Введение в профессию

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:07, реферат

Краткое описание

В нашей стране в последние десятилетия имеет место целый ряд негативных процессов. Затронули они и систему высшего образования. Причины, породившие эти процессы, весьма разнообразны. Рассмотрим некоторые из этих проблем вместе с причинами, которые их породили. Управление системой высшего образования, не соответствующее ее назначению и интересам государства, ведущее к ее деградации. Эта проблема вызвана преимущественно известными причинами политического характера, приведшими также к деградации почти всего, на что современные государственные чиновники могут оказать хоть какое-либо воздействие.

Оглавление

Основные современные проблемы высшего образования России……………3
О перспективах развития высшего образования………………………………..7
Проблемы и мифы высшего профессионального образования в России…….11
О некоторых причинах негативных явлений
в высшем образовании России…………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

реферат введение в профессию.docx

— 49.66 Кб (Скачать)

ясно,  от чего зависит  и на что должна опираться система  высшего

образования,  ее реформы. Если не будет широко и открыто  обсуждаемых

программ развития высшего  образования, в частности, новых  госстандартов

образования (соответствующих последним достижениям мировой науки),

фундаментальной материальной базы и,  наконец,  должного 

финансирования (в долях  ВВП и в абсолютных показателях),  то никакие

другие преобразования нельзя считать реформой высшего образования.  И

вообще,  возможная самоокупаемость  создаваемых крупных научно-

учебных центров наступит не быстро,  т.  е.  опять в  начале любого

серьезного дела требуется  серьезное финансирование. А если коммерцию в

учебно-научных центрах ставить во главу угла, то легче при таких центрах

создавать коммерческие структуры  вообще.

 

 

ПРОБЛЕМЫ И  МИФЫ ВЫСШЕГО 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Положительной чертой современной  фазы развития общества является

понимание того,  что в  современных условиях самым ценным ресурсом

государства являются не энергоносители и золотой запас,  а человеческие

интеллектуальные ресурсы (Human Intellectual Resources).  Более того,

интеллектуальные ресурсы  являются основным потенциалом управления

обществом,  основным инструментом обеспечения его стабильности и

безопасности. Высшее профессиональное образование является важнейшим

инструментом развития интеллектуального  потенциала общества потому,

что оно совершенствует технологии подготовки высококвалифицированных

специалистов,  которые  в свою очередь обеспечивают развитие

производительных сил  и увеличение духовного потенциала общества. 

Безусловно, опыт западной системы  высшего образования перенимать

надо,  но следует учитывать,  что,  несмотря на серьезные образовательные

традиции, ситуация, сложившаяся  в государствах Западной Европы в  сфере

образования,  далеко не блестящая,  как это иногда представляется.

Существует миф,  что  утечка мозгов из нашей страны –  чисто российская

проблема. Это наивные  представления. Так, по данным ЕС, только за 90-е

годы в Соединенные  Штаты иммигрировало около 600  тыс.  специалистов

высшей квалификации.  Основными европейскими странами-донорами

являются Великобритания,  Германия,  Франция.  Из 300 000  студентов  и

аспирантов ЕС, получающих ученые степени в США, 50% не возвращается

обратно.  Интересно отметить,  что 32%  нобелевских лауреатов  по химии,

проживающих в США, – выходцы  из европейских стран. Удельные затраты

на образование в США  самые большие в мире.  Как  следствие –  высокое23

качество материально-технической  базы и кадров в сфере образования. Для

преодоления этого отставания европейцам надо увеличить затраты  на

образование в 1,5-2  раза,  а России –  в 4  раза,  что  не предусмотрено

никакими планами развития.  Но согласно концепции долгосрочного

развития РФ, подготовленной Минэкономразвития, расходы на образование

планируется довести до 5,5-6%  ВВП к 2020  году,  что с введением

европейских стандартов обрекает нашу страну на утечку мозгов.  Лучше

российского правительства  эту проблему понимают в Белоруссии и на

Украине,  государственные  расходы на образование в которых составляют

6% и более от валового  национального продукта.

Существует ряд мифов,  связанных с якобы лучшей в  мире системой

высшего образования в  СССР.  Не следует забывать,  что  в Европейских

странах процесс становления высшего профессионального образования

начался значительно раньше.

Образование в России и  в СССР переживало различные периоды  своего

развития. В средние века центр образования был на юго-западной Руси (на

территории современной  Украины).  Так,  Львовский университет  был

основан в 1661  году,  а Киево-Могилянская академия существовала с 1632

года. В России первая глобализация образования была проведена Петром I.

Образование стало необходимым  компонентом подготовки чиновников и

военных. Многие дворяне  отправлялись получать образование  в Европу. В

1724г. указом Петра I был основан первый университет  при Петербургской

Академии наук.  Несмотря на системный кризис и голод,  связанный с

войнами, Петр I находил средства для привлечения в Россию иностранных

ученых.  Московский университет  был создан в 1755г.  по указанию

Елизаветы. Программа МГУ, разработанная М.В. Ломоносовым, включала

трехлетний общеобразовательный  курс. В восточных регионах России этот

процесс шел еще медленней. В Казани университет открыт в  начале 19 века.

В Уфе первое высшее заведение  –  учительские курсы были открыты 4

октября 1904г., а университет  – в 1957г.

В 20-е и 30-е годы высшему  образованию СССР не хватало научно-

педагогических кадров.  Преподаватели царских вузов  большей частью

эмигрировали,  многие не допускались на работу из-за дворянского

происхождения или были репрессированы.  Во многих вузах преподавали

красные профессора,  пришедшие  по партийному набору, –  люди без24

элементарной научной  и профессиональной подготовки.  Ситуация

улучшилась в 40-е годы.  И.В.  Сталин понимал,  что победа в Великой

Отечественной войне немыслима без специалистов. Достаточно упомянуть

тот факт,  что студентов  и преподавателей,  имеющих ученые степени.

освобождали от мобилизации  в действующую армию.  В результате

потенциал высшего образования,  главным образом в области  технических

наук,  был сохранен. Благодаря  этому некоторое время в 50-70  годы наша

страна в сфере обороны  и машиностроения не отставала от США.  Таким

образом,  в СССР основательной  была подготовка специалистов в области

точных и технических  наук,  связанных с обороной.  ВПО в области

гуманитарных наук,  сельскохозяйственной,  пищевой промышленности

никогда не соответствовал европейскому уровню.  Причем в 60-80  годы,

самые благополучные для  советской технической высшей школы,  в

гуманитарных направлениях царил упадок преимущественно из-за диктата

марксизма-ленинизма.

Перераспределение власти и  собственности,  произошедшее в

последние десятилетия,  нарушило материальный и интеллектуальный

потенциал страны и привело  образование к системному кризису. С одной

стороны,  число вузов  удвоилось,  утроилось число студентов,  с другой –

наблюдается снижение уровня образования,  качества преподавательских

кадров. Из системы образования  началось бегство кадров в другие отрасли,

в бизнес и за границу. Поэтому  проблему повышения качества образования

невозможно решить без  развития материальной базы, нормализации оплаты

труда и подготовки квалифицированных  преподавательских кадров.  Если

средний возраст преподавателей в вузах – более 50 лет, а заработная плата

ниже среднего по стране, то неудивительно, что при росте  числа студентов

образованию не хватает материальных и интеллектуальных ресурсов. 

Одним из мифов,  царящих  в головах наших чиновников,  является

мнение о том,  что  коммерциализация высшего образования,  то есть 

передача большей части  расходов образования в негосударственный  сектор

или развития финансирования за счет учащихся в государственных  вузах,

решит многие проблемы. Посмотрим  европейский опыт в этой области. Так,

по данным комитета ЕС,  высшее образование в странах  сообщества на

79,9% финансируется за счет  государственных расходов, 5,4% поступает  от

некоммерческих организаций  и фирм, 11,5%  средств вносится в  качестве25

платы за обучение. Вызывает сомнение целесообразность и других планов

правительства,  направленных на сверхмонополизацию и централизацию

системы образования. Так,  согласно этим планам, финансовую поддержку

государства получат 50  вузов,  взаимодействующих с наукой и  бизнес-

сектором,  планируется  создание укрупненных университетских

комплексов. В 2013-2017 годах  государство намерено создать шесть-восемь

научно-образовательных  комплексов мирового уровня.  В Европе и США

невозможно представить,  чтобы все образование страны было

сосредоточено в столице  или в 3-4  городах страны.  Большей  частью

известные на весь мир университеты сосредоточены в малых городах  и

часто являются градообразующими заведениями,  например,  университет 

г. Болонья в Италии, Геттенген в Германии. Развитие центров образования

только в Москве и Петербурге сделает образование недоступным  для

большинства россиян. 

Как же обстоит дело на Западе?  В нашей образовательной среде

существует миф о якобы  огромных заработках профессорско-

преподавательского состава  в западных странах.  Зарплата профессора в

США составляет в среднем 5000-6000 долларов (преподавателя от 3000 до

5000 долларов), что выше  среднего уровня по стране. Это, конечно, не так

много по сравнению с бизнесом и спортом.  Зарплата тренеров

университетских команд в 2-3 раза выше. Почему же люди так держатся за

свое место.  Потому,  что часовая нагрузка не превышает 200-250  часов в

год. В России нагрузка профессоров  в 3-4 раза выше и составляет 720-800

часов, а зарплата не дотягивает до среднего уровня по стране. В результате

преподаватели у нас в  стране работают в нескольких местах или на 1,5-2

ставки.  В этой связи  циничными представляются заявления  о том,  что

средняя зарплата профессоров  и преподавателей и так велика.

Понятно,  что ни о каком  качестве образования при перегрузке

преподавателя говорить не приходится. В отличие от российских коллег у

американских и европейских  преподавателей есть резерв времени, а  значит,

возможность заниматься наукой по дополнительным грантам в рамках

многочисленных государственных  и частных  программ. Наукой вузы США

занимаются серьезно. Это  понятно, так как эффективность  научной работы

– основная составляющая рейтингов  вузов. Вузы Европы, Америки и Китая

закупают оборудование для  нанотехнологий,  создают исследовательские26

лаборатории,  которые  высокоэффективны за счет привлечения  дешевого

труда специалистов из Китая, Индии, африканских государств и  России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О НЕКОТОРЫХ ПРИЧИНАХ НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ

В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ  РОССИИ

Сорокапятилетний опыт преподавания в техническом вузе, знакомство

с особенностями работы ряда других вузов страны и подготовкой

специалистов за рубежом  позволяет сделать вывод об определенной

деградации высшего образования  России как системы, причем это явление

развивается по сути экспоненциально.  Основные причины деградации38

определяются рядом факторов,  в первую очередь,  политических,

экономических, демографических  и гносеологических. 

Политические причины. Изоляционизм от достижений зарубежной

науки во второй половине ХХ века привел к резкому падению  массового

уровня последовательно  в технике,  науке,  научном  оборудовании,  системе

подготовки как специалистов народного хозяйства,  так и педагогических

кадров,  на которых особенно остро отражался образовательный и

педагогический инцест.  После разрушения СССР были дополнительно

разорваны связи между  образовательными системами бывших республик.

Относительно стабильная и медленно развивающаяся система  подготовки

специалистов подверглась  разрушительным скороспелым и непродуманным

реформам правительства  в рамках Болонского процесса,  который

калькируется на российскую систему образования без учета  ее особенностей.

Экономические причины.  Нерациональность развития экономики

страны,  имеющей преимущественно  сырьевой и затратный характер в

сочетании с низким уровнем техники и технологии в большинстве отраслей

промышленности,  сельского  хозяйства,  здравоохранения и  образования,

кризисные явления приводят к финансированию образования практически

по остаточному принципу и,  как следствие,  к снижению уровня

образования. Определенный разрыв связей между вузами, производством  и

научными академическими и отраслевыми учреждениями привел к

количественному и качественному  снижению уровня вузовской науки, без

которой невозможно интенсивное развитие высшего образования.  На

снижение уровня образования  также весьма влияет слишком большое  число

негосударственных вузов  и их филиалов с преимущественно  гуманитарной

подготовкой специалистов (менеджеры,  экономисты,  юристы и т.  д.),  не

имеющих ни достаточно квалифицированных  кадров, ни хорошей учебной

базы,  ни четких перспектив трудоустройства выпускников.  Не украшают

высшее образование страны и коррупционные явления.

Демографические причины.  Снижение уровня рождаемости,  числа

абитуриентов приводит к  резкому снижению качества их школьной

подготовки и,  как следствие,  к затратам сил и средств в  вузе для

минимального повышения  уровня знаний студентов на первых курсах.

Высокий уровень безработицы  в стране привел к тому, что неуспевающих39

студентов практически не отчисляют из вуза,  что приводит к созданию

нездоровой атмосферы  в студенческом коллективе.

Гносеологические причины. Резко упал интерес у весьма значительной

Информация о работе Введение в профессию