Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:51, курс лекций
Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалось, начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания - философские, теологические, исторические, психологические и другие - накапливались в течение веков. Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Главное в религиоведении - философское содержание, что обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами.
Религиоведение: предмет и структура.
Понятие и сущность религии. Особенности богословско-теологического и религиоведческого подходов к анализу религии.
Структура религии.
Функции религии.
Классификация религий.
Религиоведение: предмет и структура
XX век породил огромное число духовных учителей, мудрецов, пророков и провозвестников новой эпохи в жизни человечества. Из разных уголков Земли они принесли в мир свои представления обустройства Вселенной и человека, о судьбах мира и целях его существования.
Многие мудрецы и учителя вышли из лона той или иной религиозной или религиозно-философской традиции, поэтому их взгляды близки к первоистокам. Таковы учения Рамакришны, Вивекананды, Йогананды, Шри Ауробиндо Гхоша, Джидду Кришнамурти опирающиеся на многовековые традиции индуизма. Другие учителя настолько самобытны и оригинальны, что их представления вряд ли возможно уместить в рамки какой-либо одной из существующих традиций. Можно провести лишь некоторые сравнения и параллели. Таковы, например, учения наших соотечественников Порфирия Иванова и Георгия Гурджиева, которые до сих пор поражают исследователей своей уникальностью.
Ярчайшей звездой на духовном небосклоне Индии в XIX в., был Шри Рамакришна (1836-1886). Идеи Рамакришны тесным образом связаны с ведантой. Одним из главных положений веданты является мысль о том, что подлинная природа людей Божественна. Бог как глубинная, основополагающая реальность находится в каждом живом существе. А религия — это то, что осуществляет поиски Бога внутри человека, поиски своего истинного состояния.
Учение Рамакришны провозглашает, что все религии истинны и ведут к познанию единой Высшей Реальности. Важными моментами в учении Рамакришны была сакрализация жизненных процессов, работа в миру, направленная на служение человеку, особенно наиболее униженному и угнетенному. Терпимое и уважительное отношение ко всем религиям, к которому так настойчиво призывал Рамакришна, также характерно для веданты. Некоторые санскритские тексты содержат упоминание о разных путях и подходах к Богу, представляя это как нечто естественное и само собой разумеющееся.
Ведантистская окраска учения Рамакришны роднила его с очень многими направлениями философской и религиозной мысли Индии и, безусловно, содействовала быстрому росту популярности учения. Другой определяющий момент учения состоял в самом взгляде Рамакришны на предназначение религии. По его мнению, истинная религия заключается не в словах, не в тех или иных обрядах. Истинная религия — в достижении непосредственной связи души человека с Богом. Что бы люди ни слышали о Боге, какие бы обряды ни выполняли, принести внутреннее удовлетворение может лишь одно — личный опыт богопознания, и этот опыт доступен каждому. «Не ищите религии! Будьте религией!» — эта идея сквозила во всех его проповедях и беседах.
Стремление к богопознанию Рамакришна призывал сочетать с деятельностью, направленной на служение людям, на благо человечества. Он говорил, что учит людей выполнять мирские обязанности с любовью и милосердием, бескорыстием и самоотдачей, «с тем же рвением, с каким они стремятся к Богу...». Он учил «работать без привязанности, не ожидая никакой награды». «Не говорите о любви к вашему брату. Любите, — заповедовал Рамакришна, — Любите так, как вы любите Бога».
Рамакришна считал, что каждому живому существу, каждому человеку присуще Божественное начало. Любой в своей истинной сущности чист и совершенен. А мир, в котором живут люди, только ширма, за которой скрывается подлинная действительность. Всякое доброе начинание, всякая добрая мысль как бы раздвигает эту ширму, приоткрывая истинное.
После смерти Рамакришны его идеи развивал верный ученик Вивекананда (1863-1902). Практическим воплощением идей Рамакришны занимается организация «Миссия Рамакришны» (основана в 1897), имеющая филиалы но многих странах по всему миру, в том числе и в России (с 1991).
К числу великих духовных лидеров современности принадлежит Джидду Кришнамурти (1895-1986).
Кришнамурти был убежден, что полное понимание жизни приходит только с открытием и пониманием самого себя. Все, что существует во внешней жизни, есть лишь отражение внутренней жизни людей, полагал Кришнамурти. И если она дисгармонична, как возможна гармония вовне, в обществе?
Кришнамурти глубоко чувствовал необходимость наведения порядка, прежде всего, в себе. Только с преобразованием самого себя он связывал возможность каких-то реальных преобразований общества и решения социальных и экономических проблем человечества. Полное освобождение от какой бы то ни было прошлой обусловленности, утверждал Кришнамурти, возможно только через постижение содержания собственного ума, через понимание того, что такое обусловленность. Наблюдая за движением мысли, исследуя и осознавая старые привычки и привязанности, глубоко проникая в природу мысли, страха, удовольствия, можно прорваться сквозь пелену стереотипных образов и увидеть мир таким, каков он есть.
Идеи Кришнамурти побуждали людей по-новому взглянуть на свою жизнь и вселяли понимание того, что каждый находится в ответе за все, происходящее в мире. Кришнамурти всегда заботила, по его словам, только одна существенная вещь — свобода человека.
Он стремился освободить людей от страха и зависимости, от бесчисленных забот и проблем, от любых догм и предвзятых мнений, «от пут, отделяющих одного человека от другого, таких, как раса, религия, национальность, деление на классы, традиции». Путь к свободе Кришнамурти видел в трансформации (преображении) человеческого ума.
Порфирий Корнеевич Иванов (1898— 1983), самобытный мыслитель и неутомимый исследователь человеческой природы, — одна из самых колоритных и ярких личностей, появившихся в России в XX столетии. Человек-самородок, «удивительной силы и крепости, как у вековых деревьев», стал создателем уникальной системы физического и духовного совершенствования.
С детства Порфирий видел, как тяжело живут люди, «всю жизнь гнут спину, хотят жить в достатке, а силы и здоровье свое теряют».
С ним происходило то же самое: он был от природы сильным и крепким, а потом серьезно заболел. У него обнаружили рак. Отчаявшись вылечиться, Иванов решил, что самое лучшее в подобной ситуации поскорее умереть. Он вышел раздетый на мороз и, чтобы быстрее найти свою смерть, облился холодной водой. Однако он не умер и даже не простудился, только сильно замерз. Иванов, повторил процедуру снова, и тогда случилось невероятное — болезнь отступила.
После этого удивительного случая исцеления Порфирий Корнеевич все чаще стал задумываться над тем, для чего человек живет на Земле, почему болеет, отчего «считает себя хозяином в Природе, а сил защитить себя от ее стихии не имеет». Размышляя, Иванов пришел к выводу, что именно Природа может дать необходимые человеку силы. Он начал пробовать понемногу выходить в Природу «чистым телом» (открытым навстречу Природе) и искать ее «живые силы». Он отказался от алкоголя и других вредных привычек, регулярно обливался холодной водой, ходил босиком по снегу и росе, сознательно голодал и не пил по нескольку дней. Так постепенно он выяснял, может ли человек жить за счет «живых сил» Природы.
Эксперимент открыл Иванову, что человек способен долго обходиться без еды, одежды, жилья, поддерживая свои силы лишь за счет «трех живых сил Природы» — воздуха, воды и земли. Вначале он сознательно отказывался от пищи один день в неделю, затем — два, три дня подряд. «Эксперимент над собой» показал, что можно голодать и десять, тридцать и более дней подряд. Иванов часто делал и другое — уходил в степь босой, без одежды, невзирая на непогоду, в любое время года, стремясь одинаково воспринимать и «плохие», и «хорошие» качества Природы.
На своем опыте Иванов все больше и больше убеждался в том, что только в согласии с Природой человек способен гармонично развиваться. Иванов также пришел к выводу — люди могут и должны не просто жить в Природе, но сотрудничать с ней на основе взаимного доверия.
Он считал, что люди давно попали в зависимость от уютного жилья, обильной пищи, теплой одежды. А привязанность к хорошим, комфортным условиям порождает другую, не менее прочную зависимость — зависимость от труда. Таким образом, человек с детства оказывается втянутым в жизненный круговорот, ведущий его к болезням и смерти. Разорвать этот порочный круг можно, считал Иванов, лишь осознав свое предназначение и отказавшись от массы нелепых условностей и, так называемых, благ цивилизации. Только тогда люди научатся использовать великий дар Природы — Жизнь.
Порфирий Иванов верил в «живые силы» Природы, верил в Человека, способного подняться до уровня, который К.Э.Циолковский назвал «разумной лучистой энергией». Последователями учения Иванова называют «ивановцами». Людей привлекает у ивановцев обещание полного исцеления от всех болезней и крепкого здоровья на все годы. Для достижения этой цели используется механизм закаливания, основанный на обливании холодной водой и принятии воздушных ванн. Эти ритуалы всегда связаны с мистическим действием, обращением к Учителю, чтобы он дал энергию.
Установка на единение с природой, на оздоровление организма явились главной причиной растущей популярности учения П.К.Иванова. Однако его последователи порой усугубляют суровость закаливания и голодания, превращая их в изнурительные, опасные для здоровья аскетические процедуры. В этом случае под видом укрепления здоровья пропагандируются ритуалы врачевательной магии, направленные на овладение мистическими силами природы и служащие формированию у человека чувства сектантской избранности и божественной просветленности.
Подводя итог нашим рассуждениям, можно дать следующие определения новым религиозным явлениям.
Нетрадиционные религии - это религиозные комплексы, которые исторически не унаследованы от прошедших эпох определенным этносом, не свойственны его религиозной духовности, не укоренились в менталитете, быту, культуре, а распространились в результате миссионерской деятельности проповедников с их исторической родины.
Новые религиозные движения и культы - термин, которым обозначаются оформленные во второй половине XX века новые конфессии, религиозные группы, духовные течения, церкви, в появлении которых отразились процессы модернизации в религиозной сфере. Обусловленные изменением мировоззренческих парадигм, кризисом традиционных религий, взаимовлиянием различных культурных миров, неорелигии одновременно выступают результатом религиозной инициативы отдельных личностей, которые, базируясь на определенной вероисповедной традиции или синкретизме нескольких, создают новое вероучение, культ, организацию. Во всем этом проявляются сложные процессы в духовной сфере современного общества.
9. Конфессиональная история Беларуси - Часть 1
Конфессиональная история Беларуси - Часть 1.
Восточнославянское язычество (первые века I тыс. н.э. – XIIIв.).
Распространение и историческая судьба христианства на белорусских землях.
Западнорусские земли в составе Великого княжества Литовского, формирование белорусской народности (2-я половина XIII в. - 1569 г.).
Белорусские земли в составе Речи Посполитой (1569-1795 гг.) и историческая судьба христианства.
Конфессиональная история Беларуси - Часть 2.
Белорусские земли в составе Российской империи. Становление белорусской нации (1795 - 1917 гг.).
Советский период истории Беларуси. Образование и консолидация белорусского национального государства - БССР (1917 - 1991 гг.).
Становление и развитие суверенной Республики Беларусь (с 1991 г.). Религиозная ситуация в современной Беларуси.
Конфессиональная история Беларуси еще нуждается в осмыслении, поскольку Беларусь до образования БССР (1 января 1919г.) не имела четко определенной национальной государственности, а, следовательно, ее конфессиональная история размыта и своеобразна. Самая сложная методологическая трудность связана с определением хронологических рамок религиозной истории белорусского этноса, так как сама белорусская народность как самостоятельная этническая общность сформировалась сравнительно поздно (в рамках полиэтнического государства во главе с литовской династией – Великом княжестве Литовском, впоследствии поглощенном шляхетской Польшей). Славяне на территории будущей Беларуси были населением пришлым. Они стали здесь преобладающим этносом лишь к концу
I тысячелетия нашей эры. До этого территорию населяли племена восточных балтов, впоследствии ассимилированные славянами. Затем сформировалась и существовала до XIII в. включительно единая древнерусская народность.
Собственно историю белорусских земель следует начинать со времени разгрома и расчленения древнерусского государства в ходе татаро-монгольского нашествия, т.е. со 2-й половины XIII в., когда, несмотря на сложную иерархическую субординацию внутренне самостоятельных земель-княжеств, Древняя Русь перестала существовать как относительно целостный социальный организм. Началось обособление ее отдельных частей в самостоятельные структуры. Одной из них и стала в конечном итоге Беларусь.
Учитывая тот факт, что сама история Беларуси представляет сегодня недостаточно изученное явление, в нашей лекции при рассмотрении указанной темы мы примем в качестве методологических ориентиров периодизацию истории Беларуси, предложенную белорусским историком Я.И.Трещенком в его учебном пособии, а также будем привлекать наиболее значимый материал данного пособия в целях нашей лекции. Религиозная история Беларуси будет рассмотрена с учетом следующей периодизации истории Беларуси:
I. Предыстория Беларуси: со времени славянской колонизации Восточноевропейской равнины и до расчленения общевосточнославянского древнерусского государства Киевская Русь (первые века
I тыс. н.э. - XIII в.);
II. Западнорусские земли в составе Великого княжества Литовского, формирование белорусской народности (2-я половина XIII в. - 1569 г.);
III. Белорусские земли в составе Речи Посполитой
(1569 -1795 гг.);
IV. Белорусские земли в составе Российской империи. Становление белорусской нации (1795- 1917 гг.);
V. Советский период истории Беларуси. Образование и консолидация белорусского национального государства – БССР
(1917 - 1991 гг.).
Восточнославянское язычество (первые века I тыс. н.э. – XIII в.)
Важнейшей культурной предпосылкой истории белорусского этноса являются верования восточных славян. Они были связаны с преимущественно аграрным, сельскохозяйственным характером производства в VI—IX вв. и родоплеменным характером общества, разделенного по принципу родства и соседства.
Язычество принадлежит к архаическому типу культуры, сильно отличающемуся от традиционного и современного ее типов. Издревле люди представляли себе мир населенным добрыми и злыми силами, помогавшими человеку или мешавшими ему в достижении его целей. От мировых религий эти представления отличались тем, что несовершенство человека не связывалось с его отпадением от божественного идеала (грехопадением). Несовершенство считалось качеством, внутренне присущим всему миру, как земному, так и небесному, как миру повседневности, так и миру таинственных сил природы. В сущности, человек сам был одной из таких сил. Чтобы добиться выполнения своей воли, он мог напугать и заставить подчиниться себе домового или лешего, а люди, обладающие колдовской силой, как, например, жрецы-волхвы или вожди племен, могли управлять силами природы: насылать и предотвращать дождь, болезнь, неурожай и голод, обеспечить победу в войне.