Введение в религиоведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:51, курс лекций

Краткое описание

Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалось, начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания - философские, теологические, исторические, психологические и другие - накапливались в течение веков. Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Главное в религиоведении - философское содержание, что обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами.

Оглавление

Религиоведение: предмет и структура.
Понятие и сущность религии. Особенности богословско-теологического и религиоведческого подходов к анализу религии.
Структура религии.
Функции религии.
Классификация религий.
Религиоведение: предмет и структура

Файлы: 1 файл

лекции религия.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

 

Согласно исламу Коран есть «вечное слово Аллаха». Отсюда - особая роль Корана как главного источника жизни мусульманской общины. Хранение в доме и чтение во всех жизненно важных случаях Корана относится к одному из наиболее распространенных мусульманских обычаев.

 

Коран содержит 114 сур разной величины. Первую суру «Ал-Фатиха» (Открывающая») обязан знать наизусть (на арабском языке) каждый мусульманин. Для последователей ислама она означает примерно то же, что для христиан молитва «Отче наш». Большинство сур состоит из фрагментов откровения, часто не связанных тематически и произнесенных в разное время. По месту произнесения суры подразделяются на мекканские (610— 622 гг.) и мединские (622—632 гг.).

 

Коран был записан на мекканском диалекте арабского языка. Поэтому ортодоксальные мусульмане убеждены, что только арабский текст Корана может и должен считаться священной книгой. Знатоки веры полагают, что точный в духовном смысле перевод на другие языки невозможен, ибо он не передаёт Божественной сущности откровений.

 

Самые ранние из сохранившихся списков Корана относятся к рубежу VII—VIII вв. Сейчас известны четыре списка этого времени. Два из них как священные реликвии недоступны для исследователей. Один хранится в Мекке, внутри Каабы, другой – в Медине.

 

В IX в. победило учение о «неподражаемости Корана» о том, что он есть предвечное и несотворенное слово Божие. Сторонники сотворенности Корана и некоторых других рациональных приемов в мусульманском богословии, известные как мутазилиты, в ходе напряженной борьбы потерпели поражение.

 

Помимо Священного писания ислам обладает и Священным преданием — примером, или сунной, Посланника Аллаха. Это собрание рассказов из жизни Мухаммада (вот почему выше были приведены основные вехи его биографии), дающие ключ ко всем вопросам частного человека и всего общества. Различаются поступки (фил) Пророка, его высказывания (каул) и молчаливое одобрение (такрир), с которым он встречал некоторые поступки и высказывания окружающих.

 

«Людьми сунны» называют себя приверженцы крупнейшей ветви ислама — суннизма. Без знания сунны невозможно стать образованным мусульманином, ученым-богословом или факихом. Рассказы, составляющие ее корпус, называются хадисами (ед.ч. хади). Каждый хадис состоит из самого рассказа (матн) и ссылки (иснад) на цепь его передатчиков. Различают хадисы с сильным иснадом, восходящие к ближайшему окружению Мухаммада, и хадисы со слабым иснадом, имеющим пропуски или приписываемые менее надежным источникам. У шиитов хадисы обычно называются ахбар — «известия» (ед.ч. хабар).

Догматические и ритуальные основы ислама

 

Догматической и ритуальной основой ислама являются пять столпов веры:

 

1) исповедание веры (шахада);

 

2) молитва (салат);

 

3) пост (саум);

 

4) обязательная милостыня (закат);

 

5) паломничество (хаджж).

 

Первый из столпов — исповедание веры, дословно «свидетельство», или шахада. Его формула такова: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад—посланник Аллаха». Здесь формулируются два основных догмата ислама — исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада. Произнесение шахады обязательно для каждого мусульманина. С шахадой на устах идут в бой, поэтому погибший за веру называется шахид. Иноверец, произнесший ее при свидетелях становится мусульманином; причем отступничество от ислама должно караться смертью. Важнейшее качество Аллаха — это его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране — это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.

 

Остальные столпы ислама связаны с обрядовой стороной, играющей в этой религии важнейшую роль.

 

Второй столп веры — молитва (араб. — салат, перс. — намаз). Мухаммед назначил пять ежедневных обязательных молитв: на рассвете (2 раката), полуденная (4 раката), предвечерняя (4 раката), на закате (3 раката), с наступлением ночи (4 раката).

 

Ракат — это череда молитвенных поз, движений и словесных формул. После омовения молящийся, не надевая обуви, встает на молитвенный коврик (саджжада), обращается лицом к Каабе (кибла), опускает руки вдоль туловища и изъявляет про себя или вслух намерение совершить молитву. Молиться можно в любом ритуально чистом месте (тахара). По пятницам (джума) следует коллективная молитва в мечети, но делами в этот день заниматься дозволено. Женщинам подобает молиться отдельно. Чрезмерная аффектация (плач, смех), состояние опьянения, неподобающие звуки (кашель и т.д.) на молитве недопустимы.

 

Третий столп ислама — пост (саум) в месяц рамадан. В течение всех 30 суток этого месяца взрослые мусульмане обязаны в светлое время суток воздерживаться от пищи и питья, вдыхания табачного дыма, употребления благовоний и духов, плотских отношений и т.д. С наступлением темноты, когда уже нельзя отличить белую нитку от черной и до рассвета, запреты снимаются. Однако и в это время надлежит предаваться благочестивым делам и мыслям. Освобожденные от поста из-за преходящих обстоятельств (дальнее путешествие, пребывание на чужбине, война, плен, болезнь, ритуальная нечистота) должны позднее возместить пропущенные дни поста. Старые люди, дети, недееспособные и все те, кому пост может причинить физический вред, также освобождаются от него.

 

По истечению рамадана, начинается праздник разговения (ид ал-фшпр), или малый праздник. Он длится 3-4 дня: после общей молитвы устраивается богатая трапеза, раздается милостыня и подарки, посещают друзей и могилы предков. Кроме ежегодного месячного поста, рекомендуется поститься в дни испытаний (войн, эпидемий, солнечных затмений, стихийных бедствий).

 

Четвертый столп веры — обязательная милостыня (закат). Это слово буквально означает «очищение», ибо уплата данного налога, взимаемого ради нуждающихся, «очищает» богатство, делает его праведным. Закат выплачивался подоходно взрослыми дееспособными мусульманами, а немусульман обкладывали другим, подушным, налогом (джизйа).

 

Пятый и последний столп ислама — паломничество в Мекку (хаджж), которое хотя бы раз в жизни обязан совершить любой мусульманин, имеющий для этого физические и материальные возможности. Допускается послать вместо себя заместителя. Паломники прибывают в Мекку в 7 день лунного месяца зу-л-хиджжа и переходят в ихрам — особое состояние, необходимое для свершения малого (умра) и большого (хаджж) паломничества: они очищаются омовением, стригут волосы и ногти и надевают одеяние (тоже ихрам), которое состоит из двух кусков простой белой ткани. Одним куском (изар) опоясывают бедра, другой (рида) набрасывают на плечо. У мужчин голова не покрыта, для женщин обязательно головное покрывало. «Лаббайка! — восклицают паломники — Вот я пред Тобой, Господи!».

 

К пяти столпам веры прямо не относится, но непосредственно примыкает важная обязанность — называемая джихад — «усилие», или борьба (за веру). В эпоху мусульманских завоеваний (632-752 гг.) идеи джихада получили развитие.

 

Весь мир был разделен на три сферы:

«область Ислама» (дар ал-Ислам), т.е. страны, исповедующие ислам и находящиеся под властью мусульманских правителей и мусульманского права;

«область мирного договора» (дар ас-сулх), т.е. области, подчинившиеся мусульманам путем договора (сулх), немусульманское население которых (ахл аз-зимма) находится под покровительством ислама и платит за это подушную подать (джизйа);

«область войны» (дар ал-харб), т.е. немусульманские страны, не имеющие мирного договора с мусульманами, а, следовательно, находящиеся с исламом в состоянии вечной войны, где отсутствие военных действий рассматривается как временное затишье.

 

Законники-факихи подразделяли джихад на несколько видов: «джихад сердца» (борьба со своими собственными недостатками), «джихад языка» (разрешение одобряемого и запрет порицаемого) и «джихад меча» (вооруженная борьба с неверными, падшие в которой обретают вечное блаженство).

 

Из других обрядовых установлений ислама:

обрезание (хитан) для мальчиков и в ряде мусульманских стран (Египет, Судан, Йемен, Оман и др.) также для девочек;

бракосочетание: (завадж) супруг может иметь одновременно не более четырех жен, к которым обязан относиться одинаково справедливо и выделить каждой при заключении брака особое имущество — махр; причем процедура развода довольно проста для мужа (талак) и для жены (фасх, хул);

погребение (дафн, джанаэа) в день смерти или на следующий день: труп обмывают, завертывают в саван — кафан и в таком виде (обычно без гроба) кладут в могилу лицом к Мекке; читается особая молитва и суры из Корана; траур подобает соблюдать без чрезмерных выражений горя;

пищевые запреты (касаются вина, свинины, мяса хищных птиц, и всякого животного, заколотого не во имя Аллаха, т.е. не по мусульманскому обычаю).

 

Эти и некоторые другие обрядовые установления ислама и его моральные предписания преобладали и преобладают над догматикой вероучения, которая была предметом споров для сравнительно узкого круга мусульманских ученых и мыслителей.

 

Символическим знаком ислама считается полумесяц (иногда с расположенной возле него звездой).

 

Вопрос о происхождении этого символа до сих пор остается дискуссионным. По одной из версий, распространенной среди самих мусульман, полумесяц стал символом в связи с тем, что в день, когда Мухаммеду был впервые ниспослан Коран, луна находилась именно в такой фазе.

 

Существует и другая точка зрения, согласно которой полумесяц считался первоначально эмблемой Византии, после завоевания ее турками-османами был заимствован ими, а уже затем под влиянием Турции, ставшей самой могущественной мусульманской державой, превратился в общемусульманский символ.

Мусульманское право. Шариат

 

Неразделенность светской и духовной властей в исламской общине потребовала включения в ислам помимо вероучительной и обрядовой, также и более широкой нравственно-правовой основы, получившей название шариат (от слова «шараа» - наставление на прямой путь), включающей как религиозные установления, так и правовые нормы, нравственные и бытовые предписания. Источником шариата являются Коран и Сунна, положения которых интерпретируются в соответствии с основными шариатскими принципами: рай (личное мнение богослова-правоведа); иджма (согласное мнение знатоков шариата); иджтихад (право компетентного лица на самостоятельную интерпретацию Корана и Сунны); кыяс (суждение по аналогии).

 

Различие в применении данных принципов при формулировании шариатских норм привело к формированию четырех религиозно-правовых школ - мазхабов:

 

1. Маликитский мазхаб (основатель - Малик ибн Анас, умер в 795 г.) отдает предпочтение нормам, сформировавшимся при жизни Мухаммада. Иджма признается только относительно решений мединских богословов-улемов времен пророка. Рай допускается лишь в случае необходимости достижения общественного блага. Распространен в странах Магриба (Марокко, Мавритания, Алжир, Тунис, Ливия);

 

2. Ханифитский мазхаб (основатель - ан-Нуман ибн Сабит Абу Ханифа, 699-767 гг.) считается наиболее гибким из всех мазхабов и характеризуется преобладанием рая и широким применением кыяса. При иджтихаде обязателен также истихсан - учет в решении вопроса местных обычаев, традиций, правовых норм, что позволило приспособить шариат к разнообразию местных условий. Распространен в Египте, Сирии, Ираке, Афганистане, Пакистане, странах Средней Азии;

 

3. Шафиитский мазхаб (основатель - Мухаммад ибн Идрис аш-Шафия, умер в 820 г.) отдает предпочтение иджме, которая трактуется как общее согласия всех членов общины. Распространен в странах Восточной Африки и Юго-Восточной Азии;

 

4. Ханбалитский мазхаб (основатель - Амад ибн Ханбаль, умер в 855 г.) придерживается таклида - строгого следования традиционным установкам. Характеризуется крайним ригоризмом и догматизмом. Распространен в Саудовской Аравии.

Конфессиональная организация ислама

 

Отличительная черта ислама - отсутствие института церкви. В первые века халифата конфессиональная и государственная организации совпадали: халиф являлся главой общины и светским правителем. Однако и впоследствии институционализированное духовенство было для ислама нехарактерно. Имамом (то есть предстоятелем на молитве) может быть любой мусульманин, лучше других знающий Коран, а, среди знающих Коран, тот, кто лучше знает Сунну. Имам, произносящий проповедь-хутбу во время пятничной молитвы (джума-намаз), носит наименование хатиба.

 

Руководство религиозной жизнью мусульман в пределах конкретного региона (часто - государства) обычно сосредоточивается в руках наиболее авторитетного священнослужителя (избираемого из числа имамов или назначаемого светской властью) - муфтия (у суннитов), муджтахида или шейх-уль-ислама (у шиитов). При муфтиях действуют также советы улемов (алимов) - наиболее авторитетных теологов-правоведов.

 

Надзор за соответствием шариату жизни мусульманских общин осуществляют казии (кази) - шариатские судьи (в исламских странах на них возложено ведение судопроизводства). Общее наименование мусульманских священнослужителей - мулла (господин).

 

В исламе отсутствует особый обряд освящения молитвенных зданий. Храмом считается лишь Кааба, тогда как мечеть (масджид - «место, где совершаются земные поклоны») является лишь молитвенным зданием. При этом вплоть до конца эпохи Омейядов мечети являлись, прежде всего, средоточием государственной и общественной жизни и лишь при Айбасидах сделались исключительно местом богослужения. Тогда же при мечетях возникли школы по изучению Корана и исламского вероучения - мактабы (начальные), а также медресе (средние и высшие).

Мусульманская философия. Суфизм

 

Суфизм (от слов: «суфи» - шерстяная одежда; «тасав-вуф» - учение о сокровенном) - сформировавшееся внутри ислама течение, отстаивающее мистический путь познания Бога вплоть до полного единения личности с Богом посредством особого мистического экстаза. Философско-теологические основы суфизма разработаны теологом Абу Хамидом аль-Газали (1058-1111) в его труде «Оживление наук о религии».

 

Нет ничего удивительного в том, что суфии выработали собственный язык, в котором общепринятые слова наполнены совершенно иным смыслом, непонятным для непосвящённых. Слова служат для выражения Божественного откровения, возможности как можно более полно осознать своё единение с Богом. Цель этого стремления — понять мир и собственное место в нём.

Информация о работе Введение в религиоведение