Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:51, курс лекций
Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалось, начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания - философские, теологические, исторические, психологические и другие - накапливались в течение веков. Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Главное в религиоведении - философское содержание, что обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами.
Религиоведение: предмет и структура.
Понятие и сущность религии. Особенности богословско-теологического и религиоведческого подходов к анализу религии.
Структура религии.
Функции религии.
Классификация религий.
Религиоведение: предмет и структура
Еще одним течением раннего протестантизма стал кальвинизм. Это течение было основано во Франции в 30-х гг. XVI в. Жаном Кальвином (1509-1564).
В конце XVI—начале XVII в. с кальвинизмом слилось очень близкое к нему течение — цвинглианство, основателем которого был швейцарский религиозный деятель Ульрих Цвингли (1484-1531).
Основные положения кальвинизма были зафиксированы с небольшими вариациями в нескольких исповеданиях: Галликанском (1559 г.), Бельгийском (1561 г.), Втором Гельветическом (1566 г.), Вестминстерском (1647 г.) и других.
В своем вероучении кальвинисты исходят из интерпретации Библии, предложенной Ж.Кальвином, который рассматривал Священное Писание как слово Божие, записанное людьми по наитию Святого Духа и представляющее откровение Бога человеку. Как и другие протестанты, кальвинисты считают Библию единственным стандартом веры и полностью отвергают Священное Предание. Так же, как и лютеране, кальвинисты не верят в способность церкви содействовать спасению людей. В отличие от лютеран кальвинисты считают, что Бог еще до сотворения предопределил одних своих людей к спасению, других же к вечным мукам в аду. По представлению кальвинистов, верующие должны совершать добрые дела, но это не путь к спасению, а лишь знак того, что Бог предопределил человека к спасению. Не имеют спасительной силы у кальвинистов и таинства (их в кальвинизме два) крещение и причащение, они лишь знаки спасения человека. Крещение означает в кальвинизме приобщение человека к церкви с освобождением его от грехов. Если лютеранству свойственен христоцентризм, то кальвинизму — богоцентризм: некоторое преимущество среди трех ипостасей Троицы отдается Богу Отцу. Обрядность в разных кальвинистских церквах не совсем одинакова, но в целом для нее характерна большая простота по сравнению не только с католицизмом, но и с лютеранством. Настенная живопись в храмах не допускается, кальвинистские пасторы не надевают священных облачений. Во время богослужения не возжигаются свечи. В храмах нет алтаря. Крест не считается обязательным церковным символом. Богослужения, как и у лютеран, совершаются на языке верующих.
Известны три формы кальвинизма: реформатство, пресвитерианство и конгрегационализм. Первые две практически тождественны и различаются в основном лишь по месту своего формирования (реформатство сложилось в Швейцарии, пресвитерианство — в Шотландии и Англии).
Важное место среди протестантских конфессий занимает баптизм, основателем которого считается Джон Смит — бывший англиканский проповедник, пришедший к убеждению в необходимости сознательного крещения во взрослом возрасте.
Большинство баптистских церквей разделяет главные положения ортодоксального протестантизма. Основная часть баптистов верит, что человек духовно свободен и может трактовать Библию, полагаясь на свое сознание. В баптистских церквах принято несколько исповеданий, наиболее известные из которых — Лондонское (1689 г.), Филадельфийское (1748 г.) и Нью-Гэмпширское (1832 г.). Первые два близки к Вестминстерскому исповеданию кальвинистов Великобритании, в третьем же кальвинистское положение о предопределении несколько смягчено. Следует, однако, подчеркнуть, что абсолютным авторитетом для баптистов является только Священное Писание, а все принятые ими исповедания написаны скорее для того, чтобы показать, во что они верят.
Главной особенностью баптистской догматики, отличающей ее от учения многих других протестантских деноминаций, является, так называемое, сознательное крещение, или крещение по вере. Оно совершается по воле самого человека, готового принять веру (обычно это происходит по достижении 12—14 лет). Крещение у баптистов считается не таинством, а обрядом, символизирующим твердость веры человека. Второй баптистский обряд — хлебопреломление (так у баптистов именуется причащение). Причащаться в большинстве баптистских церквей разрешается и лицам, еще не принявшим крещения. По представлению баптистов, хлебопреломление символизирует воспоминание о последней трапезе, муках и смерти Иисуса Христа.
Богослужебная практика баптистов отличается простотой.
Основное внимание уделяется проповеди и чтению Священного Писания. Характерны и импровизированные молитвы, которые могут быть и молчаливыми, а также пение гимнов. Во время богослужений возжигаются свечи. Убранство баптистских церквей раньше тоже было очень простое: в аудиториях (так у баптистов называют помещения, где проводятся молитвенные собрания) находились лишь кафедры для проповеди, престолы с элементами причастия на них и баптистерии — специальные бассейны, предназначенные для совершения крещения.
Для баптизма характерно отсутствие резкой грани между священнослужителями и мирянами. Пасторы не рассматриваются как носителя сакральной или церковной власти. Нередко они лишь проводят молитвенные собрания, а общинами руководят миряне. Из мирян же избираются и диаконы, которые совершают обряд хлебопреломления. В некоторых баптистских общинах обязанности священнослужителей могут исполнять и женщины. Хотя каждая церковная община у баптистов зависима, общины, стоящие на близких догматических позициях, объединяются в конвенции, ассоциации, общества, товарищества в рамках штата, региона, страны или группы стран. Правда, властных функций эти объединения не имеют, а занимаются лишь просветительской, благотворительной и миссионерской работой.
Для баптизма очень характерна миссионерская деятельность: члены церкви должны заниматься распространением своей веры и стремиться обратить в нее возможно большее число людей. Это привело к быстрому увеличению численности баптистов. Основная часть сторонников баптизма (почти две трети) сосредоточена в США, где они составляют 19% населения и являются самой крупной протестантской группой. Хотя бы незначительные группы сторонников баптизма имеются в большинстве стран мира.
В 1905 г. был образован Всемирный союз баптистов, объединяющий в настоящее время большую часть баптистских церквей.
Из баптистской среды вышел адвентизм. Он был основан в 1831 г. в США Уильямом Миллером, бывшим капитаном американской армии. Одним из основных догматических положений адвентизма является вера в скорое второе пришествие Иисуса Христа. Адвентисты, подобно баптистам, единственным источником веры признают Библию.
В ходе догматических споров адвентисты распались на несколько групп. Подавляющее большинство их принадлежит к деноминации адвентистов седьмого дня, празднующих вместо воскресенья субботу. Эта группа обособилась от остальных адвентистов еще в 1844 г., а окончательно выделилась в отдельную деноминацию в 1863 г.
Как и остальные адвентисты, адвентисты седьмого дня придают большое значение второму пришествию Иисуса Христа и полагают, что оно должно скоро произойти. Адвентисты седьмого дня отвергли такой важный догмат христианства, как бессмертие души, пересмотрели положение о рае и аде. Они верят в условное бессмертие, даруемое Иисусом Христом не всем людям, а лишь праведникам, которые после второго пришествия воскреснут и будут находиться вместе с Христом на небе на протяжении тысячи лет. По истечении же этого тысячелетнего периода праведники станут жить с Христом на совершенно обновленной Земле. Что же касается грешников, то они, по представлению адвентистов седьмого дня, после второго пришествия тоже оживут, не пойдут в ад, а будут сожжены.
Адвентистам седьмого дня запрещено есть свинину, моллюсков, ракообразных и мясо других «нечистых» животных, пить алкогольные напитки, кофе и чай, а также курить табак. Они должны скромно одеваться, не пользоваться декоративной косметикой и не носить украшений.
Большинство адвентистов седьмого дня добровольно платят десятину, т.е. отдают на нужды церкви десятую часть своих доходов.
Молитвенные собрания у адвентистов седьмого дня проводятся по субботам. Во время этих собраний поются гимны, произносятся импровизированные молитвы, читаются проповеди. Обряды у адвентистов седьмого дня выполняются пасторами, которые возводятся в сан наложением рук. Все пасторы имеют равный чин, специальных облачений они не носят. Женщин в пасторы не посвящают.
Как и баптисты, адвентисты (и, прежде всего, адвентисты седьмого дня) ведут чрезвычайно активную прозелитическую работу, и поэтому сторонники адвентизма имеются сейчас в большинстве стран мира.
Помимо отмеченных выше протестантских деноминаций, в мире существуют разные религиозные течения, конфессии, церкви, секты, культы, которые вышли из недр протестантизма, но по своей догматике достаточно далеко отошли от основных доктринальных положений протестантизма и христианства в целом. Некоторые религиоведы называют их сторонников маргинальными протестантами.
Маргинальные протестанты часто дополняют Библию собственными источниками «Божественного откровения», а некоторые вообще отвергают ее, заменяя своими писаниями.
К маргинальному протестантизму относятся многие течения и деноминации, из которых наиболее известны свидетели Иеговы, мормоны, Христианская наука, Церковь объединения.
Численность маргинальных протестантов составляет около 100 млн. человек. Их группы имеются в большинстве стран мира, но особенно широко представлены они в США.
Деноминация свидетелей Иеговы была основана в 1872 г выходцем из конгрегационалистской семьи Чарлзом Тейзом Расселлом в городе Питтсбурге.
Свидетели Иеговы отвергают христианский догмат о Святой Троице, считая Иисуса Христа не Богом, а лишь первым и лучшим Божьим творением. Святой Дух рассматривается ими как Божья невидимая сила.
Последователи деноминации не верят в бессмертие души и загробную жизнь (рай и ад) и считают, что после смерти человек, лишенный сознательного состояния, ждет в могиле Страшного суда. Они утверждают также, что скоро должен наступить Армагеддон — война между Богом и Сатаной, в ходе которой будут уничтожены все «плохие люди», а для оставшихся людей наступит тысячелетнее Царство Божие.
Священства в обычном понимании у свидетелей Иеговы нет, так как они считают священниками всех крещеных членов деноминации. Крещение совершается в сознательном возрасте путем полного погружения в воду и считается лишь символом посвящения, а не таинством.
Для свидетелей Иеговы характерны отрицательное отношение к государству, которое они называют орудием Сатаны. Тем не менее, деноминация призывает своих членов быть законопослушными.
Еще дальше, чем свидетели Иеговы, отошли от главных догматических положений христианства мормоны. Эта конфессия появилась в 1830 г. в штате Нью-Йорк. Основателем ее был Джозеф Смит.
Общехристианское Священное Писание — Библию мормоны дополняют своей особой Книгой Мормона. Мормоны отошли от христианского понимания Троицы, считая три ее ипостаси отдельными сущностями. Святой Дух представляется им как энергия, исходящая от Бога.
Протестантская теология и философия
Протестантская ортодоксия была разработана М.Лютером, Ж.Кальвином и др. М.Лютер противопоставил умозрительной философии и теологии, направленной на познание сущности Бога и его атрибутов, богооткровенную теологию, предметом которой является спасение грешника. Реформаторы отказывались от рациональных доказательств бытия Бога во имя учения о божественном откровении.
В своем учении о двойственности человеческого бытия Лютер, Кальвин и другие реформаторы развили важную в христианской философии и теологии тему греха как отчуждения человека от Бога и раскрывали личностные и социальные аспекты этого отчуждения. Человек, согласно известному тексту из послания апостола Павла, сознает, что делает не то доброе, что хочет делать, но злое, которого не хочет (Рим. 7:14—25). Лютер подчеркивал, что жизнь христианина являет собой раздвоение на внутреннего и внешнего человека, духовного и плоского. В отличие от средневековой доктрины о повреждении грехом природы человека Лютер учил, что грех полностью извращает природу человека. Вместе с тем в учении реформаторов о человеке как непостижимо оправданном грешнике выражен жгучий интерес к человеческой индивидуальности и обоснованию ее ценности. Настаивая на оправдании одной только верой в Иисуса Христа, подчеркивая личное преобразование человека, его «рождение свыше», покаяние, обращение, освящение, реформаторы заменили внешние чудеса чудом преобразования личности. Отсюда проистекало существенное усиление внимания в их теологии к религиозному опыту.
Христианин представляется Лютеру одновременно и свободным в вере господином всех вещей, и рабом, подчиненным законам тварного мира. В трактате «О рабстве воли» Лютер отрицает у падшего человека стремление к добру. Только по благодати, в вере обретает человек внутреннюю свободу и надеется получить в окончательном явлении Бога, в «свете славы» разрешение всех вопросов, неразрешимых в свете природного разума.
В центре кальвинистской теологии находится учение о Боге как абсолютной суверенной воле, источнике любых норм и установлений. Человек, согласно Ж.Кальвину, предназначен быть «сосудом воли Божией», но в результате первородного греха утрачивает образ Божий, способность быть «зеркалом Божественной славы». Предопределение к спасению или к гибели считается непостижимым для живых людей, скрытым от них решением Божиим. Человек должен, безусловно, подчиниться воле Бога. Эта самоотдача себя Богу производит в истинно верующем, а значит, избранном человеке, чудо. Он становится, абсолютно, уверен в том, что предопределен к вечной жизни и его ничто не может похитить из рук Божиих. Человек должен поступать так, чтобы быть достойным вечного блаженства, если он к нему предопределен. Мир рассматривается как средство реализации замыслов Бога и подлежит преобразованию в соответствии с ними. Интенсивная профессиональная деятельность понимается как религиозная обязанность, леность приравнивается к греху.
Основополагающие идеи основателей протестантизма явились в дальнейшем предметом философской рефлексии в контексте общей протестантской парадигмы. Модернистское протестантское богословие XIX в. получило название «либеральной теологии», поскольку исходило из принципа автономии субъекта, свободы разума, частной инициативы. Стремление обновить теологию с помощью экзистенциальной философии было свойственно Паулю Тиллиху (1886-1965), немецко-американскому теологу и философу. Протестантскую теологию и философию на разных этапах ее существования развивали Ф.Шлейермахер, Д.Штраус, А.Гарнак, К.Барт, Р.Бультман, Д.Бонхеффер и др
7. Ислам
Возникновение ислама и современная география распространения.
Источники исламского вероучения.
Догматические и ритуальные основы ислама.
Мусульманское право. Шариат.
Конфессиональная организация ислама.
Мусульманская философия. Суфизм.
Своеобразие религиозной системы ислама.
Возникновение ислама и современная география распространения
Ислам — религия Книги, Корана (арабск. ал-Куран), что в переводе с арабского означает «чтение». Первым словом, которым ангел небесный предварил откровение Божие, данное Мухаммаду, было повеление «читай»! И хотя ангел держал в руках свиток с полным текстом Корана, Мухаммад запоминал откровение с голоса, частями, ибо полная Божеская истина, явленная человеку сразу, испепелила бы его. Слово важнее образа, буквы главнее рисунка. Ислам — религия надписей, которые сопровождают верующего всю его жизнь, даже если он не учен грамоте, как не был учен, если верить преданию, сам Пророк. Ислам - самая молодая из трех мировых религий (после буддизма и христианства), возникшая на юго-западе Аравийского полуострова (Хиджаз).