Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:07, реферат
В нашей стране в последние десятилетия имеет место целый ряд негативных процессов. Затронули они и систему высшего образования. Причины, породившие эти процессы, весьма разнообразны. Рассмотрим некоторые из этих проблем вместе с причинами, которые их породили. Управление системой высшего образования, не соответствующее ее назначению и интересам государства, ведущее к ее деградации. Эта проблема вызвана преимущественно известными причинами политического характера, приведшими также к деградации почти всего, на что современные государственные чиновники могут оказать хоть какое-либо воздействие.
Основные современные проблемы высшего образования России……………3
О перспективах развития высшего образования………………………………..7
Проблемы и мифы высшего профессионального образования в России…….11
О некоторых причинах негативных явлений
в высшем образовании России…………………………………………………..17
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Уральский государственный университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВПО УрГУПС)
Кафедра «Экономика транспорта»
РЕФЕРАТИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Введение в профессию»
на тему: « Высшее образование России: проблемы и тенденции»
Проверил Выполнил:
преподаватель: ст. гр. ЭК-112
Обухова О.В Марихина В.О
Екатеринбург
2012г.
Содержание:
Основные современные проблемы высшего образования России……………3
О перспективах развития высшего образования………………………………..7
Проблемы и мифы высшего профессионального образования в России…….11
О некоторых причинах негативных явлений
в высшем образовании России………………………………
ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
В нашей стране в последние десятилетия имеет место целый ряд
негативных процессов.
Затронули они и систему
Причины, породившие эти процессы, весьма разнообразны. Рассмотрим
некоторые из этих проблем вместе с причинами, которые их породили.
Управление системой высшего образования, не соответствующее ее
назначению и интересам государства, ведущее к ее деградации. Эта
проблема вызвана
характера, приведшими также к деградации почти всего, на что
современные государственные чиновники могут оказать хоть какое-либо
воздействие.
Коррупция в государственных организациях, а также в самих вузах на
всех уровнях вместе с погоней за прибылью привела к существованию
организаций, не соответствующих уровню вуза и, кроме того, к тому, что
уровень знаний и общая подготовка многих учащихся не соответствует
званию «студент».
У многих коммерческих вузов, спорадически возникших на волне
коммерциализации, уровень и структура управления, компетентность
персонала, планировка здания, содержание библиотек и т. п. не
соответствуют требованиям. У некоторых новоиспеченных вузов отдельные
необходимые подсистемы и элементы вообще отсутствуют.
Снижение уровня научной, учебно-методической, учебной и
воспитательной работы вызвано
преимущественно увеличением
преподавателей, не прошедших соответствующую подготовку, а также
значительным увеличением объема работы преподавателя.
До сих пор острой проблемой вузовского образования остается
несоответствие уровня и качества подготовки специалистов современным
требованиям. Одним из способов преодоления этого недостатка является
усиление индивидуального подхода к студентам, развитие их творческих
способностей, умения самостоятельно находить и перерабатывать
информацию, использование современных методов обучения, а также:
а) профессиональная направленность в преподавании учебных дисциплин;
б) преемственность в изучении предметов; в) установление межпредметных
связей; г) тесная связь теории с практикой; д) создание модели
конкурентоспособного
специфическим и общим требованиям, а также соответствие работы
преподавателя этой модели.
В работе преподавателей информационная функция источника знания
должна быть заменена функцией управления процессом формирования
специалиста.
Издается много учебной литературы. Значительная ее часть не
относится к новому управляющему типу учебной литературы, не
способствует внедрению новых организационных форм обучения. Кроме
того, она не ориентирует студентов в их самостоятельной работе на
достижение конечных целей занятий, не способствует превращению учения
в сознательный и осмысленный
труд, не создает условия для
управляемой и самоуправляемой самостоятельной работы учебно-
исследовательского типа обучения, при этом слабо формирует у студентов
потребность в самостоятельной работе.
Большинство студентов сдают экзамены и зачеты по шпаргалкам. При
проверке знаний студентов особое внимание необходимо уделять контролю
их функциональных знаний, то есть знаний, отражающих реальные
действия: знания – навыки, знания – умения и т. д. Иначе говоря,
контролировать действия, которые студенты могут осуществить, опираясь
на приобретенные знания.
Низкая зарплата преподавателей
не стимулирует эффективной
Чиновникам, имеющим и без того высокую зарплату, систематически
заметно повышают ее, обосновывая это тем, что при высокой зарплате они
перестанут брать взятки. Возникает вопрос: «Почему это же обоснование
нельзя применить в отношении зарплаты преподавателя?».
Снижение уровня развития
студентов связано с
количества абитуриентов при увеличении количества мест в вузах при
общем среднестатистическом падении уровня развития всего контингента
абитуриентов. Последнее вызвано ухудшением здоровья нового поколения.
Поэтому многие современные студенты не в состоянии освоить вузовскую
программу. Кроме того, имеет место долговременная дискредитация труда,
в том числе труда, направленного на приобретение знаний. К сожалению,
не все школы обеспечивают гармоничное развитие учащихся, дают
прочные знания по основам наук и прививают усердие к учебе. Падение
дисциплины и желания
учиться вызвано также
за прибылью. В этих случаях студентам достаточно легально и/или
нелегально оплачивать соответствующие услуги и получить диплом, имея
при этом крайне низкий уровень знаний. Безнаказанность в обществе
нередко переносится и в вузы, когда некоторые студенты могут
систематически грубо нарушать дисциплину без каких-либо серьезных
последствий.
Имеет место неуверенность многих студентов, обучающихся по целому
ряду специальностей, в том, что они после окончания вуза найдут работу по
полученной специальности и с достойной зарплатой.
В связи с вышесказанным, а также с другими моментами, можно
утверждать, что многие современные вузы в основном лишь имитируют
учебный процесс. Их основная цель – извлечение прибыли.
В нашей стране фактически формируются два уровня высшего
образования: одно для простого населения, функционирующее
преимущественно на уровне имитации; другое – элитное – для тех, у кого
есть деньги и власть.
Таковы лишь некоторые проблемы современного высшего
образования. При существовании такого порядка в обществе может
происходить лишь усугубление всех вышеуказанных, а также других
проблем высшего образования преимущественно неэлитного уровня.
О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В связи с постоянным ростом информации возникает все большее
количество специальностей,
специализаций и учебных
Вследствие этого существует тенденция к сокращению как аудиторных
часов, так и общего объема изучения каждой учебной дисциплины.
Поэтому требуется постоянная коррекция государственного
образовательного стандарта – через каждые 4-5 лет согласно срокам
обучения бакалавров и специалистов. А это автоматически вызывает
изменения в учебных планах специальностей и в учебных программах
дисциплин. Вместе с тем, следует отметить, что существуют основные
базовые дисциплины в каждом цикле учебного плана, которые (или часть
которых) следует сохранять в неизменном виде: они обязательны и
необходимы в качестве базовых как для изучения других дисциплин
специальности, так и для формирования научного мировоззрения
специалиста и общего развития социальной личности. Такие дисциплины
могут кардинально меняться лишь в случаях революционных прорывов в
различных научных направлениях. Например, в последние десятилетия в
связи со скачком в развитии информационных технологий изменились не
только дисциплины информационных технологий, но и обучение на их базе
почти всех дисциплин. Но при этом, например, математика, физика,
философия и т. д. как учебные дисциплины практически не изменились,
добавились лишь некоторые возможности новых форм обучения. Поэтому
надо тщательно отбирать такие дисциплины – базовые, не меняющиеся
принципиально в течение по крайней мере десятилетий. Их
консервативность опирается на объективность научных знаний, а не на
субъективность личностей. Кстати, так можно сохранить и положительные
традиции образования в нашей стране, а на их основе развивать далее науку
и образование.
Поэтому в необходимой мере надо менять и совершенствовать не
только учебные планы и программы, их структуру, но и государственный
образовательный стандарт. В фундаментальных классических дисциплинах
(математика, физика, химия и т. д.) не следует, например, постоянно
сокращать аудиторные часы в связи с общими изменениями. Например,
чисто механически забирают часы в равных долях от всех дисциплин (а
чаще всего поступают проще – где много часов, там и забирают, т. е. у тех
фундаментальных дисциплин, которые развивались столетиями и стали
базовыми).
Приведем пример. В
последние десятилетия для
специальностей ввели новую дисциплину – эконометрику. И надо прямо
сказать, что эта экономическая дисциплина требует настолько серьезной
математической
ведут математики, а не экономисты. Имеет ли смысл тогда сокращать по
этим специальностям объем аудиторной нагрузки по математике? То же
касается, к примеру, изучения иностранных языков. Курс «Деловой
иностранный язык» невозможен без основательного знания иностранного
языка в целом. И можно ли, например, сокращать часы изучения
иностранных языков в период развития международных связей, интеграции
и специализации экономик различных стран?
Мы считаем, что учебный
план, государственный
стандарт должны быть более дифференцированы по отношению к
дисциплинам. Конечно, сейчас есть некоторая дифференцированность – это
курсы по выбору, факультативы, но этого недостаточно. Надо более четко
определять, для каких специальностей, по каким дисциплинам и какие
требуются курсы по выбору, факультативы, особенно на стыке дисциплин.
Они должны отражать достижения наук в последние десятилетия и даже
упреждать развитие экономики, ее отраслей в стране и в мире в целом.
В каком-то смысле фундаментальность образования должна
предоставляться 1-ой ступенью
высшего образования –
это будет лишь в случае, когда перечень и содержание
общепрофессиональных и профессиональных дисциплин будет
соответствовать научно-техническим достижениям и потребностям экономики
страны в целом. Последнее соответствие в настоящее время нам
предоставляется весьма сомнительным (в большинстве случаев). Состояние
экономики должно быть на таком уровне, чтобы специалист с
«общепрофессиональным» фундаментальным образованием мог найти свое
место. Заметим, что, во-первых, эти должности по специальности должны
быть; во-вторых, количество вакансий должно соответствовать количеству
выпускников; в-третьих, должна существовать система повышения
квалификации специалистов (особенно в период экономического кризиса),
чтобы в течение ряда лет пользоваться фундаментальностью такого
образования в постоянно меняющихся условиях технологий и науки в
целом. Вообще говоря, мы вошли в пространство Болонских соглашений,
чтобы наше образование и
ее стандарты соответствовали
западным стандартам. Но наша «сырьевая» экономика не соответствует
такому образованию в настоящее время, т. е. нет потребности в таких
специалистах. Тогда для кого мы будем готовить таких специалистов-
бакалавров?
Становится понятно, что не только нашему высшему образованию не
хватает глубины, гибкости, четкости планирования и реформирования, но и
у экономики страны нет пока потребности в таких формах образования.
Потому как именно потребности экономики, науки, культуры и т. д.
диктуют уровень и структуру образования. Если сырьевая экономика будет
обслуживать интересы олигархов и элиты, а структура экономики не
поменяется, то трудно ожидать правильного развития и
конкурентоспособности такой экономики. А это будет влиять, в свою
очередь, на уровень и
структуру высшего образования.