Введение в религиоведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:51, курс лекций

Краткое описание

Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалось, начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания - философские, теологические, исторические, психологические и другие - накапливались в течение веков. Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Главное в религиоведении - философское содержание, что обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами.

Оглавление

Религиоведение: предмет и структура.
Понятие и сущность религии. Особенности богословско-теологического и религиоведческого подходов к анализу религии.
Структура религии.
Функции религии.
Классификация религий.
Религиоведение: предмет и структура

Файлы: 1 файл

лекции религия.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

 

Основными районами распространения буддизма являются Юго-Восточная Азия (точнее, ее материковая часть). Восточная и Центральная Азия и в меньшей мере – Южная Азия.

 

В Юго-Восточной Азии буддийская религия преобладает во всех странах Индокитая (исключая полуостров Малакку): Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Вьетнаме. Много буддистов и в Сингапуре.

 

В странах Восточной и Центральной Азии (Китае, Монголии, Корее, Японии) буддизм повсюду весьма влиятелен, хотя там распространены и другие религии.

 

В Южной Азии буддизм является основной религией только в двух сравнительно небольших странах – Шри-Ланке и Бутане. В таких же огромных государствах, как Индия, Пакистан и Бангладеш, а также в Непале буддизм исповедует относительно незначительное меньшинство населения. В России буддизма придерживаются часть жителей Калмыкии, Тувы, Бурятии, а также Агинского Бурятского автономного округа Читинской области.

 

В настоящее время буддизм продолжает осваивать новые пространства, подтверждая свой статус мировой религии. Он расширил свою географию — его последователей можно встретить в странах Северной, Центральной и Южной Америки, в Европе, Австралии, Африке, в нетрадиционных для него регионах России.

Буддистское вероучение и культ

 

Основу буддийской религии составляют «четыре благородные истины». Согласно традиции, Благородные Истины были проповеданы Буддой в его первой проповеди в Оленьем Парке близ Бенареса, получившей название «Поворот Колеса Учения» («Дхармачакра правартана»). Вот их краткое содержание:

 

1. Всякое существование принципиально является страданием (духкха).

 

2. Причина страдания — влечение, желание, привязанность, жажда бытия (тришна, таньха).

 

3. Есть, тем не менее, состояние, в котором страдания нет (нирвана).

 

4. Есть путь, ведущий к прекращению страдания и обретению нирваны (Благородный Восьмеричный Путь; арья аштанга марго).

 

Путь, ведущий к нирване — это восьмеричный путь спасения:

истинное воззрение, или усвоение четырех благородных истин буддизма;

истинное намерение: принятие этих истин как личной жизненной программы;

истинная речь: воздержание от лжи, от слов, не относящихся к нравственной цели;

истинные поступки: ненасилие, ненанесение вреда живому;

истинный образ жизни: развертывание истинных поступков в линию поведения;

истинное усилие: постоянное бодрствование и бдительность, ибо дурные мысли могут возвращаться;

истинное памятование: постоянно помнить, что все преходяще;

истинное сосредоточение: духовное самопогружение отрешившегося от мира человека.

 

Первая благородная истина устанавливает, что страдание, согласно буддизму, не является следствием утраты некоего совершенного состояния (грехопадение), а есть фундаментальная и безначальная характеристика существования как такового, что сильно отличает позицию буддизма от позиции других мировых религий. Жизнь есть страдание (жизнь, болезнь, смерть, разлука с милым, отсутствие того, чего хочется; пятикратная привязанность к земному, т.е. вся человеческая жизнь, включая и то, что люди считают наслаждением, есть страдание). Вращаясь в бесконечном процессе перерождений - сансаре («колесо жизни»), человек обречен на вечное страдание. Что касается страдания, то под ним следует понимать принципиальную неудовлетворительность любой формы существования. Причем, сукха (удовольствие) в буддизме не противопоставляется духкхе (страданию), а включается в объем последнего понятия, ибо в сансарическом существовании любое наслаждение предполагает и страдание (недостаточная интенсивность наслаждения по сравнению с ожидаемой, его быстротечность, боль его утраты, мучительное стремление к его повторению и т.п.). Другими словами, существование неизбежно предполагает психологическую фрустрацию как свою коренную характеристику.

 

Отсюда вытекает вторая благородная истина: причиной страдания являются желания, поскольку они ведут к продолжению бесконечного жизненного процесса. Желания и вызываемые ими действия образуют карму (буквально – «воздаяние») - своеобразную цепь этической причинности, согласно которой человек в своих последующих перерождениях получает то, что заслужил в предыдущей жизни («закон воздаяния»). Причины страданий — страсти, желания человека (Будда говорил: «Избегайте легкомыслия, чуждайтесь страсти и наслаждения»; принципиально важно подчеркнуть, что источник страданий — само желание жизни).

 

Карма, созданная благими деяниями, ведет к возрождению в царстве богов, полубогов и людей. Карма, образованна злыми деяниями, ведет к возрождению в низших мирах среди животных или злых духов. Совершая хорошие поступки, человек может улучшить свою карму, но это не спасет его от сансары и дальнейших страданий. Отсюда - третья «благородная истина»: прекращение желаний ведет к прекращению страданий.

 

Третья благородная истина провозглашает наличие особого состояния, высшего состояния, в котором страдание отсутствует и которое поэтому класицифицируется как парама сукха (высшее блаженство). Это состояние называется нирваной (от корня нир — «угасать» — о светильнике; «прекращаться», «стихать» — о ветре, и т.п.). Нирвана (угасание, прекращение) — термин, употребляемый для обозначения освобождения и в индуизме. Например, в «Гите» встречается выражение «Брахма-нирвана» (нирвана Брахмана). Употребляют его и более поздние мыслители (Шанкара и другие ведантисты) как синоним мокши. Но в буддизме термин «нирвана» стал преобладающим для обозначения освобождения (как и в джайнизме). Чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний путем достижения нирваны (нирвана — это состояние отсутствия, преодоленное страданий, отсутствие страданий. Ее сущность — отсутствие желаний, страстей, уход от мира, полный покой, абсолютная непроницаемость для желаний и страстей).

 

Как правило, буддийские тексты не содержат позитивного описания нирваны. Более того, вопрос о природе и характеристиках нирваны относился к тем, в ответ на которые Будда хранил «благородное молчание»: состояние нирваны принципиально выходит за пределы области эмпирического знания и соответствующего ей языка описания. Поэтому лучшим определением нирваны может быть или молчание, или отрицательное определение (типа «не то, не то»), или перечисление того, чем нирвана не является. В целом же можно сказать, что нирвана в буддизме — некая, принципиально отличная от эмпирической, форма внеличностного бытия. Именно из этой теории ведут свое происхождение позднебуддийские концепции о наделенности всех живых существ природой будды или о присутствии в каждом живом существе «зародыша» состояния будды (татхагата-гарбха). Таким образом, нирвану следует понимать как преодоление уровня человеческого бытия, выражающееся в освобождении от зависимости кармы. Низшее состояние нирваны характеризуется отсутствием страданий. Высшее состояние - это состояние будд («просветленных»), свободных от всех моральных и умственных загрязнений, мироощущение которых сливается со всем бытием.

 

Эти четыре истины и различные их аспекты (обычно 16) суть лучшие объекты углубленных раздумий и медитаций (практического соединения адептом внимания, сосредоточения и интуитивной мудрости), которым в буддизме отводится главная роль в познании и духовном совершенствовании. Состояние же абсолютного покоя, нирваны, является конечной целью религиозного пути. Предварительным условием вступления на этот путь было, по примеру Будды, оставление всех мирских забот и обязанностей, забвение привязанностей и склонностей, разрыв родственных уз и пострижение в монахи. В Малой колеснице только последние считались членами сангхи, общины.

 

Будда учил, что в мире нигде нет вечных сущностей, бессмертных богов, нетленных душ. Во вселенной и в существах вообще отсутствует, какое бы то ни было, постоянство, а есть лишь закономерное, беспрестанное чередование возникновения и развития, разрушения и гибели, пребывания в непроявленном состоянии и нового проявления. Этот обратимый процесс сансары безначален. За каждым из существ тянется тяжелая цепь кармы как результат его деяний в бесчисленных рождениях, в которых он уже побывал и богом, и царем, и животным, и тварью ада. Но наиболее предпочтительна для совершенствования и достижения нирваны участь человека.

Религиозная система буддизма

 

Буддизм начинался как движение нищих и отверженных в условиях распада родоплеменных отношений и становления раннегражданского общества. Людям, не нашедшим себе места в формирующихся социальных структурах, Будда предложил свой Закон (дхарма) и Путь спасения от страданий в общинном братстве, пребывающем вне гражданской жизни и государственных институтов, но и не порывающем с ними. Жизнь на границе между цивилизацией и природой в общине (сангхе), монастыре становилась самым подходящим местом для совершенствования ума и психики человека.

 

Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного государства), ни других централизующих социальных институтов. Единственным общим для всех буддистов правилом является хранить три Драгоценности (три-ратна): Будду, Дхарму и Сангху. Это простое правило передавалось из поколения в поколение, от учителей к ученикам и разошлось практически по всем странам Южной, Восточной и Центральной Азии, а в XX в. — Северной Америки, Европы, а также в России.

 

1. Есть Будда – совершенно Просветлённое, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности рождений (сансара). Главными из этих вершин являются Просветление (бодхи) и Успокоение (нирвана), которые знаменуют окончательное Освобождение (мокша) и достижение высшей цели духовных устремлений в индийской и других восточных культурах, что не доступно ни богам, ни святым других религий.

 

2. Есть Дхарма – Закон, открытый Просветлённым. Этот Закон является смысловым ядром Вселенной, в соответствии с ним происходят все процессы вне и внутри человеческих судеб, с его помощью можно понять законы жизни и общества. Закон этот Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, Текста сутр (проповедей, бесед). Тексты Закона Будды несколько столетий передавались изустно. В I в. до н.э. они были впервые записаны на пали, специально созданном буддийскими монахами языке (близком санскриту) индоевропейской группы. Эти писания составили буддистский канон и назывались «Три корзины» (Типитака). «Корзина текстов по монашеской дисциплине и нравственному воспитанию» (Виная-питака), «Корзина текстов «Слова Будды» (Сутта-питака) и «Корзина текстов высшего Закона» (Абхидхамма-питака). Именно в корзинах, плетеных коробах, хранились пальмовые листы записей текстов, распределенных по отделам. Эти названия собрания Слова Будды сохранились доныне, хотя в других школах каноны содержательно иные.

 

3. Есть Сангха – община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих монахов (бхикшу, на пали – бхиккху), сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды. Ядром социальной жизни раннего буддизма являлась община (сангха). Считалось, что в обычных условиях человек не может подготовиться к переходу в нирвану. Предварительно он должен отрешиться от всех мирских дел и вступить в монашескую общину. Члены монашеской общины не должны были иметь никакой собственности, кроме одежды и чаши для подаяний, должны были жить исключительно милостыней и соблюдать правила и обеты, определенные уставом (винаей). Они не имели права заниматься какой-либо общественно-полезной деятельностью, а только личным самосовершенствованием.

 

Особая роль в буддизме отводится медитации. Медитация – обобщающее условное название, данное европейскими учеными основным духовным практикам, ведущим к достижению главных целей этой религиозной культуры, а именно: освобождению от череды рождений, нирване, состоянию архата и Будды, Любви, Состраданию, невозмутимости и т.д. В буддийских трактатах описание практик медитации тщательно разработано в особом разделе Закона (Дхармы). В нем предусмотрено несколько последовательных стадий углубленного самопознания и проникновения в сущность мироздания. Обязательными условиями являются, во-первых, прохождение подготовительной стадии, на которой будущий адепт обретает физическое, нравственное, умственное и духовное здоровье по буддийской шкале ценностей. Во-вторых, обязательно присутствие и наличие учителя – мастера медитации, без которого не только не гарантирован успех применения описанных технических приемов той или иной практики, но и существует реальная опасность для ума, практикующего самостоятельно погрузиться во «мрак сознания» вместо вожделенного свидания со «светом знания». Принято считать, что медитация – это триединый комплекс внимания, сосредоточения и интуитивной мудрости, а также, в иной трактовке, сосредоточенного созерцания на объектах, достойных памяти Будды, т.е. на истинах буддизма.

 

Священная книга буддизма – Типитака (букв. на языке пали – «три корзины»; санскр. вариант – Трипитака). Она состоит из трех частей. Первая часть – Виная-питака содержит дисциплинарные правила, которые должны соблюдаться монахами в буддийских общинах. Вторая часть – Сутта-питака (Сутра-питака) сообщает о беседах, которые вел Будда со своими учениками, и которые были записаны со слов его двоюродного брата и одного из последователей – Ананды. В Сутта-питаку наряду с другими ее разделами входит Дхаммапада («Путь буддийской доктрины») – 423 стиха-афоризма, представляющих собой квинтэссенцию всего буддийского канона и порой заучивавшихся неофитами наизусть. В третьей части – Абидхамма-питаке (Абид-харма-питаке), которая в определенной степени представляет собой комментарии Сутта-питаки, даются систематизация и толкование основных догматов буддизма.

 

Буддийский культ довольно прост. В нем отсутствуют сложные ритуалы, характерные для брахманизма, нет жертвоприношений. Отправляют культ монахи, читающие канонические буддийские тексты. Характерно, что миряне в богослужениях не участвуют.

 

Буддисты используют в качестве символов своей религии разные знаки. Так, одним из них является «Дхамма (дхарма) чакра» («Колесо закона»), имеющее восемь спиц, символизирующих следование «восьми благородным принципам» (восьмеричному пути). Нередко в качестве символа используется и свастика (концы буддийской свастики, в отличие от нацистской, направлены не в левую, а в правую сторону). Еще одной эмблемой буддистов является изображение сидящего в позе лотоса основателя религии – Будды.

Основные направления в буддизме: хинаяна, махаяна, ваджраяна

 

Самой ортодоксальной школой буддизма считается хинаяна («малая колесница»), тхеравада («школа старой мудрости»). Она сформировалась сразу после смерти Будды из числа наиболее близких его учеников. Согласно тхераваде принц Гаутама был земным существом, который родился как человек, но жил и умер как Будда. Его просветление - результат кармы, последовательно улучшавшейся в процессе 550 перерождений. Сторонники этого направления предпочитают именовать себя по названиям школ, а общее направле-

ние — тхеравадой. Тхеравада предлагала путь личного спасения только для монахов (через сангху). В хинаяне Будда еще не выступает в роли Бога, но является великим учителем, человеком великой нравственной чистоты, указывающим другим путь к спасению.

 

Сангха (община) тхеравадинов представляла собой монашескую организацию, зависящую от мирян, но на них не ориентированную. Высшим ее органом были сангити (своего рода буддийские соборы) - собрания ученых-монахов, на которых происходили восстановление и корректировка учения Будды.

 

Ныне буддизм тхеравады распространен главным образом в Шри-Ланке (Цейлон), Бирме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.

Информация о работе Введение в религиоведение