Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:07, реферат
В нашей стране в последние десятилетия имеет место целый ряд негативных процессов. Затронули они и систему высшего образования. Причины, породившие эти процессы, весьма разнообразны. Рассмотрим некоторые из этих проблем вместе с причинами, которые их породили. Управление системой высшего образования, не соответствующее ее назначению и интересам государства, ведущее к ее деградации. Эта проблема вызвана преимущественно известными причинами политического характера, приведшими также к деградации почти всего, на что современные государственные чиновники могут оказать хоть какое-либо воздействие.
Основные современные проблемы высшего образования России……………3
О перспективах развития высшего образования………………………………..7
Проблемы и мифы высшего профессионального образования в России…….11
О некоторых причинах негативных явлений
в высшем образовании России…………………………………………………..17
ясно, от чего зависит и на что должна опираться система высшего
образования, ее реформы. Если не будет широко и открыто обсуждаемых
программ развития высшего образования, в частности, новых госстандартов
образования (соответствующих последним достижениям мировой науки),
фундаментальной материальной базы и, наконец, должного
финансирования (в долях ВВП и в абсолютных показателях), то никакие
другие преобразования нельзя считать реформой высшего образования. И
вообще, возможная самоокупаемость создаваемых крупных научно-
учебных центров наступит не быстро, т. е. опять в начале любого
серьезного дела требуется серьезное финансирование. А если коммерцию в
учебно-научных центрах ставить во главу угла, то легче при таких центрах
создавать коммерческие структуры вообще.
ПРОБЛЕМЫ И МИФЫ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Положительной чертой современной фазы развития общества является
понимание того, что в современных условиях самым ценным ресурсом
государства являются не энергоносители и золотой запас, а человеческие
интеллектуальные ресурсы (Human Intellectual Resources). Более того,
интеллектуальные ресурсы являются основным потенциалом управления
обществом, основным инструментом обеспечения его стабильности и
безопасности. Высшее профессиональное образование является важнейшим
инструментом развития интеллектуального потенциала общества потому,
что оно совершенствует технологии подготовки высококвалифицированных
специалистов, которые в свою очередь обеспечивают развитие
производительных сил и увеличение духовного потенциала общества.
Безусловно, опыт западной системы высшего образования перенимать
надо, но следует учитывать, что, несмотря на серьезные образовательные
традиции, ситуация, сложившаяся в государствах Западной Европы в сфере
образования, далеко не блестящая, как это иногда представляется.
Существует миф, что утечка мозгов из нашей страны – чисто российская
проблема. Это наивные представления. Так, по данным ЕС, только за 90-е
годы в Соединенные Штаты иммигрировало около 600 тыс. специалистов
высшей квалификации. Основными европейскими странами-донорами
являются Великобритания, Германия, Франция. Из 300 000 студентов и
аспирантов ЕС, получающих ученые степени в США, 50% не возвращается
обратно. Интересно отметить, что 32% нобелевских лауреатов по химии,
проживающих в США, – выходцы из европейских стран. Удельные затраты
на образование в США самые большие в мире. Как следствие – высокое23
качество материально-
преодоления этого отставания европейцам надо увеличить затраты на
образование в 1,5-2 раза, а России – в 4 раза, что не предусмотрено
никакими планами развития. Но согласно концепции долгосрочного
развития РФ, подготовленной Минэкономразвития, расходы на образование
планируется довести до 5,5-6% ВВП к 2020 году, что с введением
европейских стандартов обрекает нашу страну на утечку мозгов. Лучше
российского правительства эту проблему понимают в Белоруссии и на
Украине, государственные расходы на образование в которых составляют
6% и более от валового национального продукта.
Существует ряд мифов, связанных с якобы лучшей в мире системой
высшего образования в СССР. Не следует забывать, что в Европейских
странах процесс становления высшего профессионального образования
начался значительно раньше.
Образование в России и в СССР переживало различные периоды своего
развития. В средние века центр образования был на юго-западной Руси (на
территории современной Украины). Так, Львовский университет был
основан в 1661 году, а Киево-Могилянская академия существовала с 1632
года. В России первая глобализация образования была проведена Петром I.
Образование стало необходимым компонентом подготовки чиновников и
военных. Многие дворяне отправлялись получать образование в Европу. В
1724г. указом Петра I
был основан первый
Академии наук. Несмотря на системный кризис и голод, связанный с
войнами, Петр I находил средства для привлечения в Россию иностранных
ученых. Московский университет был создан в 1755г. по указанию
Елизаветы. Программа МГУ, разработанная М.В. Ломоносовым, включала
трехлетний
процесс шел еще медленней. В Казани университет открыт в начале 19 века.
В Уфе первое высшее заведение – учительские курсы были открыты 4
октября 1904г., а университет – в 1957г.
В 20-е и 30-е годы высшему образованию СССР не хватало научно-
педагогических кадров. Преподаватели царских вузов большей частью
эмигрировали, многие не допускались на работу из-за дворянского
происхождения или были репрессированы. Во многих вузах преподавали
красные профессора, пришедшие по партийному набору, – люди без24
элементарной научной и профессиональной подготовки. Ситуация
улучшилась в 40-е годы. И.В. Сталин понимал, что победа в Великой
Отечественной войне немыслима без специалистов. Достаточно упомянуть
тот факт, что студентов и преподавателей, имеющих ученые степени.
освобождали от мобилизации в действующую армию. В результате
потенциал высшего образования, главным образом в области технических
наук, был сохранен. Благодаря этому некоторое время в 50-70 годы наша
страна в сфере обороны и машиностроения не отставала от США. Таким
образом, в СССР основательной была подготовка специалистов в области
точных и технических наук, связанных с обороной. ВПО в области
гуманитарных наук, сельскохозяйственной, пищевой промышленности
никогда не соответствовал европейскому уровню. Причем в 60-80 годы,
самые благополучные для советской технической высшей школы, в
гуманитарных направлениях царил упадок преимущественно из-за диктата
марксизма-ленинизма.
Перераспределение власти и собственности, произошедшее в
последние десятилетия, нарушило материальный и интеллектуальный
потенциал страны и привело образование к системному кризису. С одной
стороны, число вузов удвоилось, утроилось число студентов, с другой –
наблюдается снижение уровня образования, качества преподавательских
кадров. Из системы образования началось бегство кадров в другие отрасли,
в бизнес и за границу. Поэтому проблему повышения качества образования
невозможно решить без развития материальной базы, нормализации оплаты
труда и подготовки квалифицированных преподавательских кадров. Если
средний возраст преподавателей в вузах – более 50 лет, а заработная плата
ниже среднего по стране, то неудивительно, что при росте числа студентов
образованию не хватает материальных и интеллектуальных ресурсов.
Одним из мифов, царящих в головах наших чиновников, является
мнение о том, что коммерциализация высшего образования, то есть
передача большей части
расходов образования в
или развития финансирования за счет учащихся в государственных вузах,
решит многие проблемы. Посмотрим европейский опыт в этой области. Так,
по данным комитета ЕС, высшее образование в странах сообщества на
79,9% финансируется за счет государственных расходов, 5,4% поступает от
некоммерческих организаций и фирм, 11,5% средств вносится в качестве25
платы за обучение. Вызывает сомнение целесообразность и других планов
правительства, направленных на сверхмонополизацию и централизацию
системы образования. Так, согласно этим планам, финансовую поддержку
государства получат 50 вузов, взаимодействующих с наукой и бизнес-
сектором, планируется создание укрупненных университетских
комплексов. В 2013-2017 годах государство намерено создать шесть-восемь
научно-образовательных комплексов мирового уровня. В Европе и США
невозможно представить, чтобы все образование страны было
сосредоточено в столице или в 3-4 городах страны. Большей частью
известные на весь мир университеты сосредоточены в малых городах и
часто являются градообразующими заведениями, например, университет
г. Болонья в Италии, Геттенген в Германии. Развитие центров образования
только в Москве и Петербурге
сделает образование
большинства россиян.
Как же обстоит дело на Западе? В нашей образовательной среде
существует миф о якобы огромных заработках профессорско-
преподавательского состава в западных странах. Зарплата профессора в
США составляет в среднем 5000-6000 долларов (преподавателя от 3000 до
5000 долларов), что выше среднего уровня по стране. Это, конечно, не так
много по сравнению с бизнесом и спортом. Зарплата тренеров
университетских команд в 2-3 раза выше. Почему же люди так держатся за
свое место. Потому, что часовая нагрузка не превышает 200-250 часов в
год. В России нагрузка профессоров в 3-4 раза выше и составляет 720-800
часов, а зарплата не дотягивает до среднего уровня по стране. В результате
преподаватели у нас в стране работают в нескольких местах или на 1,5-2
ставки. В этой связи циничными представляются заявления о том, что
средняя зарплата профессоров и преподавателей и так велика.
Понятно, что ни о каком качестве образования при перегрузке
преподавателя говорить не приходится. В отличие от российских коллег у
американских и европейских преподавателей есть резерв времени, а значит,
возможность заниматься наукой по дополнительным грантам в рамках
многочисленных
занимаются серьезно. Это понятно, так как эффективность научной работы
– основная составляющая рейтингов вузов. Вузы Европы, Америки и Китая
закупают оборудование для нанотехнологий, создают исследовательские26
лаборатории, которые высокоэффективны за счет привлечения дешевого
труда специалистов из Китая, Индии, африканских государств и России.
О НЕКОТОРЫХ ПРИЧИНАХ НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ
В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ
Сорокапятилетний опыт преподавания в техническом вузе, знакомство
с особенностями работы ряда других вузов страны и подготовкой
специалистов за рубежом позволяет сделать вывод об определенной
деградации высшего
развивается по сути экспоненциально. Основные причины деградации38
определяются рядом факторов, в первую очередь, политических,
экономических, демографических и гносеологических.
Политические причины. Изоляционизм от достижений зарубежной
науки во второй половине ХХ века привел к резкому падению массового
уровня последовательно в технике, науке, научном оборудовании, системе
подготовки как специалистов народного хозяйства, так и педагогических
кадров, на которых особенно
остро отражался
педагогический инцест. После разрушения СССР были дополнительно
разорваны связи между образовательными системами бывших республик.
Относительно стабильная и медленно развивающаяся система подготовки
специалистов подверглась разрушительным скороспелым и непродуманным
реформам правительства в рамках Болонского процесса, который
калькируется на российскую систему образования без учета ее особенностей.
Экономические причины. Нерациональность развития экономики
страны, имеющей преимущественно сырьевой и затратный характер в
сочетании с низким уровнем техники и технологии в большинстве отраслей
промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения и образования,
кризисные явления приводят к финансированию образования практически
по остаточному принципу и, как следствие, к снижению уровня
образования. Определенный разрыв связей между вузами, производством и
научными академическими и отраслевыми учреждениями привел к
количественному и качественному снижению уровня вузовской науки, без
которой невозможно интенсивное развитие высшего образования. На
снижение уровня образования также весьма влияет слишком большое число
негосударственных вузов и их филиалов с преимущественно гуманитарной
подготовкой специалистов (менеджеры, экономисты, юристы и т. д.), не
имеющих ни достаточно квалифицированных кадров, ни хорошей учебной
базы, ни четких перспектив трудоустройства выпускников. Не украшают
высшее образование страны и коррупционные явления.
Демографические причины. Снижение уровня рождаемости, числа
абитуриентов приводит к резкому снижению качества их школьной
подготовки и, как следствие, к затратам сил и средств в вузе для
минимального повышения уровня знаний студентов на первых курсах.
Высокий уровень безработицы в стране привел к тому, что неуспевающих39
студентов практически не отчисляют из вуза, что приводит к созданию
нездоровой атмосферы в студенческом коллективе.
Гносеологические причины. Резко упал интерес у весьма значительной