Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:29, реферат
В работе рассмотрены основные варианты положения религии в обществе.
• Сакральное общество. Религиозное сознание доминирует, религиозные группы совпадают с этническими, религиозная деятельность является обязательным звеном социальной деятельности, социальные институты соединяют в себе религиозную и светскую власть.
• Секуляризация (сакрализация) общества. Светское сознание сосуществует с религиозным, религиозная деятельность относительно самостоятельна в сравнении с социальной деятельностью.
• Секулярное общество. Религиозное сознание занимает второстепенное место, религиозная деятельность является частным видом деятельности, религиозные группы не совпадают с этническими общностями. Различаются религиозная и государственная принадлежность.
На протяжении всей истории развития культуры общества человек стремился объяснить сложное социальное явление – религию, причины и условия ее возникновения. Отдельные представители науки и культуры в соответствии своим философско-мировоззренческим взглядов давали различные определения сущности и происхождения религии. Античные мыслители V ст. до н.э. Анаксагор, Ксенофан представляли, что люди сами себе придумали богов по своему образу и подобию. Критий и Полибий считали, что люди придумали богов, чтобы нагонять на других страх и заставлять их выполнять законы. По представлениям Демокрита, в основе религии лежит страх перед грозными явлениями природы. По Эпикуру, богов создали страх и никчемность.
Философы 17-18 ст. также оставались в плену представлений о религии как обман народа. Томас Гоббс считал, что религия основывается на выдумках государства. Французские просветители 18 ст. Руссо, Вольтер, Маришель и др. понимали религию как определенный обман народа корыстными правителями и жрецами.
Рассмотрим, какие же существуют
представления о понятии «религия».
Определенное распространение в сознании
получили традиционно-обыденные представления
о религии – как о совокупности легенд,
фантастических выдумок. Но если религия
действительно является только следствием
выдумок, мифом, почему она имеет огромное
влияние на сознание и поведение людей?
Существует представление, что религия
– это набор абсурдных, примитивных понятий,
ненужных представлений, которые присущи
людям с низким уровнем культуры и образования.
Но как объяснить тот факт, что верующие
были и высокообразованными и культурными
людьми. Кроме обыденных представлений
о религии существуют научно-теоретические представления.
Например, французский социолог Э.Дюркгейм
считал религию как социальное явление,
которое формирует идеалы, которые стимулируют
общественное развитие.
Марксизм также определял религию как
социальное явление – «Опиум для народа».
З. Фрейд и его последователи рассматривали
религию с позиций психоанализа. По учению
Фрейда: бог – это не что иное как просто
восприятие отца (человека, который бы
его защищал, контролировал, наставлял);
религия возникает в случае возникновения
неудовлетворенных желаний у человека.
Итак, религия – сложное явление общественной жизни. Религия – единственное явление общественной жизни, которое утверждает и стремится обосновать существование сверхъестественного: Бога, богов, дьявола, духов, чудес. Религия – одна из форм общественного сознания. Религия – это мировоззренческая форма общественного сознания и определяет миропонимание человека. Религия – это наиболее постоянная форма общественного сознания, которая меньше всего поддается изменениям. Спецификой религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Любые стороны общественного бытия человек воспринимает через призму сверхъестественного и осознает себя как его неотъемлемая часть. Условия собственной жизни человек воспринимает как следствие вмешательства добрых или злых сверхъестетвенных сил.
Таким образом, религия – это форма общественного сознания, в которой иллюзорно отражаются силы, которые господствуют над человеком в его повседневной жизни и которые трансформируются в его сознании в форме неземных сил.
Как специфическая подсистема религия занимает определенное место в социальной системе и выполняет социокультурные функции, по которым теоретики определяют роль религии в обществе. Имея представление о значительном количестве подходов к пониманию религии несложно принять идею о неоднозначном понимании общества и его структуры в философии и социологии. Религия и общество являются безусловно более сложными системами чем природные, поскольку связаны с жизнедеятельностью человека. Следовательно, множество подходов к выделению социальных функций религий и оценке ее роли в обществе является нормой серьезного исследования феномена, приближающего к действительному пониманию религии.
В общем виде можно выделить следующие основные варианты положения религии в обществе.
Итак, религия
представляет собой сложное, многоуровневое
явление. Поэтому изучение религиозного
феномена осуществляется целым рядом
дисциплин.
Все современные религии
имеют свою структуру, которая состоит
из следующих частей: религиозное сознание,
религиозные отношения и деятельность,
религиозные организации и институты.
Религиозное сознание
– это форма общественного сознания, совокупность
идей, мифов, взглядов и представлений,
чувств и эмоций, традиций и обычаев, в
которых отражается окружающий мир через
представления о сверхъестественном.
Основным признаком религиозного сознания
является вера в реальное существование
сверхъестественных сил и существ. Религиозная
вера – достаточно сложное психологическое
чувство человека. Религиозное сознание
содержит идею бога, мифы или легенды о
создании мира, об ангелах, рае, аде, грехе
и т.д. Религиозное сознание проявляется
на обыденном и теоретическому уровнях.
Обыденное религиозное сознание – это
присущие массе верующих представления
об объекте их каждодневного поклонения,
которые формируются в процессии их обыденной
жизни. Теоретический уровень – это концепции,
учения, систематизированные, отработанные
теологами, т.е. учеными-богословами.
Религиозная деятельность
– это вид социальной деятельности, которая
делится на внекультовую и культовую.
Внекультовая религиозная деятельность
– это когда верующие и религиозные общины
ведут благотворительную, миссионерскую,
преподавательскую деятельность, пропагандистскую,
реставрационно-строительную работы.
Важным видом религиозной
деятельности является культ. Содержание
культа определяется культовыми текстами,
к которым принадлежит Святое Письмо,
молитвы, псалмы, песни и т.д. Воспроизводство
этих текстов во время проведения культов
формирует в сознании верующих религиозные
образы и представления, принципы религиозной
идеологии. Существует два вида культовых
действий: 1) магия (колдовство); 2) умилостивление.
Магия – система действий, с помощью которых
влияют на сверхъестественное. Виды магии:
промышленная, военная, лечебная, любовная
и др. Культ умилостивления обращен к Богу
или духам и состоит из жертвоприношения,
обрядов, молитвы, богослужения и т.д. Способы
осуществления культовой деятельности
– храм, молитвенный дом, искусство, культовые
предметы (крест, свечи, иконы, кадило и
т.д.). Особенное, символическое значение
среди средств культа имеют храмы, соборы,
мечети и т.д. Культовая деятельность регламентируется
церковными канонами (правилами).
Религиозные отношения
– вид идеологических отношений, которые
реализуются через отношения верующих,
религиозные связи общин и церквей. Религиозные
отношения могут иметь разный характер
– солидарности, терпимости и нейтралитета,
конкуренции, конфликта и враждебности.
Религиозные организации
и институты. Религия как социальное
явление имеет свои организационные формы.
Самой распространенной организационной
формой религии является церковь. Церковь
– это объединение верующих на основе
общих догматических представлений, обрядов
и канонов. Следующая форма религиозной
организации – секта. Это относительно
закрытое объединение единоверцев, которое
возникает как оппозиционное течение
к существующей конфесии. Для секты характерны
изоляционизм, фанатизм определенной
части верующих. Деноминация – это специфическое
религиозное объединение, которое находится
на стадии становления, организационного
оформления. Деноминация характеризуется
собственным самоуправлением, отсутствием
священников и т.д. В определенных условиях
у деноминации может возникнуть тенденция
преобразования в церковь или секту.
Отдельно от религиозных
организаций существуют разные религиозно-политические
институты, религиозно-политические партии,
международные религиозные объединения
и т.д.
Любая религия, существующая
в обществе, выполняет определенные функции,
которые характеризуют сущность влияния
церкви на социальные отношения. Функции
– это способы воздействия религии на
общество.
Мировоззренческая
функция. Религия как мировоззрение
дает верующему определенную сумму знаний,
понятий, ценностей. Благодаря этому мировоззрению
человек мотивирует свое отношение к миру,
свое место в обществе, решает вопрос смысла
жизни. Религиозное мировоззрение – это
духовно-практическое преобразование
мира соответственно идеалам, надеждам
и потребностям верующего. Это особенная
форма мышления и познания мира, которая
реализуется в поведении и отношениях
верующих.
Интегративная
функция. Способность религии быть
способом идейного объединения, консолидации
масс, индивидов и институтов. Интегративная
функция религии – конкретно-историческая.
При одних исторических условиях вероисповедание
может объединить, а при других – выполнять
дезинтегративную роль (ослаблять стабильность
между конфессиями, в обществе в целом
и т.д.). Благодаря интегративной функции
верующий соотносит себя с определенной
социальной группой. Он может осознавать
себя, например, христианином, мусульманином,
буддистов и т.д.
Комуникативная
функция – это использование религии
как средства общения между верующими
в пределах единого вероисповедания. Она
является производной от интегративной
функции и позволяет устанавливать хозяйственно-бытовые,
семейные и другие связи на основе единого
вероисповедания.
Регулятивная
функция – это способность религии
быть способом регулирования поведения
людей, определение стереотипа этого поведения
благодаря существованию в религии системы
норм и правил. Религиозное регулирование
осуществляется прежде всего в культовой
деятельности через систему разнообразных
запретов и наставлений, которых верующие
должны обязательно придерживаться.
Иллюзорно-компенсаторная функция – способность религии иллюзорно создавать определенные социальные отношения, в которых человек чувствует себя свободным и счастливым. Религия дает человеку эмоциональное утешение перед состоянием неопределенности, неуверенности, страданий, насилия и т.д. Религия помогает человеку свести до минимума неудовлетворение и разочарование.
Определенные социальные
функции выполняет и религиозная культовая
деятельность. Основная функция религиозного
культа – это воссоздание,
укрепление и усиление религиозные идей
и представлений. Религиозный культ
выполняет и психологическо-терапевтическую
функцию, то есть выступает средством
психологического влияние на личность.
Религиозный культ выполняет и эстетическую
функцию, то есть с помощью использования
разнообразных видов и жанров искусства
удовлетворяются эстетические потребности
верующих, формируются эстетические чувства.
Определенные функции в
обществе выполняют религиозные объединения
и организации, которые действуют в пределах
одного государства. Вот некоторые из
них:
функция богослужения – удовлетворения религиозных потребностей верующих через проведение проповедей, обрядов, ритуалов и церемоний культа духовенством;
миссионерская
функция – распространение с помощью
миссионеров (священников) вероучения.
Она осуществляется как среди иноверцев,
так и среди неверующих. Любая церковь
пропагандирует свое вероучение, чтобы
привлечь новых членов (адептов). Осуществляется
оно разными методами и формами (например,
насильственное привлечение к католической
церкви народов Африки и Америки в 17-18
ст.; использование денежного вознаграждения
для привлечения к Российской православной
церкви народностей Поволжья – мордвы,
чувашей и др. в 18 ст.);
пропагандистская
(идеологическая) функция – распространение
с помощью радио, телевидения, газет и
журналов, кино и театра религиозных вероучений.
Современные церкви владеют соответствующими
трансляционными каналами идеологического
влияния на людей. Стремясь распространить
влияние религии, церковь часто проводит
богослужения и чтение проповедей в общественных
местах (стадионы, дворцы спорта, клубы
и т.д.);
политическая функция – это деятельность церкви и священнослужителей, а также религиозных организаций в политической жизни страны, в управлении государством. Государство использует церковь как способ контроля за политической благонадежности людей, полицейского надзора, политического воспитания людей. Так, на Руси царь Петр I официально вводил полицейское наказание за отказ от исповеди, и одновременно обязал священников докладывать о политической крамоле, которую он узнает во время тайны исповеди. У нас также существует проникновение церкви в социально-политическую жизнь общества, благодаря созданным политическим партиям;
хозяйственно-экономическая функция – находит проявление в ведении хозяйства, в производстве культовых предметов и сельскохозяйственной продукции для внутренних потребностей, проведение реставрационно-строительных работ;
благотворительная функция – осуществляется через систему материальной помощи разным общественным организациям: помощь жертвах стихийных бедствий, сохранение и восстановление памятников культуры и истории;
филантропическая функция очень похожа на благотворительную функцию и осуществляется с помощью непосредственного, за счет церкви, содержания приютов для сирот, инвалидов, больниц для бедных, детских учреждений и т.д.;
просветительская функция состоит в распространении церковью или ее организациями определенной суммы знаний об истории или культуре, морали т.д. Она проявляется: в подготовке кадров духовенства в соответствующих учебных заведении (академии, семинарии, школы); в осуществлении религиозного просвещения среди верующих и неверующих (воскресные школы, церковные школы); в содержании общеобразовательных и высших учебных заведений; в воспитании людей с помощью издания и распространения литературы; в праздновании различных церковно-исторических дат и событий;
функция сохранения национальной культуры и языка – проявляется через сохранение национальных традиций и обычаев, национального языка, этнической психологии. Может быть средством влияния на национально-этнические отношения, межнациональные конфликты и национально-освободительную борьбу;
создание норм и правил, которые помогают церкви осуществлять свое господство, контролировать поведение верующих и создавать соответствующую церковную структуру.
Принципы религиоведения - это основополагающие начала, исходные положения, имеющие наиболее общий характер, которыми религиоведение руководствуется при исследовании религии. К ним относятся прежде всего: принцип объективности, принцип научности, принцип историзма, принцип системности. Первый предполагает исключение субъективизма в оценках, их реальность и нейтралитет. Второй требует строго руководствоваться в оценках религиозных явлений требованиями научного знания. Третий принцип обязывает подходить к явлениям религии исторически, т.е. с учётом конкретных исторических условий возникновения, функционирования и развития религии. Наконец, четвёртый принцип призывает религиоведение рассматривать религию системно, во всём многообразии её проявлений и в то же время в тесном взаимодействии и обусловленности всех элементов её структуры.
Методы познания религиоведения многообразны. Кроме известных общенаучных методов: анализа и синтеза, индукции и дедукции, гипотезы, восхождения от абстрактного к конкретному и т.д. существуют специфические общие методы подхода к исследованию религии. Они и должны нас интересовать прежде всего.
Если рассматривать метод в широком плане, как путь исследования, способ построения и обоснования системы знания о каком-то объекте, явлении, то религиоведение должно признать как факт, что в познании религии существует несколько общих методов (подходов). Это - собственно религиозный (богословский, теологический), антирелигиозный (атеистический), философский и научный. Каждый из них имеет свою специфику, решает свои задачи и отличается от других.
Религиозный метод - путь позитивного, по преимуществу некритического исследования религии. Он исходит из признания Высшего начала всего сущего, непосредственного влияния этого Начала на происходящие мировые процессы и жизнь человечества, а также веры в Его всемогущество, возможность встречи с Ним и спасения в вечной жизни.
Атеистический метод - это способ критического, по преимуществу, отношения к религии, отрицания акта творения мира, наличия творца, противопоставления знания вере, неприятия идеи бессмертия и небесного рая.