Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:51, курс лекций
Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалось, начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания - философские, теологические, исторические, психологические и другие - накапливались в течение веков. Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Главное в религиоведении - философское содержание, что обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами.
Религиоведение: предмет и структура.
Понятие и сущность религии. Особенности богословско-теологического и религиоведческого подходов к анализу религии.
Структура религии.
Функции религии.
Классификация религий.
Религиоведение: предмет и структура
После образования в 1948 г. государства Израиль, еврейское население которого составили репатрианты, представлявшие различные группы еврейства, начался процесс образования принципиально новой еврейской этнокультурной общности. Она основана на языке иврит - современном разговорном и литературном языке, восстановленном на основе древнееврейского. Процесс этот пока далек от завершения.
Священные книги иудаизма. Первая по важности и почитаемости священная книга иудаистов - ТаНаХ (это аббревиатура, составленная путем сокращения названий его составных частей): Тора (Закон), Невиим (Пророки) и Кетувим (Писания). ТаНаХ идентичен Ветхому Завету христианской Библия. Он составлен из текстов, датируемых XV - V веках до н.э. и написанных на древнееврейском языке.
Два главных отличия ТаНаХа от христианской Библии: во-первых, его свод не содержит Нового завета - христианских священных книг, не признаваемых иудаистами; во-вторых, он заключает в себе 39 книг, в то время как христианская (христианский Ветхий Завет) - 50. Одиннадцать книг, написанных на греческом языке в
IV - I веках до н.э., в еврейский канон уже не вошли. Они содержатся в христианском Ветхом завете, причем католики считают их каноническими, а православные - нет.
Свой современный вид ТаНаХ приобрел в III веке до н.э. - I веке н.э. Окончательное оформление его текста проиизошло к VIII веку н.э. трудами масоретов (хранителей еврейского предания), отчего он также получил название «Масоретский канон».
По иудейской традиции 39 книг ТаНаХа разделены на три раздела. Первый раздел - Тора (Закон) или Пятикнижие Моисеево, является наиболее почитаемой частью иудейского канона и включает пять книг: Бытие (Берешит), Исход (Шемот), Левит (Вайикра), Числа (Бемидбар), Второзаконие (Дварим). Второй раздел - Невиим (Пророки) делится, в свою очередь, на старших Пророков (6 книг) и младших Пророков (15 книг). В третий раздел - Кетувим (Писания) вошли 13 книг.
Язык ТаНаХа - древнееврейский, является богослужебным языком иудеев. Характерна высокая степень сакрализации ТаНаХа у евреев. Сама книга почитается как предмет культа; обращение с ней строго ритуализировано. Тора в богослужении употребляется в виде свитков, навернутых на деревянные стержни - в таком виде она, по преданию, существовала в древние времена. Свитки Торы, пришедшие в негодность, не уничтожаются, а погребаются на еврейском кладбище (иногда их вкладывают в руки умершего).
В отличие от ТаНаХа, который считается зафиксированным живым словом Бога, свод религиозно-этических, ритуальных и правовых положений иудаизма, именуемый Талмудом (Изучение), - рукотворное создание нескольких поколений законоучителей. Исторический генезис Талмуда довольно сложен. Первая историческая ступень его формирования-толкования текстов ТаНаХа, так называемые мидраши, были составлены учеными евреями в послевавилонскую эпоху. Их совокупность составляет древнееврейскую гомилетическую литературу (мидрашим).
Несколько позже началась систематизация так называемой Устной Торы - законодательного материала, состоявшего из комментариев и разъяснений Торы, в течение долгого времени бытовавшего в устной традиции. Ее начал ученый иерусалимский законоучитель Гиллель в конце I века до н.э. - начале I века н.э. В конце II - начале III веков весь этот материал получил название Мишна (Повторение).
Мишна включает 63 трактата, объединенные в 6 тематических разделов. В совокупности тексты этих разделов охватывают весь еврейский религиозно-бытовой уклад, детально и тщательно регламентируют всю установочную информацию ТаНаХа, доводя ее до уровня рекомендаций по конкретным ситуациям.
Главная цель Мишны - помощь скрупулезному следованию заветам Бога в мельчайших проявлениях жизни, чтобы ощущалась непосредственная связь с Богом всяким правоверным иудеем.
Таким образом, Талмуд представляет собой своего рода энциклопедию еврейского мироощущения и мирообъяснения, практически недоступную неквалифицированному восприятию и пониманию, в силу своей исключительной своеобразности и прочной привязанности к древним образам и текстам. Среди неевреев бытует обыкновение иронически называть «талмудом» любой объемный и маловразумительный текст, проистекающее из неосведомленности и отчасти от религиозной нетерпимости, тем более что никто из неспециалистов Талмуда в глаза никогда не видел - его перевод на русский язык только начинает осуществляться.
Многослойность и энциклопедичностъ содержания, стилистическая пестрота, особый характер изложения, местами стенографически копирующий споры и диалоги раввинов, обилие сведений самого неожиданного характера (в том числе естественнонаучных, астрономических, математических) делают Талмуд не похожим на священные книги христиан (повествовательно-
Систематизация и толкование иудейского вероучения и ритуала активно продолжались и в раввинистическую эпоху.
Особо следует остановиться на каббалистической литературе. Каббала (буквально «предание») - эзотерическое теософское учение с элементами мистики и магии, возникшее внутри иудаизма в
I - III веках н.э. в еврейских общинах Палестины и Вавилонии. Свое окончательное оформление оно получило в Испании в XIII - XIV веках. Для Каббалы характерно стремление постигнуть сокровенный смысл Торы и других священных книг, заключающих, по мнению каббалистов, символическое описание Бога и Божественных процессов.
Вероучение иудаизма. Основой иудаистского вероучениях является последовательный монотеизм, не допускающий компромиссов. Это выражено в иудейском символе веры «Шема», которым начинается богослужение: «Слушай, Израиль! Господь наш Бог, Господь один!». Со временем среди последователей иудаизма сложился благочестивый обычай не употреблять в обиходной речи имени Бога, заменяя его словом «Адонаи» (Владыка). Закрепляя это правило, хранители текста Библии ставили к согласным буквам слова «Яхве» знаки огласовки для слова «Адонаи». Из этого соединения возникла ставшая широко распространенной транскрипция «Иегова» - искаженная форма имени «Яхве».
Божья воля открывается человеку через слово Бога, выраженное в Законе (Торе) и словах Пророков. Как считают иудаисты, первым народом, который Бог избрал для открытия своей воли через Закон, данный Моисею (Синайский завет), был народ Израиля. Отсюда его особая роль в истории.
Завершение исторического призвания народа Божия должно осуществиться через явление Мессии (от древнееврейского «машиах» - помазанник) - «помазанника Божия». Обряд помазания елеем (освященным маслом оливы) означал у древних евреев снисхождение Духа Божия на человека, избранного на царское служение. В тексте Библии говорится о том, что пророк Самуил совершил помазание на царство первого израильско-иудейского царя Саула.
Согласно иудаистскому вероучению Мессия - посланец Божий, явившись иудеям в виде смиренного учителя из рода царя Давида (преемника Саула), не только восстановит царство Израиля и соберет рассеянный по свету еврейский народ, но и установит на земле царство всеобщего мира и братства людей. В этом состоит основной пункт расхождения между христианством и иудаизмом. В то время как христиане признают Мессией Иисуса Христа («Христос» - греческое значение слова «помазанник»), иудаисты считают, что подлинный Мессия явится в будущем.
В XII веке вероучение иудаизма было систематизировано в виде 13 принципов веры: в существование Бога; в его единство; в его бесплотность; в его бесконечность; в богообщение посредством молитвы; в пророков, как выразителей воли Бога; в превосходство Моисея над другими пророками; в откровение Закона (Торы) Моисею на горе Синай; в нерушимость Закона; в Божественное провидение и справедливость; в приход Мессии; в воскресение мертвых; в бессмертие души. Эти положения позже были изложены в поэтической форме, составив особый синагогальный гимн - Игдал.
Религиозная практика иудаизма. В библейский период центром иудейского культа был Иерусалимский Храм, где в соответствии с предписаниями Торы совершалось ежедневное жертвоприношение (тамид).
В период вавилонского пленения, когда первый Храм был разрушен, место жертвоприношений заняла молитва, для совершения которой евреи стали собираться вокруг отдельных учителей - знатоков Торы (рабби). После разрушения второго Храма жертвоприношения были запрещены. Из вышеназванных собраний возникли иудейские молитвенные объединения, именуемые синагоги (по-древнегречески - «собрания»). В иудаизме синагога представляет собой собрание евреев для совершения молитвы и научения Закону
(в «реформированном иудаизме» синагоги иногда именуют храмами). Такое собрание не предусматривает наличие специального здания и может проходить в любом помещении.
Специальные здания синагог возникают в раввинистический период. В средневековой Испании сформировался архитектурный облик синагог, которые строились в мавританском стиле. На Востоке, а в Новое время и в Европе существовали великолепные синагоги. Некоторые из них сохранились на фотографиях и рисунках. Огромная экспозиция макетов наиболее известных синагог создана в Тель-Авивском музее диаспоры в Израиле.
Для совершения публичного богослужения необходимо присутствие не менее десяти евреев мужского пола, достигших религиозного совершеннолетия (13-летнего возраста). Они составляют первичную иудаистскую общину - миньян (буквально «число», то есть кворум, необходимый для богослужения). В соответствии с традицией, восходящей к Храму, места для женщин в ортодоксальных синагогах отделяются перегородкой или размещаются на галерее, поскольку женщина в иудаизме считается религиозно неполноценной и религиозную ответственность за нее несет ближайший родственник-мужчина (отец, муж, брат). В то же время в реформированных синагогах мужчины и женщины молятся вместе.
Иудаистское богослужение состоит в общей и индивидуальной молитвах, чтении Торы, а также, в исполнении религиозных песнопений специальным хором общины под руководством и при личном участии особо подготовленного солиста-исполнителя (хаззана или кантора). Праздничным богослужениям соответствуют особые чины и порядок ритуальных действии.
В иудаизме отсутствует институт рукоположенного духовенства. В библейский период, согласно Торе, исключительным правом совершать храмовые жертвоприношения обладали аарониды - потомки Аарона, брата Моисея, а прислуживать при богослужении - левиты (евреи из колена (рода) Левин.
В раввинистическую эпоху право совершать публичные богослужения закрепилось за раввинами - учителями и толкователями Торы.
Раввины проходили обучение в йешивах - духовных школах при талмудических коллегиях Вавилонии, а затем - Испании и Германии. Позднее йешивы (дословно «собрание учащихся») создавались при наиболее крупных синагогах.
В иудаизме отсутствует жесткий иерархический институт церкви. В иудаизме приняты три обязательных ежедневных богослужения, совершаемых как публично - в синагоге, так и индивидуально - дома. Количество обязательных индивидуальных молитв строго не установлено. Считается, что верующий благочестивый иудей должен молиться как можно чаще, там и тогда, где и когда он сам чувствует в этом потребность. Традиционно молитва произносится вслух, громко, иногда нараспев, сопровождается частыми неглубокими поклонами. Коленопреклонение и ритуальные позы не приняты. Сакральные жесты (наподобие христианского крестного знамения) отсутствуют. Если верующий не знает или плохо помнит молитву наизусть, он может читать ее по книге. Полное сосредоточение и даже экзальтация при молитве считаются проявлениями благочестия. Беспокоить и отвлекать молящегося, - по нормам иудейской морали, значит проявлять крайнюю невоспитанность, граничащую с неуважением к вере.
Важной частью богослужения является каддиш - поминальная молитва, читаемая в течение годичного траура и в годовщины смерти сыном по умершим родителям. Во время утренних служб в понедельник, четверг и субботу читается по свитку Тора (в течение года она прочитывается полностью). Текст Торы за чтецом повторяют специально назначенные для этого Прихожане. По субботам, кроме того, читаются книги Пророков.
Богослужебным языком является древнееврейский, но в реформированном иудаизме практикуется богослужение и на живых разговорных языках. Ввиду того, что Бог, по иудаистскому вероучению, не имеет образной формы, иконография (священные изображения) в иудаизме не принята. Из синагогального убранства можно отметить многосвечники (менора), копирующие светильники Иерусалимского храма; ковчег - ларец со свитком Торы с изображениями льва и орла (древние символы Яхве); скрижали - каменные доски с начальными словами Десяти Заповедей; Могендовид (звезду Давида) - шестиконечную звезду, составленную из двух равносторонних треугольников. Происхождение Могендовида до сих пор дискуссионно. Согласно преданию его изображение было начертано на щите царя Давида, второго правителя Израильско-Иудейского государства. Изображения людей в иудаизме запрещены.
Культовая система в иудаизме. Ритуальная система, определяющая поведение религиозного иудея в быту, имеет не меньшее (если не большее) значение, чем молитвы и богослужения.
Один из самых главных и наиболее сакрализованных ритуалов иудаизма - обрезание (бритмила), ритуальная операция по иссечению крайней плоти у мальчиков на восьмой день после рождения. Это один из немногих обрядов, установленных еще в досинайские времена (согласно Библии - во времена Авраама). Он символизирует союз Бога и Израиля, являясь знаком принадлежности к «народу Божию».
Обрезание является первым из числа обрядов жизненного цикла верующего еврея, к которым относятся также Бар-Мицваи брак.
Бар-Мицва (Сын Заповеди) - это обряд религиозного совершеннолетия мальчиков. Согласно традиции по достижении 13-летнего возраста каждый еврейский мальчик может исполнять религиозные обязанности и нести ответственность за совершенные грехи. Поэтому в первую субботу после достижения мальчиком 13 лет он впервые призывается для субботнего чтения Торы во время синагогального богослужения. В XIX веке возник обычай отмечать также религиозное совершеннолетие девочек по достижении ими 12-летнего возраста, именуемый Бат-Мицва (Дочь Заповеди). Нередко оба эти обряда приурочиваются к празднику Шавоут.
Канон еврейского бракосочетания сложился в талмудический период. Он включает в себя обряд помолвки (киддущин), заключение брачного контракта (ктубба) и брачную церемонию, совершаемую раввином в присутствии двух свидетелей. Семейно-брачные отношения детально регламентируются талмудическим законодательством. Допускается развод, для совершения которого муж должен вручить жене так называемое «разводное письмо» (гет).
Важное значение в иудаизме имеет система ритуальных пищевых запретов (кашрут). Полностью запрещено употребление в пищу мяса свиньи, непарнокопытных животных (лошади, осла), животных, не имеющих копыт (кролика, зайца), хищных птиц, рыбы, не имеющей чешуи. Иудаисты-ортодоксы едят лишь кошерное - ритуально чистое мясо жвачных парнокопытных (овец, коз, коров) и птиц, забитых шойхетом (резником) по особому ритуалу, причем из мяса должна быть полностью удалена кровь. Существует также запрет на одновременное употребление мясной и молочной пищи, и даже их смешивание в одной посуде. Трапезу, в которой принимают участие три и более человек, принято освящать чтением Торы и псалмов.