Введение в профессию

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:07, реферат

Краткое описание

В нашей стране в последние десятилетия имеет место целый ряд негативных процессов. Затронули они и систему высшего образования. Причины, породившие эти процессы, весьма разнообразны. Рассмотрим некоторые из этих проблем вместе с причинами, которые их породили. Управление системой высшего образования, не соответствующее ее назначению и интересам государства, ведущее к ее деградации. Эта проблема вызвана преимущественно известными причинами политического характера, приведшими также к деградации почти всего, на что современные государственные чиновники могут оказать хоть какое-либо воздействие.

Оглавление

Основные современные проблемы высшего образования России……………3
О перспективах развития высшего образования………………………………..7
Проблемы и мифы высшего профессионального образования в России…….11
О некоторых причинах негативных явлений
в высшем образовании России…………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

реферат введение в профессию.docx

— 49.66 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Уральский государственный  университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО УрГУПС)

 

 

 

Кафедра «Экономика транспорта»

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: «Введение в профессию»

на тему: « Высшее образование России: проблемы и тенденции»

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил          Выполнил:

преподаватель:          ст. гр. ЭК-112

Обухова О.В                   Марихина В.О

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 

2012г.

 

Содержание:

 Основные современные проблемы высшего образования России……………3

О перспективах развития высшего  образования………………………………..7

Проблемы и мифы высшего  профессионального образования  в России…….11

О некоторых причинах негативных явлений 

в высшем образовании России…………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ  ПРОБЛЕМЫ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИИ

В нашей стране в последние  десятилетия имеет место целый  ряд

негативных процессов.  Затронули они и систему высшего  образования.

Причины,  породившие эти  процессы,  весьма разнообразны.  Рассмотрим

некоторые из этих проблем  вместе с причинами, которые их породили.

Управление системой высшего  образования,  не соответствующее  ее

назначению и интересам  государства,  ведущее к ее деградации.  Эта

проблема вызвана преимущественно  известными причинами политического

характера,  приведшими также к деградации почти всего,  на что

современные государственные  чиновники могут оказать хоть какое-либо

воздействие.

Коррупция в государственных  организациях, а также в самих  вузах на

всех уровнях вместе с  погоней за прибылью привела к  существованию

организаций, не соответствующих  уровню вуза и,  кроме того,  к  тому,  что

уровень знаний и общая  подготовка многих учащихся не соответствует

званию «студент».

У многих коммерческих вузов,  спорадически возникших на волне

коммерциализации,  уровень  и структура управления,  компетентность

персонала,  планировка здания,  содержание библиотек и т.  п.  не

соответствуют требованиям. У некоторых новоиспеченных вузов  отдельные

необходимые подсистемы и  элементы вообще отсутствуют.

Снижение уровня научной,  учебно-методической,  учебной и

воспитательной работы вызвано  преимущественно увеличением количества

преподавателей,  не прошедших  соответствующую подготовку,  а  также

значительным увеличением  объема работы преподавателя.

До сих пор острой проблемой  вузовского образования остается

несоответствие уровня и  качества подготовки специалистов современным

требованиям.  Одним из способов преодоления этого недостатка является

усиление индивидуального  подхода к студентам,  развитие их творческих

способностей,  умения самостоятельно находить и перерабатывать

информацию,  использование  современных методов обучения,  а также: 

а) профессиональная направленность в преподавании учебных дисциплин;

б) преемственность в изучении предметов; в) установление межпредметных

связей;  г)  тесная связь  теории с практикой;  д)  создание модели

конкурентоспособного специалиста-исследователя,  отвечающего

специфическим и общим  требованиям,  а также соответствие работы

преподавателя этой модели.

В работе преподавателей информационная функция источника знания

должна быть заменена функцией управления процессом формирования

специалиста.

Издается много учебной  литературы.  Значительная ее часть  не

относится к новому управляющему типу учебной литературы,  не

способствует внедрению  новых организационных форм обучения.  Кроме

того,  она не ориентирует  студентов в их самостоятельной  работе на

достижение конечных целей  занятий, не способствует превращению  учения

в сознательный и осмысленный  труд, не создает условия для организации

управляемой и самоуправляемой  самостоятельной работы учебно-

исследовательского типа обучения, при этом слабо формирует  у студентов

потребность в самостоятельной  работе.

Большинство студентов сдают  экзамены и зачеты по шпаргалкам. При

проверке знаний студентов  особое внимание необходимо уделять  контролю

их функциональных знаний,  то есть знаний,  отражающих реальные

действия:  знания –  навыки,  знания –  умения и т.  д.  Иначе  говоря,

контролировать действия,  которые студенты могут осуществить,  опираясь

на приобретенные знания. 

Низкая зарплата преподавателей не стимулирует эффективной работы.

Чиновникам,  имеющим и  без того высокую зарплату,  систематически

заметно повышают ее, обосновывая  это тем, что при высокой зарплате они

перестанут брать взятки. Возникает вопрос: «Почему это  же обоснование

нельзя применить в  отношении зарплаты преподавателя?».

Снижение уровня развития студентов связано с уменьшением

количества абитуриентов при увеличении количества мест в  вузах при

общем среднестатистическом падении уровня развития всего контингента

абитуриентов. Последнее  вызвано ухудшением здоровья нового поколения.

Поэтому многие современные  студенты не в состоянии освоить  вузовскую

программу. Кроме того, имеет  место долговременная дискредитация  труда,

в том числе труда, направленного  на приобретение знаний. К сожалению,

не все школы обеспечивают гармоничное развитие учащихся,  дают

прочные знания по основам  наук и прививают усердие к  учебе.  Падение

дисциплины и желания  учиться вызвано также коррупцией и погоней вузов

за прибылью.  В этих случаях студентам достаточно легально и/или

нелегально оплачивать соответствующие  услуги и получить диплом,  имея

при этом крайне низкий уровень  знаний.  Безнаказанность в обществе

нередко переносится и  в вузы,  когда некоторые студенты могут

систематически грубо  нарушать дисциплину без каких-либо серьезных

последствий.

Имеет место неуверенность  многих студентов, обучающихся по целому

ряду специальностей, в  том, что они после окончания  вуза найдут работу по

полученной специальности  и с достойной зарплатой. 

В связи с вышесказанным,  а также с другими моментами,  можно

утверждать,  что многие современные вузы в основном лишь имитируют

учебный процесс. Их основная цель – извлечение прибыли.

В нашей стране фактически формируются два уровня высшего

образования:  одно для  простого населения,  функционирующее

преимущественно на уровне имитации; другое – элитное – для тех, у кого

есть деньги и власть.

Таковы лишь некоторые  проблемы современного высшего

образования.  При существовании  такого порядка в обществе может

происходить лишь усугубление  всех вышеуказанных,  а также других

проблем высшего образования  преимущественно неэлитного уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В связи с постоянным ростом информации возникает все большее

количество специальностей,  специализаций и учебных дисциплин.

Вследствие этого существует тенденция к сокращению как аудиторных

часов,  так и общего объема изучения каждой учебной дисциплины.

Поэтому требуется постоянная коррекция государственного

образовательного стандарта  –  через каждые 4-5  лет согласно срокам

обучения бакалавров и  специалистов.  А это автоматически  вызывает

изменения в учебных планах специальностей и в учебных программах

дисциплин.  Вместе с тем,  следует отметить,  что существуют основные

базовые дисциплины в каждом цикле учебного плана,  которые (или  часть

которых)  следует сохранять в неизменном виде:  они обязательны и

необходимы в качестве базовых как для изучения других дисциплин

специальности,  так и  для формирования научного мировоззрения

специалиста и общего развития социальной личности.  Такие дисциплины

могут кардинально меняться лишь в случаях революционных  прорывов в

различных научных направлениях.  Например,  в последние десятилетия в

связи со скачком в развитии информационных технологий изменились не

только дисциплины информационных технологий, но и обучение на их базе

почти всех дисциплин.  Но при этом,  например,  математика,  физика,

философия и т.  д.  как  учебные дисциплины практически  не изменились,

добавились лишь некоторые  возможности новых форм обучения. Поэтому

надо тщательно отбирать такие дисциплины –  базовые,  не меняющиеся

принципиально в течение по крайней мере десятилетий.  Их

консервативность опирается  на объективность научных знаний,  а не на

субъективность личностей. Кстати, так можно сохранить и  положительные

традиции образования  в нашей стране, а на их основе развивать далее науку

и образование.

Поэтому в необходимой  мере надо менять и совершенствовать не

только учебные планы  и программы, их структуру,  но и  государственный

образовательный стандарт. В фундаментальных классических дисциплинах

(математика,  физика,  химия и т.  д.)  не следует,  например,  постоянно

сокращать аудиторные часы в связи с общими изменениями.  Например,

чисто механически забирают часы в равных долях от всех дисциплин (а

чаще всего поступают  проще – где много часов, там  и забирают, т. е. у тех

фундаментальных дисциплин,  которые развивались столетиями и стали

базовыми).

Приведем пример.  В  последние десятилетия для экономических

специальностей ввели  новую дисциплину –  эконометрику.  И надо прямо

сказать,  что эта экономическая  дисциплина требует настолько серьезной

математической подготовленности,  что практически везде эту  дисциплину

ведут математики,  а не экономисты.  Имеет ли смысл тогда  сокращать по

этим специальностям объем  аудиторной нагрузки по математике?  То же

касается,  к примеру,  изучения иностранных языков.  Курс «Деловой

иностранный язык»  невозможен без основательного знания иностранного

языка в целом.  И можно  ли,  например,  сокращать часы изучения

иностранных языков в период развития международных связей, интеграции

и специализации экономик различных стран?

Мы считаем,  что учебный  план,  государственный образовательный

стандарт должны быть более  дифференцированы по отношению к

дисциплинам. Конечно, сейчас есть некоторая дифференцированность – это

курсы по выбору, факультативы, но этого недостаточно. Надо более  четко

определять,  для каких  специальностей,  по каким дисциплинам  и какие

требуются курсы по выбору, факультативы, особенно на стыке дисциплин.

Они должны отражать достижения наук в последние десятилетия  и даже

упреждать развитие экономики, ее отраслей в стране и в мире в целом.

В каком-то смысле фундаментальность  образования должна

предоставляться 1-ой ступенью высшего образования – бакалавриатом. Но

это будет лишь в случае,  когда перечень и содержание 

общепрофессиональных и профессиональных дисциплин будет

соответствовать научно-техническим  достижениям и потребностям экономики

страны в целом. Последнее  соответствие в настоящее время  нам

предоставляется весьма сомнительным (в большинстве случаев). Состояние

экономики должно быть на таком  уровне,  чтобы специалист с

«общепрофессиональным» фундаментальным образованием мог найти свое

место. Заметим,  что,  во-первых,  эти должности по специальности  должны

быть; во-вторых, количество вакансий должно соответствовать количеству

выпускников;  в-третьих,  должна существовать система повышения

квалификации специалистов (особенно в период экономического кризиса),

чтобы в течение ряда лет  пользоваться фундаментальностью такого

образования в постоянно  меняющихся условиях технологий и науки  в

целом. Вообще говоря, мы вошли в пространство Болонских соглашений,

чтобы наше образование и  ее стандарты соответствовали практически

западным стандартам.  Но наша «сырьевая»  экономика не соответствует

такому образованию в  настоящее время,  т.  е.  нет  потребности в таких

специалистах.  Тогда для кого мы будем готовить таких специалистов-

бакалавров?

Становится понятно,  что  не только нашему высшему образованию  не

хватает глубины, гибкости, четкости планирования и реформирования, но и

у экономики страны нет  пока потребности в таких формах образования.

Потому как именно потребности  экономики,  науки,  культуры и  т.  д.

диктуют уровень и структуру  образования. Если сырьевая экономика  будет

обслуживать интересы олигархов  и элиты,  а структура экономики  не

поменяется,  то трудно ожидать  правильного развития и

конкурентоспособности такой  экономики.  А это будет влиять,  в свою

очередь,  на уровень и  структуру высшего образования.  Таким образом,

Информация о работе Введение в профессию