквей. Религиозные 
отношения могут иметь разный характер 
– солидарности, терпимости и нейтралитета, 
конкуренции, конфликта и враждебности. 
     Религиозные организации 
и институты. Религия как социальное 
явление имеет свои организационные формы. 
Самой распространенной организационной 
формой религии является церковь. Церковь 
– это объединение верующих на основе 
общих догматических представлений, обрядов 
и канонов. Следующая форма религиозной 
организации – секта. Это относительно 
закрытое объединение единоверцев, которое 
возникает как оппозиционное течение 
к существующей конфесии. Для секты характерны 
изоляционизм, фанатизм определенной 
части верующих. Деноминация – это специфическое 
религиозное объединение, которое находится 
на стадии становления, организационного 
оформления. Деноминация характеризуется 
собственным самоуправлением, отсутствием 
священников и т.д. В определенных условиях 
у деноминации может возникнуть тенденция 
преобразования в церковь или секту. 
     Отдельно от религиозных 
организаций существуют разные религиозно-политические 
институты, религиозно-политические партии, 
международные религиозные объединения 
и т.д. 
    Любая религия, существующая 
в обществе, выполняет определенные функции, 
которые характеризуют сущность влияния 
церкви на социальные отношения. Функции 
– это способы воздействия религии на 
общество. 
     Мировоззренческая 
функция. Религия как мировоззрение 
дает верующему определенную сумму знаний, 
понятий, ценностей. Благодаря этому мировоззрению 
человек мотивирует свое отношение к миру, 
свое место в обществе, решает вопрос смысла 
жизни. Религиозное мировоззрение – это 
духовно-практическое преобразование 
мира соответственно идеалам, надеждам 
и потребностям верующего. Это особенная 
форма мышления и познания мира, которая 
реализуется в поведении и отношениях 
верующих. 
     Интегративная 
функция. Способность религии быть 
способом идейного объединения, консолидации 
масс, индивидов и институтов. Интегративная 
функция религии – конкретно-историческая. 
При одних исторических условиях вероисповедание 
может объединить, а при других – выполнять 
дезинтегративную роль (ослаблять стабильность 
между конфессиями, в обществе в целом 
и т.д.). Благодаря интегративной функции 
верующий соотносит себя с определенной 
социальной группой. Он может осознавать 
себя, например, христианином, мусульманином, 
буддистов и т.д.  
     Комуникативная 
функция – это использование религии 
как средства общения между верующими 
в пределах единого вероисповедания. Она 
является производной от интегративной 
функции и позволяет устанавливать хозяйственно-бытовые, 
семейные и другие связи на основе единого 
вероисповедания. 
     Регулятивная 
функция – это способность религии 
быть способом регулирования поведения 
людей, определение стереотипа этого поведения 
благодаря существованию в религии системы 
норм и правил. Религиозное регулирование 
осуществляется прежде всего в культовой 
деятельности через систему разнообразных 
запретов и наставлений, которых верующие 
должны обязательно придерживаться. 
Иллюзорно-компенсаторная функция – способность религии иллюзорно создавать определенные социальные отношения, в которых человек чувствует себя свободным и счастливым. Религия дает человеку эмоциональное утешение перед состоянием неопределенности, неуверенности, страданий, насилия и т.д. Религия помогает человеку свести до минимума неудовлетворение и разочарование.
    Определенные социальные 
функции выполняет и религиозная культовая 
деятельность. Основная функция религиозного 
культа – это воссоздание, 
укрепление и усиление религиозные идей 
и представлений. Религиозный культ 
выполняет и психологическо-терапевтическую 
функцию, то есть выступает средством 
психологического влияние на личность. 
Религиозный культ выполняет и эстетическую 
функцию, то есть с помощью использования 
разнообразных видов и жанров искусства 
удовлетворяются эстетические потребности 
верующих, формируются эстетические чувства. 
     Определенные функции в 
обществе выполняют религиозные объединения 
и организации, которые действуют в пределах 
одного государства. Вот некоторые из 
них: 
функция богослужения – удовлетворения религиозных потребностей верующих через проведение проповедей, обрядов, ритуалов и церемоний культа духовенством;
    миссионерская 
функция – распространение с помощью 
миссионеров (священников) вероучения. 
Она осуществляется как среди иноверцев, 
так и среди неверующих. Любая церковь 
пропагандирует свое вероучение, чтобы 
привлечь новых членов (адептов). Осуществляется 
оно разными методами и формами (например, 
насильственное привлечение к католической 
церкви народов Африки и Америки в 17-18 
ст.; использование денежного вознаграждения 
для привлечения к Российской православной 
церкви народностей Поволжья – мордвы, 
чувашей и др. в 18 ст.); 
     пропагандистская 
(идеологическая) функция – распространение 
с помощью радио, телевидения, газет и 
журналов, кино и театра религиозных вероучений. 
Современные церкви владеют соответствующими 
трансляционными каналами идеологического 
влияния на людей. Стремясь распространить 
влияние религии, церковь часто проводит 
богослужения и чтение проповедей в общественных 
местах (стадионы, дворцы спорта, клубы 
и т.д.);
политическая функция – это деятельность церкви и священнослужителей, а также религиозных организаций в политической жизни страны, в управлении государством. Государство использует церковь как способ контроля за политической благонадежности людей, полицейского надзора, политического воспитания людей. Так, на Руси царь Петр I официально вводил полицейское наказание за отказ от исповеди, и одновременно обязал священников докладывать о политической крамоле, которую он узнает во время тайны исповеди. У нас также существует проникновение церкви в социально-политическую жизнь общества, благодаря созданным политическим партиям;
хозяйственно-экономическая функция – находит проявление в ведении хозяйства, в производстве культовых предметов и сельскохозяйственной продукции для внутренних потребностей, проведение реставрационно-строительных работ;
благотворительная функция – осуществляется через систему материальной помощи разным общественным организациям: помощь жертвах стихийных бедствий, сохранение и восстановление памятников культуры и истории;
филантропическая функция очень похожа на благотворительную функцию и осуществляется с помощью непосредственного, за счет церкви, содержания приютов для сирот, инвалидов, больниц для бедных, детских учреждений и т.д.;
просветительская функция состоит в распространении церковью или ее организациями определенной суммы знаний об истории или культуре, морали т.д. Она проявляется: в подготовке кадров духовенства в соответствующих учебных заведении (академии, семинарии, школы); в осуществлении религиозного просвещения среди верующих и неверующих (воскресные школы, церковные школы); в содержании общеобразовательных и высших учебных заведений; в воспитании людей с помощью издания и распространения литературы; в праздновании различных церковно-исторических дат и событий;
функция сохранения национальной культуры и языка – проявляется через сохранение национальных традиций и обычаев, национального языка, этнической психологии. Может быть средством влияния на национально-этнические отношения, межнациональные конфликты и национально-освободительную борьбу;
создание норм и правил, которые помогают церкви осуществлять свое господство, контролировать поведение верующих и создавать соответствующую церковную структуру.
Принципы религиоведения - это основополагающие начала, исходные положения, имеющие наиболее общий характер, которыми религиоведение руководствуется при исследовании религии. К ним относятся прежде всего: принцип объективности, принцип научности, принцип историзма, принцип системности. Первый предполагает исключение субъективизма в оценках, их реальность и нейтралитет. Второй требует строго руководствоваться в оценках религиозных явлений требованиями научного знания. Третий принцип обязывает подходить к явлениям религии исторически, т.е. с учётом конкретных исторических условий возникновения, функционирования и развития религии. Наконец, четвёртый принцип призывает религиоведение рассматривать религию системно, во всём многообразии её проявлений и в то же время в тесном взаимодействии и обусловленности всех элементов её структуры.
Методы познания религиоведения многообразны. Кроме известных общенаучных методов: анализа и синтеза, индукции и дедукции, гипотезы, восхождения от абстрактного к конкретному и т.д. существуют специфические общие методы подхода к исследованию религии. Они и должны нас интересовать прежде всего.
Если рассматривать метод в широком плане, как путь исследования, способ построения и обоснования системы знания о каком-то объекте, явлении, то религиоведение должно признать как факт, что в познании религии существует несколько общих методов (подходов). Это - собственно религиозный (богословский, теологический), антирелигиозный (атеистический), философский и научный. Каждый из них имеет свою специфику, решает свои задачи и отличается от других.
Религиозный метод - путь позитивного, по преимуществу некритического исследования религии. Он исходит из признания Высшего начала всего сущего, непосредственного влияния этого Начала на происходящие мировые процессы и жизнь человечества, а также веры в Его всемогущество, возможность встречи с Ним и спасения в вечной жизни.
Атеистический метод - это способ критического, по преимуществу, отношения к религии, отрицания акта творения мира, наличия творца, противопоставления знания вере, неприятия идеи бессмертия и небесного рая.