Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:07, реферат
В нашей стране в последние десятилетия имеет место целый ряд негативных процессов. Затронули они и систему высшего образования. Причины, породившие эти процессы, весьма разнообразны. Рассмотрим некоторые из этих проблем вместе с причинами, которые их породили. Управление системой высшего образования, не соответствующее ее назначению и интересам государства, ведущее к ее деградации. Эта проблема вызвана преимущественно известными причинами политического характера, приведшими также к деградации почти всего, на что современные государственные чиновники могут оказать хоть какое-либо воздействие.
Основные современные проблемы высшего образования России……………3
О перспективах развития высшего образования………………………………..7
Проблемы и мифы высшего профессионального образования в России…….11
О некоторых причинах негативных явлений
в высшем образовании России…………………………………………………..17
части студентов к глубокому познанию будущей специальности. Крайне
медленно внедряются в практику обучения новые технологии. Основным
педагогическим приемом до сих пор остается принцип устной передачи
информации, отсутствует заинтересованность в самостоятельном
получении, анализе и применении знаний студентами, получение знаний
часто подменяется «скачиванием» готовых решений из Интернета или у
доброхотов. Крайне серьезна проблема морально-нравственного
воспитания студентов, которую во многих случаях пытаются заменить
религиозным образованием, мистикой, что отбрасывает вспять
общественное сознание.
Если наше общество не займется серьезно важнейшими проблемами
тщательно проработанного совершенствования высшего образования
России, то наши вузы выйдут не только за пределы первой сотни лучших
вузов мира, но и за пределы тысячи, а это будет означать, что великая
держава переходит в разряд третьесортных стран.
Является ли непреодолимым весьма тяжелое состояние высшего
образования? Конечно, да, если продолжить пагубный путь реформирования
образования страны в целом
в избранном Министерством
конечно, нет, если встать на путь системных, весьма затратных, но жизненно
необходимых решений, затрагивающих многие аспекты политической,
экономической и духовной жизни страны. Попытаюсь изложить некоторые
достаточно реальные, но принципиальные положения.
• Научно обоснованное системное статистическое прогнозирование
потребности народного хозяйства в конкретных категориях выпускаемых
вузами специалистов.
• Перевод системы обучения с традиционного для нас аудио-
визуального способа передачи информации в вузе на активное
самостоятельное накопление знаний студентами.
• Формирование расширенного пакета специальностей и
специализаций, чтобы выпускник вуза (бакалавр) был готов к
непосредственной практической деятельности. 40
• Формирование новых учебных планов и рабочих программ для
бакалавров, обеспечивающих, по крайней мере, узкую специализацию
выпускника (технолог, аналитик, менеджер, проектант и т. д.), не
отягощенных чрезмерно теоретическими положениями и «насыщенных»
практической информацией. Развитие теоретических представлений более
целесообразно давать магистрантам и аспирантам при их последующем
обучении.
• Насыщение материальной базы вузов аппаратурой и приборами
лучших мировых образцов.
• Финансирование образовательных учреждений из бюджета на уровне
развитых стран.
• Жесткое лицензирование вузов для гарантии качества обучения.
• Обеспечить прохождение студентами длительных производственных
практик на рабочих местах с оплатой вузами из бюджета предприятиям
затрат на сопровождение практики работниками предприятий.
• Льготное налогообложение предприятий за спонсорскую помощь
образовательным учреждениям.
• Не облагать налогом заказы предприятий вузам на проведение
научных исследований.
• Существенно повысить заработную плату преподавателям и
вспомогательному персоналу вузов при условии проведения реального
конкурса на замещение вакантных должностей.
• Гарантия длительных (по 4-12 месяцев) стажировок преподавателей в
лучших вузах, академических и отраслевых институтах страны и за
рубежом, систематический приезд в периферийные вузы лучших педагогов
и ученых из учебных центров.
• Формирование заработной платы преподавателя не по
аттестационным документам, а по реальным результатам педагогической и
научной работы.
• Существенное снижение учебной нагрузки преподавателя для
получения резерва времени для научной работы и совершенствования
учебного процесса. 41
• Устранение коррупционных
явлений в образовательном
счет коллегиальности приема контрольных и курсовых работ, зачетов и
экзаменов.
• Резкое повышение уровня требовательности при оценке знаний
студентов, формирование нормальной трудовой дисциплины, регулярное
привлечение студентов к научным исследованиям.
• Увеличение студенческой стипендии, по крайней мере, до уровня
прожиточного минимума.
Это далеко не все, но если данные положения реализовать, то качество
образования существенно возрастет.
Использованная литература: