Введение в религиоведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:51, курс лекций

Краткое описание

Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалось, начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания - философские, теологические, исторические, психологические и другие - накапливались в течение веков. Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Главное в религиоведении - философское содержание, что обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами.

Оглавление

Религиоведение: предмет и структура.
Понятие и сущность религии. Особенности богословско-теологического и религиоведческого подходов к анализу религии.
Структура религии.
Функции религии.
Классификация религий.
Религиоведение: предмет и структура

Файлы: 1 файл

лекции религия.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

 

Из других обрядов иудаизма следует назвать микву - ритуальное омовение в специальном бассейне с проточной водой, также именуемом миквой, или в открытом водоеме. Согласно талмудическому закону микву должна совершить женщина по истечении семи «очистительных» дней с момента окончания регул, после чего супругам разрешается интимная жизнь. Перед трапезой и после нее совершается ритуальное омовение рук.

 

Весьма желательным для верующего иудаиста является традиционное одеяние, надеваемое мужчинами во время молитвы: талес - четырехугольное покрывало белого цвета с особым рисунком и кистями (цицит) по углам, круглая шапочка (кипа), а также молитвенный пояс неправильной формы, носимый под верхней одеждой так, чтобы его угол выглядывал наружу. Головные уборы у мужчин обязательны во время пребывания в синагоге. Религиозные евреи их не снимают никогда.

 

Древний обычай мужчин-евреев отпускать длинную бороду, не обстригая ее височных частей, а также длинные, иногда даже заплетаемые в косы, локоны по бокам головы (пейсы) в настоящее время не является актуальным. Эти атрибуты внешности крайне редко встречаются у современных верующих евреев, главным образом - у приверженцев ортодоксальных течений.

 

Иудейские праздники. Иудейское летосчисление ведется по лунно-солнечному календарю, вследствие чего исчисление конкретных дат по отношению к солнечному календарю является переходящим. Первым днем недели считается день после субботы, соответствующий христианскому воскресенью. Новые сутки в еврейском календаре начинаются накануне вечером с заходом солнца.

 

Еженедельным праздничным днем является суббота (Шаббат), соблюдение которой наряду с обрядом обрезания - важнейшая заповедь иудаизма. Для верующего еврея суббота - очень радостный день («Царица Суббота»). Ее празднование начинается накануне, когда за 18 минут до захода солнца хозяйка дома зажигает особые субботние свечи и произносит благословение. Завершается праздник субботним вечером через полчаса после захода солнца традиционным обрядом, именуемым хавдала (разделение) и символизирующим отделение праздников от будней.

 

Важную роль играет торжественная субботняя трапеза, устраиваемая после возвращения семьи из синагоги. Для этой трапезы, совершаемой по специальному ритуалу, готовится все самое лучшее - кушанья (особый плетеный пшеничный хлеб - хала), скатерть, посуда, нарядная одежда. В субботу запрещены все виды работ и занятия светскими делами. В еврейских местечках Восточной Европы специально нанимали слугу-нееврея для выполнения в субботний день тех работ, без которых невозможно обойтись.

 

Субботу принято посвящать молитвам и чтению Торы. Среди ежегодных иудейских праздников наиболее важными являются Пасха, Шавоут, Рош-га-Шана, Йом-Киппур, Суккот, Симхат Тора, Ханукка и Пурим. Охарактеризуем некоторые из них.

 

Пасха (Песах). Празднуется в 15-й день месяца нисана и продолжается в течение семи дней. Песах - некогда скотоводческий праздник жертвоприношения первенцев от стад, впоследствии слившийся с земледельческим праздником жатвы ячменя. Позднее Песах был связан с преданием об Исходе евреев из египетского рабства, описанном в 12-й главе Книги Исхода (вторая книга Торы).

 

С христианской Пасхой иудейская Пасха связана лишь совпадением событий священной истории. Христианская Пасха - праздник воскресения распятого Иисуса Христа, которое, согласно Евангелиям, совершилось в дни иудейской Пасхи. Отсюда проистекает не только схожесть названий праздников, но и их календарная близость.

 

Пурим установлен в честь легендарного события; описанного в ветхозаветной Книге Эсфирь (Эстер) и относимого к царствованию персидского царя Артаксеркса I (465- 424 гг. до н.э.), под властью которого находились тогда евреи. В упомянутой книге говорится, что намерения царского министра Амана истребить еврейский народ, были расстроены благодаря хитроумию одной из царских жен еврейки Эсфири (Эстер) и мудрости ее воспитателя Мардохея. В итоге евреи были спасены, а злодей Аман казнен. Современные историки считают события, изложенные в Книге Эсфирь, типичной восточной сказкой без реальной исторической подоплеки.

 

Помимо праздников в иудаизме приняты также посты, которые связаны со скорбными событиями еврейской истории. В отличие от уже упоминавшихся постоянных пищевых запретов иудаизма иудейский пост предусматривает полное воздержание от пищи и питья до захода солнца.

 

Отметим некоторые важнейшие особенности таких национальных религий как даосизм, конфуцианство, синтоизм.

 

Даосизм — национальная религия Китая. Основателем даосизма считается Лао-цзы, живший по преданию на рубеже VI-V вв до н.э. и изложивший свое учение в книге под названием «Дао-дэ-цзин» (Канон Пути и Благодати).

 

В «Дао-дэ-цзине» речь идет о едином первоначале всего сущего — единой субстанции и одновременно мировой закономерности — Дао (дословно — «путь»). Это понятие дало название даосизму (китайское дао-цзяо — «Учение Пути»). Впрочем, ничего даосского в самом понятии «дао» нет. Это одна из важнейших категорий всей китайской культуры. Специфично лишь ее осмысление даосизмом. Если в конфуцианстве Дао — путь нравственного совершенствования и правления на основе этических норм, то в даосизме Дао космологизируется, приобретая значение высшего первопринципа, мировой субстанции, источника бытия всего сущего.

 

Весь мир оказывается как бы проявлением, развертыванием Дао, Путем, воплощенным в сущем. Каждая вещь, доходя до предела своего созревания, вновь возвращается в глубину первопринципа Дао. Однако, человек может сходить с этого Пути, отступать от него, нарушая первозданную простоту естественности как своего бытия, так и вселенной. Проявляется это и в приверженности к многознанию и в создании усложненных социальных институтов. Поэтому «Дао-дэ-цзин» призывает к возвращению к изначальной природе, упрощению и естественности. И выражен этот призыв, прежде всего, в понятии «недеяния» (у вэй). Впрочем, он отнюдь не означает бездействия или пассивного существования. Под «у вэй» имеется в виду отказ от нарушения собственной природы и природы всего сущего, отказ от не сообразной с природой, основанной исключительно на эгоистическом интересе субъективной целеполагающей деятельности и включенности в единый поток бытия.

 

Однако, даосизм не был бы религией, если бы не ставил перед собой цели указать путь к сверхъестественному совершенству. Таким путем и стало сформировавшееся к началу нашей эры учение о бессмертии и способах его обретения.

 

Путь к бессмертию по даосскому учению предполагал занятия сложными методами особой психофизической тренировки (психотехники), во многом напоминавшей индийскую йогу. Она предполагала как бы два аспекта: совершенствование духа и совершенствование тела. Первый заключался в занятиях медитацией, созерцанием Дао и единства мира, и единением с миром и с Дао самого практикующегося. Второй заключался в специфических гимнастических (дао-инь) и дыхательных (син-ци) упражнениях, сексуальной практике для поддержания энергетического баланса организма и занятиях алхимией.

 

Вся даосская литература: философские тексты, сочинения по религиозной практике, книги по магии и астрологии были со временем собраны воедино и составили гигантского объема «Сокровищницу Дао» — «Даосский Канон» (Дао-цзан), начавший формироваться в V в. и окончательно сформировавшийся в ХV-ХVII вв. Его тексты являются ценнейшим источником для изучения всех аспектов даосизма и исследуются учеными многих стран мира.

 

Даосизм оказал значительное влияние на все аспекты духовной культуры Китая, и без его понимания невозможно по-настоящему глубоко оценить ни литературу, ни искусство, ни традиционную науку Китая. Глубоким было влияние даосизма и на другие страны Дальневосточного цивилизационного региона: Корею, Японию, Вьетнам.

 

Конфуцианство – философия и религия Китая. Само слово «конфуцианство» — европейского происхождения. Его китайский эквивалент — «жу-цзяо», означает «учение благовоспитанных (или просвещенных) людей», что позволяло некоторым ученым прошлого века даже называть конфуцианство «религией учёных». Впрочем, вопрос о том, является ли конфуцианство религией, достаточно сложен. Сам Конфуций отнюдь не учил вере в сверхъестественное. Напротив, он говорил: «Не знаем, что такое жизнь, как же можем знать, что такое смерть», «Не знаем, как служить людям, как же мы сможем служить божествам», «Почитай божества и духов, но отдаляйся от них» и т.п. На этом основании Конфуция иногда называют агностиком, хотя это неверно. Конфуций был глубоко предан ценностям общества своего времени и не подвергал сомнению его верования и культы. Не был обожествлен и сам Конфуций, всегда считавшийся только человеком, хотя и совершенным по своей мудрости.

 

И, тем не менее, мы имеем полное право рассматривать конфуцианство наряду с другими великими религиозно-философскими учениями и традициями Востока. Во-первых, влияние конфуцианства на все китайское общество было настолько глубоким, а его воздействие на систему ценностей традиционного Китая и этнопсихологию китайского народа настолько полным, что это ощущается и в сегодняшней жизни народа. Во-вторых, на протяжении более чем двух тысячелетий (с рубежа II- I вв. до н.э. и до свержения монархии в 1911 г.) конфуцианство, являясь официальной идеологией Китайской империи, по существу выполняло в обществе те же функции, что и государственные религий в других культурах.

 

Европейское название это религиозное учение получило от латинизированной формы фамилии и титула своего основателя (Конфуций — от Кун Фу-цзы, т.е. Мудрый учитель Кун). В Китае его также часто называют Кун-цзы — философ Кун.

 

Конфуций (551-479гт. до н.э.) жил в эпоху раздробленности страны и постоянных междоусобиц (в эпоху перемен) и в его учении в полной мере отразилась как эта эпоха, так и стремление к преодолению порожденного ею хаоса. Родился Конфуций в аристократической, но обедневшей семье в царстве Лу (восточный Китай, современная провинция Шаньдун). В раннем детстве он осиротел, вел весьма скромный образ жизни, пока ему не удалось найти средства для путешествия в царский домен — государство Чжоу, где Конфуций долго работал в царском книгохранилище. Согласно легенде, там он встречался и беседовал с Лао-цзы, с которым Конфуций не соглашался, хотя, как говорит та же легенда, и относился к нему с величайшим почтением. По возвращении на родину Конфуций получил широкое признание в качестве знатока музыки (по китайским представлениям музыка не только отражала вселенскую гармонию, но и способствовала ее воссозданию в обществе) и древних ритуалов. Вскоре он открыл свою школу, став первым профессиональным педагогом в истории Китая. Многие ученики Конфуция стали впоследствии известными государственными деятелями и учеными, однако сам Конфуций, стремившийся на практике воплотить в жизнь свои социальные теории, так и не получил значимого государственного поста, в поисках которого он иногда отправлялся в очень далекие и подчас опасные путешествия по государствам Китая того смутного времени. Скончался Конфуций в своем родном городе Цюйфу, где и сейчас находится его мемориал, и проживают его отдаленные потомки.

 

Первоначально конфуцианство было лишь одним, хотя и очень влиятельным, учением древнего Китая, существовавшим наряду с другими учениями (даосизм, моизм, легизм и др.). Однако, после объединения Китая и создания стабильной централизованной империи Хань (206 г. до н.э.— 220 г. н.э.), оно постепенно усилилось, и на рубеже II и I вв. до н.э. стало, наконец, государственной идеологией императорского Китая.

 

В основе конфуцианства лежит идея гармонии принципов личного нравственного самосовершенствования и деятельности, направленной на упорядочение государства во имя создания идеального общества, соответствующего древним образцам. Предполагалось, что нравственное самосовершенствование является предпосылкой успешной деятельности на государственном поприще, которая в свою очередь представляет собой цель нравственного развития личности.

 

Государство мыслилось конфуцианцами как аналог большой патриархальной семьи, в которой император должен играть ту же роль, что и полновластный глава клана или рода. Поскольку традиционная китайская семья была жестко иарархизована, и в ней господствовал принцип беспрекословного подчинения младшего старшему, конфуцианская доктрина также предполагала соблюдение норм иерархической соподчиненности. Эти нормы были выражены в так называемых в «пяти взаимоотношениях» - отношениях между государем и подданными, между отцом и детьми, между старшими и младшими братьями, между мужем и женой и между друзьями.

 

Важным принципом конфуцианства является также учение об «исправлении имен» (чжэн-мин), согласно которому каждое имя (государь, отец, сын и т.д.) должно соответствовать своей «сущности», то есть социальное положение человека должно определять характер его поведения.

 

Идеальная личность конфуцианства называлась «благородным мужем» (цзюнь-цзы). «Благородным мужем» мог быть любой человек, независимо от происхождения, единственный критерий его «благородства» — строгое и неукоснительное следование нормам конфуцианской морали.

 

Большую роль играл в конфуцианстве унаследованный из архаических верований, но переосмысленный им культ предков. Конфуцианство отнюдь не предписывало своим последователям верить в реальное присутствие предков во время жертвенных актов и даже не утверждало о бессмертии их душ. Важно было вести себя так, как если бы (жу-цзай) предки действительно присутствовали» демонстрируя этим свою искренность (чэн) и развивая в себе гуманность — сыновнюю почтительность и уважение к семейным ценностям, и к древности.

 

После того, как конфуцианство стало официальной идеологией империи, его идеи оказали сильнейшее влияние на формирование всей ее политической системы. Сильнее всего это проявилось в системе экзаменов, главном способе формирования чиновничьего корпуса государства. Экзаменующийся (а им, теоретически, мог быть любой человек, если он не был сыном проститутки, актера или парикмахера) должен был во время экзамена продемонстрировать свое знание конфуцианской классики и умение применять ее принципы при решении современных политических проблем. Эта система благополучно существовала в Китае до 1905 г., когда она была заменена европейской общеобразовательной системой.

 

Если конфуцианская и даосская религии выросли из философских систем, то истоками национальной религии Японии — синтоизма — были древние религиозные верования японцев, прежде всего культ умерших предков и культ природы.

 

Синтоизм сформировался в VII—VIII вв., хотя само название «синто» (японское заимствование из китайского — «путь богов») появилось значительно позже.

 

Синтоистская религия политеистична. По представлениям синтоистов, весь мир населен миллионами ками — божеств и духов. Во главе же всего пантеона богов стоит солнечная богиня Аматэрасу Омиками. Считается, что внук Аматэрасу — Ниниги, посланный ею на землю, основал японскую императорскую династию, сохранившую и поныне свою власть. Вплоть до окончания Второй мировой войны, синтоисты обожествляли особу японского императора. И, несмотря на то, что по окончании войны японский парламент специальным актом дезавуировал доктрину божественного происхождения императора, многие синтоисты до сих пор продолжают считать умерших императоров богами. Специфичен для синтоизма и культ погибших на войне солдат, которые после смерти становятся, по синтоистским представлениям, ками. С этим культом, в частности, связан и обычай самопожертвования добровольцев-смертников, принявших решение отдать жизнь за родину, — камикадзе.

Информация о работе Введение в религиоведение