Введение в религиоведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:51, курс лекций

Краткое описание

Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалось, начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания - философские, теологические, исторические, психологические и другие - накапливались в течение веков. Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Главное в религиоведении - философское содержание, что обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами.

Оглавление

Религиоведение: предмет и структура.
Понятие и сущность религии. Особенности богословско-теологического и религиоведческого подходов к анализу религии.
Структура религии.
Функции религии.
Классификация религий.
Религиоведение: предмет и структура

Файлы: 1 файл

лекции религия.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

 

Краеугольным камнем неотомизма является учение о гармонии веры и разума. Предложенный Фомой Аквинским и его последователями принцип гармонии веры и разума предполагает, что религиозная вера и знание суть различные пути постижения Бога, который открывается естественным образом через познаваемый сотворенный мир и сверхъестественным образом — через Откровение, божественное слово. Согласно неотомизму, существуют три формы постижения истины: наука, философия и теология. Низшая из них — наука; она фиксирует явления и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Но это лишь выявление непосредственных ближайших причин, дальше которых наука не идет.

 

Философия — более высокая ступень рационального знания. Главной ее задачей должно быть познание Бога как первопричины и конечной цели всех вещей. Рациональное знание ценно, согласно утверждению теологов, потому что оно позволяет более полно понять истины Откровения. Посредством «света разума» неотомизм пытается обосновать такие догматы, как существование Бога, бессмертие человеческой души. Но есть и догматы, при постижении которых обнаруживается ограниченность философии и тем более науки. Таковыми являются догматы боговоплощения, воскресения, троичности Бога, кагорые постигаются только путем божественного Откровения. В этом смысле теология является в одно и то же время и вершиной рационального знания, доступного человеку, и нерациональным сверхразумным знанием, тождественным вере.

 

Ныне католическая философско-теологическая мысль обновляет традиционную схему соотношения веры и знания за счет избирательного использования теоретических достижений наук о природе и идеалистической философии. Основными элементами этого обновления являются обоснование положения о «новом» лице естествознания, признавшего в настоящее время ограниченность своих методов познания природы, и наличие «пограничных вопросов» между теологией, философией и естествознанием. Усилия направлены на обоснование возможности интеграции теоретических достижений науки и целостное религиозное мировоззрение.

Протестантизм: особенности вероучения, организации и культа

 

Протестантское направление христианства возникло в ходе широкого общественно-религиозного движения в Европе XVI века, получившего наименование Реформации. Историки связывают его появление с поиском новых рациональных форм благочестия, объединенных пониманием мирской деятельности как особой формы служения Богу (мирская аскеза в противоположность аскезе монашеской).

 

По мнению известного немецкого историка и социолога Макса Вебера (1864-1920) высказавшемуся в своем труде «Протестантская этика и дух капитализма», что именно протестантская интерпретация христианства с ее пониманием мирской (в частности, предпринимательской) деятельности как выполнения Божиих заповедей, данных в Священном писании, явилась одной из главных духовных предпосылок формирования европейской буржуазной цивилизации.

 

Началом Реформации (движения за обновление церкви) считается 31 октября 1517 года. Именно в этот день немецкий профессор богословия Виттенбергского университета августинский монах Мартин Лютер (1483 - 1546) выступил против католического догмата об искуплении грехов с помощью сокровищницы сверхдолжных добрых дел, хранителем которой якобы являлась Римско-католическая церковь. К концу Средневековья данный догмат привел к широко распространившейся практике торговли индульгенциями, содержащими прощение от имени церкви не только за совершенные, но даже за возможные грехи. Весь доход от их продажи поступал в пользу церкви, являясь мощным средством обогащения католического духовенства.

 

Несмотря на осуждение выступлений Лютера Римско-католической церковью и германскими императорами, у него появилось немало последователей. Среди них были даже правители германских государств, в том числе - саксонский курфюрст Фридрих Мудрый. В ответ на решение Шпеерского имперского сейма 1529 г., осудившего взгляды Лютера, представители 14 германских государств и вольных городов выступили с «Протестацией» - несогласием с постановлением сейма. После этого сторонников Лютера стали называть протестантами.

 

В дальнейшем это название распространилось на представителей всех религиозных течений, отделившихся от Римско-католической церкви, а последователи Лютера получили наименование лютеран.

 

В отличие от православия и католицизма протестантское направление христианства не составило единой конфессии, с самого начала разделившись на множество течений. Таким образом, протестантизм появился не как единая конфессия, а как совокупность течений, порой существенно отличающихся друг от друга, но имеющих ряд общих черт. Прежде всего, протестантизм признает верховенство Библии как основы веры. Что же касается Священного Предания, то подавляющее большинство протестантов его не признают, а признающие отводят Священному Преданию второстепенную по сравнению со Священным Писанием роль. Одна из важнейших черт протестантизма, противопоставляющая его католицизму и православию, — та, что в нем основным условием спасения считается личная вера в Бога, а не помощь священников и добрые дела во имя церкви. Причем многие протестанты полагают, что посмертная судьба человека заранее предопределена Богом, хотя некоторые протестантские конфессии смягчают веру в предопределение, а другие даже допускают наличие у человека свободной воли. Протестанты не верят в заступничество святых перед Богом, отказались они и от характерной для католиков веры в чистилище. Во многих протестантских конфессиях существует положение о всеобщем священстве верующих, согласно которому каждый христианин в принципе может рассматриваться как священник. Поэтому в них нет резких различий между пастором и мирянами, и различия эти носят не духовный, а чисто функциональный характер. В связи с таким пониманием священства каждый верующий как бы получает право личной трактовки положений, содержащихся в Библии.

 

Таинства обычно рассматриваются протестантами как видимое слово Божие и ставятся в один ряд с другими формами Божьей милости: познанием Священного Писания, проповедью, беседами с пастором. Основная часть протестантских конфессий признает лишь два таинства: крещение и причащение, так как только об этих таинствах сказано в Новом Завете, что их установил сам Иисус Христос. Различные течения протестантизма по-разному трактуют таинство причащения, но все они не признают его бескровной жертвой и не верят в пресуществление элементов причастия (хлеба и вина) в Тело и Кровь Христовы. Однако большинство протестантов все же верят, что Иисус Христос присутствует в церкви во время причащения.

 

Богослужебная практика сильно разнится в протестантских деноминациях, но в целом, как уже отмечалось, культ в протестантизме сильно упрощен. В богослужении все протестанты ставят на первое месте проповедь и чтение Библии. Некоторые протестантские конфессии (например, квакеры и Армия спасения) вообще отказались от, какой бы то ни было, специфичной для христиан обрядности.

 

Протестанты отвергли власть в церкви какого-либо первосвященника (и, прежде всего, Римского папы), а во многих деноминациях — и епископскую власть. Даже в тех протестантских церквах, где существует епископат, епископ в большинстве случаев не особый верховный священнический чин, а лишь высшая церковная административная должность.

 

Церковное устройство в различных протестантских церквах неодинаково, и можно выделить три основные его формы. Одна из них — епископальная, когда группа церковных общин в пределах определенной территории управляется епископом, другая — пресвитерианская, когда ряд соседних церковных общин образуют пресвитерию, которая имеет право определенного контроля над этими общинами, и, наконец, третья — конгрегациональная, при которой каждая церковная община фактически независима. Несмотря на различия в церковном устройстве, большая часть современных протестантских конфессий имеет какие-либо объединения на национальном уровне.

 

Принятый протестантами принцип личного суждения в интерпретации Библии привел к тому, что возникшие в период Реформации разновидности протестантизма стали дробиться, из них выделялись «дочерние» течения, появлялись новые протестантские деноминации. В настоящее время помимо четырех основных течений протестантизма, возникших в XVI в., — англиканства, лютеранства, кальвинизма (имеющего три формы: реформатство, пресвитерианство и конгрегационализм) и меннонитства — значительное число последователей имеют и такие протестантские течения, как методизм, перфекционизм, пятидесятничество, баптизм, адвентизм, реставрационизм. Отдельные труппы образуют также Армия спасения, плимутские братья, квакеры, моравские братья, вальдёнсы. Особое явление в современном протестантизме — объединенные церкви, появившиеся в результате слияния нескольких церковных организаций, относившихся к разным течениям протестантизма. Кроме того, существуют деноминации так называемого маргинального протестантизма, сильно отдалившиеся не только от других протестантских течений, но и от христианства вообще.

 

Протестантов различных течений (не считая маргинальных конфессий) насчитывается свыше 600 млн. человек. Это составляет около трети всех христиан. Протестантизма придерживается подавляющее большинство населения всех стран Северной Европы: Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Исландии. Значительную часть населения протестанты образуют и в некоторых странах Западной и Центральной Европы. Протестантов много в США, Канаде и Австралии, они составляют самую крупную религиозную группу в нескольких странах Африки: Намибии, Южно-Африканской Республике, Малави, Кении, Центральноафриканской Республике, Гане, на острове Святой Елены.

 

Одним из влиятельных течений протестантизма обычно считают англиканство. Впрочем, часть религиоведов рассматривает англиканство как самостоятельное направление христианской религии.

 

Временем зарождения англиканства можно назвать 1534 г., когда король Англии Генрих VIII подписал «Акт о супрематии», в котором король провозглашался главой церкви (вместо Римского папы). Это означало отделение Церкви Англии от Римско-католической церкви, но еще не отказ от католического вероучения и обрядности. Формирование собственной догматики и культовой практики англиканства шло постепенно и в основном завершилось принятием в 1562 г. при Елизавете I «39 статей», которые до сих пор остаются догматической основой англиканского вероучения.

 

Другим основным течением протестантизма является лютеранство.

 

Это течение получило название по имени своего основателя Мартина Лютера. Датой возникновения лютеранства обычно считают 31 октября 1517г., когда Мартин Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге, где он служил священником, доску с 95 тезисами, критикующими католицизм.

 

Это течение порвало с католицизмом гораздо радикальнее, чем англиканство. Доктринальные положения лютеранства содержатся в так называемой Книге согласия. В нее входят три исторических христианских символа веры, Аугсбургское исповедание и Апология Аугсбургского исповедания (1531 г.), Малый катехизис Лютера и Большой катехизис Лютера (1529 г.), Шмалькальденские статьи и Формула согласия (1577 г.). Из всех этих документов особое значение придается Аугсбургскому исповеданию и Малому катехизису Лютера. Одним из важнейших догматов лютеранства является представление о возможности спасения человека только Божьей милостью через веру в Иисуса Христа. Лютеране, в отличие от англикан, без всяких оговорок отвергают помощь духовенства в спасении людей. Они не считают также, что спасение происходит в результате совершенных человеком добрых дел, и рассматривают сами эти дела как плод веры. Лютеране принимают в качестве единственного источника веры Священное Писание и не признают Священного Предания. Символы веры и другие принятые традицией положения, по представлению лютеран, носят лишь подчиненный характер. В лютеранском вероучении имеется доктрина о предопределении некоторых избранных людей к спасению, но в отличие от учения другого протестантского течения — кальвинизма — отсутствует положение о предопределении некоторых людей к вечным мукам в аду. Для лютеран характерен христоцентризм — определенное предпочтение сыну Божьему перед другими лицами Святой Троицы.

 

Для лютеранства характерно отсутствие резкой границы между духовенством и мирянами, так как оно провозгласило священство всех верующих. Пасторы в лютеранских церквах избираются, но остаются в своем сане пожизненно. Рукоположение рассматривается как хороший обычай, но не считается обязательным. В результате большинство лютеранских церквей утратило апостольскую преемственность рукоположения.

 

Культовая практика в лютеранских церквах сильно упрощена, по сравнению с католической. Центральное место в церковных службах, отводится проповеди. Во время службы поются гимны, читаются молитвы и отрывки из Библии. Богослужения проводятся на национальных языках. Несмотря на значительное упрощение службы, лютеране сохранили некоторые элементы католической мессы. Во время богослужения возжигаются свечи, в некоторых лютеранских церквах используется ладан. Не признавая икон, лютеранство разрешает наличие в церквах настенной живописи на библейские темы. В церквах имеется алтарь, крест признается официальным церковным символом. Сохранены и священные облачения, хотя и более скромные, чем в англиканской и особенно католической церквах.

 

В лютеранстве нет единой системы церковного устройства. В разных церквах этого течения протестантизма существуют епископальные, пресвитерианские и конгрегациональные формы организации. Глава церкви может иметь титул епископа, генерального суперинтендента или президента. Делами церкви управляют синоды, состоящие как из священнослужителей, так и из мирян. Как правило, лютеранские церкви в различных государствах совершенно независимы (в некоторых странах действуют по нескольку церковных организаций). В 1947 г. была образована Всемирная лютеранская федерация, которая, однако, не обладает управленческими функциями; она призвана способствовать единению лютеранских церквей, оказывать помощь нуждающимся церковным организациям, содействовать миссионерской работе.

 

Общая численность последователей лютеранства достигает 76 млн. человек. Германское по происхождению, лютеранство распространилось и в других странах мира, тем не менее, наибольшее число лютеран по прежнему сосредоточено в Германии (27 млн. человек, или 35% населения этого государства). Лютеране полностью доминируют в таких странах, как Дания, Швеция, Финляндия, Норвегия, Исландия. Их немало в Эстонии и Латвии. Есть лютеране и в России. В Азии наиболее крупные группы лютеран имеются в Индонезии и Индии. Значительное число последователей лютеранства есть в таких странах Америки, как США, Бразилия, Канада. В Африке много лютеран живет в Танзании, Эфиопии, Намибии, на Мадагаскаре, в ЮАР.

 

Крупнейшие лютеранские церкви мира следующие: Объединенная евангелическо-лютеранская церковь Германии (самая многочисленная —13 млн.), Евангелическо-лютеранская народная церковь Дании, Финская евангелическо-лютеранская церковь, Шведская церковь, Норвежская церковь, Евангелическо-лютеранская церковь в Америке (5,2 млн.), объединяющая консервативных лютеран США и др. Из этих церквей датская, финская, шведская и норвежская имеют в своих странах статус государственных церковных организаций.

Информация о работе Введение в религиоведение