Введение в религиоведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:51, курс лекций

Краткое описание

Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалось, начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания - философские, теологические, исторические, психологические и другие - накапливались в течение веков. Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Главное в религиоведении - философское содержание, что обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами.

Оглавление

Религиоведение: предмет и структура.
Понятие и сущность религии. Особенности богословско-теологического и религиоведческого подходов к анализу религии.
Структура религии.
Функции религии.
Классификация религий.
Религиоведение: предмет и структура

Файлы: 1 файл

лекции религия.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

 

С христианством связано и наше представлении об историчности времени. Библейская картина мира является единственной, выводящей человека из циклического времени вечного повторения в мир линейного времени, из космоса в историю. Это, в частности, центральный тезис книги румынского религиоведа М.Элиаде «Космос и история». Действительно, только в европейской культуре мы сталкиваемся с линейным видением времени и, соответственно, с историей как длящимся и неповторимым процессом реализации в человеческом мире непостижимой божественной воли в ее взаимодействии с человеческой волей.

 

Именно эта идея линейности социального времени и приводит постепенно, уже в рамках секулярной культуры к концепции поступательного движения истории (социальное время становится временем историческим) и теории прогресса. К этой эпохе историческое мировоззрение настолько созрело, что историзм постепенно превращается в методологический принцип, провозглашенный сначала Гегелем, а потом и Марксом. Исторический момент приобрел в библейских религиях совершенно уникальную роль, и не случайно, что сама иудейская Библия (Ветхий Завет христианства), то есть сам богооткровенный текст строится как история богоизбранного еврейского народа. В христианстве религиозный историзм занимает еще более важное место, ибо центральным моментом христианского учения оказывается явление абсолютного в относительном, Бога в истории (и это принципиальное отличие христианского догмата боговоплощения, уникального события явления Бога, а не его волевых актов в истории, что, конечно, совершенно иное, чем повторяющиеся и почти не привязанные к историческим реалиям нисхождения, аватары, Вишну или Шивы).

 

Оценивая место и роль христианства в становлении европейской культуры, следует выделить и такую особенность этой религии как склонность к институализации и догматизации. Церковь как социальный институт играл и играет важнейшую роль в исторической судьбе этой религии. Участвуя в истории не только как вера индивидов, но и как социальный институт, христианство неизбежно оказывалась вовлеченным в сферу политики. Так, после превращения христианства в государственную религию Римской империи (IV в.) церковь развивается в сложную разветвленную иерархическую структуру, включающую многочисленные ордена, ассамблеи, ассоциации, миссии. Кроме того, вне церкви возникают различные религиозно-общественные движения (ереси, расколы, секты), ставшие существенным компонентом социально-политической истории Европы. Догматизированность христианства является производным от его высокой степени институциализации, церковности. Именно церковь была гарантом истинности догматов и их источником. Церковь (особенно католическая), утверждая, что лишь благодаря ее посредничеству возможно общение верующих с Богом, была вынуждена постоянно ревниво следить за мистиками, сомневавшимися в необходимости подобного посредничества. В этом еще одна особенность всех религий откровения — их достаточно высокая степень институциализации и социализованности.

 

Для христианской религии огромное значение имеет личность ее основателя Иисуса Христа. Согласно христианской традиции, Иисус Христос является богочеловеком, соединяющим в себе божественное и человеческое начала В соответствии с каноническими текстами Нового Завета, а также некоторыми апокрифами (книги, не входящие в состав Священного канона христианства) Сын Божий Иисус.Христос родился в Вифлееме в результате непорочного зачатия от Святого Духа Девы Марии, жены плотника Иосифа. На восьмой день после рождения младенец был назван Иисусом и над ним был совершен обряд обрезания; на сороковой день Иисус был принесен в Иерусалимский храм, где произошло ритуальное посвящение Богу, Затем, преследуемые царем Иродом, Мария и Иосиф с младенцем бегут в Египет и возвращаются в Галилею лишь после смерти Ирода. Иисус принимает крещение от Иоанна Крестителя (Предтечи) в водах р. Иордан, уходит на сорок дней в пустыню, где в духовном поединке побеждает дьявола, троекратно отклоняя его искушения, начинает проповедническую деятельность и собирает вокруг себя учеников

(12 апостолов) и последователей. Один из апостолов Иуда Искариот выдает Иисуса властям за тридцать сребреников. Иисуса отводят на суд синедриона, который выносит предварительный смертный приговор. Данный приговор должен был быть утвержден римским прокуратором Понтием Пилатом; толпа потребовала казни Иисуса Христа, которая и была совершена в форме распятия на кресте на горе Голгофа. Страдания Иисуса на кресте продолжались около шести часов, по прошествии которых он умер. Тело Иисуса Христа, облаченное в плащаницу, было захоронено его друзьями в пещере, вход в которую был завален камнем. По прошествии следующего после похорон

дня — Субботы Мария Магдалина с двумя другими женщинами пришла в пещеру, чтобы еще раз омыть тело Иисуса, но пещера оказалась пустой, лишь ангел возвестил воскресение Иисуса, и Его появление в Галилее. Иисус.Христос является апостолам и призывает их проповедовать христианское учение во всем мире, после чего происходит его вознесение. Второе пришествие Иисуса Христа должно, согласно христианской доктрине, произойти в эсхатологической перспективе — тогда свершится Страшный суд над всеми, когда-либо жившими, поколениями людей. Образ Иисуса Христа явился олицетворением мессианских чаяний иудейского народа, ожидавшего божественного мессию — спасителя, который установит справедливость на земле и воздаст «по делам их».

 

Вопрос об историчности Иисуса Христа по сей день является дискуссионным. Представители исторической школы предполагают, что за образом Иисуса Христа скрывается реальная историческая личность, наделенная впоследствии сверхъестественными чертами. Сторонники мифологической школы считают, что Иисус Христос является лишь мифологическим персонажем, ссылаясь при этом на недостаток «надежных» свидетельств в пользу его земной жизни. Верующие христиане различных конфессий убеждены в реальности существования Богочеловека Иисуса Христа, совершенных им чудес, его воскресении и вознесении, будущем втором пришествии и т.п. Проблема природы и земной жизни Иисуса Христа явилась предметом многочисленных споров с первых веков существования христианства (несторианство, арианство, монофизитство и др.), которые велись как в лоне христианской (раннеапостольской) церкви, а позднее, после раскола 1054 г. — католической и православной церквей (с XVI в. к ним присоединились различные течения протестантизма), так и во внецерковной, научной среде. Образы Иисуса Христа, Девы Марии, Марии Магдалины, апостолов и др. персонажей Нового Завета нашли отражение в многочисленных произведениях церковного и светского искусства как западного, так и восточноевропейского, в большом количестве литературных произведений.

Вероучительная догматика христианства

 

Вероучительная догматика христианства изложена в трех исторических символах (исповеданиях) веры: Апостольском, Никейском (или Никео-Константинопольском) и Афанасьевском. При этом одни христианские конфессии признают в равной мере все три символа, другие – отдают предпочтение конкретно какому-то из них, некоторые же протестантские деноминации не придают особого значения ни одному из символов. Древнейший из символов – Апостольский – был впервые сформулирован ранее середины II в. Этот символ считается наиболее авторитетным во многих христианских конфессиях, прежде всего протестантских. В православии Апостольский символ практически вытеснен Никео-Константинопольским (принятым на двух первых вселенских соборах: I Никейском в 325 г. и I Константинопольском – 381 г.), который близок к Апостольскому, но более четко формулирует сущность христианского вероучения. Третий исторический символ веры – Афанасьевский (названный так по имени жившего в конце III–IV вв. александрийского епископа св. Афанасия Великого, которому приписывалось авторство этого символа) – от двух других отличается строгим догматизмом и краткостью. В нем дана лишь сжатая формулировка двух важнейших положений христианского вероучения: о трех лицах Божества при единстве существа и о двух естествах Иисуса Христа при единстве лица.

 

Необходимо отметить особую роль Вселенских соборов в исторической судьбе христианства. Собором в христианстве называют совет епископов, представляющих отдельные (поместные) церкви, созываемый для решения самых важных вопросов религиозной жизни. Собор, где присутствуют епископы всех существующих церквей, называется Вселенским. Такой же, где собраны представители только одной церкви, — поместным. На Вселенских соборах разрабатывались и утверждались вероучение и культ христианства, канонические нормы и богослужебные правила, рассматривались богословские концепции, оценивались ереси.

 

На Вселенском соборе — Константинопольском (Цареградском) (381 г.) был составлен единый «Символ веры» — исповедание, включающее в себя все основные догматы христианства и состоящее из 12 членов. (Первые его пять членов были утверждены еще на Никейском соборе в 325г.) и в окончательном варианте «Символ веры» был назван Никео-Константинопольским (Цареградским). После разделения церквей общехристианские Вселенские соборы (в совокупности их было семь) не проводились, однако католическая церковь называет Вселенскими созываемые ею соборы.

 

Священной книгой христиан является Библия (Священное Писание), состоящая из двух частей: Ветхого и Нового Заветов.. Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке. Книги Нового Завета в основном были созданы уже на греческом языке.

 

Священные ветхозаветные книги (39 книг) разделяют на четыре группы. Вначале идёт Пятикнижие Моисея — пять законоположительных книг, связанных с именем Моисея, великого вождя и пророка иудейского народа. В него входят Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Содержание этих книг составляет откровение, данное Моисею Богом. Вторая группа — книги исторические, в основном описывающие историю иудейского народа как народа богоизбранного. К их числу относятся книги Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфи, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон (Летописи), книги пророков Ездры и Неемии, а также Книга Есфири.

 

В следующую группу принято включать книги учительные, содержащие учение о благочестии (о жизни в соответствии с требованиями веры): Книга Иова, Псалтырь и Соломоновы книги (Притчи, Книга Екклесиаста, или Проповедника, и Книга Песни Песней Соломона). Последнюю группу составляют книги пророческие: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и еще 12 «малых» пророков. Самая древняя часть Ветхого завета датируется XII в. до н.э. Наиболее полное собрание библейских книг – мосоретское, созданное учеными-раввинами в X в. (масоретский текст – текст, переданный по традиции, масореты – хранители традиции). Большая часть Ветхого завета написана на древнееврейском языке.

 

Книги Нового Завета были написаны в середине I — начале II в. н.э. учениками Иисуса Христа – апостолами – после его мученической смерти на кресте. В Новом Завете 27 книг. Это четыре Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяния святых апостолов, 21 соборное Послание апостолов (Послание Иакова, Первое и Второе Послания Петра, Первое, Второе и Третье послания Иоанна, Послание Иуды, 14 Посланий апостола Павла: к Римлянам, Первое и Второе к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, Первое и Второе к Фессалоникийцам, Первое и Второе к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям), Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Христианская мораль и культовая практика

 

В христианской религии существует система этических предписаний, отражающая ее безупречные моральные идеалы. Основные нравственные требования, предъявляемые к христианам, содержались еще в ветхозаветных заповедях Закона Божия (декалог), но затем были углублены и расширены в Нагорной проповеди Иисуса Христа в его девяти заповедях блаженства. Христос призывал знать ветхозаветные заповеди и следовать им, но при этом учил исполнять эти заповеди еще более совершенно, чем в ветхозаветные времена. Студентам необходимо особо обратить внимание на содержательную часть христианских нравственных требований в условиях современного кризиса морали.

 

Заповеди блаженства, провозглашенные Иисусом Христом в Нагорной проповеди, ни в коей мере не нарушают заповедей Закона Божия. Более того, в определенном смысле те и другие заповеди взаимно восполняют друг друга. Если заповеди Закона Божия даны были в ветхозаветные времена, чтобы удержать людей от зла, то заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, как им еще больше приблизиться к Богу, обрести святость и блаженство, т.е. наивысшее счастье. Новозаветный закон Христа – это закон божественной любви. Иисус Христос зовет верующих в вечное Царство Божие и указывает пути к нему через выполнение его заповедей.

 

В заповедях блаженства Христос призывает к смирению и укрощению гордыни. Верующие обязаны также скорбеть о своих грехах и о несчастьях, постигших ближних, однако эта скорбь должна быть искренней и сопровождаться делами милосердия; печаль же, вызванная неудовлетворением честолюбивых стремлений, греховна. Христианину подобает кротость, ибо она означает спокойствие, полное христианской любви. Иисус Христос также наставляет людей всегда желать правды, стремясь угодить этим Богу: Следует быть и милостивыми, оказывая ближнему всякую помощь и не отвечая злом на зло. Христос объявляет блаженными также чистых сердцем, т.е. тех, кто не только явно не грешит, но даже не допускает греховных мыслей, желаний и чувств. Он учит людей жить со всеми в мире и согласии, стараться примирить враждующих. В заповедях блаженства говорится и о том, что люди, преследуемые за правду, но не изменяющие ей, достигнут Царства Небесного. Блаженными объявляются и гонимые за Христову веру; подвиг, когда человек за веру идет на страдания и даже на смерть, называется мученичеством и является самым высшим.

 

Большинство христиан признают необходимость совершения таинств – особых священных действий, призванных под видимым знаком дать верующим Божью благодать. Однако в вопросе о числе таинств, их понимании, форме и времени совершения разные направления христианства сильно расходятся, а многие протестантские конфессии вообще отказались от признания таинств, считая их простыми обрядами.

 

Культовая практика у христиан разных направлений тоже весьма различна. Наиболее торжественно богослужения проводятся в православных и других восточных церквах, а также у католиков. В большинстве протестантских деноминаций богослужебная практика отличается простотой.

 

Разные христианские конфессии (вероисповедание) существенно различаются и по своей церковной организации. Только Римско-католическая церковь демонстрирует наибольшее единство в организационном плане, в то время как в православии имеется значительное число самостоятельных поместных церквей. Протестантизм же не представляет собой единого целого не только в организационном, но и в доктринальном отношении и распадается на большое число течений (англиканство, лютеранство, кальвинизм, баптизм, методизм, пятидесятничество и др.), которые, в свою очередь, подразделяются на отдельные деноминации и церкви.

 

Символическим знаком христианства христиан является крест, напоминающий верующим о крестной жертве Спасителя, принявшего мученическую смерть, для того чтобы искупить грехи людей.

 

В силу определенных исторических причин (на которые мы обратили внимание в начале лекции) христианство из единой религии распалось на три основные течения (направления): православие, католицизм, протестантизм. В следующих лекциях мы рассмотрим наиболее характерные их особенности.

Информация о работе Введение в религиоведение